Сравнительные тесты
Системы ДК

Реальный кинотеатр ($450-600)

Stereo&Video Март 2004

Мы говорим «однокоробочник» — подразумеваем доступность. Покупка заранее сформированного набора (DVD-ресивер, пять сателлитов и сабвуфер) до недавнего времени была самым простым и относительно недорогим способом превратить гостиную в кинозал. Примерно год назад производители (в основном китайские) начали предлагать альтернативное решение — сверхбюджетные (порядка $300) комплекты 5.1-акустики со встроенным в сабвуфер многоканальным усилителем. К нему пятью сигнальными кабелями подключается выход декодера Dolby Digital/DTS, которым оснащено немало DVD-плейеров. Однако такая система чаще всего имеет серьезный недостаток: здесь нет декодера Dolby Pro Logic. Это значит, что подключить аналоговый источник (видеомагнитофон, спутниковый тюнер или телевизор со стереозвуком) можно только в двухканальном режиме. Значит, реальным в российских условиях подходом остается полный «однокоробочный» DVD-театр.
   Проблемы согласования компонентов берет на себя производитель, он же заботится о простоте установки и настройки, обеспечивает максимальную открытость, то есть возможность работать с любыми внешними AV-источниками. Отсюда и требования, которые вправе предъявлять к системе потребитель. По DVD-тракту они стандартны — воспроизводить DVD-Video любой зоны, DVD-R/RW и CD-R/RW (c одно- и многократной перезаписью), Video-CD и так называемые смешанные диски (MP3/ WMA/JPEG), то есть музыкальные записи со сжатием и переведенные в «цифру» фотографии. Не должен становиться камнем преткновения цифровой поток в формате DTS, крайне желателен декодер аналогового сигнала, работающий по матричному алгоритму (современная разновидность — Dolby Pro Logic II). Все более ценным в наших условиях становится, как ни парадоксально, полный транскодер NTSC–PAL. Дело в том, что в американской системе цветности записываются не только диски первой зоны, но и множество российских DVD-релизов (упомянем, например, серии «Наше новое кино» от компании CP Digital и «Аниме» от «DVD-cервис»). Словом, преимущества полного транскодера оценит даже владелец мультисистемного телевизора, желающий переписать NTSC-картинку на PAL-видеомагнитофон. Выходной видеосигнал система должна давать в композитном, S-Video и обязательно в трехкомпонентных видах — цветоразностном Y/Cb/Cr (его называют компонентным, три «тюльпана») и RGB (обычно реализуется в SCART). Тем, кто начинает создание домашнего кинотеатра с покупки «однокоробочника» (приобретение телевизора с большим экраном откладывается «на потом»), советуем отдать предпочтение комплекту со SCART’ом — большинство телеприемников на российском рынке принимают именно RGB-сигнал. Другие моменты, достойные внимания: эргономичный (предпочтительно системный, т.е. управляющий хотя бы еще и телевизором) пульт ДУ, меню на русском языке, режим масштабирования (Zoom) с коэффициентом 1,3 (позволяет заполнить по высоте экран обычного телевизора картинкой с размерностью 16:9) или с возможностью плавного изменения этого коэффициента. Лучше, если акустические системы имеют стандартные клеммы. Сами АС должны допускать как установку на поверхность, так и крепление к стене. Напоследок — несколько слов о компоновке. Усилители размещаются обычно или в центральном блоке, или в сабвуфере. Оба варианта имеют достоинства и недостатки. Первый обычно предусматривает возможность модернизации сателлитов, однако требует размещения в центральном блоке охлаждающего вентилятора (он может досаждать шумом и нагнетать внутрь корпуса пыль, которой «не обрадуется» оптика DVD-транспорта). Второй вариант является по особенностям как бы зеркальным отражением первого — замена сателлитов вряд ли возможна (центральный блок подключается к ресиверу нестандартным кабелем), зато и вентилятор в центральном блоке не нужен. Итак, что новенькое предлагают разработчики?

JVC TH-M45

  • Цена: $500
  • Оценка:
  • Достоинства: чейнджер на 5 дисков, цифровой вход, дополнительный вход стереосигнала, реализованный в SCART, возможность составить программу из треков любого формата и с разных дисков чейнджера
  • Недостатки: отсутствуют линейный выход аудиосигнала, неотключаемый транскодер NTSC–PAL

На лицевой панели обращают на себя внимание пять пар кнопок для индивидуального управления лотками пятидискового чейнджера классической конструкции (лотки расположены друг над другом). Диски можно менять, не прерывая воспроизведения. Еще одна возможность, удобная для проведения домашних вечеринок, — составление программы воспроизведения треков любого формата (можно чередовать записи МР3, CD-Audio и даже главки DVD) со всех загруженных в чейнджер дисков. Поможет в этом как продуманная система экранных меню (МР3-текст и структура файлов на смешанном диске выводятся полностью), так и дисплей на передней панели (показывает, какие лотки загружены, тип загруженного диска и т.п.). Среда смешанных MP3/JPEG-дисков выбирается вручную, но диски с однородными записями (только JPEG или МР3) правильно распознаются автоматически. Первоначальная установка идет споро благодаря остроумной конструкции ПДУ: доступ ко всем регулировкам — прямой, а чтобы пульт не казался перегруженным кнопками, вспомогательные спрятаны под сдвижную крышечку. ПДУ управляет также телевизором и видеомагнитофоном от всех основных производителей. Предусмотрена коррекция множества видеопараметров (вплоть до времени задержки сигнала цветности относительно яркости). Два варианта регулировок — например, для PAL- и NTSC-записей — можно занести в память, а также учесть тип исходника (домашнее видео или кино), что для данного аппарата очень важно, поскольку транскодер NTSC–PAL не отключается. Гнездо SCART работает только на прием аудиосигнала с телевизора, что, с одной стороны, облегчает прослушивание эфирных телепрограмм через 5.1-комплект, а с другой — сильно затрудняет перезапись. Выход линейного аудиосигнала отсутствует вовсе, поэтому запись можно, в принципе, провести через разъем Headphones (наушники), но это — вынужденное решение. Иными словами, кинотеатр в основном предназначен зрителям, слушателям и любителям запрограммированных аудио- или видеомарафонов.

В наличии вход цифрового сигнала, однако нет линейного выхода В наличии вход цифрового сигнала, однако нет линейного выхода

Измерения

Рис. 1. АЧХ сателлитов
Рис. 2. АЧХ центрального громкоговорителя
Рис. 3. График цветового баланса в цветовом пространстве для видеосигнала (R-Y/B-Y)
Рис. 4. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров

Технический комментарий

Практически во всем диапазоне частот неравномерность АЧХ сателлитов/центра (они — одной конструкции) очень мала. АЧХ усилителя — образцовая (практически прямая линия до 24 кГц). Чувствительность сателлитов — самая высокая в тесте, что вместе с хорошей мощностью выходных каскадов способствует четкой передаче микродинамики (полезно, главным образом, при озвучивании саундтреков). Усилитель не имеет ограничения по низким частотам — можно подключать любые внешние АС, чему способствуют универсальные клеммы, настройки размера громкоговорителей и частоты среза сабвуфера. Последний имеет малый запас по мощности, поэтому уверенно озвучивает только небольшие помещения (не более 20 кв. м). Разделение каналов при декодировании симметричное, но недостаточно глубокое для центра, что сказывается на локализации диалогов. Уровень тыла исходно приподнят на 2 дБ, что легко компенсировать уменьшением громкости при настройке. S-Video- и композитный выходы характеризуются сравнительно высоким уровнем шумов или пониженной четкостью цветовых переходов, предпочтителен для подключения RGB; недостаток насыщенности восполняется через меню.

Panasonic SC-HT700

  • Цена: $550
  • Оценка:
  • Достоинства: чейнджер на 5 дисков, чтение DVD-Audio, компонентный видеовыход с прогрессивной разверткой (NTSC), плавный Zoom
  • Недостатки: неполный транскодер NTSC–PAL, отсутствует декодер Dolby Pro Logic II

Комплект интересен, в первую очередь, удачным сочетанием эксклюзивных и пользовательских возможностей. Он читает DVD-Audio и записи на DVD-RAM, выдает NTSC-сигнал с прогрессивной разверткой; вместе с тем имеется пятидисковый чейнджер карусельного типа, позволяющий составить программу воспроизведения треков любого формата со всех загруженных дисков. Мало того, аппарат запоминает аудионастройки (DSP-режим, громкость сабвуфера и пр.) для тридцати дисков. Выбирать треки удобно — имена файлов, MP3- и CD-текст выводятся без ограничений, предусмотрен поиск по нескольким символам названия. Регулируемый режим слайд-шоу облегчает просмотр JPEG-фотографий, а множество алгоритмов создания объемного звука позволяют учесть как акустику помещения, так и особенности расположения зрительских мест. Есть также функция Double Re-master, призванная улучшить звучание аудиозаписей путем воссоздания информации, утраченной при компрессировании (MP3), и формирования спектра выше 20 кГц (CD-Audio). Система экранных меню развита чрезвычайно, поэтому внятная инструкция на русском языке оказывается очень кстати. Те, кто не хочет вникать в тонкости, могут провести упрощенную настройку (quick setup), однако при этом окажутся невостребованными многие полезные регулировки (подстройка под тип телевизора/проектора, полная юстировка картинки, включающая гамма-коррекцию). Разочарованным останется разве что владелец видеомагнитофона (NTSC преобразуется только в PAL60). Системный пульт ДУ, управляющий также телевизором и «видиком», — самый миниатюрный в тесте, но эргономичный. Кнопки хорошо различимы на ощупь, а контрастные надписи на фоне металлической панели отлично читаются. Универсальный аппарат обрадует не только любителя кино и потенциального диджея, но и тех, кто ратует за демократизацию эксклюзивных аудиозаписей.

Комплект не расчитан на модернизацию - об этом свидетельствует, помимо прочего, тот факт, что усилители размещены в сабвуфере Комплект не расчитан на модернизацию - об этом свидетельствует, помимо прочего, тот факт, что усилители размещены в сабвуфере

Измерения

Рис. 1. АЧХ сателлитов
Рис. 2. АЧХ центрального громкоговорителя
Рис. 3. График цветового баланса в цветовом пространстве для видеосигнала (R-Y/B-Y)
Рис. 4. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров

Технический комментарий

АЧХ сателлитов достаточно гладкая в рабочем диапазоне частот; КНИ в широкой полосе не превышает 2%. Усилитель эффективно работает вплоть до 100 кГц (спад — 6 дБ); низкие частоты целиком перенаправляются в сабвуфер (частота раздела 150 Гц). Фаза выходного сигнала перевернута относительно входного (CD), что в данном случае несущественно. Сильнее на звучании сказывается недостатки фильтрации: спектр насыщен гармониками и интермодуляционными компонентами с уровнем –20 дБ к основному сигналу (дает о себе знать цифровая природа сравнительно недорогого усилителя). Разделение каналов симметричное, что способствует формированию правильной пространственной картины. Заметим, что исходно коэффициент усиления в тылу отличается от фронта, причем на разную величину в форматах Dolby Digital и DTS. Желательно повнимательней настраивать громкости по каналам под саундтреки разных форматов. По цветовым шумам для всех видеовыходов сигналов, кроме RGB, аппарат — не в лидерах. Наиболее правильные цветовые переходы дает S-Video, а наилучшую четкость обеспечивает компонентный сигнал, правда, требуя увеличения насыщенности.

Samsung HT-DB750

  • Цена: $550
  • Оценка:
  • Достоинства: система автоматической настройки параметров звука; расширенный диапазон FM (УКВ)
  • Недостатки: отсутствие AV-входа, нет RCA-выходов для записи; транскодер NTSC–PAL не имеет положения Auto; шумный вентилятор

Главная особенность комплекта — система DSM (Digital Sound Master) для автоматической настройки параметров многоканального звучания, которую ранее можно было получить только в эксклюзивной AV-технике. Посредством тестовых сигналов и штатного микрофона она устанавливает оптимальные задержки, уровень каждого канала, настраивает их тонально с помощью восьмиполосного эквалайзера (таким образом, учитывается акустика помещения). Ручная регулировка менее удобна: громкость каждой АС изменяется балансными регулировками, канальные эквалайзеры недоступны. Коммутационные возможности системы — довольно специфичны: цифровой вход, два стереовхода и ни одного стереовыхода. Линейный аудиосигнал можно получить только со SCART’a, что затрудняет перезапись на кассету или MD (нужен переходник SCART–RCA). Зато при записи DVD на VHS проблем нет даже с дисками первой зоны: проигрыватель имеет полный двунаправленный транскодер NTSC–PAL (к сожалению, без режима Auto). Приятно отметить, что среда при чтении смешанных MP3/JPEG-дисков определяется автоматически, а на экран телевизора выводится полное дерево файлов, независимо от их типа. Для прослушивания стереосигнала в многоканальном варианте предлагается множество DSP-режимов. Трехдиапазонный тюнер имеет расширенный FM-диапазон, что позволяет принимать и УКВ-станции (правда, в моноварианте). Улучшить прием слабого сигнала FM-станций позволяет принудительный перевод в монофонический режим. Пульт ДУ подтверждает преемственность выработанного стиля: удобно лежит в руке, на основной панели под пальцами — лишь часто используемые клавиши управления театром и TV (настройка на компоненты других производителей — через ввод кода). Редко используемые кнопки находятся под сдвижной крышечкой. Комплект рассчитан на работу с PAL/SECAM-телевизором в помещении довольно большого объема и площади (в разумных пределах).

Вентилятор охлаждения работает почти постоянно, и довольно высокий уровень его шума заметен на малых громкостях Вентилятор охлаждения работает почти постоянно, и довольно высокий уровень его шума заметен на малых громкостях

Измерения

Рис. 1. АЧХ сателлитов
Рис. 2. АЧХ центрального громкоговорителя
Рис. 3. График цветового баланса в цветовом пространстве для видеосигнала (R-Y/B-Y)
Рис. 4. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров

Технический комментарий

Стабильность АЧХ фронтальных и центральной АС вполне удовлетворяют требованиям бюджетного театра. Советуем поэкспериментировать с местом размещения центральной АС: штатный «центр» имеет провал в области 4–7 кГц (субъективно звук смягчается) и с трудом держит большую громкость (великоват уровень КНИ). АЧХ усилителя — «кроссоверная»: низкие частоты направляются на сабвуфер (частота раздела — около 130 Гц). Сабвуфер имеет хороший запас по мощности и низкий КНИ (не более 5% на 65 Гц). Чувствительность сателлитов средняя, что компенсируется мощностью выходных усилителей. По симметрии и глубине разделения каналов при декодировании DD и DTS ресивер занимает лидирующее положение в тесте (идеальный круг на уровне –65 дБ). Баланс каналов выставлен ровно, за исключением центра (провален на 2 дБ — стоит прибавить громкость при настройке). Наименьший уровень цветового шума и наилучшие цветовые переходы дает композитный (!) видеосигнал, однако для получения изображения максимальной четкости (модель — лидер теста по этому параметру) нужно использовать RGB-подключение.