Сравнительные тесты
Музыкальные центры

Иллюзионисты и эксцентрики ($300)

Stereo&Video Февраль 2002

Язык не поворачивается называть мини-системы скучным словом "аппаратура". Эти веселые ребята скорее напоминают циркачей в пестрых костюмах. Стоит зайти в магазин, где продается аудиовидеотехника, и взгляд сам выхватит из общей массы яркие по дизайну и звучанию музыкальные центры: "Хотите развлечься? Вам – сюда!" Обычно перед тем, как сделать покупку, мы пытаемся выжать из продавцов максимум аргументов, чтобы укрепиться в собственном мнении. Но часто в ответ получаем стандартное: мол, модель новая, мощная, фирменная и недорогая… Чего ж еще? Наверное, действительно в большинстве случаев не имеет особого смысла утруждать себя подробным выяснением технических параметров. Симпатичные "мини" делаются не первый год, и разработчики давным-давно определили "рамки дозволенного". Другими словами, все говорит о том, что дело здесь – не в тонкостях, а в тех впечатлениях и настроении, которые руководят нашим выбором. Однако, кроме внешних данных, каждая модель в чем-то обязательно отличается от себе подобных, поэтому знание дополнительных особенностей порой играет решающую роль. Блоки компонентной Hi-Fi-аппаратуры традиционно выполняются в корпусах стандартных размеров и лишь изредка меняют "костюмчик" (консервативный черный, серебристый или "шампань"). Напротив, музыкальные центры живо откликаются на модные течения в области аппаратурного дизайна, без стеснения подстраиваются под молодежные вкусы. Заметим, что при всем разнообразии цветовых решений и фантастичности форм, компоновка мини-систем повторяется от модели к модели – пара колонок плюс центральный блок.
   Посмотрим на акустику. Первое, что приходит в голову: посчитать – сколько динамиков в колонке. Казалось бы, очевидно: чем их больше, тем лучше? Увы, хорошо известно, что, например, в High Fidelity достойное звучание никто не связывает с количеством динамиков (скорее – наоборот!) В мини-системах, для которых важнее "сразить наповал", можно встретить весьма удивительные экземпляры: и колонки с пятью динамиками, и встроенные басовики (сабвуферы), и различные конструкции акустического оформления (фазоинверторы, тоннели, резонаторы и пассивные радиаторы, расширяющие НЧ-диапазон). Есть хитрые отражатели-рассекатели, с помощью которых акустики пытаются организовать ненаправленное звучание… Все это обычно выполнено из пластика и выглядит эффектно, но и работает ровно настолько, чтобы оправдать затраченные деньги. Напомним, если пара Hi-Fi-колоночек полочного типа обойдется в $200, то наши красавицы потянут где-то на $50–75… Центральный блок системы по плотности населения напоминает общежитие: CD-плейер (как правило, с 3/5-дисковым чейнджером), двухкассетная дека (с возможностью записи, часто автореверсная), AM/FM-тюнер (иногда с FM- и российским УКВ-диапазоном, реже – с RDS – системой приема радиоданных), стереоусилитель, эквалайзер, цифровой процессор обработки звука (DSP), блок питания, блок электронного управления и коммутации… Разработчики считают, что пользователь будет рад и пульту дистанционного управления, и программируемому CD-чейнджеру (такой проигрыватель может беспрерывно крутить музыку). Еще интересней составлять музыкальные программы "избранного" для копирования на кассеты. Хотя по нынешним временам магнитофон уже не рассматривается как суперкачественный источник (даже система шумоподавления Dolby B используется все реже), но в музыкальном центре для него найдется работа. Можно подготовить кассету для автомагнитолы, скопировать диск или сделать оперативную запись с эфира по таймеру… Кстати говоря, многие недооценивают комфорт, который предлагают таймерные функции: утренний подъем под музыку, автоматическое выключение, запись радиопередачи по программе. Получается, музыкальный центр – вещица не только веселая, но и небесполезная?

Aiwa NSX-R51

  • Цена: $280
  • Оценка:
  • Достоинства: экранированные акустические системы
  • Недостатки: усилитель достоин более мощной акустики

Крышка кассетоприемника сделана общей для обеих дек. Неужели кассеты можно менять только парой? Нет, просто оба кассетоприемника оказались "под одной крышей". Нажатие на правую/левую сторону приводит к ее открыванию вместе с одним из кассетоприемников (можно открыть и оба). Такое решение несколько усложнило конструкцию, но обеспечило хороший контроль за магнитной лентой: в кассетнике средняя часть открыта, и через нее хорошо видно – сколько ленты осталось. Для загрузки компакт-дисков выезжает большой лоток, в котором установлен карусельный механизм, на него сразу кладется два диска, после нажатия кнопки Disc Skip лоток поворачивается как карусель (отсюда и название), предоставляя возможность установить третий диск. Однако эта кнопка, как и кнопка открытия загрузочного механизма, расположены прямо под лотком. Когда он открыт, добираться до этих кнопок довольного неудобно: аппарат лучше поставить повыше. Программируя порядок воспроизведения треков CD, можно выбирать композиции со всех загруженных дисков. Во время работы CD-плейера есть возможность заменить пару дисков: лоток с ними выезжает, а оставшийся CD продолжает играть. При программировании памяти радиоприемника стоит заранее продумать, под каким номером какую станцию запомнить, поскольку запись возможна только в конец очереди пресетов. Когда ненужный пресет стирается, все номера выше него автоматом уменьшаются на единицу. Заполнение памяти станций доступно и с пульта. Магнитофон снабжен электронным счетчиком ленты, автореверса нет. Функция перезаписи кассет Dubbing дублирует каждую сторону кассеты целиком: если нажать эту кнопку, то обе кассеты сначала перематываются к началу, и только после этого включается запись. На точечный дисплей при воспроизведении выводится индикация уровня сигнала в виде 13-полосного анализатора спектра или стилизованной осциллограммы. Таймеры включения и записи по часам устанавливают время срабатывания. Акустика имеет экранированную магнитную систему для снижениия ее влияния на телевизионный экран, если он находится рядом с музыкальным центром. На помощь конусному твитеру призваны еще керамические супертвитеры, однако в звучании верхам все равно недостает яркости. Вокальный диапазон выглядит подчеркнутым, поэтому на некоторых композициях его стоит немного скорректировать тембрами. Низкие частоты особой басовитостью не отличаются, однако и по количеству, и по качеству они вполне соответствуют общей идее – тональный баланс подчеркнуто вокальный. Более того, субъективно возникает ощущение, что звук в каком-то смысле отвечает и дизайнерской концепции: вещь выглядит дороже, чем за нее просят.

Крышка кассетоприемника Крышка кассетоприемника

Измерения

Магнитофон
CD-плейер
Усилитель
Акустика

Технический комментарий

АЧХ колонок заметно изрезана: спад чувствительности в диапазоне 4–8 кГц объясняет невысокую контрастность высоких частот, а ложбинка на 200–1000 Гц оттеняет область 1–4 кГц, подчеркивающую тембры вокала. Верхняя рабочая частота кассетника простирается до 16 кГц, но на низких частотах рабочий диапазон несколько сузил досадный провал 40 Гц (замыкание магнитного потока ленты через корпус магнитной головки вызывает волнистость АЧХ – "змейку"). CD-плейер, имея достаточно хорошую импульсную характеристику, рано заваливает низкие частоты и заметно смягчает сигнал на высоких частотах. Радует, что искажения CD-проигрывателя малы во всем частотном диапазоне. Тюнер показал невысокую избирательность, но по чувствительности он – в лидерах. Усилитель спокойно дает 2х70 Вт при КНИ 0,7%.

JVC MX-G51REE

  • Цена: $370
  • Оценка:
  • Достоинства: российский УКВ и RDS, отличные звуковые эффекты
  • Недостатки: небольшой набор функций кассетника

Знакомство началось с тщетных попыток загрузить чейнджер компакт-дисками: MX-G51R никак не реагировала на кнопки загрузки… Оказалось, исходно был включен имеющийся механизм блокировки. Что это такое? Разработчики предлагают владельцу на всякий пожарный спрятать любимые диски под замок. Возможно, это пригодится на вечеринке или на домашней дискотеке, когда контроль над содержимым CD-чейнджера существенно ослаблен (тем более что во время воспроизведения можно поменять два других диска). Секьюрити – на страже! Модель действительно предназначена для танцевальных тусовок, а не для философской созерцательности. Например, индикатор уровня на дисплее готов заменить цветомузыку: индикаторные полоски, занимающие добрую половину экрана, расположены и вертикально, и горизонтально. Вдобавок их мерцание отражается в зеркале на горизонтальной полочке, расположенной под дисплеем. Это как-бы увеличивает размер дисплея и повышает светоотдачу. Тюнер имеет и RDS, и российский УКВ-диапазон, поэтому 30 пресетов для УКВ/FM (от 69 до 108 МГц) обязательно пригодятся. CD-плейер показывает музыкальный календарь на 16 позиций (самый большой в тесте), внешне напоминающий шкалу автомобильного спидометра. Желание придать дисплею необычный вид взяло верх над скупой рациональностью. Магнитофон функционально самый простой, зато сколько внимания уделено акустике! Сбоку в каждой колонке расположен НЧ-динамик сабвуфера, пылезащитный колпачок которого имеет 3-миллиметровую MDF-шайбу. Утяжеление диффузора позволяет снизить резонансную частоту системы, но расплатой за это, как правило, служит снижение чувствительности и трудности демпфирования. Проблема чувствительности решена применением отдельного НЧ-усилителя для сабвуфера с 4 уровнями подстройки. Отпущенный на свободу бас готов гулять по квартире. Если на плавных, мягких басах хорошо чувствуется их глубина и мощь, то резкие ударные звуки получаются растянутыми во времени. Включение сабвуфура "на полную" выявляет все потенциальные источники дребезга и в блоке, стоящем рядом, и в комнате, и… у соседей? Кстати, колонки не имеют никаких ножек, поэтому рекомендуем использовать виброизолирующие подкладки (можно из резины или войлока). Вокальный диапазон достаточно ровный и чистый, но ощутимая направленность сужает зону стереоэффекта. Добавление пространственных звуковых эффектов с помощью DSP заметно сказывается на ощущениях: звук становится более отточенным, иногда – резковатым, но отключать их уже не хочется.

Измерения

Магнитофон
CD-плейер
Усилитель
Акустика

Технический комментарий

Работу сабвуфера можно оценить по АЧХ, низкочастотная часть которой снята при крайних положениях регулятора уровня. Включение сабвуфера расширяет НЧ-диапазон, а согласование его характеристики с основной акустикой выполнено "по-минисистемному" (провал на частотах 70–100 Гц в дополнение к уже имеющемуся на 300–600 Гц). С уходом от оси, звук заметно модифицируется из-за направленности. Нелинейные искажения проявляются в основном при больших мощностях. АЧХ магнитофона линейна, и на низких частотах "змейка" небольшая, но точность установки скорости протяжки невысока, что, однако, не является помехой при выполнении "родных" записей. АЧХ CD-плейера на низах по уровню –3 дБ начинается с 40 Гц (в НЧ-диапазоне искажения возрастают до 0,5%). Тюнер обладает повышенной избирательностью и очень чувствителен. Искажения усилителя на половинной мощности невелики – 0,15%.

Kenwood XD-755

  • Цена: $340
  • Оценка:
  • Достоинства: очень мощное звучание
  • Недостатки: отсутствие регулировки тембра, маловато высоких частот

В мини-системах высота центрального блока и колонок обычно одинакова. Если в этот габарит громкоговорители не помещаются, приходится как-то мудрить, устанавливая, например, сабвуфер сбоку или даже внутри колонки. Акустическая система LS-N90S, которой комплектуется "кенвуд", выглядит очень серьезной и по размеру, и по техническим параметрам. Среднечастотник не поместился на передней панели, и его пришлось расположить перед НЧ-драйвером с некоторым перекрытием, которое, вообще говоря, на бас не влияет. Диффузоры мидбаса и сабвуфера одинаковы по размеру, хотя дизайнеры создали иллюзию, что сабвуфер больше (для басовика отдельного усилителя нет). В этой модели больше всего удивил тюнер, его FM-диапазон разбит на два: "FM-стерео" и просто "FM" (стало быть – моно). Автопрограммирование пресетов работает только с RDS-станциями (таких у нас в России немного), но есть полезная функция сканирования пресетов, позволяющая, автоматически перебирая их (по 5 секунд на каждый), быстро найти в эфире что-либо интересное. "Официально" CD-плейер не замечает записываемые диски CD-R/CD-RW, но большинство CD-R-Audio он читает. Во время проигрывания одного диска можно выдвинуть лоток и заменить два других. Магнитофон с автореверсом (им оснащена только записывающая дека). Для отображения уровня сигнала имеется пятиполосный анализатор спектра. Пульт ДУ с маленькими одинаковыми кнопками – не "супер", но привыкаешь к нему быстро. Жаль, что отсутствие цифрового поля на пульте ДУ исключает прямой доступ к треку и к пресетам тюнера. Таймер воспроизведения отключается не по часам, а по окончании диска (кассеты), если же выбран вход с внешнего источника, то через час. Таймер записи отключится, только когда магнитофон запишет всю кассету до конца. Регулировок тембра, кроме имеющихся 5 фиксированных частоток, не предусмотрено. Однако по хайфайному ровное звучание без тембральных "украшений" обладает ощутимой глубиной за счет хорошей басовой поддержки и, похоже, вовсе не нуждается в какой-либо коррекции. Включение функции Extra Bass усиливает басовый напор до такой степени, что вокруг все и вся готовы трепетать! Все... кроме самих колонок: система отлично держит удар даже на самых резких и могучих басах. Высокие частоты не отличаются такой выразительностью, как низы. Важно отметить, что колонки хорошо согласованы с усилителем, имеющим рекордную мощность при ограничении искажений на Hi-Fi-уровне.

Измерения

Магнитофон
CD-плейер
Усилитель
Акустика

Технический комментарий

АЧХ громкоговорителей достаточно ровная, и по высоким частотам легко перекрывает верхнюю границу звукового диапазона в 20 кГц. Лишь спад на 600 Гц может оказать влияние на звук. Нелинейные искажения даже на самых низких частотах (ниже 60 Гц) сравнительно небольшие, а на средних и высоких вообще не превышают 1%. Однако в полосе 70–100 Гц их уровень великоват. АЧХ CD-плейера сильно скруглена на высоких, что скорее всего объясняет заметный дефицит звонкости, хотя импульсные характеристики просто великолепны, с минимальными колебательными процессами. АЧХ магнитофона отличная и конкурирует с CD-плейером. Усилитель преподнес небольшой сюрприз, напоминающий о поведении High End-аппаратуры: при увеличении сигнала до определенного уровня растет и выходная мощность (и КНИ), потом искажения уменьшаются, словно открывается "второе дыхание", что позволяет беспрепятственно и дальше форсировать звуковую мощь.