Сравнительные тесты
DVD-рекордеры

Чтобы сохранить кадры ($650-1000)

Stereo&Video Март 2004

Как быстро меняются кумиры. Казалось бы, совсем недавно сердце видеолюбителя начинало учащенно биться при взгляде на продвинутые S-VHS-видеомагнитофоны с монтажными функциями, встроенным транскодером, цифровыми шумоподавителями… Но нашествие (по-другому не скажешь) DVD привело к резкому росту качественных характеристик бытовой видеозаписи. Потребитель больше не хочет мириться со стандартными 230 ТВЛ классических VHS-видеомагнитофонов. Даже эксклюзивные 400 ТВЛ суперформата больше не кажутся эталоном качества. Важным фактором, обусловившим смену фаворитов, стало и распространение цифровых видеокамер, обеспечивающих несравнимо более высокое качество записи по сравнению с аналоговыми предшественницами. Терпеть заметную потерю качества при перезаписи на VHS уже не хочет никто. Выход из создавшегося положения был очевиден, и мы неоднократно писали об этом. Наконец пришло время для первого в нашем издании сравнительного теста бытовых DVD-рекордеров, которые становятся все более востребованными и более доступными. Относительно высокая цена — пожалуй, основная причина, препятствующая массовому распространению DVD-рекордеров, — постепенно начинает «худеть». Правда, этому, как ни странно, мешает… отсутствие единого DVD-формата записи дисков. Этому вопросу посвящена подробная статья «Все для DVD-записи» (S&V, январь 2004), здесь же для краткости скажем, что с появлением мультиформатных устройств ситуация будет улучшаться — производители осознают: эта неопределенность является тормозом для развития рынка DVD-рекордеров. В принципе, уже есть аппараты, поддерживающие несколько форматов, — DVD-Dual (DVD-RW/DVD+RW) либо DVD-Multi (DVD-RAM/DVD-RW). Потребитель, вложивший немалые средства в приобретение подобного устройства, в какой-то степени может быть уверенным в защите своих инвестиций.
   В нынешнем тесте представлены все доступные на сегодня DVD-форматы, поэтому будет особенно интересно сравнить их в одинаковых условиях. Каков же портрет современного DVD-рекордера? Все тестируемые аппараты умеют записывать видеосигнал с эфира (оснащены ТВ-тюнером), а также по композитному и S-Video-интерфейсу (многие — еще и по RGB, например, со спутникового ресивера), большинство имеет DV-вход (интерфейс IEEE1394) для перегона видеоматериала с цифровой видеокамеры на DVD с минимальными монтажными функциями. Запись ведется как на однократно записываемые диски DVD-R или DVD+R, так и на «многоразовые» DVD-RAM, DVD-RW, DVD+RW. Как правило, предусмотрено несколько режимов качества с различной фиксированной величиной записываемого цифрового потока, причем почти во всех аппаратах есть также возможность квазиплавного изменения битрейта для подгонки времени записи к информационному объему диска. Многое говорит о том, что надежды на резкое (как это уже произошло с DVD-плейерами) снижение цен на DVD-рекордеры скорее всего оправдаются. Главная причина — унификация с компьютерными комплектующими. Не секрет, что в большинстве аппаратов (если не во всех) используются стандартные компьютерные DVD-приводы с незначительными доработками. Чипсеты (наборы микросхем кодеров-декодеров) также универсальны, и их стоимость постоянно снижается. Да и остальные компоненты — TV-тюнеры, видео-ЦАП/АЦП — давно отработаны и оптимизированы. Поэтому ближайшее будущее DVD-рекордеров представляется вполне оптимистичным. А пока давайте оценим достигнутый на сегодня уровень и качество технологии записи DVD-Video в домашних условиях.

JVC DR-M1SLE

  • Цена: $980
  • Оценка:
  • Достоинства: совместимость с тремя форматами записи, компонентные видеовыходы с прогрессивной разверткой
  • Недостатки: Недостатки: нет автоматики цвета, нет компонентных видеовходов, усложненная навигация в меню

Аппарат выделяется наибольшей, если так можно выразиться, всеядностью, похвальной мультиформатностью. В дополнение к одноразовым DVD-R он работает сразу с двумя форматами перезаписываемых дисков — DVD-RW и DVD-RAM. Правда, RAM-диски при этом используются без защитного картриджа. Коммутационные возможности аппарата также выглядят выигрышно расширенными. Видеовыходы представлены практически во всех вариантах: кроме композитного и S-Video, есть компонентный (цветоразностный и RGB), причем с прогрессивной разверткой. Плюс к этому имеется гнездо шины управления AV Compu Link и разъем для специального ИК-передатчика для управления ресивером спутникового телевидения (передатчик входит в комплект поставки).
   Немного об управлении. Компактный пульт ДУ исключительно универсален: может управлять также телевизором, декодером кабельного ТВ и спутниковым ресивером. Понравилась возможность переключать телеканалы крупными кнопками курсора, а вот кнопка REC мелковата и расположена внизу — не сразу заметишь. Меню аппарата приятно с точки зрения графического и цветового оформления, но навигация по нему не во всех режимах удобна.
   Еще одна специфическая особенность — аппарат автоматически не различает стандарт цветности входного сигнала ни с видеовхода, ни с эфирного тюнера. Поэтому если вы попеременно ведете запись то эфирных программ, то какого-либо иного источника (DVD, VHS, спутник и др.), — каждая смена PAL на SECAM и обратно обойдется минимум в 13 (!) шагов по меню.
   Режимы записи у аппарата представлены четырьмя основными вариантами (XP, SP, LP и EP) и пятым Flexible Record с гибкой настройкой длительности записи с дискретностью 5–6 минут. Полезная добавка, если продолжительность записи заранее известна и немного отличается от стандартных одного-двух часов.
   По нашему мнению, аппарат должен заинтересовать тех, кто хочет уже сегодня перейти на новый уровень качества видеозаписи, но опасается связать себя каким-либо одним из конкурирующих форматов DVD-записи.

Задняя панель Задняя панель
Экранное меню Экранное меню
Фрагменты таблиц OIRT и EIA1956, записанные по входу S-Video Фрагменты таблиц OIRT и EIA1956, записанные по входу S-Video

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Спектр выходного сигнала звука
Рис. 3. График цветового баланса в цветовом пространстве (R-Y/B-Y) для видеосигнала

Технический комментарий

АЧХ звукового канала аппарата отличается «волнистостью» в диапазоне средних частот, однако размах этих колебаний невелик. По уровню шума модель занимает золотую середину среди участников теста; а нелинейные искажения на средних частотах также невелики. Хотя с ростом частоты искажения и увеличиваются, спектр интермодуляционных искажений остается достаточно чистым. Несмотря на вполне качественные характеристики яркостного канала (около 500 ТВЛ на максимальном битрейте), график цветового баланса показывает недостаточно резкие цветовые переходы, причем даже при подключении по компонентным входам, не говоря уже о композите. На этом фоне даже интерфейс S-Video выглядит предпочтительнее.

Panasonic DMR-E60EE

  • Цена: $800
  • Оценка:
  • Достоинства: отличная оснащенность, слоты для флэш-карт, режим Time Slip
  • Недостатки: усложненная навигация по меню

Рекордер с первого взгляда привлекает внимание слотами на передней панели. Правда, взгляд должен быть пристальным — оба слота размещены так, что почти сливаются с декоративным ребром. Они предназначены для подключения к аппарату флэш-карт, причем один слот — для «фирменной» карты памяти SD, а ко второму (PC Card) с помощью соответствующего адаптера можно подключить карту любого (!) формата. Из прочих коммутационных особенностей отметим поддержку (через SCART) как выхода, так и входа по RGB.
   Меню аппарата разветвленное и прекрасно графически оформленное. При первой настройке TV-тюнера вы определяете страну пребывания, после чего аппарат сам переходит на русский язык. В страницах навигатора или создания плей-листов содержимое фрагмента демонстрируется в большом окне, все кнопки и символы четкие и легкочитаемые. Навигация по меню в целом простая и понятная, но именно она оставляет двойственное впечатление, так как в некоторых случаях можно выйти из страницы с помощью стрелки курсора в предыдущую и продолжить настройку, а в иных (на наш взгляд, равноценных) выход — только кнопкой Return из меню вообще. Другими словами, для продолжения — входи в меню снова.
   Отдельного упоминания заслуживает функция Time Slip, которая позволяет при записи контролировать процесс, просматривая любую часть записанного ранее материала. Воспроизводимый сюжет показывается на полном экране, а контрольная картинка записи идет в окне площадью в 1/4 экрана (внешне напоминает PIP). При этом «соскальзывание» (Slip) точки воспроизведения назад по временной оси можно задать с точностью до минуты в пределах не только фрагмента, но и всего диска. С такой же минутной точностью аппарат позволяет настраивать продолжительность записи в «гибком» режиме Flexible Record. Четыре фиксированных режима (XP, SP, LP и EP) организованы традиционно. Из прочего оснащения упомянем наличие цифрового шумоподавителя, который пригодится при перезаписи со старых VHS-лент.
   В целом аппарат придется «ко двору», как нам кажется, в первую очередь, любителям цифровой фото- и видеосъемки.

Задняя панель Задняя панель
Эранное меню Эранное меню
Фрагменты таблиц OIRT и EIA1956, записанные по входу S-Video Фрагменты таблиц OIRT и EIA1956, записанные по входу S-Video

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Спектр выходного сигнала звука
Рис. 3. График цветового баланса в цветовом пространстве (R-Y/B-Y) для видеосигнала

Технический комментарий

АЧХ звукового канала довольно линейна (за исключением небольшого спада на низких частотах) вплоть до 10 кГц, в дальнейшем спад частотки усиливается, но — не критично (–0,4 дБ на 20 кГц). Разбаланс стереоканалов составляет порядка 0,1 дБ, уровень шумов и особенно интермодуляционных искажений очень низок. График цветового баланса — под стать характеристикам яркостного канала (немного лучше 500 ТВЛ на максимальном битрейте) — цветовые переходы с минимальными погрешностями (даже при подключении по композиту). S-Video и компонентный интерфейс — в полном порядке. Учитывая возможность установки длительности записи с точностью до одной минуты, аппарат можно признать лидером по качеству записи.

Philips DVDR77

  • Цена: $650
  • Оценка:
  • Достоинства: наличие слота PC Card, компонентные выходы с прогрессивной разверткой, регулировка уровня по RGB-входу
  • Недостатки: не вполне удобная организация меню, отсутствие режима гибкой настройки битрейта

DVDR-77 — единственный в нашем тесте представитель «плюсового» формата DVD-записи. Передняя панель с модной зеркальной вставкой, слотом для флэш-карт и почти полным отсутствием кнопок (веяние моды?). Все управление — с пульта и через меню. Собственно, главное (системное) меню узнаваемо до подробностей. Оно, похоже, прошло без видимых изменений весь двухлетний путь от первого фирменного DVD-рекордера до нынешних моделей, сохранив не только тот же стиль графического оформления, то же основное содержимое и такую же навигацию, но и свой основной недостаток — размещение настроек записи «на дне» меню. Поскольку сам аппарат, его оснащение и функции изменились существенно, все новые возможности находятся в собственных подменю, вызываемых специальными кнопками. Компонентные, RGB-, S-Video- и композитные видеовыходы, RGB-, S-Video- и композитные входы. Интересные особенности: с компонентного выхода возможен вывод сигнала с прогрессивной разверткой (это — раз), а, во-вторых, есть регулировка уровня записываемого сигнала по RGB-входу.
   Режимы записи в аппарате отличаются от остальных рекордеров не только системой обозначений, отменяющей магнитофонную традицию (никаких SP и LP — M1, M2, и т.д.), но и имеют свою отличную от других шкалу длительностей. Так к типовому набору в 1, 2, 4 и 6 часов добавлены промежуточные режимы — 2,5 и 3 часа, а также сверхдлинный — 8 ч. При этом режим гибкой настройки времени записи отсутствует.
   Подключив флэш-карту, с помощью меню PHOTO вы можете списывать кадры (формат JPEG), составлять из них альбомы, организовывать слайд-шоу, переносить их на диски. Из прочего отметим режим MONITOR, когда при просмотре, например, содержимого диска в маленьком окошке можно в реальном времени видеть информацию из включенного эфирного канала или видеовхода.
   Аппарат, скорее всего, заинтересует владельцев цифровых фото- и видеокамер, а также тех любителей видеозаписи, кому очень важна быстрая, без финализации, совместимость их записей с другими DVD-плейерами (особенность «плюсового формата»).

Задняя панель Задняя панель
Экранное меню Экранное меню
Фрагменты таблиц OIRT и EIA1956, записанные по входу S-Video Фрагменты таблиц OIRT и EIA1956, записанные по входу S-Video

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Спектр выходного сигнала звука
Рис. 3. График цветового баланса в цветовом пространстве (R-Y/B-Y) для видеосигнала

Технический комментарий

Единственный участник теста, неназойливо (на 0,4 дБ) подчеркивающий высшие частоты рабочего диапазона. Любопытно, что при этом разработчикам удалось сохранить весьма низкий уровень шумов и нелинейных искажений (рекордсмен по этому параметру). Интермодуляционный спектр, хотя и не является идеально чистым, свободен от суммарно-разностных компонент высших порядков. На графике цветового баланса явно читается ориентация аппарата на работу по компонентному интерфейсу, настолько качественные цветовые переходы он обеспечивает. А вот о традиционных S-Video и композитном интерфейсах этого, к сожалению, не скажешь — цветовые переходы в данном случае несколько хуже.