Сравнительные тесты
AV-ресиверы

Голливуд в квартире ($1000)

Stereo&Video Февраль 2004

За год, прошедший со времени предыдущего теста дорогих AV-ресиверов, ситуация на рынке устройств для домашнего кинотеатра заметно изменилась. Наметился крен в сторону массовой аппаратуры, появилось множество доступных по цене комплектов «из одной коробки», расширился ассортимент многоканальных усилительных устройств начального уровня. Причем, как показывает опыт, объективно возросли их качество и возможности. Еще недавно сама по себе способность декодировать сигнал Dolby Digital EX/DTS ES автоматически выводила аппарат на 1000-долларовую орбиту, однако сегодня 6.1-декодерами могут похвастаться модели вдвое дешевле. Представьте, как в связи с этим ужесточились требования к AV-ресиверу топ-класса!
   Динамический и частотный диапазоны саундтреков в современном кино очень широкие. Уверенного воспроизведения многоканального звука в жилом помещении любого объема и через любые АС (подобранные, например, по совету дизайнера, а не по техническим характеристикам) можно добиться только, если мощность усилителя составляет около 120 ватт на канал при значительном коэффициенте демпфирования. Значит, ресиверу не обойтись без мощных выходных каскадов и солидного источника питания, способного отдавать большой ток, — в противном случае не удастся достоверно воспроизвести динамичные эффекты, изобилующие низкими частотами. Ресивер за $1000 обязан декодировать и реально (не «фантомно»!) воспроизводить 6.1-сигналы форматов Dolby Digital EX и DTS ES Matrix/Discrete, то есть обладать не менее чем шестью встроенными усилителями мощности. Спецификация ТНХ Ultra предусматривает наличие семи каналов усиления, но мы так далеко в своих требованиях не идем. На наш взгляд, здесь все внимание — на универсальность: AV-ресивер должен одинаково хорошо воспроизводить многоканальные и стереофонические записи, цифровой и аналоговый сигнал (например, с роскошного CD-проигрывателя).
   Чрезвычайно важна в многоканальной системе точность настроек, поэтому желательно, чтобы аппарат мог изменять громкость и задержки по каждому каналу с малым шагом: соответственно 0,5 дБ и 10–15 см (против 1 дБ и 30 см у более дешевой техники). Потребитель вправе рассчитывать на систему экранных меню (OSD), облегчающую настройку. Приветствуется возможность проводить инсталляцию в автоматическом режиме. Реальную пользу приносит полноценная обработка видеосигналов (не только трансляция, но и преобразование). Чуть ли не обязательная «фенечка» — поддержка Multiroom-конфигураций. Обилие DSP-режимов, на наш взгляд, здесь не так актуально: современный многоканальный звук представлен множеством стандартизованных вариантов и в дополнительном приукрашивании не нуждается.
   Иное дело — коммутационные возможности. AV-ресивер высшего класса должен позволять владельцу манипулировать сигналами примерно с десятка разномастных источников: от цифрового аудио (в электрическом или оптическом виде) до компонентного видео (к сожалению, ресиверов, способных управлять RGB-сигналом, пока нет). Рационально иметь на передней панели аппарата AV-вход с «цифровым» разъемом — для подключения видеокамеры и игровой приставки. Совершенно необходим качественный (симметричный и глубокий по разделению каналов) 5.1-вход — для воспроизведения записей SACD-Multichannel и DVD-Audio. Имеющийся 5.1/6.1-выход с декодера-предусилителя позволит дополнительно нарастить мощность системы путем подключения оконечных усилителей, а также полноценно озвучить второе помещение. Столько сложностей, а вот пульт ДУ при этом должен быть предельно удобным, универсальным (управление не только ресивером, но и другими компонентами домашнего кинотеатра), с полезной функцией составления макрокоманд.

Denon AVR-2803

  • Цена: $1250
  • Оценка:
  • Достоинства: высокое качество аудиотракта, разветвленные Multiroom-возможности
  • Недостатки: отсутствие AV-разъемов на передней панели

Настраивать AV-ресивер удобно как с пульта, так и с передней панели. Регулятор громкости очень плавный (шаг 0,5 дБ). C такой же точностью выставляются уровни каждого канала, а для наилучшего сопряжения с сабвуфером введены три ступени усиления LFE-сигнала. Можно составлять пары из разных аудио- и видеовходов, а также программировать, какой сигнал пойдет на запись. Функция Fader позволяет при просмотре оперативно изменить соотношение громкости фронтальных и тыловых каналов. Продуман режим автоматического поиска FM-радиостанций (названия, частоты и пр. отображаются на экране телевизора). Заслуживает похвалы индивидуальная память настроек пространственных эффектов, режимов и т.п. для каждого выбранного входа. Усилители фронтальных каналов можно подключить к двум парам АС и использовать разную акустику при работе, скажем, в стерео- и многоканальном режимах, а «задние тылы» перевести на озвучивание второго помещения. Пульт ДУ — самый увесистый в тесте (питается от трех AA-элементов), но эргономичный: кнопки регулирования громкости всегда оказываются под большим пальцем. Рекомендовать этот аппарат следует как любителям музыки, так и поклонникам домашнего кино (см. техкомментарий). Denon AVR-2803 заинтересует тех, кто планирует создать AV-систему, охватывающую несколько помещений: его Multiroom-возможности очень широки (шина Room to Room, компьютерный порт RS232C, две фирменные шины управления и выход Trigger 12 В).

Задняя панель Задняя панель
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. АЧХ/НЧ- и ВЧ-тембры
Рис. 2. Зависимость КНИ от мощности и частоты
Рис. 3. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Технический комментарий

КНИ мал (0,003%) и стабилен при всех соотношениях частот/мощностей. В звуковой области интермодуляционные искажения ЦАП минимальны — аппарат справится с самыми сложными записями. Усилители имеют хороший запас по мощности (130 Вт на канал) и достаточное демпфирование (около 70 единиц — аппарат нетребователен к акустике). Ресивер — в отстающих по ширине воспроизводимых частот. Между тем, по качеству разделения каналов как при декодировании DD EX/DTS ES, так и при использовании аналогового 5.1-входа модель лидирует в тесте со значительным отрывом от конкурентов. Высокая симметрия пространственной картины ценится в SACD и DVD-Audio-режимах.

Harman/Kardon AVR 5550

  • Цена: $1100
  • Оценка:
  • Достоинства: индивидуальные настройки АС, два пульта ДУ
  • Недостатки: нет входа для звукоснимателя

По коммутационным возможностям этот аппарат превосходит всех соискателей. Только он имеет на передней панели AV-порт с коаксиальным разъемом для «цифры», способный работать и на прием, и на передачу сигнала (легко организовать перезапись на любое устройство). Мало того, при настройке системы можно указать, будет ли конкретный параметр постоянным для всех входов или же индивидуальным для каждого сигнала. Это позволяет, например, ввести отдельную частоту среза для каждой АС. Ресивер оснащен декодерами потока HDCD и MP3, портом RS-232 (для полного управления AV-системой с компьютера) и шиной A-Bus для общения с управляющими Multiroom-модулями. Конструкция хорошо продумана: аудио- и видеоцепи максимально разнесены и отделены от мощного сетевого трансформатора массивным радиатором выходных каскадов (сделан в виде короба сложного сечения, по которому при работе на большой громкости воздух прогоняется вентилятором). Усилители тыловых задних каналов можно переключить на озвучивание второй зоны, при этом в первой сохраняется возможность прослушивать 5.1-звук. Ресивер комплектуется двумя пультами ДУ. Первый — полнофункциональный обучаемый, с подсветкой; используется в основном для инсталляции. Встроенный в него шумомер упрощает настройку громкости по каналам. Второй ПДУ — компактный, управляет лишь основными функциями. Ресивер готов поддержать идею разветвленной Multiroom-системы домашних развлечений и наилучшим образом проявит себя при воспроизведении многоканальных саундтреков.

Задняя панель Задняя панель
Полнофункциональный обучаемый ПДУ Полнофункциональный обучаемый ПДУ
Второй ПДУ - компактный, управляет лишь основными функциями Второй ПДУ - компактный, управляет лишь основными функциями
За тремя «окошечками» на пульте ДУ расположен настоящий шумомер, облегчающий калибровку громкости За тремя «окошечками» на пульте ДУ расположен настоящий шумомер, облегчающий калибровку громкости

Измерения

Рис. 1. АЧХ/НЧ- и ВЧ-тембры
Рис. 2. Зависимость КНИ от мощности и частоты
Рис. 3. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Технический комментарий

АЧХ усилителя имеет легкий подъем в НЧ-области (0,2 дБ — на 30 Гц), что на звучании не отражается. Уровень демпфирования высокий (почти 80 единиц); указанная разработчиком величина выходной мощности (70 Вт на канал) на деле вдвое больше (около 135 Вт), что не ограничивает выбора акустики. Стереофонический сигнал следует подавать в аналоговом виде: здесь разделение выше, чем по «цифре», к тому же после цифроаналогового преобразования остаются следы разностной частоты. По 5.1-входу разделение — на высоком уровне (порядка 70 дБ), но не отличается симметрией (в DD EX/DTS ES — результат похожий). Такая ситуация не препятствует подключению SACD/DVD-Audio-проигрывателя к 5.1-входу.

Marantz SR5400

  • Цена: $870
  • Оценка:
  • Достоинства: регулируемый 5.1-вход
  • Недостатки: не поддерживает Multiroom-инсталляцию, нет входа звукоснимателя

Разумно-минималистский подход конструкторов внушает уважение. Функциональные возможности ресивера несколько ограничены, однако это пошло ему только на пользу: упростился алгоритм настройки, точнее определилась область применения аппарата. Он имеет шесть каналов усиления и не озвучивает второе помещение, вместе с тем налицо все необходимое, чтобы обеспечить требовательного слушателя высококачественным звуком. Источники аудио- и видеосигналов группируются произвольно, громкость на всех аналоговых входах приводится к одному уровню, при подключении наушников 5.1/6.1-сигналы микшируются в двухканальный с наименьшими потерями (режим TruSurround Headphone), тюнер имеет множество режимов выбора станций. Особое внимание уделено воспроизведению SACD-Multichannel/DVD-Audio — 5.1-вход сделан регулируемым (редкая возможность); можно не только отключить тембры, но и все видеоцепи (вплоть до дисплея), чтобы ничто не мешало звучанию. Посредством универсальной шины управления RC-5 ресивер способен объединить в комплекс несколько фирменных AV-устройств. Пульт ДУ программируемый, командует восемью компонентами; если код производителя неизвестен, его можно подобрать. Эргономикой ПДУ, к сожалению, не блещет: отсутствует подсветка мелких, близко расположенных кнопок с трудночитаемыми надписями. Общий вывод: ресивер универсален, с одинаковым успехом отработает в домашнем кинотеатре и при воспроизведении музыки. Модель Marantz SR-5400 мы рекомендуем владельцам SACD/DVD-Audio-проигрывателей.

Задняя панель Задняя панель
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. АЧХ/НЧ- и ВЧ-тембры
Рис. 2. Зависимость КНИ от мощности и частоты
Рис. 3. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Технический комментарий

При включении НЧ/ВЧ-тембров общий уровень сигнала возрастает на 7 дБ (сиреневая линия на рис.1), что несложно компенсировать регулятором громкости. Усилитель характеризуется высоким демпфированием (105 единиц), поэтому можно использовать практически любую акустику. Встроенные ЦАП — хорошие, интермодуляционных искажений практически нет. Разделение каналов симметричное; особенно отметим характеристики 5.1-входа (вполне соответствуют реальному качеству записей SACD и DVD-Audio). CD-проигрыватель советуем подключать по «цифре» — цифровой вход превосходит аналоговый по разделению каналов. КНИ усилителя чуть возрастает в низкочастотной области спектра.