Сравнительные тесты
Полочные АС

Символ музыкальной верности ($700-1000)

Stereo&Video Январь 2004

Наверное, найдется немало аудиофилов, уставших от поиска совершенного баса в секторе могучих напольников (занятие в городских квартирах небесспорное). Кое-кто уже готов вооружиться бензопилой…
   Надеемся, читатель простит сию гиперболу: конечно, мы не против хорошего баса, как и не в наших правилах поддерживать вандализм в отношении аппаратуры. Речь пойдет о мирных средствах достижения гармонии. Как быть, если деньги есть, а условия (пока?) не позволяют в полной мере насладиться звуком Hi-Fi-качества, непременным атрибутом которого является правильный бас? Можно приобрести сабвуфер и, повозившись, настроить гибкий музыкальный трифоник, басом которого можно управлять. Заметьте, хороший сабвуфер обойдется в $500, а стопроцентной гарантии удачного сопряжения со стереопарой вам никто не даст. Даже если эта гарантия велика, нужна акустика высокого класса, которая на подобающем уровне воспроизводит все остальное (высокие и средние частоты), без чего сабвуфер — лишь дорогой бубнящий ящик. Предлагаем исследовать полочные АС в элитном ценовом интервале $700–1000.
   Как относиться к такой цене? Состоятельный и опытный аудиофил, вероятно, даже не посмотрит в сторону колонок, которые обходятся менее чем $1000 за пару: концертная динамика и точный звук стоят дорого. А как быть не столь искушенным? Полочная акустика, даже экстремально дорогая, имеет свои достоинства и ограничения. К встречающимся эпитетам «хороший», «глубокий», «солидный» в отношении басов полочной акустики необходимо относиться трезво. В большинстве случаев речь будет идти только о чистом (с нелинейными искажениями менее 1–2%) воспроизведении верхнего участка НЧ-диапазона (80–160 Гц) и кусочка среднего баса (40–80 Гц). Задача, достойная титанов: как столь ограниченными средствами (о финансовой стороне дела умолчим) сделать полочник с уравновешенным звуком, чтобы на любой записи слушатель испытывал музыкальный комфорт? Единственный выход — наращивание динамического потенциала, когда с поворотом ручки громкости в плюс (разумеется, до определенного предела!) басы будут становиться все более содержательными. Этого уже достаточно для похода за музыкальной верностью, а слух услужливо достроит звуковую картину недостающей НЧ-глубиной (примеры есть). Но все это в буквальном смысле — «пустой звук», если в информационно насыщенном СЧ-диапазоне не будут достигнуты подобающая динамика и отвечающая нормам High Fidelity тембровая достоверность. Здесь — главное приобретение меломана. Не зря в профессиональных студийных мониторах выше всего ценятся именно эти качества. Кстати говоря, дорогую полочную акустику Hi-Fi-класса вполне допустимо рассматривать как профессиональный инструмент, не отвлекающий внимание низкочастотными нагромождениями. Бас — прерогатива дорогих напольников ($1000), тесты которых мы проводим ежегодно (последний был в мае). Логично предположить, что звуковая аккуратность и качество средневерхнего аспекта полочников за такие же деньги могут быть даже несколько выше, чем у напольных колонок… Не много ли авансов?

Audiovector M1 Super

  • Цена: $1020
  • Оценка:
  • Достоинства: отличная динамика в сочетании с тембровым богатством
  • Недостатки: чуть-чуть не хватает энергетики среднего баса

M1 Super выглядит как профессиональный рабочий инструмент: солидные головки, строгая геометрия оформления, неброская и притом очень недешевая, со вкусом выполненная облицовка панелей. Super — модернизированный вариант полочника М1: суперная версия оснащена более совершенными НЧ/СЧ-динамиками и фильтрами, на 25 ватт мощнее и примерно на килограмм тяжелее. «Непробиваемая» лицевая панель — из двух плит MDF, между которыми проложен слой демпфирующего полимера; результирующая толщина фронтального сэндвича — под 30 мм. Корпус укреплен горизонтальной распоркой; поглотителя внутри разумный минимум; головки закреплены винтами. Кроссовер — фильтры второго (ВЧ) и первого (НЧ/СЧ) порядков. На тыльной панели разместились два фазоинверторных порта и выход не связанной с объемом НЧ-оформления трубы-волновода, где «мягко» затухает излучение внутренней поверхности мембраны твитера, что обеспечивает симметрию волновой нагрузки на диффузор; это излучение попадает в волновод через отверстие в магните, заглушенное пенополимером (фирменная технология SEC). Панелька терминалов непривычно повернута «вверх головой», но проблем от этого никаких.
   Перед нами — яркий пример «правильного» полочника. Спокойно воспринимается закономерная низкочастотная скромность системы. Вполне достаточно того, что верхний бас на месте, и на стыке со средними совершенно не чувствуется характерной нелинейной мути; последнее само по себе — отличное достижение. Удивительно зрело отображается наполнение СЧ- и ВЧ-регистров. Если ровный тональный баланс для полочника из данной ценовой категории — не редкость, то динамические возможности M1 Super к рядовым даже за эти деньги уж точно не отнесешь! При повышении громкости нехватка низов ощутимее, но когда перед тобой такая классная динамика, когда тембры десятка инструментов уверенно идентифицируются даже в потоке мощного симфонического форте — вспоминать про бас уже не хочется. Колонки способны «не напрягаясь» полноценно озвучить весьма просторную комнату. И в динамически сложной ситуации они не теряют животворного пласта тихих звуков. M1 Super — отличный выбор для ценителей точной звукопередачи. Обогащение НЧ-области следует доверять только очень (!) хорошему сабвуферу.

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 4. Модуль и фаза входного импеданса

Технический комментарий

Неравномерность весьма стабильной на средних частотах АЧХ (рис. 1) повышается в области раздела полос. Отметим, что частотка становится заметно ровнее под углом 45o. Измеренное значение нижней границы немного занижает реальный НЧ-ресурс системы (тыльные ф/и-порты). Локальному пику на 3,5 кГц соответствует эффект быстро затухающего послезвучания (рис. 2). Вообще же, уровень послезвучания колонок очень невысок. На отрезке 100 Гц–20 кГц рекордно низки нелинейные искажения (рис. 3); при четырехкратном повышении амплитуды сигнала (82–94 дБ) увеличение среднего КНИ составляет всего 0,1%! Ввиду непростого характера входного импеданса (рис. 4) желательно выбирать усилитель помощнее.

Boston Acoustics VR-M50

  • Цена: $760
  • Оценка:
  • Достоинства: хорошая макродинамика средних, надежный бас
  • Недостатки: немного упрощенное представление микрорельефа

Акустику с индексом VR-М американская фирма причисляет к категории Reference, что уже заставляет с уважением отнестись к меньшей представительнице серии. Внешность колоночек интригует: их высота лишь на два сантиметра больше глубины, очень компактно на небольшой лицевой панели сидят драйверы. Наверху — глянцевая вставка, сильно напоминающая тонированное стекло. Остальные поверхности облицованы натуральным шпоном (вишня или черный ясень). Высокочастотное излучение корректируется фирменной (патент) параболической насадкой AMD (Amplitude Modification Device), закрепленной перед купольной мембраной твитера и выполняющей, по существу, функцию рассеивающей линзы — для стабилизации АЧХ на крайне высоких частотах. Избыток тепла снимается с магнитной системы высокочастотника алюминиевой пластинкой-радиатором. Проблема охлаждения катушки «длинноходного» басовика, закрытого персональной защитно-декоративной решеткой, отчасти решается его алюминиевой корзиной. Обе головки VR-M50 магнитоэкранированы (MagnaGuard). На днище колонки имеется отверстие с резьбой для крепления к фирменным стойкам.
   Строго играет система, радуя хорошей динамикой, которой нечасто балует столь компактная акустика. Мало того, с VR-M50 можно вкусить не по-полочному зрелых басов. Порой, уверенно разворачивая по фронту низкочастотное содержание, пара заставляет поверить, что перед тобой — небольшой, но очень умелый напольник. Чего стоит мощный, «густой» контрабас в сочетании с ясно слышимым отзвуком мембраны басового барабана. Эффектно подают колонки самый разный музыкальный материал, особенно — при комфортных уровнях громкости. Звук VR-M50 по всем параметрам отвечает требованиям исследуемого здесь класса. Главным же ее «личным» достижением следует признать раскрепощенную подачу среднечастотного регистра. К тональным особенностям звукового имиджа системы можно отнести незначительное подчеркивание элементов высокочастотного наполнения образа. Но лишь при выходе на повышенную громкость в голосах ряда инструментов (скрипок, например) могут появляться «металлические» нотки. Немного схематичное представление мелких деталей положительного впечатления не портит. В исполнении VR-M50 особенно понравились джазовые композиции.

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 4. Модуль и фаза входного импеданса

Технический комментарий

У системы одна из самых стабильных АЧХ на средних частотах (рис. 1); в ВЧ-области неравномерность немного усиливается; весьма высока пространственная однородность поля колонок. Мал уровень послезвучания (рис. 2), слабый призвук на 1,5 кГц реального значения не имеет. На участке 100 Гц–20 кГц нелинейные искажения (рис. 3) малы и слабо меняются при увеличении уровня сигнала; повышенное среднее значение КНИ на низких частотах (40–100 Гц) отчасти обусловлено острым пиком на 80 Гц (нелинейность механоакустического преобразования). Частотная характеристика модуля импеданса (рис. 4) — одна из самых стабильных в тесте, VR-M50 — легкая нагрузка для усилителя.

Cabasse Samoa

  • Цена: $750
  • Оценка:
  • Достоинства: отличная макродинамика, мощный и чистый бас
  • Недостатки: несколько обобщенное отображение тембровой фактуры

Samoa — единственный классический полочник в новой 420-й серии, в которую, кроме него, входят три напольника, центр, тыловая пара и сабвуфер. Это одна из самых крупных систем теста — 25 литров полезного объема. Пропорции покрытого виниловой пленкой («вишня») кабинета достаточно традиционные. Некоторое своеобразие внешнему виду придают тканые защитно-декоративные решетки, коих предусмотрено два цветовых варианта — черный и светлый. Изнутри корпус обильно заполнен звукопоглотителем; впечатляет лицевая панель — мощнейшая MDF-плита толщиной аж 35 мм, боковые стенки, разумеется, потоньше. В катушках индуктивности разделительного фильтра — Ш-образные сердечники; имеется режекторная цепь для подавления основного резонанса ВЧ-головки. Монтаж динамиков выполнен на винтовых соединениях. Белый диффузор НЧ/СЧ-драйвера изготовлен из вспененного полимера; крупная купольная мембрана твитера для повышения эффективности излучения на оси высокочастотника обрамлена довольно глубоким пластиковым экспоненциальным рупором. Возможность раздельного подключения полос не предусмотрена.
   Обладая рекордным «литражом» оформления, французская пара демонстрирует хорошо натренированную низкочастотную «мускулатуру»: объемный, «ударный» бас, практически свободный от нелинейных искажений, в равной степени подходит как для любителей острых рок-н-ролльных ощущений, так и поклонникам серьезной симфонической классики. Макродинамический потенциал системы во всем частотном диапазоне — один из лучших в тесте; всегда чувствуется хороший запас мощности. В целом звуковые образы получаются очень неплохо тонально уравновешенными, правда, при положении слушателя в точке пересечения акустических осей чувствуется небольшой акцент на шипящих звуках; но колонки всегда можно немного развернуть. Уверенно прописывая крупные формы, система как бы свысока относится к мелким деталям тембровой фактуры, особенно актуальным для глубокого восприятия классики. Образ сценического пространства в этой связи также получается немного обобщенным. Манера игры Samoa очень подходит для репродукции современных энергичных музыкальных стилей. Размеры комнаты прослушивания большого значения не имеют, но она не должна быть чересчур заглушенной.

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 4. Модуль и фаза входного импеданса

Технический комментарий

Одна из самых чувствительных систем теста — 93,8 дБ. Сравнительно высокое значение средней неравномерности АЧХ (рис. 1) обусловлено, главным образом, флуктуациями в верхней середине и подъемом в верхних октавах. Samoa относится к наиболее басовитым участницам теста: нижняя граница — 37,5 Гц. Колонки самые остронаправленные в тестовой подборке. Небольшие призвуки в районе 1 кГц (рис. 2) обусловлены, похоже, изгибными модами НЧ/СЧ-мембраны. Очень невысок уровень нелинейных искажений (рис. 3), особенно ценным достижением следует признать малость КНИ на низких частотах. Довольно значительные флуктуации испытывают модуль и фаза входного импеданса (рис. 4).