Сравнительные тесты
Комплекты АС

На волне звуковых эффектов ($500-700)

Stereo&Video Декабрь 2003

Исследуя в октябрьском тесте акустические наборы, цена которых колеблется около отметки $1000, мы констатировали факт богатого разнообразия. Оно проявилось в различии технических решений главной задачи — обеспечить добротное звучание и в функциональной оснащенности компонентов. Особенно впечатляла их дизайнерская многоликость. Совершенно справедливо: внешний фактор сейчас чрезвычайно важен! Покупателя уже трудно привлечь стандартным набором черных коробочек, ссылаясь исключительно на их благородный звуковой имидж. Однако при известном взгляде на вещи разнообразие это можно рассматривать в качестве признака, так сказать, избыточности денежного фактора. Закономерно желание предпринять исследование в более низком ценовом регионе. Изучив реалии рыночного предложения, мы выбрали коридор $500–750, ожидая обнаружить здесь достойную альтернативу.
   Исходя из общих соображений, можно заключить, что приобретение акустического 5.1-комплекта за эти деньги вполне отвечает идее дополнить его AV-электроникой адекватного класса. Здесь мы со спокойной душой советуем читателю обратить внимание на тест AV-ресиверов ($250–300), который публикуется в нынешнем номере. Если приплюсовать еще DVD-плейер (например, за $150), получится, что полная система 5.1-кинотеатра обойдется в $1000. Сумма немалая, но ведь и уровень качества радикально превосходит тот, что сулят «театры из одной коробки».
   Нижняя граница ценового интервала была установлена ввиду необходимости соблюдения элементарных Hi-Fi-норм по таким параметрам, как тональный баланс, уровень нелинейных искажений и ширина частотного диапазона. Практика показывает: у маститых производителей, которые действительно хотят удовлетворить упомянутым нормам, пока не получается уложиться в сумму менее $500 за театральный 5.1-комплект (акустика с активным сабвуфером).
   В данной ценовой области отслеживается тенденция расслоения продукта на две категории. У представителей одной из них проявляется стремление добиться максимально возможного качества звука за меньшие деньги, что неизбежно отражается на особенностях внешнего вида. Вряд ли это устроит борцов за идеалы дизайнерского интерьера. Зато остальные вполне могут рассчитывать на использование 5.1-системы не только в кино, но и для музыкальных приложений. Вторую категорию образуют комплекты, рассчитанные на поклонников стиля, прежде всего — современного. Что касается звука, то создатели акустических дизайн-концептов, вероятно, ставят перед собой задачу уже и конкретней: как минимум гарантировать качество театрального звука. Потребителю остается прежде всего понять, какая из этих категорий отвечает его представлениям о домашнем кинотеатре.
   Среди готовых 5.1-комплектов за $600, особенно дизайнерского уклона, все чаще появляются однородные. Они состоят из сабвуфера и 5 одинаковых сателлитов. При прочих равных этот вариант обладает существенным преимуществом — тональным единообразием, что благотворно отражается на качестве пространственных звуковых эффектов. Важным атрибутом театрального комплекта является набор средств для оперативной инсталляции. Проблема размещения акустики — отнюдь не последняя. Купил — привез — распаковал — а вешать некуда и «цеплять» не за что. Знакомая картина? Порой при отсутствии таких средств под рукой корректная установка неоправданно затягивается… Влиянием положения АС на качество звука никогда нельзя пренебрегать. Колонка, стоящая в резонирующей мебельной нише, ни при каких условиях не переиграет ту, что стоит на специальной стоечке или на заданной дистанции закреплена на кронштейне.

AAD E-7

  • Цена: $695
  • Оценка:
  • Достоинства: уверенный верхний бас, хорошо передает пространственные эффекты, компактность
  • Недостатки: сложно согласовать сабвуфер и сателлиты, в комплекте отсутствуют кронштейны для настенного монтажа

Е-7 — самый компактный (и недорогой) вариант театрального набора из компонентов фирменной серии Е. Полезный объем закрытого кубика Е-30 — 1,5 л. Весь частотный диапазон обслуживает единственный динамик, чей маленький, но хорошо подготовленный для столь суровой работы диффузор выполнен двухслойным — из полимера и алюминия. На входе — конденсатор для отсечки баса. Допускается настенный монтаж. Невелик (165 мм) НЧ-драйвер увесистого сабвуфера Е-6 (младшего в Е-серии); его плоская пенополимерная мембрана закреплена на жестком подвесе. Имеется почти полный набор терминалов (нет только кроссоверного входа — Bypass). Все выходные сигналы обработаны фильтром высоких частот. Сабвуфер устанавливается на опоры.
   Оптимального согласования комплекта удается достичь при почти полностью распахнутой полосе сабвуфера. Не затрагивая особо глубоких компонент, последний надежно отрабатывает всплески «ударного» баса. Сужение частотного диапазона ведет к появлению как бы динамического провала в верхней области НЧ-регистра (выстрелы глуше). Идентичность пятерки сателлитов, разумеется, на пользу многоканальному звуку — образ пространства ощущается вполне однородным. Но порой хочется лучшего разрешения на высоких частотах. Если сделать погромче, в звучании Е-30 появляются агрессивные нотки (будто АС освобождается от опеки хранящего невозмутимость сабвуфера). Е-7 — компактный театральный комплект для небольших помещений. До форматов 6.1 и 7.1 систему можно нарастить, докупая Е-30 поштучно.

Измерения

Рис. 1. АЧХ/КНИ cателлита
Рис. 2. АЧХ сабвуфера

Технический комментарий

Чувствительность для столь компактных однополосных сателлитов очень неплохая — 88,4 дБ. АЧХ в большей части диапазона стабильна (весьма недурно для одного динамика), но актуальны все же увеличение чувствительности с ростом частоты и локальный подъем на 160 Гц (окрашивание). Сравнительно высокая направленность позволяет нивелировать последствия ВЧ-дисбаланса за счет изменения ориентации колонок. КНИ на средних частотах (после 200 Гц) замечательно мал, но повышен на отрезке 4–8 кГц и у нижней границы диапазона. При максимальной частоте среза АЧХ сабвуфера весьма стабильна на широком участке 50–100 Гц; нижняя граница скромная — 38 Гц; уровень нелинейности относительно высок.

Boston Acoustics MS8000S

  • Цена: $625
  • Оценка:
  • Достоинства: универсальные сателлиты с хорошими музыкальными данными, хорошая укомплектованность, компактность
  • Недостатки: сравнительно маломощный сабвуфер

MS 8000S состоит из двухполосников серии MicroSpeakers и одного из меньших сабвуферов линии PowerVent. Новый центр отличается от сателлитов лишь формой. Корпуса колонок из пластика; стенки сабвуфера из ДСП. У всех Micro80 входной конденсатор освобождает сигнал от низкочастотных компонент. Поле рассеяния неэкранированных сателлитов незначительное. В комплекте — бухты акустического кабеля и металлические кронштейны для настенного монтажа фронта и тылов. Центр по умолчанию устанавливается на TV. Коммутационные ресурсы сабвуфера: монофонический линейный и высокоамплитудные стереовходы. Крайне правое положение регулятора ширины полосы — режим Bypass. Динамик с увеличенным ходом диффузора (Deep Channel Design), защищенный ребристой пластиковой решеткой, и порт фазоинвертора излучают в пол.
   Сателлиты дают на удивление зрелый, тонально уравновешенный, детальный звук; такого не ждешь от театральной акустики исследуемой категории. Причем речь идет о качестве, вполне достойном музыкальных программ. Однако при использовании в музыкальном контексте сабвуфера придется повозиться с его настройкой; по нашему мнению, лучшие результаты достигаются при значении верхней границы, значительно меньшем указанного в паспорте (120 Гц), иначе в верхней части НЧ-регистра появляется окрашивание. Похоже, динамический потенциал сателлитов богаче потенциала PV350, но если не ставить перед MS 8000S некорректной задачи озвучивания крупных пространств, комплекту можно доверить практически любой звуковой материал.

Измерения

Рис. 1. АЧХ/КНИ cателлита
Рис. 2. АЧХ сабвуфера

Технический комментарий

АЧХ сателлитов отличается высокой стабильностью: средняя неравномерность в рабочей полосе частот — ±1,9 дБ (наименьшее в тесте значение); обращают на себя внимание лишь локальные флуктуации частотки в нижнем верхе (риск небольшого окрашивания) и нарастание чувствительности с повышением частоты в верхней части диапазона. Хорошая пространственная однородность звукового поля в угловом секторе ±45Ґ. Уровень нелинейных искажений — один из самых низких в тесте. При максимальной полосе энергия сабвуфера концентрируется в области верхнего баса, при минимальной — основная ее часть сосредоточивается в среднем секторе НЧ-регистра. Невысокий при умеренной громкости КНИ заметно растет с ее повышением.

Canton Movie 22-X II

  • Цена: $780
  • Оценка:
  • Достоинства: отличный центр, чистый и детальный звук сателлитов, глубокий корректный бас сабвуфера
  • Недостатки: высокая цена, отсутствие штатных кронштейнов для настенного монтажа

Модельный ряд Canton претерпел реорганизацию, в связи с чем в театральном наборе из сателлитов Plus и сабвуфера AS-22SC появился отдельный центр — С-600. Вся акустика выполнена очень добротно. Динамики изготовлены по самым передовым технологиям: купольная мембрана твитера из алюминиево-магниевого сплава, диффузоры НЧ/СЧ-головок и басовика из целлюлозы, покрытой демпфирующим слоем графитового порошка. Вполне адекватно динамическому оснащению пластиковое оформление Plus, С-600 и MDF-корпус AS-22 SC. Головки защищены съемными металлическими решетками. AS-22 — один из самых оснащенных сабвуферов теста: все типы терминалов, целых два фильтра высоких частот с разными темпами спада АЧХ. Для настенного монтажа сателлитов потребуется приобрести кронштейны. Центр можно сразу повесить на стену с помощью пары прилагающихся шурупов (в комплекте даже дюбели имеются).
   Высокой оценки заслуживают спектральная полнота и целостность создаваемых комплектом звуковых образов при вполне музыкальном тональном балансе. AS-22, пожалуй, лучший сабвуфер теста: на широком низкочастотном пространстве он производит чистый корректный бас. Небольшие попутные шумы фазоинвертора в театре ничего не портят. Уверенно справляется с самыми непростыми задачами центр; и хотя сателлиты Plus заметно уступают ему в динамике и перегрузочной прочности, ресурса комплекта достаточно для озвучивания относительно больших помещений (20–25 кв. м) без ущерба качеству. Movie 22-X — вполне универсальный комплект.

Измерения

Рис. 1. АЧХ/КНИ cателлита
Рис. 2. АЧХ сабвуфера

Технический комментарий

Plus X обладает высокой чувствительностью — 92 дБ. АЧХ с ростом частоты плавно (в среднем) нарастает, совершая незначительные флуктуации около этой тенденции; весьма высока пространственная однородность поля. Чувствительность центра почти на 2 дБ выше (рекорд теста), чем у сателлитов; его АЧХ рекордно стабильна в большей части средневерхнего регистра. Отметим исключительную малость КНИ С-600, который практически не меняется в интервале уровней тестовых сигналов 82–88 дБ (один из лучших результатов теста). Верхняя граница частотного диапазона сабвуфера заходит в область средних частот, а нижняя достигает отметки 33 Гц. Среди участвующих в тесте сабов AS-22 SC характеризуется наименьшими нелинейными искажениями.