Сравнительные тесты
Музыкальные центры

В стиле High Tech ($200-300)

Stereo&Video Август 2003

Англоязычное сокращение High Tech означает буквально «высокие технологии». Помилуйте, можно ли применять это лестное определение к сравнительно недорогой аппаратуре начального уровня?
   Передовые технические решения позволяют уменьшить размеры и энергопотребление аудиосистемы, превратить ранее недоступные возможности в модный атрибут…. Напомним, возможность воспроизведения МР3-записей перекочевала из компьютера сначала в миниатюрный CD/MP3-плейер, лишь потом ее стали вводить в стационарную аппаратуру — в первую очередь DVD-проигрыватели. Затем «перевооружение» коснулось музыкальных центров. Его результаты воплощены в новых микросистемах, которые представлены в сравнительном тесте. Что получилось — мы узнаем в конце, а сейчас перечислим общие требования, которые потребитель вправе предъявлять к стильной и продвинутой микросистеме.
   Одно из главных (после качества звучания, конечно) — упрощение поиска МР3-композиции. Поскольку на одном MP3-компакт-диске может быть записано до нескольких сотен треков (в зависимости от степени сжатия), сразу выйти на нужный бывает непросто. Облегчает эту почти детективную задачу предварительная разбивка треков на альбомы (папки). Поэтому необходимо, чтобы микросистема была способна индицировать название (или хотя бы номер) альбома и трека в альбоме. Поскольку в отличие от DVD-проигрывателя микросистема не рассчитана на подключение к телевизору, решение всех информационных задач возлагается на штатный дисплей-экранчик. В связи с этим бегущая строка, которая традиционно используется для индикации RDS-данных, начинает играть исключительно важную роль. Столь же необходима и интерактивность в управлении. В идеале микросистема должна бы воспроизводить трек по заданному пользователем названию (и такая машина среди соискателей есть). Разумеется, камнем преткновения не должны становиться МР3-записи, сделанные с битрейтом, отличающимся от самых распространенных 128 и 192 кбит/с.
   Как показывает практика, в последние годы популярность компакт-кассеты резко пошла на убыль. Поэтому требования к кассетной деке в микросистемах упрощаются; некоторые производители вообще перестали ее устанавливать. Уходят в прошлое системы шупомодавления, программируемый поиск по паузе… Часто остаются лишь автореверс и синхростарт (для записи с CD). В связи с распространением МР3 теряет актуальность и наличие CD-чейнджера. Даже сама возможность воспроизведения высококачественных CD, как бы дерзко это ни звучало, на аппаратуре данного класса кажется едва ли не менее важной, чем воспроизведение именно МР3. Дело в том, что здесь не так заметны огрехи компрессии, особенно при прослушивании популярной электронной музыки. С другой стороны, полезной нам представляется возможность подать аудиосигнал на Hi-Fi-систему или на CD/MD-рекордер, т. е. наличие выхода цифрового сигнала.
   Далее по степени важности стоят диапазоны тюнера (сигналы СВ и FM «ловит» любая микросистема, однако некоторые принимают также ДВ и нижний диапазон УКВ, что актуально для жителей отдаленных районов). Надо заранее знать, каковы могут быть ограничения по размещению системы в домашних условиях. Они связаны обычно с наличием моторизованной дверцы на верхней панели или порта фазоинвертора, выведенного на заднюю стенку акустической системы (в таком случае АС лучше не устанавливать вплотную к стене: басы будут искажаться).

Aiwa XR-MN5

  • Цена: $270
  • Оценка:
  • Достоинства: чейнджер на пять дисков, большая выходная мощность
  • Недостатки: не читаются 8-см диски

Акустические системы в ДСП-корпусе, купольная ВЧ-головка… При разработке этой системы во главу угла ставились, по-видимому, Hi-Fi-критерии — но не в ущерб дизайну и оснащенности. Порт фазоинвертора оформлен в одном стиле с окантовкой загрузочного паза для CD-чейнджера на пять дисков. Оригинальная конструкция, облагораживающая переднюю панель, к сожалению, не рассчитана на чтение 8-см дисков. Флуоресцентный дисплей отображает не только время, прошедшее с начала композиции, но ее номер и — при воспроизведении МР3-записей — номер альбома, а также и названия, но только в первой (устаревшей) версии ID3TAG. Здесь же индицируется положение регулятора НЧ/ВЧ-тембров (пять ступеней усиления/ослабления). Для баса есть дополнительная трехступенчатая регулировка. Мало того, предусмотрен выход на активный сабвуфер. Пульт ДУ словно бы не попадает в стиль: скромная пластиковая коробочка с множеством кнопок. Впрочем, после краткой «пристрелки» оказалось, что ПДУ достаточно эргономичен — позволяет быстро выбирать и альбом, и композицию, управлять такими сложными функциями, как Synchro Start и CD-Edit. В итоге мы имеем универсальный аппарат, способный достойно воспроизвести музыку практически любого стиля, записать ее на кассету или передать по цифровой шине на MD- или СD-рекордер. А можно — и в компьютер.

Выход на сабвуфер — подарок любителям глубокого баса Выход на сабвуфер — подарок любителям глубокого баса

Измерения

Рис. 1. АЧХ громкоговорителей
Рис. 2. АЧХ магнитофона

Технический комментарий

Линейный участок АЧХ громкоговорителей (рис. 1) сравнительно широк (70–2000 Гц с разбросом 5 дБ), поэтому воспроизводимый вокал не теряет в естественности, что для техники такого класса — редкое достоинство. После 2000 Гц наблюдается небольшой подъем АЧХ, в связи с чем колонки следует не направлять на слушателя, а располагать параллельно друг другу (неравномерность характеристики при таком прослушивании почти не возрастает). АЧХ кассетника (рис. 2) плавно поднимается с повышением частоты, поэтому «верхи» на записи звучат чуть звонче оригинала. Но недостаток ли это?

Panasonic SC-PM28E-S

  • Цена: $280
  • Оценка:
  • Достоинства: чейнджер на пять дисков, поиск альбома, чтение WMA-файлов
  • Недостатки: требовательность к размещению

Передняя панель четко поделена на зоны. Вверху, за зеркальной вставкой, находится флуоресцентный дисплей, под ним — органы управления, в т.ч. оригинальные полукруглые кнопки с рифленой насечкой, отвечающие за выбор альбома (левая) и трека в альбоме. Отлично организовано считывание ID3TAG-информации: бегущей строкой выводится название не только трека, но и альбома. Улучшить звучание призваны функции Re-Master (разработана специально для МР3-записей, дабы восполнить недостатки компрессии) и Super Sound EQ. Наибольшее влияние оказывает последняя — звук становится динамичней, не теряя при этом естественности. Нижнюю треть занимает пятидисковый чейнджер классической конструкции (лотки расположены один под другим за моторизованной крышкой). Сверху, «на крыше», размещена кассетная дека с автореверсом и поиском по паузе. Акустические системы (порт фазоинвертора сзади, корпус из ДСП) подключаются к центральному блоку по схеме Bi-Amping — решение, характерное для аудиофильской аппаратуры. Пульт ДУ несколько перегружен кнопками, однако позволяет осуществить «поиск высшего класса» — ввести название альбома (аналогично тому, как посылают SMS-сообщение с сотового телефона). Рекомендуем аппарат всем, кто планирует разместить АС на некотором расстоянии от стены (иначе бас будет искажаться), и в первую очередь — продвинутым составителям MP3-сборников.

СD-чейнджер на 5 дисков имеет классическую конструкцию СD-чейнджер на 5 дисков имеет классическую конструкцию

Измерения

Рис. 1. АЧХ громкоговорителей
Рис. 2. АЧХ усилителей

Технический комментарий

Звуковоспроизводящий тракт выполнен по нетривиальной схеме с раздельным усилением НЧ- и СЧ/ВЧ-диапазонов (рис. 2, АЧХ усилителя). Преимущества такого решения, применяемого обычно для аудиофильской аппаратуры, в данном случае сомнительны. Частота раздела — 3,5 кГц, этим и объясняется резкий (ок. 18 дБ) провал на АЧХ громкоговорителей в районе 2 кГц, изменяющий тембр вокала. Спад характеристики начинается уже на 100 Гц, так что глубокого баса ждать не приходится. Зато КНИ громкоговорителей на частотах от 150 Гц не превышает 1%, что улучшает естественность звучания.

Philips MZ-1100

  • Цена: $300
  • Оценка:
  • Достоинства: корпус из ударопрочного материала, телескопическая антенна
  • Недостатки: отсутствует кассетная дека и цифровой выход

Оригинальность — главная черта системы, которая отмечена международной наградой за дизайн. Источник питания совмещен с усилителем. Колонки и СD-ресивер, корпуса которых покрыты мягкой резиной (!), подключаются к энергоблоку посредством нестандартных разъемов. СD заправляется в вертикальный слот-паз, причем можно заряжать и прослушивать как 12-, так и 8-см диски (для такой конструкции — редкость). Еще одно интересное решение связано с FM-антенной. В комплекте — не отрезок провода, а симпатичная телескопическая антенна, обеспечивающая, кстати говоря, уверенный прием. ЖК-дисплей — «глазок» на передней панели — индицирует время и все рабочие параметры. В частности, при воспроизведении МР3-записей высвечивается порядковый номер альбома и композиции в нем. Изменить их можно по нажатии кнопок перехода к следующему/предыдущему треку. Для экономии электроэнергии предусмотрен специальный режим. Вместо предустановок эквалайзера — трехступенчатая регулировка басов и высоких частот. Пульт ДУ размером с плитку шоколада не обеспечивает прямой доступ к треку. По достоинству MZ1100 оценят любители стильной аппаратуры. Кстати, о стиле: в модельном ряду есть еще пара вариантов оформления: «металлик» и Green… Место «микрушки» — рядом с компьютером или на письменном столе (блок питания/усиления можно припрятать отдельно).

Телескопическая антенна закрепляется прямо на разъеме Телескопическая антенна закрепляется прямо на разъеме
Источник питания совмещен с усилителем Источник питания совмещен с усилителем

Измерения

Рис. 1. АЧХ громкоговорителей
Рис. 2. АЧХ/КНИ CD-проигрывателя

Технический комментарий

Довольно ранний (со 150 Гц) спад АЧХ громкоговорителей (см. рис. 1) и резкий рост (более 5%) КНИ на частотах ниже 100 Гц даже при низком уровне звукового давления объясняется, в первую очередь, малым диаметром диффузора НЧ-динамиков, и лишь отчасти — характеристиками СD-проигрывателя (рис. 2). Хотя по уровню 1 дБ диапазон рабочих частот последнего составляет 20–20000 Гц, плавный спад начинается уже с 2 кГц. В итоге получается звучание без глубокого баса, но с хорошей линейностью в диапазоне 150–5000 Гц (естественно воспроизводится вокал и большинство «живых» инструментов).