Сравнительные тесты
Сабвуферы

Бас необходимый и достаточный ($250-300, $400-500 и $600-800)

Stereo&Video Июль 2003

Лет 10–15 назад низкочастотный «зверь», именуемый сабвуфером (subwoofer), был знаком лишь аудиопрофессионалам. Сегодня — это чрезвычайно популярный товар, о приобретении которого задумываются миллионы покупателей во всем мире… Активный сабвуфер — это устройство с НЧ-динамиком, усилителем, средствами управления и коммутацией, предназначенное для воспроизведения низких звуков в относительно узкой полосе частот (20–200 Гц). Сабвуфер хорош лишь как соисполнитель; его роль и функции связаны с «коллективным творчеством», в котором обязательно участие широкополосной акустики. Ключевая проблема — корректное согласование баса с имеющейся акустикой — может изменить ваше мнение по поводу конкретного способа коммутации.
   Итак: всем нужен сабвуфер, и все достаточно хорошо осведомлены, что он должен интегрироваться в систему. Но, во-первых, «саб» — вещь, скажем так, не дешевая, во-вторых, он имеет массу органов управления и, в-третьих, удивляет количество разъемов на панели коммутации. Модели отличаются конструкцией акустического оформления (фазоинверторные, закрытого типа, узкополосные и т.п.), мощностью встроенного усилителя (от 50 до 500 Вт), размером НЧ-динамика (от 160–200 мм до 300 мм и более), наконец, по дизайну, что называется, возможны варианты. По всему выходит, простых рецептов при выборе ждать не приходится.
   По традиции в июльском номере мы проводим сравнительные испытания активных сабвуферов. Материал фактически объединяет три самостоятельных теста в трех различных ценовых категориях, охватывающих большую часть моделей, которые в состоянии удовлетворить потребности как любителей, делающих первые шаги в комплектации многоканальной системы домашнего кинотеатра, так и тех, кто решил преобразить звук музыкального комплекса, где источник умеет воспроизводить суперформаты DVD-Audio и SACD Multichannel. Все результаты измерений приведены в заключение, а комментарии к ним приводятся в текстах. На графиках обозначены минимальное, среднее и максимальное значения верхней частоты среза ФНЧ и график нелинейных искажений (КНИ) на сравнительно высоком уровне звукового давления (94 дБ). Почему графики АЧХ активных сабвуферов имеют разную высоту? Это не связано с «чувствительностью» НЧ-динамика (таковая здесь не нормируется), важнее — форма графика (наличие «полочки») и характер склонов.
   
   Фильтр низких частот (ФНЧ) выделяет из сигнала полосу баса, которая после усиления попадает на динамик. Ширина этой полосы может варьироваться за счет изменения верхней частоты среза.
   Фильтр высоких частот (ФВЧ) удаляет НЧ-компоненты из сигнала, выводимого на клеммы коммутации с фронтальной акустикой (Speaker Output) или линейные выходы (Line Out).
   Регулятор фазы — плавное либо дискретное изменение фазы подаваемого на сабвуфер электрического сигнала в пределах 0o–180o.
   Вход для внешнего кроссовера (X-over Input, Bypass, Direct, LFE) предназначен только для низкоамплитудного сигнала, скорректированного внешним ФНЧ, либо для коммутации специального низкочастотного канала (Low Frequency Effects).
   Автовкл./выкл. — автоматическое включение усилителя при появлении на входах полезного сигнала и отключение при его исчезновении.

Heco Slam 12 A

  • Цена: $350
  • Достоинства: эффектный театральный бас
  • Недостатки: трудно настроить для музыкальных приложений

Самая крупная модель в первой подгруппе. Калибр динамика — 300 мм, а в любой из двух фазоинверторных портов легко проходит мужской кулак. Для коммутации предусмотрены линейный вход, высокоамплитудные входы и выходы. Судя по результатам измерений, на выходах для сателлитов из сигнала вырезается часть баса — ниже 75 Гц. Сабвуфер эффективно излучает верхний и часть среднего баса; область стабильной чувствительности невелика; нижняя граница по уровню –10 дБ — 55 Гц. Нелинейные искажения умеренные: КНИ в рабочем диапазоне составляет 2,1% (94 дБ). От пика нелинейности на частоте 180 Гц можно отстроиться с помощью ФНЧ.
   Порождаемые мощным басом впечатления трудно соотнести с ценой сабвуфера. Такую силу нечасто демонстрируют и значительно более дорогие образцы. Что-нибудь взорвать — легко. Отсутствие наиболее глубоких компонент не мешает эффектно «зарядить» театральную атмосферу. При сочетании 12A с корректными полочниками ударные эффекты получаются четко сфокусированными без вторичных низкочастотных нагромождений. На максимум полосу распускать нежелательно — качество баса снижается, возможно появление окраски, что становится заметным на музыкальных приложениях. Таким образом, использование во фронте совсем уж «слабых» в низкочастотном смысле полочников нецелесообразно. Хотя в театре упомянутые артефакты не так критичны. Но лучше всего в качестве фронтальной использовать компактную акустику, способную самостоятельно излучать некоторое количество низких частот, тогда вполне можно добиться целостной развернутой звуковой картинки. SLAM 12A — надежный театральный сабвуфер для средних помещений. Динамический ресурс баса следует расходовать в довольно узкой полосе, благо запас по перегрузке у НЧ-системы значительный.

Измерения

Амплитудно-частотная характеристика/Коэффициент нелинейных искажений

JBL LX2000

  • Цена: $355
  • Достоинства: хорошая динамика баса
  • Недостатки: узкий диапазон регулировки ширины полосы

По дизайну сабвуфер идеально согласуется с акустикой серии LX. Десятидюймовый динамик с диффузором из классической целлюлозы разработан специально для LX2000. По паспорту, усилитель класса D выдает 150 Вт в номинальном режиме при 0,5% КНИ. Имеется полный набор высокоамплитудных терминалов, пара линейных входов; предусмотрен LFE-вход для скорректированного внешним кроссовером НЧ-сигнала (в обход встроенных фильтров). Сигнал для сателлитов обрабатывается фильтром высоких частот, нижняя граница которого близка к граничной частоте сабвуфера. Регуляторы уровня, полосы, двухпозиционный переключатель фазы и сетевой выключатель вынесены на лицевую панель. Предусмотрена релейная защита от перегрузки. После двухминутного молчания сабвуфер автоматом отключается. Основная часть излучаемой LX2000 энергии сосредоточена в области среднего баса (40–80 Гц). Нешироким оказался диапазон регулировки ширины полосы ФНЧ.
   Идеальное окружение для LX2000 — полочные сателлиты, причем желательно, чтобы центр и фронтальная пара были по-хайфайному строгими, особенно — в средненизкочастотной области. В таком сочетании при значительном обогащении НЧ-потенциала фронтальных АС достигается очень неплохое качество «ударного» верхнего баса, демонстрирующего весьма хорошую реакцию на быстрые перемены амплитуд. С напольниками трудно избежать акцентов, причем расширение частотного диапазона оказывается незначительным. LX2000 уверенно работает на повышенной громкости. Благодаря хорошему динамическому ресурсу отсутствие глубокого баса не воспринимается серьезным недостатком. LX2000 — сабвуфер для построенного на полочных сателлитах домашнего кинотеатра в помещении среднего размера. При хорошем качестве фронтальной акустики можно рассчитывать и на достойный музыкальный результат.

Измерения

Амплитудно-частотная характеристика/Коэффициент нелинейных искажений

Magnat Alpha 25 A

  • Цена: $330
  • Достоинства: глубокий бас от компактного сабвуфера
  • Недостатки: при повышении громкости снижается четкость баса

Модель 25А — одна из четырех сабвуферов фирменной линии Alpha. С меньшим ее представителем — Alpha 20 — наши читатели знакомы по прошлогоднему июльскому обзору. Аппараты очень похожи, но «двадцать пятый» крупнее и на 15 Вт мощнее. Динамик излучает в пол; порт резонатора помогает ему во фронтальном разрезе. Лицевая панель капитально жесткая. Для коммутации — высокоамплитудные входы и выходы, линейный вход. Выходной сигнал для сателлитов обрабатывается пассивным фильтром высоких частот. Стандартный набор регулировок — громкость, ширина полосы, фаза. Сабвуфер включается и выключается автоматически по факту наличия входного сигнала. В пластиковые опоры можно вкрутить входящие в комплект шипы. Наибольшая стабильность АЧХ фиксируется при полностью раскрытой полосе. Нижняя граница — 33 Гц (–10 дБ), среднее значение КНИ составляет всего 1,8% (94 дБ) — очень хороший результат.
   При выходе на предельный режим громкости пол под ногами начинает серьезно «нервничать». Эффект неожиданный для довольно компактного саба, и в кино совершенно необходимый. Правда, при этом корпус тоже немного подыгрывает динамику (всему же есть предел). Если не доводить до крайностей (приблизительно 70% усиления), сабвуфер способен выполнять свою работу достаточно аккуратно. Комбинируя 25А с разными фронтальными парами, в большинстве случаев в режиме трифоника удавалось найти оптимальные настройки. Быть может, только с наиболее басовитыми напольниками не получилось полностью избежать характерного низкочастотного акцента. При умеренной загрузке НЧ-усилителя в небольшом помещении с Alpha 25 можно рассчитывать на весьма опрятный бас. Для создания музыкального трифоника на основе напольной акустики стереосигнал целесообразно пропустить через встроенный фильтр высоких частот.

Измерения

Амплитудно-частотная характеристика/Коэффициент нелинейных искажений