Сравнительные тесты
Системы ДК

Продается кинотеатр

Stereo&Video Сентябрь 2002

Сколько бы ни твердили ортодоксы о пользе собирания домашнего кинотеатра из отдельных компонентов, массовому потребителю претит месяцами заниматься точной подгонкой составляющих, скитаться по торговым точкам, слушать и подбирать, вдохновляться и разочаровываться… Многие предпочитают приехать в магазин, приобрести все необходимое, чтобы уже через четверть часа после доставки купленного домой наслаждаться многоканальным звуком. Что может быть лучше для них, чем так называемая система из одной коробки. Она состоит из DVD-ресивера (блок, объединяющий DVD-транспорт и AV-ресивер, то есть пяти- или шестиканальный усилитель с тюнером), пяти сателлитных громкоговорителей (небольшие АС, рассчитанные на воспроизведение звука средне- и высокочастотного диапазона, примерно 200–20000 Гц) и сабвуфера (громкоговоритель, призванный воспроизводить низкочастотный диапазон, примерно 50–200 Гц). Решение задачи о согласовании компонентов в таком случае перекладывается на плечи производителя. Это довольно непростая задача, и не всякий потребитель сможет (или захочет) вникать во все тонкости. Производитель же позаботился и о том, чтобы домашний кинотеатр «смотрелся», представляя собой законченный ансамбль, и о том, чтобы все работало слаженно, просто управлялось, стоило умеренных денег и не требовало много «жизненного пространства». Ведь «театрам из коробки» нужно совсем чуть-чуть: полку в тумбе под телевизором, несколько кронштейнов для развески сателлитов и уголок для сабвуфера…
   Есть и другая категория потребителей, которая de facto признает «однокоробочники». Не секрет, что за AV-систему из отдельных компонентов надо выложить по меньшей мере $1500–2000, в то время как кинотеатр из одной коробки сейчас обойдется как минимум в два раза дешевле. Разумеется, такие системы представляют собой некий компромисс, поэтому при всех достоинствах есть у них и существенные недостатки. Первый и главный — ограниченные возможности модернизации. Далеко не каждый DVD-ресивер оснащен выходами аудиосигнала (часто нет не только цифрового, но и линейных выходов), так что подключить к нему более мощный и качественный усилитель невозможно. Примерно та же ситуация с акустикой. Подчас DVD-ресивер оборудуется нестандартными разъемами, которые рассчитаны только на подключение комплектных сателлитов. Между тем эти сателлиты (второй компромисс) обычно представляют собой однополосные, т.е. оснащенные одним динамиком колонки в пластмассовом корпусе, который на высокой громкости может резонировать. Наконец, аппаратура такого класса имеет обычно не больше двух аудиовходов, а видеосигнал зачастую неспособна коммутировать вообще.
   Сравнивать театральные комплекты мы будем по качеству звучания и изображения, особенностям конструкции, функциональной оснащенности и удобству управления. Лабораторные испытания и тестовые прослушивания помогут оценить воспроизведение звука цифровых 5.1-форматов (Dolby Digital и DTS) с DVD-Video и Dolby Surround с видеокассет, сжатой музыки (MP3), записанной на CD-R/CD-RW. Существует и еще один, несколько неожиданный, параметр для сравнения — компоновка системы. Дело в том, что разработчики для создания комплекта используют несколько подходов. Классическим мы будем считать такой, при котором все шесть усилителей встроены в ресивер, а сабвуфер выполнен пассивным. Распространена также «обратная» компоновка — усилители встраиваются в сабвуфер. Наконец, применяются и промежуточные варианты: сабвуфер делается активным, остальные усилители остаются в ресивере; или вся усилительная часть выносится в отдельный блок.

Aiwa HT-DV90MP

  • Цена: $550
  • Оценка:
  • Достоинства: возможность модернизации системы
  • Недостатки: медлительный DVD-транспорт

Олицетворяет самую распространенную среди участников теста компоновку: все шесть каналов усиления встроены в ресивер, акустические системы (в том числе сабвуфер) — пассивные. Сателлиты также выполнены по традиционной схеме: пять однополосных магнитоэкранированных колонок в одинаковых пластиковых корпусах. АС центрального канала располагается горизонтально, остальные — вертикально. Ресивер имеет все необходимые входы/выходы, способен коммутировать видеосигнал (композитный), а также оборудован линейным выходом на сабвуфер и стандартными «колоночными» клеммами. Последнее позволяет при необходимости заменить сателлиты полнодиапазонными АС (для этого в меню предусмотрена функция «изменить размер громкоговорителей»), а штатный пассивный сабвуфер — активным. Возможность апгрейда, пожалуй, — главное достоинство комплекта. Не обладая эксклюзивной внешностью, он грамотно оснащен, прост в настройке (на пульт ДУ выведены кнопки прямой регулировки громкости центра и тыла), нетребователен к размещению, читает оба (Dolby Digital и DTS) формата многоканального звучания, а также МР3-диски; оснащен видеотранскодером PAL—NTSC. В связи с этим его можно смело рекомендовать всем, кто ценит в домашнем кинотеатре качество изображения и звука — в противовес стильности. И тем, кого комплект из одной коробки устраивает по всем статьям, и тем, кто в перспективе рассчитывает на апгрейд системы.

Есть входы видеосигнала Есть входы видеосигнала
Клеммы для АС разноцветные Клеммы для АС разноцветные

Измерения

Рис.1
Рис.2

Технический комментарий

Направленность сателлитов средняя — сказывается на частотах выше 8 кГц. Они уверенно работают на частотах выше 200 Гц, в НЧ-области отдача плавно снижается. Столь же плавно повышается отдача сабвуфера. Такая симметрия свидетельствует о хорошей согласованности басовика с сателлитами. Пик чувствительности сабвуфера — на 60 Гц, однако он выражен неярко: по уровню –10 дБ отрабатываются частоты практически до 20 Гц, правда, с высокими (более 5%) нелинейными искажениями. Разделение каналов в среднем — 55 дБ с разбежкой всего 6 дБ (одно из самых «симметричных» по тесту).

JVC TH-A9R

  • Цена: $650
  • Оценка:
  • Достоинства: не критичный к размещению сабвуфер с регулируемой частотой среза
  • Недостатки: не читаются МР3-записи

Изюминка симпатичного ресивера — бирюзовая полупрозрачная крышка. При включении системы она сдвигается назад, обнажая кнопки, а по нажатии Open/Close поднимается, открывая доступ к DVD-транспорту. На задней панели, помимо стандартных, находится фирменный разъем для подключения к сабвуферу, в который перенесены все усилители мощности. Порт и динамик выходят на переднюю стенку сабвуфера, что облегчает его размещение; на заднюю стенку вынесены радиаторы охлаждения выходных каскадов усилителей, что позволило обойтись без вентилятора. Интересно выполнены сателлиты: пластмассовый корпус имеет каплевидную форму, центральная АС точно такая же, как остальные, но логотип расположен вдоль боўльшей оси симметрии. Клеммы для подключения АС стандартные, но полнодиапазонными колонками можно заменить только фронтальную стереопару (при этом частоту среза сабвуфера можно понизить с 200 до 120 или 100 Гц). Настройку системы облегчает конструкция пульта ДУ — есть отдельные кнопки для регулирования громкости центра и тыла.
   Рекомендовать этот миниатюрный комплект можно владельцу мультисистемного телевизора (в системе нет транскодера PAL—NTSC) и, скажем, только видеомагнитофона (предусмотрен единственный стереоаудиовход), равнодушного к записям МР3 (они не читаются). При этом надо иметь в виду, что ресивер встанет только на верхнюю полку стойки, — крышке для подъема нужен большой вертикальный просвет.

Видеовыход Видеовыход
SCART и разъемы для подключения всего одного источника SCART и разъемы для подключения всего одного источника

Измерения

Рис.1
Рис.2

Технический комментарий

Самые миниатюрные в тесте сателлиты имеют, пожалуй, и самую продуманную конструкцию: басы они не воспроизводят вообще (спад АЧХ начинается с 300 Гц), АЧХ в диапазоне 300–4000 Гц на удивление гладкая (коридор 5 дБ). Самое главное — сателлиты обладают очень малой направленностью (измерения под углом 45 градусов к оси — голубая кривая на рис. 1 — отличаются от «нулевых» только после 13 кГц). Хорошо организовано согласование с сабвуфером, который не имеет четко выраженного пика чувствительности. Разделение каналов в среднем 57 дБ с разбежкой 6 дБ — очень хороший показатель.

LG DA-3500AX

  • Цена: $500
  • Оценка:
  • Достоинства: наличие линейного выхода для подключения активного сабвуфера, тюнер с УКВ
  • Недостатки: не читаются Video-CD и MP3-диски

Серебристая отделка, зеркальная вставка, скошенная передняя панель… Короче, ностальгируем по семидесятым. Пульт ДУ скомпонован не лучшим образом: кнопок много, они мелкие и как-то сливаются. Сама процедура установки несложна, облегчает ее и меню на русском языке.
   Поскольку данная система — наименее дорогая из всех участников теста, невольно ищешь компромиссные решения. Это — отсутствие выходов цифрового аудиосигнала и линейных с декодера, а также неумение ресивера читать Video-CD и диски с MP3. Пластмассовые корпуса сателлитов «заглушены» слабо, поэтому на предельной громкости могут возникнуть призвуки. С другой стороны, есть у системы и кое-что, отсутствующее у некоторых более дорогих соискателей. Во-первых, наличествует отдельный выход на активный сабвуфер (штатный «басовик» — пассивный, классической конструкции с фазоинвертором). Во-вторых, ресивер может коммутировать видеосигнал и транскодировать сигнал NTSC в PAL, а PAL — в NTSC. Клеммы для подключения АС — стандартные, поэтому заменить штатные сателлиты более качественными просто.
   Рекомендуем модель любителям кино, экономно расходующим средства, или тем, у кого комната прослушивания мала. Ресивер возьмет на себя роль главного коммутатора, если телевизор — с одним видеовходом. Советуем не перенапрягать сабвуфер (станут заметны гармонические искажения). Попробуйте разместить его в углу комнаты так, чтобы порт фазоинвертора и боковая панель с выходом динамика не «смотрели» в стену.

Входы для видеосигнала и выход на сабвуфер Входы для видеосигнала и выход на сабвуфер
Клеммы для подключения АС Клеммы для подключения АС

Измерения

Рис.1
Рис.2

Технический комментарий

Чувствительность сателлитов резко падает на частотах ниже 300 дБ (рис. 1), сабвуфер — широкополосный, с пиком чувствительности на 70 Гц. При увеличении громкости в НЧ-канале быстро нарастают нелинейные искажения: в рабочем диапазоне сабвуфера (50–200 Гц) они могут достигать 5–10 %. Разделение по каналам в цифровых декодерах данного образца составляет в среднем 50 дБ с разбежкой в 10 дБ, что ниже среднего значения по тесту, однако значительно лучше, чем у образца, протестированного в рубрике «Лицом к лицу» в S&V №5, 2002 (стр. 50–51).