Сравнительные тесты
AV-ресиверы

Директор кинотеатра ($450)

Stereo&Video Декабрь 2002

Как говорится, незаменимых нет, но… Источником AV-сигнала в системе домашнего кинотеатра может быть DVD-проигрыватель, спутниковое TV и видеомагнитофон (вариант для России, по всей видимости, основной — в силу распространенности VHS-кассет с Dolby-звуком). Смотреть кино можно на телеэкране, на видеомониторе, на проекторе или на «плазме»... Однако без многоканального усилителя с декодерами никак не обойтись, будь то составляющая DVD-ресивера, мини-системы или отдельный, вкупе с тюнером, компонент, называемый AV-ресивером. Преимущества последнего подробно изложены в материале «Дневной киносеанс» (см. №6, 2002, тест ресиверов начальной стоимостной категории, $250–300). В предыдущем номере (материал «Формула 6.1») мы, перескочив через одну ценовую ступеньку, испытали три сравнительно дорогих аппарата (порядка $750). И вот перед вами — тест ресиверов среднего ($450), как показывает практика, очень востребованного класса. Разбежка в ценах крайне мала: самая дорогая модель стоит $480, наиболее доступная — $440. Между тем по возможностям и конструкции они разнятся сильно. У одних она классическая «5+3»: пять каналов усиления плюс три 5.1-декодера — Dolby Pro Logic II, Dolby Digital и DTS. Другие построены по схеме «6+5» с шестью усилителями и пятью декодерами (к упомянутым добавлены еще два — для 6.1-форматов Dolby Digital EX и DTS ES). Наконец, один аппарат в тесте реализует промежуточный вариант «5+5»: пять каналов усилителей и все декодеры (тыловой центр — фантомный). В общем, потребителю есть отчего прийти в замешательство. Понимая это, мы ставили перед собой задачу не только сравнить аппараты, но и объяснить целесообразность той или иной схемы, выявить область ее оптимального применения.
   Что объединяет технику этого класса? Усилители мощности практически у всех участников собраны на дискретных элементах. Все аппараты являются полноценными коммутационными узлами, поскольку способны управлять не только аудио- и композитным видеосигналом, но и сигналом S-video (некоторые — и компонентным видео), то есть готовы к работе одновременно с двумя источниками такого сигнала. На сегодняшний день это DVD-проигрыватель и приемник сигналов телевидения высокой четкости (ТВЧ или HDTV). Поскольку такого вещания в России пока нет, данная возможность в комплексной оценке имеет минимальный вес. Добрая половина аппаратов оснащена 5.1-входом — с прицелом на Super Audio CD (SACD) и DVD-Audio. Однако возможность подключения дополнительных усилителей мощности (5.1-выход) предусмотрена только у одного претендента. Некоторые участники теста имеют AV-вход на передней панели, что облегчает введение в систему игровой приставки последнего поколения или видеокамеры.
   
   Dolby Pro Logic II — способ матричного декодирования двухканального сигнала, имеющего информацию для тыловых АС (с видеокассеты, DVD, CD и пр.). Существуют два режима DPL II — Movie (для саундтреков) и Music (для музыкальных записей). В отличие от «обычного» Dolby Pro Logic, тыловой канал в DPL II стереофонический, полнодиапазонный; имеется и отдельный сабвуферный канал (задействуется все аудиооборудование, как в Dolby Digital 5.1).
   DTS Neo:6 — конкурент Dolby Pro Logic II, способный разложить двухканальный сигнал не только на 5.1, но и на 6.1 каналов (информация для тылового центра синтезируется).
   Dolby Digital EX Matrix 6:1 и DTS ES Matrix 6:1 — алгоритмы получения 6.1-аудиосигналов, согласно которым информация для тылового центра при кодировании подмешивается в левый и правый тыловые каналы, а выделяется матричным способом.
   DTS ES Discrete — единственный на сегодня полноценный 6.1-формат; информация для тылового центра содержится в отдельном канале.
   
   Мы неоднократно говорили о важности коммутационных особенностей. Поэтому тыльную панель в этом смысле можно назвать «лицом» AV-ресивера. Клеммы для подключения основных колонок у всех ресиверов винтовые, что для техники такого уровня — норма и достоинство. Обратите внимание, что клеммы Harman/Kardon разноцветные (требование новейшего стандарта, призванное облегчить «сборку» AV-системы), а клеммы Kenwood имеют пометки с названиями «стандартных» цветов. Возможностью подключения дополнительных АС оснащены Denon, Kenwood, Panasonic и Pioneer (винтовые клеммы — только у двух последних). Различна конструкция гнезд оптического цифрового сигнала. У Harman, Marantz и Yamaha они снабжены заглушками, у остальных — более современная конструкция с откидной шторкой. Все модели, кроме Kenwood, оборудованы сквозным каналом по оптическому цифровому сигналу, а Marantz и Harman — еще и по коаксиальному. Вход Phono для подключения проигрывателя «винила» есть у Kenwood и Panasonic; 5.1-вход– у Denon и Yamaha, 7.1-вход — у Pioneer, а 5.1-выход с предусилителя — у Marantz и Yamaha (Pioneer имеет 7.1-выход). У Kenwood есть гнезда для подключения системной шины Sl.16. Panasonic и Pioneer имеют вентилятор охлаждения (у Panasonic он включается только при работе ресивера на высокой громкости, когда шум маскируется). Отключаемых сетевых розеткок не имеют Panasonic и Pioneer; у Denon и Marantz их по одной, у Harman, Kenwood и Yamaha — по две.

Denon AVR-1603

  • Цена: $480
  • Оценка:
  • Достоинства: отличное звучание
  • Недостатки: отсутствие декодеров Dolby Digital EX и DTS ES

Если бы не заглушка, закрывающая AV-вход (разъем S-video в нем отсутствует, но есть гнездо оптического цифрового сигнала), переднюю панель аппарата можно было бы считать классической. Зато компоновка ресивера классическая без всяких натяжек: пятиканальный усилитель с 5.1-декодерами. Системный пульт ДУ один из самых эргономичных в тесте. Разноцветные кнопки хорошо видны в полутьме домашнего кинозала, а органы управления громкостью и режимами работы DVD-проигрывателя вообще сделаны фосфоресцирующими. Единственный недостаток ПДУ — два механических переключателя источников, причем второй выполнен многопозиционным, и ошибку в выборе сделать очень легко. Предварительная настройка с передней панели не осуществляется, а с пульта проходит быстро и безболезненно благодаря логично выстроенному алгоритму и толковой инструкции. Шаг задержки сигнала эквивалентен не 30 см, как у остальных соискателей, а 10 см, что способствует более точной настройке. И это не замедлило сказаться на звучании. Ресивер давал слитную звуковую картину, но не за счет потери разрешения — четко локализованные эффекты не тонули в фоновой музыке. Рекомендуем аппарат всем любителям домашнего кинотеатра, предпочитающих традиционный 5.1-канальный звук или просто не имеющих возможности разместить в комнате дополнительную АС. А также тем, для кого главное — прослушивание музыки. В стереорежиме Denon работает прекрасно, а наличие 5.1-входа с характеристиками, приближающимися к образцовым, позволит в полной мере насладиться записями суперформатов (SACD и DVD-Audio).

Задняя панель Задняя панель

Измерения

Рис.1
Рис.2

Технический комментарий

Рабочая полоса частот усилителя мощности составляет 16–90000 Гц при неравномерности ±1,1 дБ (рис. 1). При такой полосе наличие многоканального аналогового входа делает вполне актуальным воспроизведение музыкальных программ с SACD и DVD-audio. Номинальная мощность в двухканальном режиме 89,4 Вт (0,7%) на кратковременных пиках увеличивается до 110 Вт. Фирма оговаривает искажения порядка 0,08% при мощности 80 Вт, но при половинной мощности, что больше соответствует реальной программе, — наши измерения дали всего 0,02% (рис. 2). Коэффициент демпфирования более 230 позволяет усилителю работать практически с любой акустикой. Электронные регулировки тембров обеспечивают диапазон ±10 дБ. Максимум регулировки на низких частотах достигается на частоте 110 Гц, а для высоких — действуют во всем диапазоне без частотных ограничений, кроме режимов с цифровой обработкой.
Декодер Dolby Digital дает среднее значение разделения около 62 дБ, но по отдельным направлениям значения варьируются от 56 до 74 дБ. Для декодера DTS обработка очень ровная с разделением более 59 дБ.
У встроенного FM-тюнера хорошая чувствительность (1,9 мкВ) при лучшей среди тестируемых избирательности (почти 53 дБ). Отношение сигнал/шум более 65 дБ.

Harman/Kardon AVR 2550

  • Цена: $450
  • Оценка:
  • Достоинства: прост в управлении
  • Недостатки: отсутствуют 6.1-декодеры и 5.1-вход/выход линейного сигнала

Беглый взгляд, и производитель угадывается безошибочно — раньше, чем замечаешь логотип. Все классическое: черный корпус с острыми гранями, полоска золотистых кнопок, двойная индикация режимов. Ресивер имеет развитую систему управления, позволяющую «привязать» определенный цифровой вход к любому аналоговому, а также задать для разных входов «свой» аудиорежим. В связи с этим первоначальная установка — процедура длительная (параметры АС приходится вводить для каждого входа), зато в результате ресивер окажется готов к работе с любым сигналом. Провести ее можно как с передней панели, так и с пульта — программируемого, способного управлять компонентами основных марок, при этом транспортными (Play, Stop и т.д.) функциями DVD-проигрывателя или «видика» можно командовать, не отключая пульт от управления усилителем. К недостаткам ресивера нужно отнести невозможность нарастить его мощность (учитывая низкую мощность штатных усилителей) и несовместимость с сигналами с SACD и DVD Audio (нет и входа 5.1), а также DTS-ES и Dolby Digital EX. По этим причинам Harman нельзя рекомендовать жаждущим звука 6.1. Чувствуется, что разработчики пытались сделать универсальный аппарат, но мы рекомендуем его, в первую очередь, любителям стерео-, а не многоканального звука. При работе с двумя полнодиапазонными колонками ресивер покажет себя с наилучшей стороны. А для успешной работы в домашнем кинотеатре их целесообразно дополнить чувствительной тройкой (или даже четверкой) тыловых колонок. Если вам удастся решить непростую задачу согласования такой системы, ресивер вознаградит вас звучанием высокого качества.

Задняя панель Задняя панель

Измерения

Рис.1
Рис.2

Технический комментарий

Усилители фирмы всегда отличаются большим запасом по пиковой мощности. Номинальная мощность в двухканальном режиме 75,5 Вт (0,7%) на кратковременных пиках увеличивается почти до 93 Вт, что более чем вдвое превышает значение, заявленное фирмой для долговременной мощности ресивера. Полоса частот усилителя мощности при неравномерности ±0,5 дБ составляет 16–65000 Гц (рис. 1), а на верхней границе 90 кГц спад увеличивается всего до 1,8 дБ. Нелинейные искажения при половинной мощности не превышают 0,01% (рис. 2). Обратите также внимание, что на низких частотах нет преждевременного роста искажений: тут срабатывает мощный блок питания. Регулировки тембров обеспечивают подъем и завал по ±12 дБ и действуют во всем диапазоне без частотных ограничений, кроме регионов с декодированием цифровых источников.
Декодер Dolby Digital обеспечивает среднее значение разделения около 61 дБ, (предельные значения по отдельным направлениям имеют диапазон от 55 до 64 дБ). Декодер DTS дает обработку с таким же разделением (61 дБ), но даже с большей асимметрией (от 55 до 66 дБ).
Тюнер обладает лучшей чувствительностью (1,5 мкВ) и максимальным отношением сигнал/шум при приеме FM-станций (более 66 дБ). Избирательность только около 43 дБ.

Kenwood KRF-V8060D-S

  • Цена: $450
  • Оценка:
  • Достоинства: наличие декодера DTS-ES Discrete 6.1 и входа Phono
  • Недостатки: сложный в освоении пульт ДУ

Дизайн передней панели «под 80-е» — матовый алюминий, множество кнопок и поворотных рукояток — становится все популярнее. Но у Kenwood’a такое решение — не просто дань моде. Оно облегчает предварительную настройку, которую удобнее выполнять именно с передней панели, а не с пульта: кнопки со стрелками и поворотный регулятор Multi Control гораздо эргономичнее джойстика на ПДУ, к тому же, находясь вблизи флуоресцентного дисплея, ясно видишь мнемонические картинки, помогающие настройке. Пульт же, призванный командовать всеми компонентами системы (он программируемый, коды приведены в инструкции), пестрит разноцветными кнопками, и найти среди них нужную непросто. Функциональная же насыщенность достойна высшей оценки. Наличествуют все декодеры, стоящие ныне на вооружении, вплоть до DTS ES Discrete (есть даже соответствующая индикация на дисплее), предусмотрена возможность управления компонентным сигналом и подключения дополнительной стереопары. Стоит отметить и такую остроумную придумку: шестой канал усиления можно переориентировать на озвучивание пассивного сабвуфера. То есть потребитель вправе выбирать, какой канал для него важнее, центральный тыловой или дополнительный басовый (вместо дорогого активного можно выбрать сравнительно дешевый пассивный саб, например, автомобильный). В итоге перед нами очень современный аппарат — для любителей масштабных фильмов со звуком 6.1 (ресиверу легче даются пространственные, а не точно локализованные эффекты) или владельцу проигрывателя, совместимого с форматами SACD и DVD Audio (линейные входы предусмотрены).

Задняя панель Задняя панель

Измерения

Рис.1
Рис.2

Технический комментарий

При неравномерности ±0,5 дБ ресивер имеет наиболее широкую полосу 16–70000 Гц (рис. 1), да и относительный спад на верхней границе меньше всех –1,6 дБ. Тембры можно регулировать в диапазоне ±10 дБ: на высоких частотах во всей полосе, а на низких максимум соответствует частоте 100 Гц. Максимальный подъем по низким можно включить также с пульта кнопкой BASS BOST. Дополнительный подъем самых низких частот еще на 9 дБ (розовая кривая, рис. 1) обеспечивается при включении LOUDNESS (с пульта или передней панели). Выходная мощность около 100 Вт предельная, на что он способен: увеличения на пиках практически нет. Тут, скорее всего, сказываются недостатки блока питания: при значении КНИ для средних и высоких частот около 0,01%, на низких и особенно при малом сигнале они растут очень сильно (рис. 2). Коэффициент демпфирования тем не менее составил более 140.
Среднее разделение для декодера Dolby Digital составляет 57 дБ (разброс 50–63 дБ). Для декодера DTS значение разделения всего 50 дБ, притом что по отдельным направлениям (между тыловыми каналами) падает вообще до 38 дБ.
Чувствительность тюнера сильно загрублена и составляет всего 8 мкВ при наименьшей в тесте избирательности: всего 40 дБ. Отношение сигнал/шум при приеме FM-станций более 65 дБ.