Сравнительные тесты
AV-ресиверы
Формула 6.1 ($700-735)
Stereo&Video Ноябрь 2002
Название фильма — «Призрачная угроза» — оказалось иронично-пророческим в отношении громадного парка AV-ресиверов, рассчитанных на воспроизведение 5.1-форматов. Ведь для воспроизведения звука Dolby Digital EX необходим специальный декодер, шесть каналов усиления и столько же громкоговорителей, не считая сабвуфера! Впрочем, называть новое детище Рея Долби полноценным 6.1-звуком было бы не совсем верно. Информация для дополнительного центрального тылового канала (Surround Back) извлекается из уже существующих — аналогично тому, как сигнал для центрального канала в Dolby Pro Logic получается из фронтальных каналов. Формат Dolby Digital EX использует этот принцип, так сказать, в зеркальном отражении: ставится задача получить дополнительный тыловой канал, посему и информация о нем подмешивается в сигнал основных тыловых каналов. В результате набор акустики становится совершенно «симметричным» — всякому фронтальному громкоговорителю соответствует аналогичный тыловой.
Извечный конкурент Dolby компания Digital Theater Systems Inc. нанесла ответный удар немедленно, создав свою разновидность кодирования — DTS ES 6.1-Matrix. Принцип был позаимствован у Dolby, так что DTS пришлось оплачивать лицензию. Ситуация сложилась трагикомическая, и Digital Theater Systems Inc. в пожарном порядке создала формат DTS ES 6.1-Discrete с независимым тыловым центральным каналом. Одним из первых фильмов с такой звуковой дорожкой стал знаменитый «Гладиатор».
Производители техники довольно потирают руки: взрывное увеличение числа реально использующихся стандартов многоканального звучания приводит к расширению номенклатуры AV-ресиверов и появлению в модельных линейках дополнительных ступенек. До недавнего времени AV-аппаратура высшего и среднего класса не имела сверхпреимуществ перед большинством AV-ресиверов начального уровня (до $300) — и те, и другие оснащались пятиканальным усилителем и декодерами Dolby/DTS. Но сегодня декодеры Dolby Digital 5.1 и DTS 5.1. остались основой бюджетной техники. Участники нашего теста, AV-ресиверы ценовой категории $700–750, оснащаются декодерами Dolby Digital EX, а также DTS ES Matrix и даже — DTS ES Discrete. Кроме этого, они имеют в своем составе шестиканальный усилитель, входы 5.1 (или 6.1), линейные 6.1-выходы с декодера-предусилителя. Они могут коммутировать не только композитный, но и S-video-сигнал; некоторые модели — еще и компонентный, то есть готовы к работе с двумя источниками такого сигнала (одиним из таковых является соответствующий DVD-проигрыватель, а вторым — ресивер для приема цифрового сигнала телевидения высокой четкости). Мощность усилителей составляет порядка 100 Вт на канал. Ко всем ресиверам прилагается программируемый пульт дистанционного управления, способный командовать несколькими AV-устройствами от различных производителей (кнопки зачастую подсвечиваются). Ресиверы способны озвучить две жилые зоны (предусмотрены выходы для дополнительной пары колонок). Иными словами, это солидные «машины», экипированные по последнему слову техники. Вопрос в том, долго ли это слово будет оставаться последним?
Задние панели ресиверов заслуживают отдельного разговора: по ним тоже можно судить о подходе разработчиков к конструктивным решениям аппарата. Клеммы для подключения основных АС у всех ресиверов винтовые (стандартное решение для техники такого уровня). Иное дело — возможность подключения дополнительной пары громкоговорителей. Marantz, как мы упоминали выше, вообще на это не рассчитан, у Onkyo для этого предусмотрены пружинные разъемы, лишь Yamaha не поскупилась и снабдила свой аппарат винтовыми разъемами и для громкоговорителей зоны В. Обратите внимание на то, что клеммы Onkyo разноцветные (требование новейшего американского стандарта, призванное облегчить «сборку» AV-системы), и на возможность подключения системной шины RI. У Yamaha есть вход Phono для подключения проигрывателя «винила». Все модели оснащены «сквозным каналом» по оптическому цифровому сигналу, а Onkyo — еще и по коаксиальному, что облегчает перезапись с CD на, скажем, MD. «Нарастить мускулы» позволяют все аппараты, так как они оборудованы линейным выходом 6.1, однако семиканальный вход есть только у ресивера Marantz. Последний оснащен одной отключаемой сетевой розеткой; у Onkyo и Yamaha их по две. Примечательно, что сетевой кабель этих аппаратов уходит в корпус, а Marantz имеет для него специальное гнездо.
Marantz SR5200
- Цена: $730
- Оценка:
- Достоинства: эффектный дизайн
- Недостатки: нет декодеров DTS ES Dicrete и DTS Neo:6, мало регулировок для тыловой центральной АС
Корпус под «шампань» — цельнометаллический; органы управления расположены с идеальной симметрией: поворотный регулятор громкости уравновешивается рукояткой выбора режима окружающего звучания. Кроме них и кнопок управления основными функциями, на передней панели находится AV-вход, работающий только с аналоговым аудиосигналом (игровую приставку последнего поколения по «цифре» придется подключать через тыловые порты). Предварительная настройка, в принципе, проста и осуществляется через систему экранных меню, однако есть в алгоритме и кое-какие хитрости. Поскольку встроенные декодеры создают сигнал для тылового центра только матричным способом, для включения соответствующей колонки необходимо не только указать ее в опции Speaker Setup, но и задать режим 6.1-Channel в опции Surround Mode. Кстати, ощущение того, что этот канал привнесен в уже сложившееся схемное решение, нас не покидало. Если параметры сигнала остальных можно изменить в зависимости от размеров АС и расстояния до зрительского места, то у тылового центра регулируется только громкость. Интересный режим — TV Auto (аппарат включается или выключается по наличию/отсутствию видеосигнала на гнезде TV). Подключать через ресивер DVD-проигрыватель к телевизору можно по сигналу S-video (управление по «компоненте» не предусмотрено). Программируемый пульт ДУ спроектирован так, что органы управления главными функциями ресивера оказываются под рукой. Хотя пульт способен командовать составляющими домашнего кинотеатра разных марок, ресивер мы бы рекомендовали, в первую очередь, тем, для кого особенно важны марка и роскошный вид аппарата.
На третьей странице трехстраничного меню отображаются результаты и процесс настройки, во время которого и устанавливаются уровни
Задняя панель
Пульт ДУ
Измерения
Технический комментарий
При неравномерности 1,5 дБ полоса частот составляет 16 — 90000 Гц, а при 0,5 дБ — 20–45 кГц (рис. 1). Регулировки тембров работают в диапазоне ±8 дБ и только до частоты 22 кГц. Влияние на уровень средних они не оказывают, их отключение изменяет уровень на 2 дБ, но полоса используется полностью. Непрерывная мощность составляет 101,3 Вт, незначительно увеличиваясь на пиках до 116 дБ.
Искажения на средних частотах не превышают 0,01%, но к краям диапазона (особенно на нижних) растут (рис. 2). Среднее значение разделения декодера — около 57 дБ, но велик разброс: по отдельным направлениям значения отличаются на 25 дБ (от 52 до 67 дБ).
Onkyo TX-SR600
- Цена: $735
- Оценка:
- Достоинства: отличное звучание
- Недостатки: нет линейных 6.1-выхода/входа
Ресивер строгой классической внешности впишется в любую «аппаратурную композицию». Все основные функции доступны с передней панели, но она благодаря грамотному расположению органов управления не выглядит перегруженной. Расположенный на ней AV-вход включает и цифровой оптический разъем, что позволяет запросто подключить к ресиверу игровую приставку последнего поколения. Но главное достоинство аппарата — наличие как шести усилителей мощности, так и декодера не только матричного (Dolby digital EX/DTS ES Matrix), но и дискретного (DTS-ES Discrete) сигнала 6.1. Есть возможность декодировать записи Dolby Stereo (например, с видеокассет) по любому из двух новомодных алгоритмов Dolby Pro Logic II и DTS Neo:6. Проводя первоначальную настройку, невольно отмечаешь продуманность конструкции аппарата. Регулируемые параметры одинаковы для всех каналов, в том числе и для тылового центра. Это размер АС, громкость и задержка, выражаемая в расстоянии до слушателя — то есть полный набор, позволяющий точно настроить AV-систему, что благотворно сказывается на звучании.
Пульт ДУ способен управиться со всем комплексом домашнего театра, причем не обязательно чтобы все компоненты были Onkyo. Можно ввести в ПДУ приводимый в описании код аппарата другой фирмы или обучить необходимым командам, а также сгруппировать до 16 команд в одну макрокоманду. Аппарат сочетает продуманность конструкции и солидную оснащенность с высоким качеством звучания. Эти ключевые достоинства позволяют рекомендовать его практически всем любителям домашнего кинотеатра.
Шесть страниц меню включают, кроме основных регулировок каналов, выбор параметров дисплея, уровень выхода на наушники и другие
Задняя панель
Пульт ДУ
Измерения
Технический комментарий
Номинальная мощность в двухканальном режиме 127,6 Вт (0,7%) на кратковременных пиках увеличивается до 152 Вт — наивысшее достижение в тесте. Искажения при половинной мощности — всего 0,005% (рис. 2).
Полоса частот усилителя мощности при неравномерности 0,5 дБ 16–90000 Гц (рис. 1). Регулировки тембров обеспечиваются в диапазоне ±10 дБ и действуют только с цифровой обработкой, а потому ограничиваются в районе 22 Гц. Уровень средних частот при этой регулировке меняется на ±1,5 дБ. Декодер Dolby Digital обеспечивает среднее значение разделения более 65 дБ, но по отдельным направлениям значения отличаются на 18 дБ (от 56 до 74 дБ).
Yamaha RX-V730RDS
- Цена: $700
- Оценка:
- Достоинства: продуманное управление
- Недостатки: нет декодера DTS ES Discrete 6.1
Передняя панель как вариация на фирменный мотив: полнофункциональный люминесцентный дисплей делит ее на три области, в каждой расположены органы управления определенными функциями, имеющие свой размер и форму. AV-вход оснащен и гнездом для приема оптического цифрового аудиосигнала. Аппарат коммутирует не только S-Video и композитный сигнал, но и компонентный; оснащен разнообразными функциями. Он читает цифровой сигнал 24 бита/96 кГц, позволяет подать изображение с одного источника, а звук — с другого. Еще одна фирменная черта — DSP-режимы системы Cinema DSP с множеством регулируемых величин. Настройку облегчает система экранных меню — они выводятся по композитному или S-Video-сигналу (но не по компонентному!); для всех громкоговорителей (в т.ч. для тылового центра) предусмотрен полный набор изменяемых параметров, причем громкость в «каналах эффектов» (под ними составители инструкции подразумевают центральные и тыловые) изменяется с малым (0,5 дБ) шагом, позволяющим осуществить ювелирную настройку системы. Сигналы Dolby Digital EX и DTS ES распознаются автоматически, однако ресивер не отличает DTS ES Matrix 6.1 от DTS ES Discrete 6.1 — в любом случае информация для заднего центра создается матричным способом. Программируемый пульт ДУ может командовать 12 аппаратами различных марок., оборудован ЖК-дисплеем с подсветкой, включающейся при нажатии любой кнопки. Рекомендуем RX-V730RDS желающим индивидуализировать звучание системы посредством точных настроек, однако тем, кто старается идти в ногу со временем, напоминаем о неполной совместимости ресивера с форматом DTS ES Discrete 6.1.
Перечень функций начинается в выбора параметров акустики, но, кроме того, включает переименование и переназначение входов и многое другое
Задняя панель
Пульт ДУ
Измерения
Технический комментарий
Усилительная часть ресивера отличается протяженной частотной характеристикой от 16 Гц до 100 кГц, но общая неравномерность составляет около 3,0 дБ (рис. 1). Классические регулировки тембра в диапазоне ±10 дБ без уменьшения эффекта на краях диапазона страдают чрезмерным влиянием на средних, «съедая» от диапазона регулировки 2 дБ. Максимальная мощность составляет 101,8 Вт, при самом большом относительном увеличении на пиках — до 124 Вт.
При небольших уровнях мощности искажения находятся на уровне 0,008% (рис. 2). Разделение декодера находится на хорошем уровне (60 дБ) при относительно небольшом разбросе (±4 дБ).