Сравнительные тесты
Наушники
Звук без посредников ($25–50, $50–100 и $100–160)
Stereo&Video Август 2002
Для хороших наушников всегда найдется дело: воспроизведение стереозаписей на Hi-Fi-системе или с портативного плейера, просмотр телепрограмм (монозвук) или фильмов в домашнем кинотеатре (имитация многоканального звучания), работа с мультимедиа-приложениями или в составе игровых комплексов (компьютер, Play Station)…
В принципе, каждый вариант использования наушников предполагает свой оптимальный выбор, и торговля вроде бы предлагает нам искомое разнообразие. Можно купить как массовый ($10–20), так и эксклюзивный товар (сотни долларов). Однако большая часть моделей от ведущих производителей сосредоточена в диапазоне $25–150. За такие деньги хорошие колонки не купишь, а универсальные, по-настоящему качественные головные телефоны (headphone) с широкой полосой воспроизведения, комфортные и надежные — пожалуйста.
Специфика нынешнего материала в том, что для сравнения мы подобрали современные модели наушников фактически из трех наиболее востребованных ценовых категорий. Формальные границы между ними мы определили ($25–50, $50–100 и $100–160), но важно разобраться и с другими вопросами. Например: всегда ли серьезная разница в цене радикально отражается на качестве звучания? Как и чем отличаются характеристики, конструктивные решения и комплектация?
Заметим, что в материале есть немало моделей от фирм, которые специализируются исключительно на выпуске головных телефонов; есть производители, которые относят эту технику к категории аудиоаксессуаров. В любом случае большинство из нас, потребителей, склонно рассматривать наушники как самодостаточный тип аппаратуры качественного звуковоспроизведения.
Чтобы лучше ориентироваться при выборе, считаем полезным напомнить некоторые особенности наушников. Сейчас преимущественно выпускаются головные телефоны на основе электродинамических излучателей (по сути маленькие широкополосные динамики). Здесь, как и в колонках, встречаются системы с открытым и закрытым вариантами акустического оформления. Закрытый тип напоминает динамик, тыльная часть которого «опирается» на замкнутый объем. Наушники открытого типа соответственно «озвучивают» и внешнее пространство… Что предпочесть? Посмотрим, какие плюсы и минусы присущи этим конструктивным антиподам. Немаловажный вопрос — комфорт при прослушивании. Не мешают ли внешние шумы, хорошо ли прилегают к голове амбушюры (подушечки вокруг телефона), легко ли отрегулировать оголовье?
Одним из основных параметров аудиосистем, в том числе и наушников, является амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), показывающая, как излучается звук на разных частотах в диапазоне 20–20000 Гц. В отличие от Hi-Fi-колонок, наушники обычно «прорисовывают» не очень гладкую характеристику. Делается это сознательно, чтобы субъективно улучшить восприятие звука, излучение и передача которого происходит в весьма «стесненных» условиях. Будем обсуждать и чистоту звучания (чем меньше коэффициент нелинейных искажений, тем лучше). При оценке конструкции мы обращали внимание на длину и тип сигнального провода, качество разъемов. Кстати, классная аудиоаппаратура обычно имеет гнездо под стереоразъем диаметром 6,3 мм; миниатюрные «джеки» (3,5 мм) подходят к портативной и телевизионной технике. Поэтому наличие в комплекте соответствующих переходников нами оценивалось положительно (особенно если разъемы — с позолоченными контактами).
Амбушюр — мягкая изолирующая прокладка между корпусом наушника и головой. Разновидности амбушюров: supra-aural или circum-aural (можно перевести как «на ухе» и «вокруг уха»).
Корпуса (чашки) — основа для крепления динамиков и амбушюров. Корпуса соединяются при помощи оголовья в виде дуги). Варианты соединения чашек с оголовьем —от неподвижного до шарнирного, наиболее распространенный — с помощью вилки и осей.
Закрытый (или открытый) тип акустического оформления — тыльная часть излучателя работает на замкнутый (или на сообщающийся с внешней средой) объем.
Чувствительность — отношение звукового давления к подводимой мощности. Чем больше чувствительность, тем громче звук при равной мощности. Наушники с меньшим импедансом (сопротивлением) будут потреблять большую мощность, то есть при равных чувствительностях они будут громче.
Kenwood KPM-510
- Цена: $35
- Оценка:
- Достоинства: детальный звук, хорошая звукоизоляция, витой провод
- Недостатки: басам порой не хватает напора
Солидно выглядят KPM 510 — в черной «мятой» коже, с довольно крупными корпусами... Концы оголовья изогнуты буквой Z (точнее — ее зеркальным отображением). В результате упор оголовья оказывается немного смещенным вперед, что удобно при длительном ношении. Соединение с корпусами осуществляется при помощи держателя в форме вилки, охватывающей чашку акустического оформления. Конструкция допускает небольшое изменение угла наклона в вертикальной плоскости (10–15°, как правило, вполне достаточно). В горизонтальной плоскости угол не меняется, однако необходимую свободу дает имеющийся люфт. Отделка амбушюров и оголовья мягкой кожей обеспечивает комфортную посадку. Кроме того, достигается плотное прилегание наушников к голове, что повышает звукоизоляцию в обоих направлениях. Подстройка под размер осуществляется изменением длины оголовья. При этом к выдвижным планкам приходится прикладывать некоторое усилие (по сравнению с типичным для аналогичных вариантов конструкции), но зато фиксация увереннее. Свитый спиралью провод подходит к левому наушнику. Его длина в свободном состоянии — 1,1 м, в растянутом — 3,5 м. Диаметр разъема — 3,5 мм, имеется переходник на 6,3 мм. И разъем, и переходник позолочены.
Звук чистый, детальный, представляется неплохо тонально сбалансированным. Хорошая контрастность высоких позволяет вполне раскрыться большинству ВЧ-инструментов. Возможно, лишь яркость звонкого «металла» немного понижена. Корректно (и динамически, и тонально) организована середина. Бас глубокий, но тактичный — для жестких музыкальных стилей хочется побольше энергетики, напора. На любом другом материале басы выступают весьма адекватно. Очень понравился вокал, включая его сложные классические формы, — живой, полнокровный, отлично артикулированный.
Наушники хорошо сидят на голове; их можно использовать в фоновом режиме — длительное прослушивание не утомляет. Вместе с тем КРМ 510 вполне пригодны для внимательного «созерцательного» восприятия музыки. Ценным достоянием является многоцелевой витой шнур.
Практичный витой провод
Измерения
Технический комментарий
Измеренная АЧХ (рис. 1) медленно (в темпе чуть больше 2 дБ на октаву) спадает с повышением частоты от области среднего баса (40–80 Гц), практически нигде не испытывая отклонений от этой тенденции. На высоких частотах флуктуации АЧХ усиливаются. Подъем на участке 5–8 кГц может обусловить выделение ВЧ-акцентов. Пик на 14 кГц менее опасен. Разница между правым и левым наушниками несущественна. Нелинейные искажения (рис. 2) малы, слабо зависят от уровня сигнала (82–88 дБ); существенный их рост на басах начинается лишь ниже 20 Гц; зависимость КНИ от громкости проявляется ниже 30 Гц.
Koss R/35S
- Цена: $35
- Оценка:
- Достоинства: чистый и мощный бас, хорошая чувствительность
- Недостатки: относительно невысокая детальность
на средних частотах
Знакомясь с парой R/35S от Koss, сразу обращаешь внимание на амбушюры, изготовленные, похоже, из пенополиуретана и сверху ничем не задрапированные. Однако при посадке на голову неприятных ощущений не возникает, вероятно — благодаря их специальной форме. Контактная поверхность в отличие от типичных амбушюров не широкая и плоская, а узкая — края как бы заостренные. Небольшая поверхность под действием прижима точнее повторяет анатомические особенности головы (амбушюр ложится на ухо), в результате повышается «контактность». Да и с гигиенической точки зрения лучше. Наушники сидят очень надежно, но хороший прижим не дает забыть об их присутствии на голове. Изменение размера осуществляется с помощью планок, выдвигающихся из оголовья. Однако непосредственно на голове настройку провести затруднительно — похоже, раздвижной механизм требует небольшой начальной разработки. Внутри амбушюров излучатель не замаскирован пылезащитными прокладками — видна открытая металлическая поверхность с прорезями для выхода звуковой энергии. Двойной провод подсоединяется к обоим наушникам, его длина — 3,5 м. Контактные поверхности 3,5-мм разъема и переходника на 6,3 мм позолочены. Замечателен факт пожизненной (для первого обладателя) гарантии. Как и положено наушникам открытого типа, они практически не гасят окружающие звуки, так что в них можно совершенно свободно контактировать с внешним миром. Конечно, если не играет музыка. Ну, а стоит ее включить, сразу же обнаруживается мощный, прямо-таки сабвуферный бас. Пусть он порой несдержан, ему все можно простить за могучую силу, словно распахивающую рамки виртуального пространства до объемов концертного зала. Средние немного теряются в тени басового могущества, но этот момент актуален лишь для сложной классической музыки. Несмотря на определенно теплый колорит звучания, высокие производят свое полезное тонизирующее воздействие на слушателя.
За свои деньги R/35S — отличный вариант наушников для любителей рока и современной популярной музыки, для кого зажигательный бас — важнейшая составляющая эмоционального воздействия. Из ключевых достоинств отметим высокую чувствительность R/35S.
Специальная форма амбушюров — для повышения качества контакта
Измерения
Технический комментарий
R/35S — одни из самых чувствительных наушников в тесте. АЧХ (рис. 1) объясняет басовитость наушников: на всем НЧ-отрезке (20–160 Гц) чувствительность стабильно высокая, далее (с повышением частоты) намечается спад. На высоких — два «обострения», которые, вероятно, и являются источниками «тонизирующего» действия. Искажения на низких частотах в целом невелики, но локальные подъемы КНИ (рис. 2) могут обусловить снижение детальности. По острому пику импеданса (153 Ом) можно заключить о невысоком демпфировании преобразователей.
Koss R/45
- Цена: $45
- Оценка:
- Достоинства: хороший бас, возможность коррекции пространственных эффектов
- Недостатки: низкая чувствительность,
порой хочется добавить высоких
Koss R/45 очень похожи на описанные выше «тридцать пятые»: такой же круглый корпус с «заостренными» поролоновыми амбушюрами. Да и оголовье аналогичное, только больше обшито кожей. Раздвижной механизм настройки под размер более мягкий, хотя все же немного туговат. «Изюминкой» же является фирменная система пространственного звучания Phase II, предназначенная для управления пространственными характеристиками звукового образа. Система с элементами управления размещена в небольшом пластиковом корпусе (закреплен на проводе). Коррекция осуществляется с помощью двух регуляторов перекрестных связей (Cross Feed) — правого (R) и левого (L) каналов. Имеется двухпозиционный переключатель фазы (0°/180°) и выключатель системы. Двойной 1,5-м провод подсоединяется к обоим наушникам. На кабеле — 3,5-мм разъем, в комплекте — переходник на 6,3 мм. Все контактные поверхности позолочены. Отметим, что фирма дает на наушники бессрочную (в том же смысле, как и для R/35S) гарантию.
При выключенном корректоре характер звучания R/45 имеет много общего с R/35S, лишь чувствительность «сорок пятых» значительно ниже. Та же энергичная басовитость, очень похоже передается высокочастотный спектр. Самое интересное начинается после включения Phase II. При одновременном перемещении обоих ползунков Cross Feed заметно меняются и уровень сигнала (приблизительно на 6 дБ), и тональный баланс. Происходят также и некоторые пространственные трансформации: создается впечатление, что виртуальная сцена как бы чуть-чуть отстраняется от слушателя. Положение мнимых источников можно менять, оперируя левым или правым ползунком cross feed. При развороте фазы на 180° немного повышается объемность звучания, лучше чувствуется атмосфера зала, но вместе с тем снижается детальность.
Возможности системы Phase II позволяют создать для конкретного слушателя комфортную звуковую атмосферу, что дает основание рекомендовать R/45 широкому кругу потребителей для длительного непрерывного прослушивания. Излучение наружу невелико и не помешает коллегам по работе. Длина кабеля намекает на компьютерную ориентацию наушников.
Фирменная система пространственного звучания Phase II
Измерения
Технический комментарий
Область стабильной чувствительности охватывает весь низкочастотный участок (рис. 1). Начиная с нижней середины, АЧХ обнаруживает тенденцию к спаду с повышением частоты. В результате около 4 кГц образуется зона «тени». Пики на 5 кГц и выше могут скомпенсировать высокочастотные потери. Надо отметить хорошее совпадение характеристик правого/левого каналов. Ценно, что при сравнительно невысоком уровне гармонических искажений (рис. 2) в области глубокого баса, здесь он (уровень) практически не меняется при удвоении амплитуды сигнала (82–88 дБ).