Сравнительные тесты
Сабвуферы
В басовом ключе ($550)
Stereo&Video Август 2002
Результаты июльского теста сабвуферов за $300 дали основания для приятного вывода — большинство из них способно на адекватную проработку театральных эффектов.
Но в этой категории заметны классовые ограничения, прежде всего — по энергетическому потенциалу и глубине баса. В какой мере подъем планки до $550 снимает эти ограничения? Можно ли говорить о музыкальных способностях новых сабвуферов?
Принять решение об увеличении более чем в полтора раза затрат на приобретение сабвуфера — весьма серьезный шаг, даже если он не слишком критичен для кошелька потребителя. Последний должен очень ясно видеть выгоду от вложения дополнительных $200. А в случае с активными сабвуферами связь между ценой и качеством много сложнее, чем, скажем, для классических АС — потому хотя бы, что сабвуфер — прибор не самодостаточный. Зачем нам все это басовое великолепие, если его невозможно увязать со звуком ни одной стереопары? Или если, дослушав один эпизод, мы вынуждены перестраивать низкочастотник для прослушивания другого?..
Каковы же наиболее общие объективные признаки двухсотдолларового подорожания? Как правило, в полтора-два раза повышается энергетика встроенного усилителя — среднее значение номинальной мощности составляет около 150 Вт. Соответственно должен бы подняться и уровень развиваемого звукового давления. Иногда этот подъем достигается за счет использования головок с повышенной чувствительностью, так что фактор мощности не является определяющим. Здесь уже не редкость 300-мм динамик, и акустическое оформление объемом более полсотни литров — решения, направленные, в частности, на понижение уровня нелинейных искажений, и углубление баса. В функциональном плане изменения сравнительно небольшие. Нормой (нестрогой) следует считать наличие полного комплекта высокоамплитудных и линейных входов и выходов, регуляторов уровня громкости и ширины полосы, дискретного переключателя фазы (0/180). У сабвуферов за $500 можно встретить фильтр инфразвуковых частот, разгружающий динамик и усилитель от паразитного глубокого (ниже 25 Гц) баса; чаще попадаются системы с функцией, разрешающей прохождение сигнала в обход встроенного фильтра нижних частот, когда на сабвуфер поступает уже подготовленный низкочастотный сигнал с AV-ресивера. Повышают универсальность НЧ-системы встроенные фильтры высоких частот, отсекающие лишний бас от сигнала, подаваемого на фронтальную акустику. Но фундаментальным критерием обоснованности такого ценового перехода является повышение качества усилительно-акустической части. Последнее намного важнее, чем доступ к дополнительным функциям, часто так и «висящих мертвым грузом». Эти улучшения должны не только заметно сказаться на качестве звукового сопровождения киносеанса, но именно они могут создать предпосылки для расширения области приложения сабвуфера до музыкальных сфер. Представьте, если бы нам удалось за $500 домашнюю полочную (напольную) пару превратить в акустическую систему с нижней границей частотного диапазона 25–30 Гц да еще с нелинейными искажениями на басах около 1%. Такого напольника за $500 не купишь. А многоканальные (5.1) записи с сольной партией для активной НЧ-системы? Но, может, это несбыточные мечты, и не создан еще такой сабвуфер?..
По поводу измерений. Набор кривых на графиках АЧХ дает представление о работе регулятора ширины полосы ФНЧ. На графиках частотной зависимости коэффициента нелинейных искажений красная кривая получена при уровне тестового сигнала 94 дБ, синяя — 88 дБ, зеленая — 82 дБ. Уровни звукового давления выставлялись на частоте максимальной чувствительности сабвуфера, и амплитуда входного сигнала при измерениях оставалась неизменной.
AAD E8 Sub
- Цена: $490
- Оценка:
- Достоинства: динамичный театральный бас, неплохой запас мощности
- Недостатки: басу недостает глубины, невысокая чувствительность по линейному входу
Среди сабвуферов American Acoustic Development в любой ценовой категории нередко встречаются модели, отличающиеся оригинальными техническими решениями. В компактном, но очень увесистом Е8 интригует лицевая панель, на которой установлена совсем небольшая низкочастотная головка. Почти плоский ее диффузор и жесткий подвес выполнены из особого пенополимера. В центре диффузора — «нашлепка» из того же материала. Разработчики утверждают, что достигнутые свойства излучающей структуры (высокая изгибная жесткость мембраны, в частности) значительно повышают перегрузочный ресурс головки. Держатели фигурной маски плотно входят и туго выходят из пазов — обращаться с ней нужно аккуратно. Е8 хорошо оснащен, нет только «кроссоверного» входа и фильтра высоких частот. Все остальное — линейные и высокоамплитудные входы и выходы; регуляторы полосы, усиления; инверсия фазы, автоматическое включение и отключение — в наличии. Сабвуфер устанавливается на самоклеящиеся полимерные ножки.
Как в театральную, так и в сугубо музыкальную атмосферу сабвуфер уверенно добавляет «благородного» напора. Обладая хорошей реакцией, E8 Sub дает очень убедительный довесок в ударные звуки: угрожающий реализм приобретают сцены с применением огнестрельного оружия. Вместе с тем недостаток глубокого баса сказывается на выразительности эффектов сейсмического ранга, что актуально для кино, но менее критично для музыкальных приложений. Что касается последних, то, создавая трифоник, лучше задействовать высокоамплитудные терминалы: усилитель надежнее раскачивается, в басе появляется дополнительный динамический простор. Работа сабвуфера с полноценной напольной парой малоэффективна. Но довольно легко и по делу вписывается E8 в классический полочный театральный комплект — почти полная полоса и приблизительно средний уровень усиления. С настройкой трифоника придется повозиться — здесь полоса должна быть поуже во избежание окраски. Отрадно, что изменение громкости мало влияет на качество баса.
Sub Е8 — хороший сабвуфер для «полочного» варианта домашнего кинотеатра, планируемого в относительно небольшом помещении. Здесь саб сумеет обеспечить и должный запас по мощности, и адекватную полноту звукового образа.
Саб небольшой, но увесистый
Измерения
Технический комментарий
Нижняя граница по уровню –10 дБ составляет 31 Гц. Звуковая энергия концентрируется в области среднего баса (40–80 Гц). Участок стабильной чувствительности («полочка») невелик. При различных положениях регулятора верхней частоты среза позиция максимума АЧХ (рис. 1) остается постоянной, меняется лишь крутизна правого склона характеристики. E8 Sub целесообразно сочетать с полочной фронтальной парой. Нелинейные искажения (рис. 2) малы (при уровне звукового давления 82 дБ), но растут с повышением громкости. Хотя пик КНИ (250 Гц) лежит за пределами рабочей области, не следует распускать полосу на всю ширину.
Acoustic Energy Aegis EVO Compact Sub
- Цена: $550
- Оценка:
- Достоинства: хорошая функциональная оснащенность, глубокий бас
- Недостатки: сложна настройка трифоника
Compact Sub принадлежит новой серии Aegis Evo британской компании Acoustic Energy. На лицевой панели красуется новая фирменная головка с добротной бумажной мембраной на жестком подвесе. В отличие от прототипа (Aegis Sub) у Evo — акустическое оформление закрытого типа. Evo Compact компактнее предшественника, а корпус уж точно не менее жесткий: еще бы, фасад выполнен из 36-мм листа MDF, боковые стенки потоньше — 25 мм. Закономерно все это выливается в немалую массу. Сабвуфер устанавливается на толстые резиновые ножки, но можно ввернуть и мощные шестимиллиметровые шипы. Aegis Evo полноценно оснащен. Сигнал на выходные как высоко-, так и низкоамплитудные терминалы попадает после прохождения фильтра высоких. Предусмотрены инверсия фазы, автоматическое включение и выключение «по сигналу», термозащита усилителя.
Независимо от области приложения сабвуфер радует по-настоящему глубоким басом. Надежно, без недоделок возводится НЧ-основание звуковой конструкции. Бас Evo всегда тактичен, не перебарщивает в кино, не заслоняет неожиданно собой всю панораму (в таких прискорбных случаях приходится периодически перестраивать невоздержанный низкочастотник по всему ходу картины). Возможно, на некоторых сценах батального характера EVO немного и скромничает, но агрессивная хлесткость «огнестрельных» басов не обязательно и не для всех является предметом первой необходимости. Сабвуфер чутко реагирует на слабые НЧ-движения. А из таких мелочей — вдруг складывается натуральный масштаб и живой объем. Отлично работает тревожный низкочастотный фон, пущенный звукорежиссером для включения подсознания зрителя. Точно подмечен едва уловимый глухой низкочастотный призвук от захлопнувшейся дверцы «кадиллака». Правильно отдается в висках пульсирующая басами атмосфера ночного клуба в негритянском квартале. После кропотливой настройки удалось организовать комфортный музыкальный трифоник, причем органичнее бас вписался в звук напольной пары.
EVO Compact Sub — полноценный, по-настоящему басовитый театральный сабвуфер. В наличии неплохие, хотя и не просто реализуемые музыкальные задатки, — здесь пригодится ФВЧ. Запас мощности вполне достаточный для эксплуатации в городской квартире.
Оформление закрытого типа. Очень жесткий корпус.
Измерения
Технический комментарий
Измеренное значение нижней границы — 19,5 Гц (–10 дБ)! При изменении положения регулятора происходит смещение максимума АЧХ (рис. 1) в пределах 25–40 Гц, изменяется средний уровень излучения; крутизна же как правого, так и левого склонов остается практически постоянной. Сабвуфер рассчитан для работы с самой разнообразной акустикой. Коэффициент нелинейных искажений (рис. 2) в рабочей области мал, растет (на глубоком и среднем басе) с повышением громкости (82–94 дБ); в верхнем басе искажения повышаются при низких амплитудах сигнала.
Acoustic Research Sub 30 A
- Цена: $470
- Оценка:
- Достоинства: мощный «ударный» сабвуфер
- Недостатки: сложен в настройке,
бас сравнительно неглубокий
Принадлежность Sub 30 к серии Status выдает «фамильная» фигурная выемка на черной лакированной лицевой панели (акустика Status, как правило, удачно выступает в наших тестах). Почтенная бескомпромиссная конструкция, ничего не скажешь: сабвуфер один из самых крупных и тяжелых в тесте, прямо-таки угрожающий вид имеет тридцатисантиметровый драйвер. Его с тыла поддерживает пара крупных фазоинверторных портов. Невысокая добротность пассивного резонатора способствует повышению точности низкочастотного рисунка. На служебной панели есть все необходимое: входные и выходные линейные и высокоамплитудные терминалы, регуляторы уровня и ширины полосы, переключатель фазы. Сабвуфер включается автоматически при появлении сигнала, через 15 минут после его исчезновения — отключается. Кстати, функция автоматического включения срабатывает только при довольно сильном НЧ-воздействии — лучше использовать ручное управление. Устанавливается система на небольшие пластиковые ножки.
Сравнительно неглубокий бас Sub 30 отличается хорошей четкостью и чистотой в широком диапазоне уровней громкости. «Гоняя» сабвуфер во всех мыслимых режимах, нигде не ощущаешь динамического надлома, сопровождаемого характерными для перегруженных систем артефактами. Запас мощности очень солидный даже для исследуемого класса. Однако к настройке Sub 30 следует подходить с максимальной ответственностью. Перекрутишь ручку полосы — появляется окраска в верхнем басе, не докрутишь… При настройке под конкретную акустику следует искать оптимального соотношения положений регуляторов уровня и ширины полосы. Задача непростая, но она имеет решение как для классических полочных, так и для небольших напольных АС. Наверное, главные характеристические достоинства сабвуфера — это хорошая реакция и реальное могущество, всегда ощущаемое на любом звуковом материале. Вам надо, чтобы правдиво стреляло, грохотало и рокотало, — это к Sub 30A. В трифонике сабвуфер легче уживается с полочными сателлитами.
AR Sub 30A производит эффектный динамичный театральный бас. Его могущества достаточно для озвучивания даже довольно больших помещений. Имея терпение, можно настроить хороший трифоник, способный эффектно подать современную музыку, энергичный рок.
Высокоамплитудные терминалы и линейный вход (выхода нет)
Измерения
Технический комментарий
Значение нижней границы — 53 Гц (–10 дБ). При наибольшей ширине полосы максимум чувствительности приходится на верхний бас (рис 1), при минимальном значении верхней частоты среза максимум смещается в область среднего баса. Отметим высокое значение верхней границы рабочего диапазона — 250 Гц (–10 дБ). Для организации фронта предпочтение, вероятно, следует отдать полочной паре. Уровень нелинейных искажений (рис. 2) — один из самых низких в тесте, причем КНИ весьма слабо меняется при изменении амплитуды тестового сигнала от 0,25 Па (82 дБ) до 1 Па (94 дБ).