Сравнительные тесты
Сабвуферы

Игра стоит свеч ($300)

Stereo&Video Июль 2002

При поэтапном строительстве домашнего кинотеатра приобретение сабвуфера, как правило, откладывается до последнего. Но рано или поздно настоящего баса все равно захочется. Игра стоит свеч, если знать правила игры и стоимость “свечей”. Что сабвуфер делает в кинотеатре? Правильно — стреляет, взрывает, обрушивает, рокочет… Точнее — отрабатывает все низкочастотные составляющие спектра звуков, которые киношники закладывают в специальный LFE-канал (Low Frequency Effect). Формально НЧ-сигнал несет незначительный объем информации, но его эмоциональное воздействие на кинозрителя нельзя переоценить. Какие требования к сабвуферу предъявляют специалисты? Он должен воспроизводить более или менее глубокий бас (40–80 Гц), минимально искажать форму сигнала (коэффициент нелинейных искажений в рабочем диапазоне частот – не более 1–10%), иметь запас мощности и легкое управление, чтобы состыковать звучание с остальной акустикой (5.1). Разумеется, требования можно ужесточать, но рост цены при этом быстро охладит горячие головы… Конечно, если низкочастотник планируется для Hi-Fi-приложений, выбор осложняется (многие аудиофилы до сих пор весьма болезненно реагируют на слово “сабвуфер”). Но когда круг обязанностей басовика ограничен (строим театр), имеет ли смысл переплачивать?
   Среди авторитетных производителей акустики уже не осталось безучастных наблюдателей процесса тотальной “сабвуферизации” рынка. Развитие низкочастотного дела привело к тому, что сформировался новый слой аппаратов, цену на которые можно признать вполне умеренной, а качество – приемлемым. Наш опыт подсказывает: пора исследовать класс сабвуферов в категории $250–350. Поскольку активный басовик — аппарат самостоятельный, большую роль играют средства управления и настройки, необходимые для его согласования с акустическими партнерами. В этом смысле нынешние участники теста довольно сильно отличаются между собой. Поэтому следует отдавать себе отчет в целесообразности тех или иных функциональных возможностей в конкретных условиях эксплуатации.
   На графиках АЧХ представлены кривые, соответствующие минимальному, среднему и максимальному значениям верхней частоты среза ФНЧ (зеленый, синий и красный графики). Коэффициент нелинейных искажений измерялся на трех уровнях звукового давления — 82, 88 и 94 дБ — при максимальной ширине полосы ФНЧ.
   Линейные входы — разъемы для коммутации сабвуфера с выходом предварительного усилителя либо со специальным “сабвуферным” выходом AV-ресивера/декодера.
   Высокоамплитудные входы — клеммы для подачи на сабвуфер сигнала с выхода усилителя мощности.
   Фильтр низких частот (ФНЧ) — выделяет из сигнала только низкочастотную составляющую, которая после усиления попадает на динамик. Ширина этой полосы может варьироватся за счет плавного или дискретного изменения верхней частоты среза ФНЧ.
   Фильтр высоких частот (ФВЧ) — удаляет НЧ-компоненты из сигнала, выводимого на клеммы коммутации с фронтальной акустикой (Speaker Output, To Speakers). ФВЧ облегчает работу АС и может стоять на пути как низко- ,так и высокоамплитудного сигнала. Если ФВЧ отсутствует, то входы и выходы левого и правого каналов на сабвуфере попарно закорочены (клеммы в этом случае сделаны для удобства коммутации). ФВЧ имеет практическую ценность при построении музыкального трифоника.
   Управление фазой — плавное либо дискретное изменение фазы подаваемого на сабвуфер электрического сигнала в пределах 0°–180°(инверсия) или 0°–360°.
   Вход для внешнего кроссовера (X-over Input) — предназначен только для низкоамплитудного сигнала, скорректированного внешним ФНЧ.

Athena Technologies P5

  • Цена: $350
  • Оценка:
  • Достоинства: хорошая глубина баса, компактность, управляемость
  • Недостатки: качество баса снижается при большой громкости, высокая цена

Athena P.5 — сабвуфер из серии Point 5, которая, по существу, является театральным комплектом акустики: кроме P.5 в Point 5 входит АС центрального канала C.5 и универсальный компактный двухполосник S.5 (см. тест недорогих полочников в февральском выпуске S&V). P.5 — очень компактный, легкий, выполненный в современном дизайне сабвуфер. Корпус из MDF и пластика усилен ребрами жесткости. Выходные каскады мощника построены на транзисторах MOSFET. P.5 имеет неплохое функциональное оснащение. На тыльной панели — линейный вход (моно), высокоамплитудные входы/выходы (пружинные клеммы) и сетевой выключатель. Регуляторы уровня и верхней частоты среза фильтра низких частот вынесены на лицевую панель. Здесь же — переключатель режимов Audio\Video и тумблер корректора частотной характеристики SCT mode (присутствующий у всех сабвуферов Athena), позволяющий оптимизировать согласование с конкретной АС. Инверсия фазы не предусмотрена. Динамик установлен в днище корпуса и излучает в пол. Мощные резиновые опоры обеспечивают необходимый воздушный зазор.
   Управляемость сабвуфера жизни не облегчает, но результат стоит потраченного времени. С малой полочной акустикой P.5 надежно замыкает на себя весь низкочастотный контур, причем неплохие результаты были получены как в 5.1-системе, так и в трифонике. Крохотный, в сущности, сабвуфер производит вполне “взрослый”, глубокий, эффектно “мясистый” бас. На малой громкости кажется, что саб “раскачивается” как бы нехотя, при достижении же комфортного уровня входит в силу и басит от души и достаточно точно. В режиме Video бас монументальнее, но его сложнее “притереть” к звуку полочного фронта (для кино — в самый раз). При экстремальных уровнях громкости в режиме Audio НЧ-наполнение грубеет, могут возникать слышимые искажения, но если соблюдать умеренность в ширине полосы, серьезных проблем не будет. В режиме Video с регулятором громкости можно обращаться значительно свободнее.
   Хороший вариант театрального сабвуфера для сравнительно небольших помещений. К полочному фронту (S.5, например) можно приобрести сразу два экземпляра P.5 — получится добротная напольная акустика с активной низкочастотной секцией.

Все органы управления выведены на лицевую панель Все органы управления выведены на лицевую панель

Измерения

Технический комментарий

В режиме Audio значение нижней границы составляет 27 Гц, при этом АЧХ (рис. 1) имеет широкий участок стабильной чувствительности. В режиме Video сабвуфер сосредоточивает усилия на областях среднего и нижнего баса. Хорошая управляемость обеспечит успешное сотрудничество с разнотипными АС. На графике КНИ (рис. 2) отмечаются локальные повышения уровня гармоник в области среднего и верхнего баса, что может повлиять на качество баса при работе с максимально распахнутой полосой ФНЧ. Вместе с тем нелинейность у нижней границы рабочего диапазона очень незначительна.

Audio Pro B2.27

  • Цена: $340
  • Оценка:
  • Достоинства: мощный театральный бас, ФВЧ, компактность, изящная внешность
  • Недостатки: для музыки бас немного грубоват

Число после точки в буквенно-цифровой комбинации B 2.27 означает полезный объем оформления в литрах. Вызывающий почтение шикарный рояльный лак обязывает к регулярному уходу за поверхностями. Голыми руками лакированных поверхностей лучше не касаться, благо в комплекте имеются специальные белые перчатки. Два динамика, включенных электрически параллельно, установлены на противоположных боковых панелях и закрываются ткаными декоративными решетками. Порт фазоинвертора — в днище (излучает в пол). Линейный вход один. На выходные высокоамплитудные клеммы стереосигнал попадает после прохождения фильтра высоких частот (100 Гц). Регулируются уровень излучения и верхняя частота среза ФНЧ. Управления фазой нет. Имеется функция автоматического включения/выключения. Наименование ACE-Bass свидетельствует о наличии патентованной системы сервоконтроля за работой басовика — путем “хитрых” обратных связей в усилителе.
   В 2.27 производит глубокий, напористый, очень театральный бас. С эффектным нажимом передается стрельба из всех видов огнестрельного оружия, весьма убедительны увесистые оплеухи в гангстерских потасовках. Завораживает рокот тяжелой техники… Довольно кропотливой оказалась процедура согласования сабвуфера с акустикой любого, особенно напольного типа. Наилучшие результаты были достигнуты при близких к минимальным положениях всех регуляторов. Задачу настройки трифоника несколько упрощает встроенный фильтр высоких частот, подготавливающий сигнал для стереопары (надо пользоваться высокоамплитудными клеммами). В этом случае удается корректно пристроить бас к остальному музыкальному содержанию так, что образ приобретает природную целостность. Однако при большой громкости, особенно на насыщенных низкочастотным содержанием фрагментах, бас тяжелеет, приобретает мрачноватые оттенки, ухудшается разрешение.
   В2.27 — определенно можно включать в состав домашнего кинотеатра самого серьезного уровня в небольших и среднего размера помещениях. При этом следует иметь в виду, что столь благородная внешность — большая редкость для исследуемой ценовой категории. Особенно хорошо будет смотреться фирменный лакированный комплект. В качестве сателлитов лучше подойдут полочники.

Audio Pro = AСЕ Bass Audio Pro = AСЕ Bass

Измерения

Технический комментарий

Значение нижней границы, измеренной по уровню –10 дБ, составляет 29 Гц. При среднем и максимальном положениях регулятора полосы АЧХ (рис. 1) имеет протяженные участки стабильной чувствительности в области верхнего и даже среднего баса. Судя по строению частотной характеристики, сабвуфер целесообразно сочетать с полочной акустикой, однако возможны удачные комбинации и с не слишком басовитыми напольниками. Среднее значение уровня нелинейных искажений повышено за счет ряда локальных пиков КНИ (рис. 2), нарастающих с увеличением громкости. При малых амплитудах сигнала также наблюдается некоторое усиление нелинейности.

B&W AS1+

  • Цена: $330
  • Оценка:
  • Достоинства: чистый музыкальный бас, компактность, оригинальный дизайн
  • Недостатки: затруднено согласование с “произвольной” АС

AS1 — самый компактный сабвуфер теста! Разрабатывался он прежде всего для низкочастотной поддержки многоканальных и трифонических систем, построенных на фирменных мониторах LM1 и VM1. В связи с чем его внешность подыгрывает стилистике изящных мониторов от B&W… На тыльной панели — несъемный сетевой шнур, пара линейных входов и пружинные клеммы высокоамплитудных входов и выходов. Все органы управления вынесены на верхнюю панель, что значительно (поверьте!) упрощает процесс настройки. Регулируется, собственно, только уровень сигнала, верхняя же частота среза остается постоянной, не меняется и фаза излучения. Имеется, правда, двухпозиционный переключатель режимов Movie/Music (см. технический комментарий). 165-мм магнитоэкранированная головка глубоко утоплена в пластик лицевой панели (сам корпус — ДСП) и прикрывается оригинальной декоративной решеткой. Внизу — фирменный малошумящий порт резонатора.
   Сюрпризы от B&W — вещь привычная. В данном случае удивил факт очень серьезной басистости столь скромного по габаритам сабвуфера, излучающего сравнительно небольшим динамиком. Если учесть целевое назначение AS1, мы поставили британский сабвуфер в не очень выгодное положение, вынуждая его играть с “неродными” (полочными) сателлитами. Однако же — заработало. В трифонике, полностью овладев инициативой в низкочастотной области, AS1 басил мягко, деликатно и очень музыкально. Здесь вполне можно говорить именно об обогащении звуковой картины, а не о более или менее адекватной НЧ-добавке, которая очень часто воспринимается полезным, но все-таки довеском. Картинка получилась (неожиданно) слитная. Конечно, требуется бережно обращаться с регулятором громкости — на высоких уровнях усиления ясность басов неизбежно падает, но и чересчур аккуратничать тоже нет нужды. Музыкальные способности сабвуфера оказываются кстати и в кино, лишь не следует ставить перед ним задач по озвучиванию крупных пространств.
   Компактный музыкальный сабвуфер для низкочастотного обогащения звучания малогабаритной акустики. Оптимально использовать AS1 в небольших помещениях. Наиболее привлекательной во всех отношениях представляется идея фирменного акустического комплекта с LM1 или VM1.

Органы управления — на верхней крышке Органы управления — на верхней крышке

Измерения

Технический комментарий

В режиме Movie нижняя граница частотного диапазона смещается ближе к границе слышимости и составляет 27 Гц (–10 дБ). В среднем басе образуется “полочка” постоянной чувствительности (рис. 1, верхняя кривая — режим Movie, нижняя — Music). В обоих режимах кривая АЧХ отличается высокой гладкостью. Очевидно, сабвуфер предназначается для работы с полочными сателлитами. На уровнях звукового давления 88 и 94 дБ КНИ (рис. 2) стабильно мал в большей части рабочего диапазона, за исключением пика на 50 Гц, искажения немного повышаются при уменьшении громкости (82 дБ).