Сравнительные тесты
Видеокамеры
Все – по делу ($300–400)
Stereo&Video Июнь 2002
Разработчики хорошо понимают, что основная масса покупателей, как правило, не очень расположена платить за профессиональное суперкачество или за малопонятные функции, поэтому все брэнды наряду с топ-моделями имеют в арсенале и весьма недорогие ($300–400) видеокамеры. Речь не идет о тотальной экономии, но, согласитесь, многие из нас хотели бы заплатить за камеру ровно столько, насколько она будет востребована. Неужели для отображения семейной хроники, путевых видеосюжетов и курортных романов обязательно приобретать бескомпромиссную «цифру»? С другой стороны, есть ли смысл гнаться за дешевизной? Конечно, здесь уместно вспомнить старую английскую поговорку («мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи»), но, с другой стороны, те же экономные англичане исповедуют принцип «value for money», который можно истолковать как необходимость получения некой реальной (!) ценности за свои (!) кровно заработанные.
Как представляется с этой точки зрения, участники нашего сегодняшнего теста просто вне конкуренции – здесь почти каждая потраченная копейка пойдет в дело. Итак, что мы получаем, нацеливаясь на покупку видеокамеры бюджетного класса?
Естественно, на испытание попали только аналоговые аппараты самых распространенных видеоформатов – VHS Compact, Super VHS Compact и Video Hi8. И здесь, как нам кажется, необходимо небольшое отступление. В нашем сегодняшнем тесте (и на рынке) силы поделились практически поровну: две камеры представляют лагерь VHS-C, три выступают за приверженцев Hi8, и только одна «играет» за Super VHS-C. Специалисты могут углядеть в этом некий парадокс… Однако, если учесть количество реальных продаж, категорию потребителей, на которую ориентированы эти камеры, и современное состояние технологий производства, ситуация более-менее проясняется. Дело в том, что совместимость VHS-C с обычным домашним видеомагнитофоном играет здесь положительную роль. Большинству пользователей может показаться сложным или ненужным переписывать снятые в Hi8 ленты на обычную VHS-кассету (тем более что при перезаписи качество, как известно, не улучшается). В результате компакты имеют немалую фору перед остальными. Как следствие разработчики «восьмерок» должны предложить потребителю нечто более весомое, например, улучшенное качество записи. Именно этим и объясняется парадоксальное соседство VHS-C и Hi8 в камерах бюджетного класса. С другой стороны, крайне малая распространенность видеомагнитофонов Super VHS-формата также тормозит спрос компактного SVHS-C. Именно по причине несовместимости с парком массовой видеоаппаратуры все его преимущества по сравнению с «восьмеркой» теряются…
Довольно теоретических рассуждений о форматах, пришло время посмотреть сегодняшним фигурантам в глаза или, если говорить точнее, – в видоискатели. Первое, что бросается в глаза, – наличие видоискателя и только. Дополнительные откидные дисплеи отсутствуют в принципе – это одна из отличительных особенностей бюджетного класса. Насколько дисплей необходим – вопрос неоднозначный; конечно, его наличие бывает очень полезно, особенно при просмотре отснятого материала. Но сказать, что без него камеры ощутимо проиграют в функциональности, тоже нельзя. Другим заметным свойством бюджетных моделей является черно-белый видоискатель. Причем у большинства тестируемых камер он жидкокристаллический, с довольно высокой четкостью. Дальнейшим упрощением стало отсутствие возможности зарядки аккумулятора на внешнем зарядном устройстве. Опять же у большинства испытуемых аккумуляторы заряжаются непосредственно в камере. На наш взгляд, это не очень удобно, поскольку, когда возникает необходимость зарядить дополнительный аккумулятор, камера автоматически выходит из игры. И, наконец, практически все разработчики решили расстаться с фоторежимом. Как нам кажется, логичный и обоснованный шаг: ведь не секрет, что качество получаемых стоп-кадров с аналоговой ленты весьма далеко от идеала. Так что исключение фоторежима в данном случае практически не снижает пользовательской привлекательности.
Иллюстрации:
"Пейзаж" - фрагмент натурной пейзажной съемки.
"Таблица 1, 2" - изображения тестовых таблицдля измерения яркостной и цветовой четкости, снятые при освещении их лампами накаливания.
"Вектороскоп" - график баланса цветов, полученный с вектороскопа.
Оценка правильности цветового баланса производилась с помощью вектороскопа, на дисплее которого отображается полное цветовое пространство, доступное для видеосигнала. Соответственно отображение серой шкалы располагается в центре цветового круга и идеальному балансу белого соответствует точка в центре. Отклонение от центра характеризует сдвиг баланса белого в сторону соответствующего цвета. Представлен результат автоматической установки баланса белого при съемке белого листа при искусственном освещении (лампы накаливания)
Canon UC-G35Hi
- Цена: $400
- Оценка:
- Достоинства: удобное, эргономичное управление
- Недостатки: нет ручного баланса белого, высокая цена
Компактная камера с выделенной оптической частью и контрастными элементами оформления. В первую очередь, отметим продуманную эргономику: взял камеру в руки – и сразу ощущаешь кнопки управления под пальцами. Причем это касается и органов управления на задней стенке камеры, где расположен джойстик FlexiZone. Этот элемент управления – проверенное «фирменное блюдо» Canon, позволяет указывать автоматике фокусировки и экспозиции, по какой именно зоне кадра, по какому объекту следует подстраиваться. В сложных условиях, особенно при неравномерной освещенности, это может пригодиться. Но и без подсказок в большинстве ситуаций автоматика камеры хорошо справлялась с задачей настройки. Это обстоятельство радует, так как из ручных режимов имеется только фокусировка. Достоин похвалы эффективный электронный стабилизатор изображения. Еще одна фирменная особенность Canon – кнопки Custom Key, активирующие любые назначенные функции (выбор и назначение производится через меню).
Оснащение камеры выглядит вполне достойным для своего класса. В режиме ФОТО статический кадр пишется на ленту в течение 5 секунд. Возможна запись в широкоэкранном формате 16:9. Цифровой сигнальный процессор обеспечивает 10 видеоэффектов при съемке; 3 эффекта из этого набора доступны и при воспроизведении. Кроме того, отметим наличие корректора временных искажений.
Даже в бюджетных моделях Canon не нарушает традицию оснащать камеры качественной оптикой. Светосильный объектив с 22-кратным оптическим трансфокатором обеспечивает высокое соотношение сигнал/шум. Вертикальная четкость в камерном канале составляет 280 ТВЛ, однако при воспроизведении с ленты четкость оказалась не более 220 ТВЛ. Это заметно не только как снижение вертикальной четкости, изображение приобретает излишнюю мягкость и сглаженность. По нашему мнению, подобный компромисс типичен для недорогих моделей, когда, с одной стороны, используется сильные оптика и ПЗС, с другой – аналоговый тракт записи/воспроизведения (даже в моделях Hi8) не позволяет в полной мере реализовать всех возможностей камерного канала. Похожий эффект – с цветовой насыщенностью картинки: при воспроизведении с ленты она несколько понижается. Однако, в этом есть и своя положительная сторона – погрешность установки баланса белого в результате не столь драматична, что подтверждается измерениями на вектороскопе. Если на картинке, взятой непосредственно с камерной головки (трансляция без записи), заметна коричневатая окраска (традиционная для Canon), то при воспроизведении с ленты баланс белого гораздо более точен. Это важно, так как его ручной установки не предусмотрено.
Эргономичный корпус повторяет обводы руки
Пейзаж
Таблица 1
Таблица 2
Вектороскоп
Технический комментарий
Вертикальная четкость не более 220 ТВЛ, изображение приобретает излишнюю мягкость и сглаженность, уровень муара низкий. На вектороскопе видна легкая коричневатая окраска, на таблице цветового разрешения хорошо заметно снижение насыщенности картинки. Динамический диапазон при естественном освещении показывает ограничение ярких фрагментов изображения (предзакатное небо).
JVC GR-FX14EG
- Цена: $320
- Оценка:
- Достоинства: хорошее качество изображения
- Недостатки: устаревший тип аккумулятора и видоискателя, скачок фокуса при включении стабилизатора
Удлиненный зауженный корпус, мало кнопок и длинный тубус видоискателя. Приличная длина тубуса – не дизайнерский каприз: в видоискателе вместо привычного ЖК-дисплея – электронно-лучевая трубка (ЭЛТ). Нет особых причин критиковать это решение, так как в нем есть определенные преимущества. В частности, длинный тубус, как бы это двусмысленно ни звучало, – к лицу любому оператору…
Небольшое количество органов управления не противоречит хорошо развитому оснащению камеры, поскольку большая часть команд сосредоточена в меню. Кнопки (кроме пусковой) собраны в ряд на «спинке» корпуса, что позволяет задействовать обе руки. Цифровой сигнальный процессор обеспечивает 8 эффектов и почти 70 комбинаций шторок и фейдеров, а также цифровой ZOOM. Пять программ автоэкспозиции включают и режим быстрого затвора (1/2000 с). Стабилизатор изображения показал хорошую эффективность, но нужно учитывать, что его включение «на ходу» приводит к небольшому скачку фокусного расстояния.
При оценке тестовых изображений непосредственно с камерной головки становится очевидным, что обе модели JVC в тесте используют унифицированный камерный канал. Действительно, вертикальная четкость на уровне 280 ТВЛ в камерном канале характерна для обеих моделей. Понятно, обеспечить такую широкую полосу пропускания для стандартного формата (VHS-C) невозможно, поэтому при воспроизведении с ленты, например, записанной таблицы вертикальная четкость снижается до типичных 220 ТВЛ. Насколько важно это снижение при съемке реальных сюжетов, покажут натурные испытания – об этом немного ниже, а пока – о балансе белого. Достаточно взглянуть на векторограмму, чтобы оценить высокую точность отработки баланса белого. Все компоненты цветоразностных сигналов сосредоточены вблизи центра экрана. Предусмотрена и ручная настройка баланса, хотя, как нам кажется, при такой качественной работе автоматики нужды в ней может и не возникнуть. Из недостатков стоит отметить несколько сниженную насыщенность, заметную на таблице цветового разрешения. Как и следовало ожидать, снижение вертикальной четкости (по сравнению со старшей моделью линейки) почти незаметно при съемке реальных сюжетов. Найти существенные отличия от суперной версии на реальных сюжетах практически невозможно.
Предусмотрен специальный режим Refresh для разрядки аккумулятора перед последующей зарядкой и отдельная кнопочка для его активации
Пейзаж
Таблица 1
Таблица 2
Вектороскоп
Технический комментарий
Вертикальная четкость на уровне 220 ТВЛ, заметен муар на мелких элементах таблицы. При исследовании точности отработки баланса белого камера показывает очень хороший результат. Можно отметить несколько сниженную насыщенность цветов на таблице цветового разрешения. Найти существенные отличия от суперной версии на реальных сюжетах практически невозможно.
JVC GR-SX24EG
- Цена: $360
- Оценка:
- Достоинства: высокое качество изображения
- Недостатки: устаревший тип аккумулятора и видоискателя, при включении стабилизатора частично сбивается фокус
Две камеры из одной линейки фирмы JVC оказались похожими как близнецы, причем как внешне, так и внутренне, так что все, что было сказано о «младшей» модели, полностью относится и к «старшей». Однако у старшей за дополнительные деньги появились и дополнительные возможности… Прежде всего, это «суперный» формат записи, представленный еще и в демократичном варианте SVHS-ET, то есть владелец может снимать в «суперном» формате, выполняя запись на обычную (читай – недорогую!) кассету. Отметим встроенный галогеновый фонарь для съемки при слабом освещении. Он может включаться вручную, а можно поручить управление фонарем автоматике. Для съемки в полной темноте служит еще и фирменный режим NightScope. Процесс происходит с накоплением заряда на матрице, причем в двух вариантах NS1 и NS2: накопление за время 10 или 50 кадров соответственно. Можно принудительно выбирать вариант или довериться автоматике. Результаты такой съемки впечатляют: достаточно лишь слегка подсвеченных облаков, рассеянного света от далеких фонарей или от окон, чтобы получить отчетливую ночную картинку. Нужно только помнить, что накопление заряда напоминает фотосъемку с большой выдержкой, поэтому движущиеся объекты (особенно с большой скоростью) окажутся смазанными: ночью старайтесь выбирать спокойные сюжеты. И, наконец, режим SnapShot – запись на ленту статических кадров, «пойманных» в буферную память, – ну, прямо полноценный фоторежим.
В данном случае «суперный» формат полностью оправдывает свое название: по интегральной оценке качества изображения модель SX24E – в лидерах. В первую очередь, это касается вертикальной четкости изображения – уверенные 280 ТВЛ сопровождаются незначительным уровнем муара при малых шумах. Это же касается и автобаланса белого при искусственном освещении. Как видно на приводимой векторограмме, работа автоматики имеет похвальную точность: распределение цветоразностных компонент сосредоточено вблизи центра векторограммы. Как и у младшей модели, при необходимости можно воспользоваться ручной настройкой баланса белого (хотя на испытаниях в нашем случае нам это не потребовалось). На таблице цветовой четкости контрастные цвета выглядят смазанными, да и цветовой насыщенности хотелось бы немного добавить. Натурные съемки полностью подтвердили результаты лабораторных испытаний – картинка выглядит живой и естественной. Лишь иногда возникает желание немного прибавить ей насыщенности.
Налицо удачное соотношение между количеством кнопок прямого доступа к некоторым опциям и удобством управления остальными через меню
Пейзаж
Таблица 1
Таблица 2
Вектороскоп
Технический комментарий
Четкость изображения на уровне уверенных 280 ТВЛ, при незначительном уровне муара и малых шумах. На приводимой векторограмме видно, что точность отработки автоматики весьма велика. На таблице цветовой четкости контрастные цвета выглядят несколько смазанными, а цветовая насыщенность недостаточной. Съемки при естественном освещении показали очень хорошую передачу камерой динамического диапазона даже в сложных условиях.