Сравнительные тесты
AV-ресиверы

Дневной киносеанс ($300)

Stereo&Video Июнь 2002

Достоинства компонентной системы несомненны. Их, как минимум, три: большие возможности коммутации (AV-ресивер способен коммутировать не только аудио-, но и видеосигналы, в том числе S-video); гибкость (ресивер или DVD-проигрыватель можно заменить по отдельности); последнее и, пожалуй, главное – возможность тщательного подбора и согласования акустики. (имея на руках AV-ресивер, вы можете свободно экспериментировать с громкоговорителями: подбирать их под его характеристики, учитывать тип АС – напольные или полочные,– объем помещения, собственные вкусы и пристрастия, цену и пр.)
   Производители прекрасно это понимают. Мало того, они идут навстречу приверженцам классического подхода, и пользуются самым простым и эффективным способом: снижают цены на продукцию. Еще год назад выборы Dolby Digital/DTS-ресивера за $300 были безальтернативными – существовала одна модель фирмы Kenwood. А в данном тесте два соискателя из четырех оснащены полным набором декодеров. Человеку, мнящему себя аудиофилом, такая цена может показаться и впрямь смешной. Основания для скептицизма есть. Ведь что такое AV-ресивер дешевле $300? Это шесть каналов усиления мощностью от 40 до 100 Вт на канал, широкие возможности коммутации (см. выше), тюнер (обычно AM/FM – диапазон УКВ встречается все реже), дисплей на светодиодах с возможностью “притушить” его… Наконец, это системный пульт ДУ. Значит, при такой оснащенности 1 ватт мощности участников теста обходится всего в $0,50–$0,60, что в 4–5 раз ниже, чем у “солидной” Hi-Fi-техники. Сам собой возникает вопрос: на чем сэкономили производители, где применили компромиссные решения. Давайте попробуем это выяснить – рассмотрим наших конкурсантов не торопясь и без предубеждений. Вполне возможно, компромиссы окажутся оправданными (так бывало уже не раз), и перед нами – поистине “народный” товар, низкая себестоимость которого объясняется большими объемами производства. Если это так, назревает вопрос: с какой акустикой он лучше всего “споется”. Ведь ее вариантов много – от недорогой системы минисателлиты/сабвуфер до двух пар напольных АС плюс полнодиапазонный центр. Зачем такая роскошь, спросит читатель. Неужели эти AV-ресиверы станут воспроизводить записи c DVD-Audio или SACD? В том-то и дело, что скоро эти форматы, равно как и аппаратура, их читающая, перестанут быть эксклюзивными! Все предпосылки для такой демократизации есть. И если потенциала недорогого ресивера хватает для “перекрытия” характеристик “эксклюзива”, почему не сообщить об этом читателю? Если результате теста нашим экспертам удастся правильно его сориентировать, они будут считать свою задачу выполненной. Однако их рекомендации отнюдь не подменяют свободу вашего эксперимента. Так что не ленитесь! Время, потраченное на выбор ресивера и акустики к нему, окупится качеством звучания и/или разумно сэкономленными деньгами. Образно выражаясь, вы в любое время сможете устроить на дому дневной киносеанс, то есть сеанс с недорогими билетами.

JVC RX-6012R

  • Цена: $265
  • Оценка:
  • Достоинства: множество регулируемых параметров
  • Недостатки: отсутствует 5.1-вход

Единственный “лунного” цвета аппарат в нашем тесте, RX-6010 уступает по оснащенности только Panasonic’y. Но главный его козырь – множество регулируемых параметров. Изменить можно почти все, в том числе нижнюю граничную частоту сигнала, подаваемого на громкоговорители, а также уменьшить на 10 дБ амплитуду сигнала в канале LFE. (Нужнейшая вещь для системы с не очень дорогим “сабом”: при включенном аттенюаторе он не станет натужно хрипеть, воспроизводя частоты ниже 50 Гц!). Можно подстроить ресивер под размер громкоговорителей и наличие/отсутствие сабвуфера, “привязать” цифровой вход к любому аудио- или AV-входу, кроме входа VCR, и, наконец, переименовать вход TAPE в СDR (если вместо магнитофона у вас CD-рекордер). Большинство регулировок доступны только с передней панели, однако “обязанности” между ней и пультом ДУ распределены толково – на фасад выведены органы управления только теми параметрами, которые задаются раз и навсегда (или до покупки нового компонента – скажем, сабвуфера). Между тем, для установки громкости и задержек – а это нужно делать, конечно же, сидя на зрительском месте – на пульте предусмотрены специальные кнопки. Однако не спешите на них давить – попадете на пресеты тюнера. Сначала нажмите переключатель Sound. Такой алгоритм защищает от случайного изменения настроек.
   Кому порекомендовать эту машину? В первую очередь, как раз домашнему театралу. Тому, что не собирается обзаводиться проигрывателем, воспроизводящим SACD или DVD Audio, (RX-6012, как упоминалось выше, не имеет 5.1-входа). Других “противопоказаний” нет. Советуем докупить к нему полнодиапазонную акустику (в том числе и солидный громкоговоритель центрального канала). Только в этом случае он, как и аппарат от Kenwood, раскроется полностью. Однако благодаря внушительной мощности, ресивер от JVC не слишком требователен к такому параметру АС, как чувствительность, а разнообразные регулировки позволяют наилучшим образом настроить его на работу с системой “сателлиты/сабвуфер”.

Разъемы Разъемы

Измерения

Технический комментарий

Номинальная мощность в двухканальном режиме 113 Вт (0,7%) на кратковременных пиках увеличивается до 152 Вт — наивысшее достижение в тесте. Полоса частот при неравномерности 0,5 дБ 16 – 60000 Гц, а по уровню –3 дБ — 100 кГц. Регулировки тембров в диапазоне ±10 дБ по высоким не имеют частотных ограничений, а на низких обеспечивают максимум на частоте 100 Гц. Декодер Dolby Digital обеспечивает среднее значение разделения более 50 дБ, но по отдельным направлениям значения отличаются от 40 до 60 дБ.

Kenwood KRF-V4550D

  • Цена: $240
  • Оценка:
  • Достоинства: наличие входа Phono, возможность изменить громкость в каждом тыловом канале по отдельности
  • Недостатки: отсутствует декодер DTS

“Был бы у него DTS-декодер…” – сокрушались наши эксперты. Да, Kenwood оснащен только декодерами Dolby Digital/Pro Logic. Коммутация видеосигнала организована “не как у всех”: желтые “тюльпаны” собраны в отдельный букет и обозначены буквами А-Е, так что разобраться, где вход, а где выход без инструкции трудно. Зато порядок настройки просчитывается запросто – после беглого знакомства с передней панелью. Еще одним приятным сюрпризом стало число настраиваемых параметров. Помимо уровня сигнала, в каждом канале можно отрегулировать задержку, причем не только по центру и в тылу, но и по фронту! Она индицируется в расстоянии от соответствующей АС до зрительского места, поэтому выставить ее более-менее точно не составит труда. Еще одна нестандартная функция – возможность изменить уровень сигнала на любом аналоговом входе, то есть привести к одному знаменателю уровень громкости с CD-проигрывателя, видеомагнитофона и телевизора. К сожалению, это не плавная, а трехступенчатая регулировка.
   С системного пульта ДУ доступны все настройки, кроме одной – переключения с “цифры” на аналог. К счастью, цифровой сигнал распознается автоматически, а при желании можете перевести аппарат в ручной режим работы и выбирать входы сами.
   Идеально этот аппарат подойдет любителю домашнего кинотеатра, сохранившему проигрыватель и коллекцию виниловых пластинок. Но и те, кто хочет просто смотреть фильмы с DVD, не будут разочарованы. В кинотеатральном режиме Kenwood прекрасно передает и атмосферные, и точно локализованные эффекты – не в последнюю очередь благодаря множеству регулировок. Он, конечно, “раскачает” и недорогую систему “сабвуфер/сателлиты”, но полностью выявит свой потенциал при работе на полнодиапазонную акустику. При достаточной ее чувствительности вам даже сабвуфер не понадобится. Сэкономленные деньги советуем вложить в тыловики и громкоговоритель центрального канала – он должен быть полнодиапазонным. Вот тогда ваш Kenwood заиграет и запоет по-настоящему.

Разъемы Разъемы

Измерения

Технический комментарий

При неравномерности 0,5 дБ полоса частот составляет 20 – 28000 Гц, а высокочастотная граница при –3 дБ — 50 кГц. Регулировки тембров в диапазоне ±10 дБ по высоким не имеют частотных ограничений, а на низких обеспечивают максимум на частоте 100 Гц. Да и влияние на средних, хоть и небольшое (2 дБ), но есть. Искажения на средних частотах не превышают 0,01%, но к краям диапазона (особенно на нижних) растут (см. график). Разделение декодера более 55 дБ, но велик разброс: по отдельным направлениям значения отличаются до ±7 дБ.

Panasonic SA-HE90

  • Цена: $300
  • Оценка:
  • Достоинства: широкие возможности коммутации
  • Недостатки: требовательность к акустике

Еще полтора года назад Matsushita начала выпускать и AV-ресиверы Panasonic. Так что теперь можно собрать полный домашний театр под этой маркой. Новая модель оснащена декодерами Dolby Digital/DTS Dolby Pro Logic II. Дисплей на передней панели призван не просто информировать о режиме работы, но и помогать начинающему пользователю при настройке системы. Правда, он способен лишь на простейшие умозаключения, как-то: “теперь система работает правильно”. В частности, селектор входов на передней панели не переводит ресивер на прием сигнала с коаксиального входа, и как это сделать, дисплей не подсказывает; автоматически же сигнал не распознается. Зато во входах недостатка нет. SA-HE90 – единственный претендент, оснащенный, помимо прочего, AV-входом на передней панели. Задержки сигнала и другие параметры, устанавливаемые один раз, изменяются только с фасада, причем довольно хитроумно – ручаемся, что без инструкции вы не догадаетесь, как. В этом есть рациональное зерно: случайно изменить установки не удастся.
   Рекомендуем этот ресивер человеку разностороннему. Тому, кто смотрит фильмы не только с DVD, но и через ресивер цифрового спутникового телевидения (при подключении такого ресивера будет задействован дополнительный вход S-video), кто пользуется игровой приставкой или видеокамерой (вход на передней панели придется ему очень кстати), кто любит высококачественное воспроизведение и подумывает о покупке аппарата, читающего DVD Audio или SACD, кто слушает музыку не только в гостиной, но и в спальне – через второй комплект АС. Однако предупреждаем: к акустике ресивер довольно требователен, предпочитает чувствительную (особенно, в тылу) и рассчитан на работу с сабвуфером. Наилучшим, на наш взгляд, образом SA-HE90 проявит себя вместе с комплектом “сателлиты/сабвуфер” стоимостью около $500. Однако если ваши вкусы лежат более в музыкальной, нежели кинотеатральной плоскости, выберите в качестве фронтальной стереопары чувствительные напольные колонки. Тогда он покажет себя с наилучшей стороны.

Разъемы Разъемы

Измерения

Технический комментарий

Ресивер при работе с шестиканальном входом обеспечивает лучшую частотную характеристику, чем при использовании встроенного процессора, когда полоса ограничена сверху на частоте 22 кГц. Выходная мощность при постоянном сигнале чуть больше 100 Вт, в пике увеличивается незначительно: это следствие работы в классе Н+. Этим же объясняется и некоторый подъем КНИ при мощности 30 Вт (см. график). Регулировки тембра (±10 дБ) очень правильные — влияния на средних практически нет. Разделение декодера более 55 дБ с разбросом ±5 дБ.