Сравнительные тесты
AV-ресиверы

Шестое чувство (от $500)

Stereo&Video Ноябрь 2001

Последние нововведения в области кинозвука (и соответственно домашнего театра) заключаются в увеличении числа каналов. А именно: в 5.1-форматы Dolby Digital и DTS звукорежиссеры стали вводить тыловой центральный канал (именуемый Rear Back или Center Surround). Он помогает отслеживать не только тыловые перемещения звуковых образов направо-налево, но и более сложные траектории. Фактически речь идет уже о семиканальных форматах (точнее – 6.1). Компания Lucasfilm пошла еще дальше, и тыловой центр сделала стереофоническим, т.е. двухканальным (7.1-модификация получила название THX Surround EX). На данный момент Джорджа Лукаса поддерживает не так уж много кинокомпаний, а вот количество фильмов, планируемых к выпуску в 6.1-форматах, по прикидкам аналитиков, в ближайшее время достигнет 10% от общего количества. Конечно, за ситуацией внимательно следят владельцы домашних кинотеатров…
   Производители понимают, что парк 5.1-аппаратуры довольно велик, и сразу перейти на 6.1 не получится. Поэтому в настоящий момент получили распространение многоканальные системы записи и кодирования, в которых тыловой центральный канал подмешан на два имеющихся тыловых канала матричным методом (Dolby давно так поступает с "центром" в Pro Logic). Декодеры, предназначенные для работы с такой кодировкой, — это DTS-ES и Dolby Digital EX. Встречаются и другие обозначения: DTS-ES Matrix 6.1 и Dolby Digital Matrix 6.1. Дополнительный канал заметно улучшает локализацию в тылу и, по нашему мнению, получит широкое распространение, со временем вытеснив 5.1, поэтому подобное микширование может оказаться временной мерой переходного периода (восстановить "чисто" 7-канальную запись без матрицирования пока что способен лишь новоявленный DTS-ES 6.1 Discrete). С другой стороны, долго ли продержится 6.1? Это мы прогнозировать не беремся, но многоканальный натиск (7.1, 8.1…) кажется неизбежным. Например, Yamaha давно предлагает увеличить количество фронтальных излучателей, доведя общее число каналов до 9. Правда, источников звучания для такого формата нет, поэтому их "заполнение" осуществляется за счет процессорной обработки сигнала (DSP). Виден ли конец непрерывному росту числа каналов? Какой AV-усилитель или AV-ресивер надо купить сегодня, чтобы завтра не думать о его замене? Об этом и сами разработчики начинают беспокоиться: достаточно перспективным выглядит симбиоз AV-ресивера с компьютером, когда с помощью последнего в ресивер закачивается новое программное обеспечение. Например, уже многие компании предлагают апгрейд встроенных в AV-ресивер декодеров через интернет. Сегодня есть "железо" (Meridian, Onkyo и др.), которое модифицируется таким образом практически без дополнительных затрат.
   Несколько слов хотелось сказать о модернизированном варианте матричного декодера DPL – Dolby Pro Logic II (к сожалению, ни в одном из рассматриваемых сегодня ресиверов его не оказалось). Качественные показатели DPL-II вплотную доведены до уровня цифровых 5.1-систем. Для этого тыловой канал сделан стереофоническим и широкополосным (в классическом DPL тыловой канал — один, и его полоса ограничена 7 кГц). Появился выделенный канал сабвуфера… А вся конфигурация DPL-II теперь аналогична 5.1-формату, но исходная матрично-кодированная информация, как и раньше, передается по двум каналам, например, при записи звука на VHS-кассеты.
   В настоящий момент фирмы предлагают уже немало AV-аппаратов, имеющих встроенные 6.1-декодеры. И сегодня ситуация на российском рынке такова, что можно найти подобные AV-ресиверы среди моделей в широким диапазоне цен, который начинается, как выяснилось, с $500, а верхняя граница его теряется на уровне нескольких тысяч. Однако это еще не означает, и это одно из явных проявлений сложностей переходного периода, что к любому из представленных AV-ресиверов сразу можно подключить 6 колонок и сабвуфер. Более того, на окончательном выборе сказываются и отсутствие в широкой продажи DVD-релизов с 6.1-звуком, и разнобой в оценках, которые дают сами разработчики новым форматам. Однако живые примеры — AV-ресиверы с декодерами 6.1-звука, надеемся, если и не дадут ответы на все вопросы, то помогут реально представить нынешнее состояние дел в этой области.

Denon AVR-3801

  • Цена: $1950
  • Достоинства: возможность поддержки саундтреков всех форматов
  • Недостатки: отсутствие AV-разъема на передней панели

Когда-то и четырех каналов "пролоджика" казалось много... Теперь, когда на порог вступил семиканальный формат 6.1, вполне может статься, что завтра его начнут теснить еще более "нагруженные" форматы. Но работать с ними смогут лишь те, кто заранее к этому подготовился. Один из таких – Denon AVR-3801. Модель со встроенным 7-канальным усилителем мощности и 7.1-линейным входом способна устоять перед грядущим… Несмотря на то, что Denon AVR-3801 не имеет THX-сертификата и сам не декодирует 7.1-запись с двумя задними центральными колонками (нет встроенного декодера для этого формата), важно другое: ресивер может принять на свой усилитель мощности 5.1/6.1/7.1-сигналы от внешнего. Более того, Denon AVR-3801 имеет два варианта подключения тыловой акустики: с боковым размещением колонок и с задним (в этом случае колонки располагаются шире, чем два тыловых центральных громкоговорителя). При этом к клеммам подключаются одновременно все 3 (!) пары тыловых излучателей, а выбирается либо один из вариантов, либо объединенный. При этом боковые и задние колонки подключаются параллельно (для тылового центра остаются отдельные каналы). Для прослушивания музыки фирма рекомендует включать заднее расположение, при просмотре фильмов — боковое, причем в этом случае работает и центральный тыл. Вот, оказывается, как можно добиться и полноценного 6.1-звучания в кино и музыке. Надо заметить, что требования к тыловой акустике в этих вариантах разработчики выдвигают разные. Имеющиеся режимы DSP-обработки загружают все каналы усилителя, обеспечивая фирменный звук Surround-7.1. Добавим, что каждый из режимов помнит собственные параметры установки тембров. DSP-режимы регулируются: можно менять размер комнаты, силу эффекта, уровень сабвуфера, включение/отключение компрессии сигнала, корректировать задержки. Набор параметров неодинаков для разных режимов.
   Пульт ДУ оснащен ЖК-дисплеем, на котором индицируются передаваемая команда, подключенный источник сигнала и т.д. Для работы с аппаратами других производителей необходимо либо обучить пульт, либо вручную ввести в него идентификационный код. Однако, как показал опыт общения, внутри пульта имеется свой банк кодов…. Если код устройства неизвестен, а его пульт отсутствует, воспользуйтесь функцией сканирования кодов. Процесс – не быстрый (код меняется через 3–4 секунды), поэтому лучше – обучить, чем искать соответствие. К сожалению, AVR-3801 не имеет дополнительного AV-разъема на фронтальной панели. Но это ли беда, когда перед вами по-настоящему профессиональное устройство для построения многоканального звукового поля исключительной точности.

задняя панель задняя панель
пульт ДУ пульт ДУ

Измерения

Технический комментарий

АЧХ усилителя обнаруживает легкий подъем на НЧ, заметный в основном при измерении. Однако граничная частота в высокочастной области (по уровню –3 дБ) менее 60 кГц. Для передачи звуковой полосы этого достаточно, но уступает большинству конкурентов, расширяющих ВЧ-диапазон до 100 кГц. Пределы регулировки тембра около ±9 дБ относятся к средним результатам. Рост искажений наблюдается, начиная с мощности примерно 110 Вт. Уровнем качественной работы следует считать именно это значение. Включение декодера многоканальных форматов, как и везде, перераспределяет величины взаимопроникания сигнала из канала в канал, но практически везде это значение — больше считающихся обязательными для подобных систем 60 дБ.

Onkyo TX-DS787

  • Цена: $1340
  • Достоинства: декодер многоканального звука поддерживает THX-Surround EX
  • Недостатки: требуется дополнительный усилитель мощности для реализации семиканального режима

О THX-сертифицированной технике ценители говорят с пиететом… Onkyo TX-DS787 – получил "добро" от Дж. Лукаса в виде гордой отметины на борту – THX-Select! При том, что встроенный декодер действительно расширяет Dolby Digital EX и DTS-ES до THX Surround EX, два тыловых центральных канала выводятся только на линейный выход. Модель имеет шесть усилителей и к ее выходам можно подключить только один тыловой центр (потому – Select, а не THX-Ultra). Значит, чтобы ощутить преимущества этого режима требуется докупить как минимум еще один стереоусилитель. Получается, что если вы не готовы купить дополнительные усилитель и акустику, декодер с функцией THX Surrond EX останется невостребованным. Ведь THX-обработка "берет" уже раскодированный 6.1 и преобразует его в 7.1. Что ж, зато вы, как владелец, имеете возможность подняться на следующую ступень позже…
   Общение с ресивером благодаря продуманной эргономике доставляет удовольствие. Это касается как управления с лицевой панели, так и с пульта. Для работы с аппаратами других фирм у пульта есть только один способ — обучение при помощи другого пульта. На ЖК-дисплее пульта ДУ индицируется название управляемого им в данный момент аппарата, в темноте чтение облегчает имеющаяся подсветка. Удобству способствуют и белые кнопки на темном фоне, некоторые из которых имеют форму общепринятых символов (например, двойная стрелка для перемотки плейера). В ресивере реализована фирменная схема широкополосного усиления WRAT, имеется встроенный ограничитель уровня баса для предотвращения перегрузок сабвуфера. Тюнер при переборе пресетов выдает только запрограммированные номера, пропуская "холостые"; введена функция стирания пресета. Уровни громкости с разных AV-источников, если они отличаются друг от друга, можно подравнять, меняя усиление каскадов. Можно задать громкость, которая будет устанавливаться при включении, полный диапазон ее регулировки громкости и максимальное значение. Последнее полезно, если есть опасения загубить слабенькие колонки. Станциям тюнера и входам ресивера можно придумать новые 10-значные имена. Задержки (точнее, расстояние) до фронтальных громкоговорителей регулируется одновременно, без отдельной установки правого и левого.
   Рационально ограниченный набор возможностей в данной модели органично сочетается с выделением главных составляющих качества звучания. Разработчики сочли возможным минимально использовать свои идеи в том, что касается "искусственной" многоканальности, и максимально использовать, если можно так выразиться, настоящие звукорежиссерские инструменты. И именно эта взвешенность вызывает особую благодарность со стороны слушателя.

задняя панель задняя панель
пульт ДУ пульт ДУ

Измерения

Технический комментарий

АЧХ (по уровню –3 дБ) превышает значение 100 кГц, чего вполне достаточно не только для систем домашнего театра, но и для стереопрограмм, включая аудиофильские форматы DVD-Audio e SACD. Величина регулировки тембров составляет 13 дБ, однако при одновременном подъеме и НЧ и ВЧ тембра, эффективный диапазон снижается примерно на 5 дБ за счет подъема среднечастотной области. В рабочем диапазоне мощностей искажения около 0,01%; а на высоких частотах (верхняя кривая) — вдвое больше. После 110 Вт наблюдается заметный рост искажений. Важно отметить, что и с декодером, и без него разделение каналов при усилении почти везде превышает 60 дБ. Это обстоятельство нельзя сбрасывать со счетов, так как от него в итоге и зависит качество представления звукового поля, его соответствие замыслу режиссера.

Pioneer VSX-D810S

  • Цена: $510
  • Достоинства: низкая цена
  • Недостатки: использование входных гнезд DVD-входа для фронтальных каналов сигнала 7.1

У данной модели – очень низкая цена, что приятно радует и одновременно рождает вопросы... Не уступает ли она остальным пропорционально стоимости? Однако ни по функциям, ни по уровню проработки основных решений радикальных отличий мы не обнаружили. Шесть одинаковых каналов усилителя дают возможность в полном объеме воспроизводить 6.1-форматы. А предусмотренный многоканальный вход готов принять даже 7.1 (для двух задних центральных каналов). Пока 6.1 набирает силу (таких записей совсем мало), с форматом 5.1 один канал усиления может быть незадействованным. Правда, даже в этой модели такой режим лучше рассматривать как временный, ведь имеющиеся режимы DSP-обработки работают со всеми шестью каналами. Если при установке размера громкоговорителя выбирается Small (небольшие колонки), то есть возможность установить одну из трех величин частоты среза по низам. Такая подстройка особенно полезна, если ее нет на сабвуфере, чтобы более точно согласовать разделение спектра между фронтальными каналами и сабвуфером. Как и на других моделях, есть компрессор динамического диапазона (режим MidNight), позволяющий при малой громкости заметно не снижать качество Surround. Установка расстояния до каждого громкоговорителя осуществляется отдельно, что бывает полезно в домашних условиях (порой даже в дорогих моделях используется упрощенный вариант установки – "до фронтальных колонок", "до тыловых", без деления их на правый и левый каналы). Пульт ДУ, кроме ставших уже традиционными программирования и обучения, имеет функцию сканирования кодов. В этом режиме на новое устройство вашей системы выдается посылка из 10 кодов. Если устройство (например, DVD) "отзывается", то перебором внутри этой десятки быстро отыщется необходимый "ключ". В противном случае – запускается новая десятка и т.д. Важная штука. Немного перемудрили разработчики со входами 7.1, разбросав их по задней панели, некоторые разъемы оказались совмещенными с другими входами. Как быть с возможностью преобразования 7.1 в 6.1, поймешь не сразу, хотя это вовсе не мешает все правильно установить и слушать классические 5.1-записи. AM/FM-тюнер показался немного "ленивым". Хотя надо признать, что у многих "домашних" приемников перестройка частоты довольно медленная (в отличие от автомобильных, где скорость существенно выше). Все кнопки управления закрываются откидной крышкой: снаружи – лишь три кнопки, которые, по логике, должны быть наиболее употребимыми, но они относятся к дополнительным функциям RDS, которые слабо представлены в российском эфире.
   Формирование пространственного звукового поля уверенное благодаря хорошей симметрии (но – не глубине!) разделения каналов. Стоимость модели – просто рекордная и близка к минимальной цене, по которой в настоящее время доступен вожделенный "6.1". Экономия в том числе достигнута отсутствием экранного меню. Модель без особых излишеств, тем не менее имеет все, что необходимо "театралу" с реальными запросами. На наш взгляд, Pioneer VSX-D810S вполне отвечает современным представлениям об AV-ресивере нового поколения, а его относительная доступность по цене многих вдохновит на покупку.

задняя панель задняя панель
пульт ДУ пульт ДУ

Измерения

Технический комментарий

Качество встроенных усилителей высокое: идеально ровная АЧХ в звуковом диапазоне частот (по уровню –3 дБ она простирается до 100 кГц). Очень малые нелинейные искажения постоянны на всех частотах во всем диапазоне мощностей, вплоть до ограничения сигнала (графики КНИ для частот 100, 1000 Гц и 10 кГц практически слились). Диапазон регулировок тембра невелик (±6 дБ по НЧ и ВЧ). К тому же на высоких частотах характеристика изменения тембра не имеет явно выраженного максимума: для частот выше 4 кГц уровень меняется одинаково. При исследовании декодера мы отметили некоторое взаимное проникновение сигналов (среднее значение около –57 дБ), что может привести к виртуальному увеличению размеров некоторых источников.