Сравнительные тесты
Автомобильная акустика

Басовый размер ($100)

Stereo&Video Август 2001

Особое место занимают эллиптические коаксиалы 6x9 дюймов среди многообразия типов автомобильных акустических систем. Прежде всего это самая басовитая порода, не считая, конечно, автомобильные сабвуферы — басовый спецназ. И при адекватном акустическом оформлении это, как правило, уже во всех отношениях полноценная автомобильная АС, низкочастотные возможности которой обязаны удовлетворить, не побоимся этого слова, подавляющее большинство автомобилистов. Эллиптическая форма базового динамика — не дизайнерская причуда, но эффективное средство противостояния паразитным изгибным колебаниям мембраны с большой площадью излучающей поверхности. А для коаксиалов эта проблема особенно актуальна, поскольку возбуждению вредного изгиба очень способствует непосредственная близость к НЧ-мембране СЧ- и ВЧ-головок.
   Объединение излучателей двух- или трехполосной системы в целостную конструкцию упрощает проблему ее монтажа в автомобиле, но в силу весьма приличных габаритов — не так уж и кардинально. И наиболее типичным местом для установки 6x9-коаксиалов, по крайней мере в наших автомобилях, остается задняя полка. В пользу такого решения говорит необходимость приличного объема акустического оформления для адекватной реализации басового потенциала эллиптических систем. Один из оптимальных вариантов их применения — это тыловое обеспечение в традиционном четырехканальном варианте. Причем построение четырехканальной системы вполне можно начать именно с установки эллипсов, какое-то время довольствуясь звуком с тыла, а затем при необходимости установить во фронт менее басовитую акустику. Если найдется способ полноценно оформить динамики, не остается серьезных доводов против их фронтальной установки. Отличный звук в машине можно получить из двух добротных эллиптических систем.
   В любом случае от коаксиальных 6х9-систем, в первую очередь, надо требовать качества и количества низких частот. Не для тихого звука приобретаются громоздкие динамики — за $100 вы вполне имеете право рассчитывать на хороший энергетический потенциал, на их способность играть громко и чисто. Очень желательно, чтобы полноценно были представлены высокие частоты, и не страшно, если система излучает их с некоторым избытком — у вас практически не будет возможности направить твитер строго в уши. Повышенная неравномерность АЧХ, практически неизбежная для коаксиальных структур, здесь представляется не столь существенным грехом. Но важно правильно оценить характер этой неравномерности. Вот, пожалуй, краеугольные камни критерия выбора эллиптической автомобильной акустики. Не следует забывать и о тех эксплуатационных характеристиках динамиков, которые определяют долговечность их честной службы в достаточно агрессивной среде салона автомобиля и которые также в конечном итоге влияют на качество звучания.
   Среди отобранных для тестирования моделей имеются как двухполосные, так и трехполосные системы. Надо отметить, что на примере составленной подборки можно лишний раз убедиться в непрерывности технического прогресса. Разработчики используют все более совершенные материалы и технологии, причем это касается практически каждого узла конструкции динамиков.
   Приводимые частотные характеристики измерялись в 20-литровом акустическом оформлении закрытого типа. Надо заметить, что такой объем все же маловат для рассматриваемой категории систем, и вид АЧХ в низкочастотной области не отражает их реальных возможностей. При прослушивании динамики устанавливались в специализированный стенд, обеспечивающий должный для полноценной реализации низкочастотного потенциала динамиков объем замкнутого пространства с тыльной стороны диффузора.

Boston Acoustics FX92

  • Цена: $130
  • Оценка:
  • Достоинства: чистый, комфортный звук, высокая чувствительность
  • Недостатки: чуть смягчены грани высокочастотных деталей

Диффузор низкочастотного драйвера двухполосной FX 92 изготовлен из полимера. Очень изящно выглядит коаксиальный твитер с блестящим конденсатором разделительного фильтра, аккуратно прикрытым маленькой металлической решеткой. Кстати, защитно-декоративной решетки в комплекте нет. Внутренний край НЧ-диффузора слегка приподнят, затрудняя попадание пыли в магнитный зазор. Каучуковый подвес достаточно мягок.
   В тестовом акустическом оформлении хорошо сбалансированной получается у FX 92 подача низких частот. На особые глубины система не покушается, но основная часть низкочастотной информации доносится до слушателя в отличном состоянии — выверенный рациональным демпфированием бас прекрасно отрабатывает даже сложные пассажи контрабаса, уверенно "держит удар". Ровно освещен рельеф средних и высоких частот, правда, последним порой чуть не хватает контрастности, но в сочетании с хорошей прозрачностью это придает звучанию комфортную пластичность. Система убедительно играет любую музыку и видится как хороший фронтальный вариант в традиционных четырехканальных системах. В сложных, включающих сабвуфер комплексах "высокого полета" она прекрасно выполнит роль тыловой поддержки.

Измерения

Технический комментарий

АЧХ отличается высокой стабильностью в диапазоне от 1 до 7 кГц. Чувствительность здесь несколько повышена по отношению к чувствительности на средних частотах и в области верхней октавы. При смещении от акустической оси системы этот дисбаланс нивелируется, и приблизительно под углом 20°–30° достигается оптимум. Система обладает весьма высокой чувствительностью. При уровне звукового давления 88 дБ среднее значение коэффициента гармоник на участке 100 Гц –20 кГц составляет всего 0,4%; несильно нарастают искажения при увеличении уровня тестового сигнала до 94 дБ.

Clarion SRX6983

  • Цена: $90
  • Оценка:
  • Достоинства: низкий, сильный бас, съемный твитер, "хорошая" цена
  • Недостатки: снижение прозрачности высоких при большой громкости

У двухполосной SRX 6983 твитер закреплен непосредственно на керне магнита НЧ-драйвера. Высокочастотную головку можно снять и закрепить отдельно, прикрыв ее гнездо специальной пластмассовой полусферой. Купол твитера — шелковый, магнит — неодимовый. У низкочастотника диффузор изготовлен из полипропилена с добавлением слюды. Специальной защиты от попадания пыли в магнитный зазор основного драйвера не предусмотрено, что следует иметь в виду при горизонтальном монтаже системы.
   В самом деле, звук SRX 6983 весьма богат низкими частотами. Бас глубок, могуч, немного вальяжен, но вместе с тем и достаточно корректен — очень приятное для слуха сочетание. И хотя он слегка "возвышается" над нижней серединой, в целом средние частоты проявляют себя вполне адекватно — все здесь хорошо тонально уравновешено, очень неплох динамический потенциал. Полноценно насыщена деталями высокочастотная область спектра. Однако при повышении громкости прозрачность высоких снижается. Система отлично исполняет любую современную музыку. Ее участие в классическом четырехканальном варианте особенно привлекательно для тех, кто не намерен устанавливать в машине сабвуфер.

Измерения

Технический комментарий

На АЧХ можно отметить некоторый приоритет верхнего баса по отношению к нижней середине. С повышением частоты чувствительность на оси нарастает (последствия узкого провала около 1,6 кГц на слух заметить очень трудно) и после 4 кГц стабилизируется на уровне, заметно превышающем среднее значение. Соответствующий дисбаланс исчезает при смещении от оси приблизительно на 30°. Немного повышен уровень нелинейных искажений в области нижнего верха, но и здесь он слабо зависит от амплитуды сигнала. Низкая основная резонансная частота — 50 Гц.

DLS 960

  • Цена: $120
  • Оценка:
  • Достоинства: хорошая динамика средних, корректный бас
  • Недостатки: снижение детальности высоких при большой громкости

Внешность DLS 960 выделяется, можно сказать, фирменным аскетическим достоинством. Никаких дизайнерских изысков, связанных с не имеющими отношения к звуку вещами. Бугристый рельеф тыльной стороны низкочастотного диффузора свидетельствует о его полезной неоднородности, разрушающей паразитные изгибные колебания. Уникальным для данной тестовой подборки является и факт применения купольной СЧ-головки — фирменного решения, в достоинствах которого мы уже имели возможность убедиться.
   Не ставя перед собой цели добиться от 960 производства глубокого баса, разработчики очень позаботились о качестве излучаемых системой низких частот, которое не ухудшается даже при крайне высоких уровнях громкости. Весьма понравились хорошо согласованные с басом средние частоты, где система уверенно осваивает "крутую" динамику самых сложных музыкальных эпизодов. Тональное равновесие выдержано на высоких, но при большой громкости детальность высокочастотного рисунка снижается. DLS 960 можно эффективно использовать и в качестве фронтальной, и в качестве тыловой пары. Похоже, в автомобиле нетрудно достичь ее органичного сочетания с сабвуфером.

Измерения

Технический комментарий

Из особенностей измеренных АЧХ можно отметить понижение в диапазоне 4–8 кГц на осевой характеристике и встречное повышение характеристики, измеренной под углом 45°. Такой "расклад" отчасти может объяснить невысокую заметность дисбаланса при прослушивании. В большей части рабочего диапазона уровень гармонических искажений не превышает значения 1%. Кстати, именно в указанном выше частотном интервале наблюдается некоторый подъем нелинейных искажений, но даже при повышенной громкости (94 дБ) их уровень не преодолевает трехпроцентного рубежа.