Сравнительные тесты
Активные АС

Особый район Hi-Fi ($1000)

Stereo&Video Февраль 2001

Напольники со встроенным активным сабвуфером - дань ли это театральной моде или стремление углубить и улучшить бас ради сугубо музыкальных целей? В пользу первой версии свидетельствует тот факт, что процесс активизации баса происходит энергичнее на родине современной киноиндустрии — в Америке. Консервативная Европа много спокойнее относится к этой идее и, кажется, больше тяготеет к аудиофильской идее.
   Наверно, никто не станет отрицать преимуществ, которые принципиально дает активизация низкочастотной секции АС. Основной же недостаток, вероятно, связан с проблемой адекватного воплощения идеи за "разумные" деньги. Внося басовитую систему в реальное помещение, как известно, никогда не знаешь, чего она там набасит. В просторном аудиосалоне все великолепно, принес домой (отдал деньги!) — совершенно не то. Начинается аудиофильская Голгофа: замена электроники, клеммы успевают "познакомиться" с десятком различных кабелей, платяной шкаф выносится в коридор… А ведь могла бы помочь простейшая амплитудно-частотная коррекция… Пардон, не простейшая — тембральная коррекция усилителя, как правило, не помогает — либо поднимает вместе с басом пену нелинейных искажений, либо одновременно с избытком баса устраняет "добрую половину" средних. В этом плане конфигурация активного низкочастотника и пассивного "верха" (идеал — стопроцентно активная АС) напоминает футуристический шпионский автомобиль с выдвижными крыльями и реактивным двигателем под капотом. Взял и взлетел… Возможность по своему усмотрению аккуратно варьировать звук в самых критичных октавах очень уж заманчива. К тому же мы всегда помним, что совместное конструирование усилителя и преобразователя позволяет решить целый ряд проблем излучения корректного баса. Но есть серьезный конкурент — трифоник (пассивная стереопара плюс отдельный сабвуфер). Что предпочесть? Подсчитаем. Стоимость хорошего сабвуфера, как правило, превышает $400. Стоимость пассивного напольника топ-класса — около $1000, классного полочника — от $500. А за $1500 можно приобрести хорошую пару с активным басом. Деньги где-то те же. Но в нашем варианте имеется аж два низкочастотника и два встроенных усилителя. Нельзя недооценивать факта согласованности пассивного и активного аспектов. Хорошо, а если — кино? Могут ли "гибридные" АС убедительно потрясти. Вопрос. А если и не могут? Жизнь не кончается с покупкой могучего активизированного напольника — со временем можно приобрести какой-нибудь"суперсабвуфер". Скажете, слишком сложно? Но, помечтайте, ведь в перспективе — сверхгибкий низкочастотный инструмент. Вдруг с его помощью станет реальным достижение настоящего концертного звука… Но все это — умозрительные спекуляции. На что же реально способны АС с активным басом ценой $1500 плюс-минус $500? Послушаем, посмотрим, померим — и вам расскажем...
   От "обычных" больших напольников собранные для тестирования системы отличаются разве что видом тыльной панели — ручки, разъемы, острые грани теплоотводящих радиаторов. Конфигурация обычно трехполосная (хотя бывает и посерьезней). Обязательно есть высоковольтные клеммы, после которых из мощного сигнала извлекаются низкие частоты, ослабляются-корректируются-усиливаются и отдаются "в производство" басовику; отфильтрованные CЧ- и ВЧ-компоненты попадают на соответствующие головки без потерь. Разумеется, количество баса можно регулировать (или отключить совсем), нередко допускается изменения ширины полосы, фазы. В большинстве случаев предусмотрены линейные RCA-входы (под "тюльпаны") для съема сигнала с предусилителя или AV-ресивера. Поскольку cабвуферный выход на ресивере в подавляющем большинстве случаев бывает только один, необходим "тюльпан-тройник", разветвляющий сигнал между двумя АС. Нет линейного входа? Тогда, если вы хотите смотреть кино, не приобретая отдельного сабвуфера, у ресивера должна быть функция Both — когда на фронтальную пару подается не усеченный сигнал (в театральной 5.1-конфигурации фронтальная акустика избавлена от суровых низкочастотных эффектов).
   В техническом комментарии мы решили привести три графика: АЧХ пассивной секции (сабвуфер выключен), АЧХ активного аспекта и общий график гармонических искажений, измеренных при оптимальном тональном балансе при уровнях 94 и 88 дБ.

Athena Technologies S3/P2

  • Цена: $1350
  • Достоинства: богатая конструкция, эффектный бас, "широкоформатное" звуковое изображение
  • Недостатки: чуть лишнее подчеркивание высоких

Athena Technologies — отделение канадского концерна Audio Product International. Его кредо — ориентировать потребителя на блочное строительство домашнего аудиокомплекса. Мощный плюс такого подхода заключается в возможности поэтапного наращивания этого комплекса из технологически однородных компонентов. Почтение вызывает четырехполосное изобилие "спарки" сабвуфера Р2 и объемистого трехполосного как бы полочника S3. Динамик сабвуфера излучает в пол, труба резонатора закручена спиралью для достижения максимальной длины воздуховода. Нижний тумблер Blend инвертирует фазу сигнала. Верхний — адапирует сабвуфер для работы с разными фирменными пассивными блоками (S3 или S2). Регулятор ширины полосы, плавно меняющий верхнюю частоту среза, нужен для согласования саба с произвольной АС. Если на контактной панели P2 не снимать перемычки, высоковольтный сигнал пойдет на пассивную колонку через монтажные "рельсы". Есть также линейный вход. Для каждого динамика — своя декоративная масочка.
   Ясно, что и без активного низкочастотного дополнения S3 — полноценная акустическая пара, бас которой обращает на себя внимание — хлесткий, эффектный, он отлично гармонирует с контрастным рельефом высоких частот. При включении P2 общая стилистика низкочастотного представления остается прежней, но напор глубоких компонент радикально меняет масштаб звукового события. Интегральный бас необыкновенно "заборист" в современных композициях, восхищая отличной динамикой и редкой чистотой деталей. На умеренных уровнях громкости без труда удается сбалансировать систему для работы с "тонкими" музыкальными формами. В масштабном же симфоническом звуке обилие глубокого баса при достаточном количестве среднего может показаться чрезмерным, отвлекающим, или даже подавляющим. Но если воспользоваться тембральными корректорами внешних усилителей, то можно сбалансировать и звук самых "суровых" симфоний. Очень выразителен в исполнении "Афин" любой вокал, эффектны струнные. Вообще после знакомства с системой остается впечатление, что ей всего отпущено с большим запасом — и мощности, и динамики, как в дорогом американском автомобиле… Этот "запас" пригодился в театре. Фронт превосходно изображает пальбу из всех видов огнестрельного оружия, когда нужно вызывает дрожание плохо закрепленных предметов в комнате прослушивания. Ну разве лишь иногда хочется "заглянуть" чуть глубже при передаче акустических эффектов, сопровождающих тектонические катастрофы.
   Привлекательной представляется концепция поблочного наращивания акустического комплекса. С одной стороны, на S3 вполне можно слушать музыку и без низкочастотной опоры, а с другой — со временем комбинацию S3/P2 можно усилить сабом P3. Хотя и у P2 запас сабвуферной мощи более чем достаточный даже для просторного помещения.

Система коммутации сабвуферного блока P2 Система коммутации сабвуферного блока P2

Измерения

Технический комментарий

Четырехполосная АС с активным сабвуфером в оформлении фазоинверторного типа. Габариты — 1217x240x320 мм, вес — 24 кг. Динамики: 200-мм НЧ-драйвер, 165-мм НЧ/СЧ-головка, 90-мм СЧ-головка, твитер с 25-мм куполом из фирменного композита "тeteron". Частоты раздела — 70, 400, 2800 Гц. Номинальная мощность НЧ-усилителя — 100 Вт, максимальная пассивного блока — 200 Вт. Магнитное экранирование. Ножки.
Система обладает хорошей чувствительностью. Для АЧХ пассивного блока характерны симметричные (относительно области нижнего верха) тенденции нарастания к верхней и нижней границам диапазона. Около этих тенденций частотка стабильна. Локальному незначительному подъему около 600 Гц соответствует некоторое послезвучание. Судя по семейству АЧХ сабвуфера, измеренных при двух крайних и среднем положении ручки плавной регулировки ширины полосы, P2 можно легко согласовать с АС самого разного типа: верхняя граница меняется в пределах 75–200 Гц. Коэффициент гармонических искажений слабо зависит от уровня сигнала и в широком диапазоне частот не превышает 1%. Особо надо отметить редкую чистоту баса.

Audio Pro Blue Diamond

  • Цена: $1000
  • Достоинства: глубокий, эффективно регулируемый бас; универсальность
  • Недостатки: легкое выделение нижнего верха

Все в шведской Blue Diamond из серии Image возбуждает интерес к обладательнице столь выразительного и многообещающего имени — и авторитет шведской Audio Pro, и изысканная полировка под "рояльный лак" тяжелого и крепкого, словно базальт, корпуса, и неординарная конструкция, и высокие технологии. В "Голубых бриллиантах" применена знаменитая фирменная система контроля параметров НЧ-излучателя — АСЕ-Bass, позволяющая эффективно управлять добротностью низкочастотника. Акустику можно подключать и к высоковольтному, и к низкоамплитудному выходам тракта. Имеется регулятор уровня сигнала по линейному входу, который пригодится, если придется снимать напряжение с выхода предусилителя. Ручкой "Master Level" меняется громкость при подключении сабвуфера к высоковольтному выходу усилителя мощности. Заметим на всякий случай, что полированная поверхность "Бриллиантов" чрезвычайно чувствительна к прикосновениям пальцев и требует постоянного ухода.
   Система относится к разряду тех представительниц "сабвуферной" акустики, которые даже при полностью отключенной активной секции создают вполне зрелый в смысле полноты низкочастотного содержания звуковой образ. Живописен, где-то по-хорошему даже агрессивен этот образ. Очень эффектно, пышно звучат духовые, струнные. Негативные последствия немножечко повышенного внимания системы к нижнему верху практически полностью снимаются отличной динамикой и хорошей чистотой всего изображения. Сосредоточен на деталях умеренной глубины бас. Для адекватной активизации сабвуфера потребовалось время. Чуть перекрутишь ручку и плотная стена баса заслоняет все содержимое нижней середины, не докрутишь — и из низкочастотной плоти уходит соль и животворная влага. Но все же, когда стрелка регулятора остановилась около "12 часов", случилось долгожданное чудо: из сложной музыкальной массы вдруг вылепился звук живой контрабасной струны; и даже когда ее "щипок" периодически вкладывал характерные "затычки" в ушные раковины, всеми цветами радуги играла свободная середина. Отменно слушается джаз, эффектно и ярко — симфоническая классика. Неизгладимое впечатление производят в исполнении системы роковые композиции. "Бриллианты" отлично производят все низкочастотные "театральные" эффекты и в этой способности могут на равных потягаться практически с любым независимым сабвуфером. С регулятором громкости здесь можно обращаться гораздо смелее.
   Применяя акустику в небольших помещениях для сугубо музыкальных целей, действительно, можно и не включать активный басовик. Если же существует потребность в глубоком музыкальном басе, то к настройке сабвуфера надо подойти ответственно, и в данном случае лучше слегка недополучить низких частот. При грамотной настройке Blue Diamond создаст выразительный адекватный музыкальный образ произведения любого жанра.

За добротностью басовика следят обратные связи За добротностью басовика следят обратные связи

Измерения

Технический комментарий

Трехполосная АС с активной низкочастотной секцией. Габариты — 1000x260x430 мм, вес — 27,4 кг. Динамики: 220-мм НЧ-драйвер с диффузором из целлюлозы, 140-мм СЧ-головка с полимерной мембраной, твитер с 19-мм шелковым куполом. Частоты раздела — 550 Гц, 3,2 кГц. Номинальная мощность НЧ-усилителя — 150 Вт, мощность пассивной секции — 150 Вт. Номинальный импеданс — 4 Ом. Шипы.
Система обладает высокой чувствительностью и способна озвучить практически всю слышимую часть слухового диапазона. АЧХ, измеренная при выключенной активной секции, соответствует характеристике "полноценной" напольной АС. Чувствительность в областях высоких частот и верхней середины несколько повышена по сравнению с чувствительностью в остальной части диапазона. Семейство АЧХ активного аспекта, измеренных при разных положениях регулятора уровня, иллюстрирует высокую эффективность соответствующих регулировок. Послезвучания весьма слабы. По малости нелинейных искажений в основной части рабочего диапазона система также одна из лучших.

Boston Acoustics VR975

  • Цена: $1600
  • Достоинства: корректный, глубокий бас, высокая чистота образа на любой громкости
  • Недостатки: немного скромничает в масштабе стереопанорамы, сетевой выключатель труднодоступен

У высоченных "башен" Lynnfield VR975 американской Boston Acoustics редкое обилие излучателей — целых пять на колонку. Правда, лишенная собственного "мотора" 305-мм мембрана на боковой поверхности принадлежит пассивному радиатору, перераспределяющему энергию 250-мм активного начала у нижней границы частотного диапазона. СЧ-пара внутри корпуса блокирована независимым оформлением, равно как и твитер. Крепкий MDF-корпус затянут черным "чулком" (завязочки — под верхней лакированной крышкой), а две пластиковые опоры придают колонкам некоторое сходство… с крылатыми ракетами. Сабвуфер активизируется автоматически при появлении полезного сигнала и уходит в режим ожидания при 15-минутном его отсутствии. Сетевой выключатель выведен на днище — включить и забыть. Из регулировок предусмотрено только управление уровнем низкочастотного сигнала, зато имеется линейный вход. За перегрузками в НЧ-канале "следит" фирменная система BassTrac.
   Оптимальный для музыкальных целей тональный баланс был достигнут при положении регулятора примерно на "10 часов". В этом состоянии бас глубок, могуч, но и тактичен — позволяя прочувствовать запредельные для нашей слуховой системы глубины, он нисколько не мешает средним частотам показать себя в должной мере. В "слуховой" части диапазона он строг, легок на подъем, весьма комфортен. Возможно, лишь самые нижние регистры слегка растянуты. Зато бас остается при всех своих достоинствах и в крайне жестких энергетических режимах. Хорошая тональная сбалансированность образа в целом при развитом богатом басе дает ощущение мягкого звучания — в смысле отсутствия нездоровых акцентов, "резкостей" и "колкостей". Манера передачи средних, благодаря их отличной динамике и высокому частотному разрешению, настойчиво ассоциируется с аристократичной вальяжностью. Вообще звучание VR975 отличается отменной прозрачностью всего спектрального массива снизу доверху. Система дает ясное ощущение глубины пространства. Заметим в этой связи, что при установке колонок можно не бояться сделать стереобазу пошире — пространственные эффекты будут побогаче без ущерба фронтальной однородности сцены.
   Кинопробы показали, что VR975 способна достойным образом отрабатывать самые "суровые" низкочастотные киноэффекты и пользы от дополнительного сабвуфера, вообще говоря, никакой… Возможно, выстрелам и взрывам не помешало бы побольше резкости.
   Отличные музыкальные способности "Бостона" закономерно обеспечивают ему жанровую универсальность. Убедителен и комфортен симфонический образ. Хочется особо отметить красоту и корректную выразительность мощного баса. Запас по усилению огромен — едва ли в более-менее реальных жилищных условиях когда-нибудь возникнет необходимость выкручивать ручку до упора.

Сетевой выключатель - включить и забыть Сетевой выключатель - включить и забыть

Измерения

Технический комментарий

Трехполосная АС с активной низкочастотной секцией. Габариты — 1226x290x385 мм, вес — 32 кг. Динамики: 305-мм пассивный радиатор, 250-мм НЧ-драйвер, две 115-мм СЧ-головки с полимерными мембранами, твитер с 25-мм алюминиевым куполом. Частоты раздела — 150 Гц, 2,5 кГц. Номинальная мощность НЧ-усилителя — 125 Вт. Рекомендуемый диапазон мощностей усилителя —15–250 Вт. Магнитное экранирование. Шипы.
Система обладает весьма высокой чувствительностью. АЧХ СЧ/ВЧ-аспекта отличается хорошей стабильностью на фоне слабого монотонного подъема с повышением частоты. Колонки создают самое однородное в пространстве поле. Характеристика сабвуфера демонстрирует протяженный участок практически постоянной чувствительности, включающий интервалы верхнего, среднего и часть области нижнего баса. При крайне правом положении ручки регулятора НЧ-усиления чувствительность на отрезке 50–150 Гц превышает среднюю почти на 20 дБ. Послезвучания весьма слабы. Коэффициент гармоник немного рано начинает расти в НЧ-области, зато рекордно малы гармонические искажения в остальной части диапазона.