Сравнительные тесты
Наушники
Концертный зал на поводке ($50-100)
Stereo&Video Май 2001
Как сильно вы привязаны к своей аудиосистеме? В любом случае с наушниками "привязанность" благодаря наличию соединительного провода возрастает во много раз.
Кстати, некоторую первичную оценку качества звучания наушников можно сделать уже, только зная длину кабеля. Не верите? С коротким проводом (около 1 м) выпускаются наушники для дискменов, вокменов и прочей носимой аппаратуры. Качество звучания этой группы хоть и постоянно улучшается, но ввиду вполне понятных упрощений на особые высоты не претендует. Более длинный кабель (порядка 2 м) по жизни оказался удобным для мультимедийных компьютерных систем. И качество здесь уже повыше. Но для домашнего Hi-Fi их можно использовать в прямом смысле "с натягом": и провод короток, и требования пониже — отсюда и возможности. Диапазон 3–5 м охватывает самый качественный арсенал бытовых и профессиональных "ушей". Больший метраж (а встречаются экземпляры с длиной провода аж до 13 м) повышения качества уже не предполагает, там начинается царство беспроводного контакта.
Чтобы вам было легче разобраться в технических аспектах этого теста, предлагаем небольшое путешествие по основам "наушникостроения". Прежде всего несколько терминов: амбушюр — мягкая часть наушников, которой они прижимаются к ушам. Оголовье — каркас, соединяющий корпуса обоих наушников, служит также и упором для головы. Нередко разделяют силовую часть и "смягчающую", и оголовье получается двойным. Излучатели находятся в корпусе, который является, естественно, и акустическим оформлением. По типу акустического оформления наушники делятся на закрытые и открытые. В первом обеспечивается максимальная звукоизоляция от внешнего мира, излучение тыльной стороны диффузора динамика поглощается внутри корпуса. Поэтому и окружающие практически не слышат, что у вас играет, да и вы в таких наушниках все происходящее вокруг воспринимаете лишь визуально. При открытом акустическом оформлении звук от тыльной стороны диффузора через отверстия в корпусе свободно выходит наружу, равно как и вы прекрасно все слышите (конечно, когда музыка не играет). Отсюда небольшой практический совет родителям, желающим преподнести наушники в подарок своему ребенку. Имейте в виду, что с акустическим оформлением закрытого типа у вас почти нет шансов "пробиться" к своему чаду сквозь музыкальную завесу. Если же приобретаете наушники открытого типа, то, во-первых можете узнать о вкусах молодежи, а, во-вторых, улучив паузу, можете сообщить, что пора ужинать, будучи уверенным, что в этот момент вы будете услышаны. Еще небольшое замечание. Считается, что с закрытым акустическим оформлением звукоизоляция уха должна быть выше, поэтому усилие бокового давления здесь также обычно бывает больше. Это не догма, но знать сие при выборе иногда полезно.
Одним из главных недостатков наушников (некоторые считают его самым главным) является локализация источника звука внутри головы. На заре стереоэры это впечатляло, так как стереоэффект проявлялся сильнее. Но эйфория быстро прошла, и стали искаться методы перемещения источника вперед. Предлагалось добавлять сигнал другого канала, вводя в него задержки, имитируя отражение, и многое другое, но ввиду отсутствия заметного улучшения все эти системы не прижились, хотя кое-какие попытки предпринимаются до сих пор. Например, нечто похожее в пульте сегодняшнего конкурсанта Koss R/100.
И в заключение, несколько слов о том, что мы измеряли. На приводимом графике представлены АЧХ правого и левого излучателей (кстати, они в качественных наушниках помечаются буквами R и L). При измерении АЧХ очень сложно точно смоделировать реальную акустическую нагрузку излучателю, ведь ухо имеет частотно-зависимую характеристику поглощения. Измерения проводились при работе наушника не на ухо, а на упрощенный его аналог, что могло привести к некоторым отличиям в результатах измерений и субъективной оценке. Графики на все модели приведены в одном масштабе, что дает возможность сравнивать их чувствительности. Мы решили не приводить характеристики импеданса, ограничившись некоторыми цифрами в таблице. Так же поступили и с нелинейными искажениями, больше потому что их величина почти у всех достаточно мала (см "Слагаемые качества" в конце теста).
Koss R/10
- Цена: $50
- Оценка:
- Достоинства: самая высокая субъективная чувствительность, прочно сидят на голове
- Недостатки: дефицит высоких частот, увеличение искажений на низких частотах при повышении громкости
Эта модель разрабатывалась не только для стационарной домашней аппаратуры, но и для носимых источников звука. Поэтому здесь по максимуму использован "всепогодный" материал — пластмасса: чашки цельнопластмассовые, в оголовье мягких упоров тоже нет. Провод, раздваиваясь, подводится к каждому наушнику, которые можно аккуратно отсоединить от оголовья, чтобы послушать музыку "на пару". Относительно большое усилие бокового прижима обеспечивает надежную посадку на голове: можно хоть прыгать, но при длительном прослушивании надо делать перерывы. Амбушюры покрыты искусственной кожей. Пластмассовые детали хорошо проводят звук, и любое прикосновение к оголовью или чашкам тут же передается в уши, щелчки фиксаторов при подгонке под голову — как проходящий рядом поезд, а уж если кто пошутит, щелкнув ногтем по какой-нибудь части наушников, хочется достать пистолет и отплатить тем же. И нигде не удалось найти надписей, где правый наушник, а где левый. Видимо, ориентация на носимую аппаратуру несколько превалирует.
В звучании Koss R/10 недостает высоких частот, что заметно и по спаду АЧХ, начинающемуся примерно на 1,5 кГц. Тарелки выглядят несколько размытыми, шумящими. Подъем ВЧ тембра улучшает картину, однако подлинной чистоты не достигает. Раскатистый бас у некоторых ударных напоминает работу кузнеца, жаль, что наковальней здесь служит ваша голова. Это можно объяснить недостаточным демпфированием и наличием двух пиков нелинейных искажений: на 40 Гц (почти 5%) и на 100 Гц. При снижении уровня басы переносятся много лучше. По субъективной оценке эта модель самая "громкая" в тесте, лидирующая по этому параметру с заметным отрывом от остальных.
Koss R/100
- Цена: $100
- Оценка:
- Достоинства: возможность коррекции звучания
- Недостатки: очень низкая чувствительность
В R/100 привлекает внимание система пространственного звучания Phase II. Она расположена в маленькой коробочке, вмонтированной непосредственно в кабель. В вашем распоряжении два переключателя и два движковых регулятора, которыми можно довольно заметно изменять характер звучания. Это пассивная система, то есть не требует дополнительных источников энергии (батареек или аккумуляторов), но платой за это является существенное снижение чувствительности. Провод отсоединяется от наушников, но разъем — не обычный для такого случая штыревой jack, а пластмассовый четырехпроводной телефонный. Мягкая подкладка оголовья и амбушюры отделаны искусственной кожей. Амбушюры довольно большие, поэтому уши там помещаются свободно, но нижней частью наушники уже неплотно прилегают к голове. Звуковая катушка динамика намотана проводом из бескислородной меди, магнит — из сплава неодим-железо-бор.
Всегда приятно, когда за те же деньги вы получаете чуть больше. Что же дает система Phase II? Когда она отключена, звучание глухое, заметно лишенное высоких частот (что подтверждает и измеренная АЧХ). Громкость существенно ниже, чем у конкурентов, и установить ее приемлемый уровень может далеко не каждый аппарат. С полностью введенными регуляторами Cross Feed на пультике звучание становится более естественным, прибавляется громкость, в основном за счет средних и высоких частот. Но дефицит верхов остается. Переключатель "0 — 180" как бы "растаскивает" середину сцены, при этом низкие частоты несколько обостряются. На классике включение Phase II дает ощутимую прибавку атмосферы зала, кажется, что появились отраженные сигналы. На эстрадной музыке больше чувствуется мягкость, за счет ограниченного уровня ВЧ. Особого желания экспериментировать не появляется, так как приемлемое звучание достигается лишь с включенной Phase II и при полностью выведенных регуляторах.
Кабельный пульт
Sennheiser EH-2200
- Цена: $85
- Оценка:
- Достоинства: не утомительны при длительном непрерывном пользовании благодаря малому весу и смягченным верхам
- Недостатки: передемпфированный бас
Эта модель разрабатывалась с учетом требований звукорежиссеров и музыкантов, хотя это абсолютно не значит, что она не годится для дома. Даже наоборот. У этой категории пользователей подход к наушникам особенный, ведь им приходится работать в них по нескольку часов подряд. Отсюда и малый вес наушников, они хорошо держатся на голове. Амбушюры, отделанные тонкой, мягкой кожей (или заменителем), получились небольшими, и уши себя в них чувствуют как слон в малогабаритной квартире. Поэтому музыкантам с большими ушами повезло меньше. Оголовье пластмассовое, но снизу (где оно соприкасается с головой) для удобства приклеен поролон, закрытый мягкой тканью. Проведя в этих наушниках несколько часов, особо не ощущаешь кажущегося обруча, сжимающего голову, как от некоторых других его собратьев.
ЕН2200 дают хорошую общую картину сцены, не акцентируя внимания на отдельных инструментах, при этом не в ущерб детальности и точности передачи звукового образа. Бас кажется несколько передемпфированным, его как будто начинают резко удерживать еще до того, как он достигает необходимого уровня. Это отчасти подтверждает и характеристика импеданса, широкий пик которой сильно сглажен, и значение на резонансе увеличивается несильно. Однако звук некоторых электронных ударных резковато бьет по затылку. Уровень самых высоких частот если и ощущается чуть меньшим, то не настолько, как на графике АЧХ. Реально это выглядит как чуть сглаженная детальность инструментов, но она снижает утомляемость при длительном прослушивании рок музыки.