Сравнительные тесты
Сабвуферы

Безразмерный бас ($500)

Stereo&Video Июль 2001

О чем говорить, если сегодня даже компании, за которыми прочно утвердилась репутация бескомпромиссных приверженцев чистого стерео, включены в гонку за активным басом, где они по полной программе используют свой опыт и наработанные технологии. И ассортимент активных создателей баса из года в год растет лавинообразно. Ориентироваться в этом разнообразии становится сложно даже специалистам, не говоря уж о потребителях, не все из которых желают разбираться в технических премудростях. Проблема выбора налицо. Какой брать? Тот гигантский — говорят, что количество и качество баса пропорционально размерам корпуса, — но близкие же на порог не пустят. Может, этот — такой маленький и симпатичный: слышал, что и малыши умеют классно басить… Главное, подороже — вчера где-то прочитал, что нормальных сабвуферов дешевле $800–1000 не бывает. Ооо, я пошел… Так ли все безнадежно? Если оценивать тенденции современного сабвуферного рынка, легко обнаружить, что производитель, вероятно, наиболее высокими темпами стремится заполнить среднюю и нижнюю ценовую ниши. Причем, наблюдая за происходящими переменами, признаешь значительное (не опечатка) повышение качества относительно недорогих сабов. Наш постоянный читатель может убедиться в этом, сравнивая ежегодные тесты активных низкочастотников. Эта тенденция здесь выражена много сильнее, чем на рыночном поле классической акустики, где мы наблюдаем аналогичные процессы. Короче, нынешний саб за $500 — это далеко не вчерашний за ту же сумму.
   Исследуя в прошлогоднем коллективном тесте низкочастотные системы на сотню дороже, мы предположили, что у них должен присутствовать некоторый запас качества и универсальности, в определенной степени страхующий от неудачного выбора аудиолюбителя с разумными потребностями, проживающего в типичной городской квартире. Понизив ценовую планку до $500, мы, с одной стороны, стремились учесть вышеупомянутую тенденцию, а с другой — отдавали себе отчет в том, что в этой ценовой категории несколько повышается, так сказать, "адресность" техники, то есть каждый представитель этого ценового среза более адаптирован для решения конкретного круга задач в конкретных же условиях. В связи с чем публичный анализ возможностей аппаратов из данной категории представляется нам наиболее актуальным для сознательно выбирающего. Разработчики в основном стремятся представить свои создания универсальными в смысле, предполагающем возможность их одинаково эффективного применения как в домашнем кинотеатре, так и в трифонике. И, как правило, с этим можно согласиться, правда — с некоторым уточнением: всегда найдется достаточное количество потребителей, которые с удовольствием будут использовать данную систему и в кино, и в музыкальном трифонике... Фундаментальной проблемой использования отдельной активной низкочастотной системы является проблема ее согласования с базовым стереокомплексом. Именно в этой связи поломано самое большое число копий в аудиофильских полемиках. Фактор согласования — один из ключевых критериев выбора активного сабвуфера. По-разному стремятся решить эту проблему разработчики, но набор средств достаточно ограничен. И системы за $500 по своим основным функциям мало отличаются как друг от друга, так и от сабвуферов подороже. Во избежание терминологической путаницы перечислим базовые функции и их назначение.
   Фильтр низких частот (ФНЧ) — пропускает на излучающую головку только низкочастотный сигнал в некоторой полосе. Ширина этой полосы может изменяться, как правило, за счет изменения верхней частоты среза.
   Фильтр высоких частот (ФВЧ) — удаляет низкочастотные компоненты из сигнала, выводимого на клеммы для фронтальной акустики (Speaker Output), чтобы не обременять последнюю лишним басом.
   Фильтр инфразвуковых частот — устраняет из входного сигнала сверхнизкие частоты (обычно ниже 25 Гц), которые головка воспроизводит с сильными нелинейными искажениями.
   Управление фазой — изменение фазы подаваемого на басовик сигнала в пределах 0°–180°. Может быть дискретным или плавным. Этой функцией оснащены практически все сабвуферы.
   Вход для внешнего кроссовера (X-over Input) — предназначен только для низкоамплитудного сигнала, уже скорректированного внешним ФНЧ.
   Классический сабвуфер из данной ценовой категории допускает практически все возможные способы подключения. На линейный вход (левый канал/правый канал) подается низкоамплитудный сигнал с предварительного усилителя, на высокоамплитудный — мощный сигнал с усилителя оконечного. При использовании сабвуфера в 5.1-конфигурации необходимо использовать один из линейных входов (часто обозначается LFE, Mono) либо "кроссоверный" вход.
   График АЧХ для каждой системы снят при различных положениях регулятора частоты среза ФНЧ (минимум, среднее положение, максимум). По происходящим изменениям можно судить о способности сабвуфера "ужиться" с акустикой различного типа. Коэффициент гармонических искажений измерялся на тональных сигналах при уровнях звукового давления 88 и 94 дБ.

ASW Sonus SW-250

  • Цена: $495
  • Достоинства: отличная оснащенность, стильный дизайн, аккуратный бас
  • Недостатки: сравнительно невысокая отдача

Германский низкочастотник SW 250 из серии Sonus — безусловно, оригинальный сабвуфер. Прежде всего обращают на себя внимание его нетрадиционные пропорции, весьма выгодные с точки зрения решения интерьерной задачи. Об оснащенности SW 250 судите сами. Есть линейные входы и выходы, имеется "кроссоверный" вход (подача сигнала в обход собственных фильтров осуществляется переключателем Bypass). В наличии полный набор высокоамплитудных клемм, правда, нестандартных — нужны тонкие "бананы". Дополнительно к регулятору ширины полосы предусмотрена еще и фильтрация сигнала для фронтальной акустики (фильтры высоких частот с нижними границами — 80 и 100 Гц). Имеется даже фильтр, гасящий сигналы ниже 30 Гц, для предотвращения перегрузки. Ну и инвертор фазы. Богато. Серебристая декоративная решетка явно предназначена для случаев, когда сабвуфер не используется — иначе доступ к клеммам невозможен.
   Если не выкручивать на максимум регуляторы полосы и уровня и использовать встроенную систему коррекции сигналов для фронта, легко достигается целостное, комфортное звучание в компании с любой стереопарой, в том числе с крупным полноценным напольником. Очень основательно и аккуратно освещает сабвуфер области среднего и верхнего баса. На авантюристические попытки "поддать жару" (чтоб аж заколдобило) система отвечает вежливым отказом. Строго взвешенное количество точного, комфортного баса — пожалуйста. Гигантские бесформенные низкочастотные нагромождения? Не наш профиль. Изобразительная манера SW 250 по всем признакам отвечает всем требованиям, предъявляемым к звучанию музыкальных сабвуферов. Здесь низкочастотная основа представляется вполне завершенной, надежно и полноценно звучит контрабас, корректно передается основа низкого вокала. Уверенно отслеживаются быстрые перемены амплитуд, очень неплохая микродинамика — звук не усыхает даже на очень малых уровнях. С увеличением громкости ясность баса закономерно снижается, но не настолько, чтобы говорить о лишних призвуках и о сопутствующем ухудшении детализации на средних частотах.
   Советуем обратить внимание на SW 250 аудиофилам, особенно тем, кто с уважением относится к идее домашнего театра — очень хорошо оснащенный, музыкальный сабвуфер. Оптимально использовать систему в сравнительно небольшом помещении.

Служебная панель Служебная панель
Упругий подвес Упругий подвес

Измерения

Технический комментарий

Активная низкочастотная система фазоинверторного типа. Габариты — 700x185x420 мм, вес — 25 кг. 230-мм драйвер с диффузором из целлюлозы. Номинальная мощность НЧ-усилителя — 100 Вт. Диапазон регулировки частоты среза фильтра низких частот — 40–140 Гц. Дискретная регулировка частоты среза ФВЧ — 80 Гц/100 Гц.
Очень аккуратной выглядит АЧХ системы. Темп спада на правом склоне совершенно не зависит от положения регулятора ширины полосы; даже отрезок более-менее постоянной чувствительности системы (сравнительно узкий) практически не изменяется. В дополнительном режиме "High" форма частотной характеристики в целом остается прежней, только крутизна правого склона уменьшается приблизительно с 18 до 10 дБ на октаву. Максимум излучаемой энергии сосредоточен в области среднего баса. Добротность НЧ-головки умеренная. Среднее (по измеренному рабочему диапазону частот) значение коэффициента гармоник оказывается относительно невысоким, хотя пик КНИ на частоте 100 Гц заметно подрастает с увеличением амплитуды сигнала.

Audio Pro B1.39

  • Цена: $535
  • Достоинства: хорошая глубина баса
  • Недостатки: снижение музыкального качества на высоких уровнях

Активную акустику Audio Pro невозможно представить без фирменной системы ACE-Bass. Напомним, ACE-Bass — это фирменная система контроля за параметрами работы низкочастотной головки с помощью обратных связей в усилителе. Благодаря удачным пропорциям B1.39 кажется компактным и даже элегантным. Лицевая панель закрыта декоративной тканью, динамик же излучает в пол. Корпус усилен вертикальной многоячеистой MDF-распоркой. Оснащение системы очень внушительное: высоковольтные входы и выходы, линейный вход для сигнала с AV-ресивера. B1.39 — один из немногих в тесте, предоставляющих возможность коррекции высокоамплитудного сигнала для сателлитов — фильтр верхних частот второго порядка с частотой среза 100 Гц. Конусообразные опоры обеспечивают хорошую виброразвязку с полом.
   Для достижения желаемого результата пришлось основательно поработать с настройками системы. Варьируя ширину полосы, нам удалось наладить "взаимопонимание" B1.39 и с крупной напольной, и с весьма небольшой полочной акустикой. Очень кстати оказалась возможность частотной подготовки сигнала для фронтальной стереопары — без нее перекрестное наложение полос приводило к заметной окраске звука. Отрадное впечатление оставляет бас системы в театральной "постановке". Шведскому сабу доступны самые глубинные низкочастотные пласты. Чуть скрытая мощь чувствуется всегда: серьезны выстрелы, весьма ощутима угроза быть похороненным под тоннами обрушивающейся воды… В музыкальном трифонике наилучшее благозвучие достигается при использовании сабвуфера в умеренных энергетических режимах. Желание прибавить громкости ради обретения окончательной полноты впечатлений при воспроизведении симфонической классики наталкивается на некоторое как бы сопротивление: в предельном режиме становятся заметны шумы фазоинвертора, появляются иные призвуки. Эти артефакты, что удивительно, совершенно незаметны в кино — игнорируются вниманием что ли.
   Сабвуфер нетребователен к выбору фронта, потратив определенное время на настройку, его удастся согласовать, похоже, с любой акустикой, но следует быть готовым к некоторой подстройке системы при переменах жанров. Очень ценной для трифоника является возможность убирать лишние басы у сигнала для фронтальной пары. Целесообразнее использовать систему в небольшой комнате.

Служебная панель Служебная панель
Полимерная мембрана Полимерная мембрана

Измерения

Технический комментарий

Активная низкочастотная система фазоинверторного типа. Габариты — 290x520x420 мм, вес — 24 кг. Частотный диапазон — 20–100 Гц. 250-мм драйвер с полимерным диффузором. Номинальная мощность НЧ-усилителя — 400 Вт. Диапазон регулировки частоты среза фильтра низких частот — 50–100 Гц. Фиксированная частота среза фильтра верхних частот — 100 Гц.
Благодаря очень плавному спаду АЧХ на левом ее склоне система обеспечивает очень хорошее значение нижней границы рабочего диапазона — 25 Гц (по уровню –10 дБ). На протяжении полутора октав (40–120 Гц) чувствительность системы практически постоянна. Мало меняется форма АЧХ при изменении положения регулятора полосы. Судя по всему, сабвуфер отлично сыграется как с малогабаритной, так и с крупной, вполне басистой акустикой. При умеренно высоких (88 дБ) амплитудах сигнала система весьма чисто работает в области верхнего и среднего баса; при дальнейшем увеличении громкости коэффициент гармоник заметно возрастает. Немного повышена добротность подвижной системы НЧ-головки.

Boston Acoustics PV-600

  • Цена: $480
  • Достоинства: глубокий бас, компактность, универсальность
  • Недостатки: с полочниками требует тщательной настройки

Новая серия активных сабвуферов PowerVent от Boston Acoustics состоит из четырех компактных низкочастотных систем с неординарно мощными встроенными усилителями. Все излучающее хозяйство симпатичного 300-ваттного PV600 расположено на днище: чувствительный, с легкой мембраной басовик и пара фазоинверторных портов. Фирменная система контроля BassTrac отслеживает некорректные движения мембраны и с помощью обратных связей в усилителе спешно наводит порядок. Наиболее часто используемый у сабвуферов регулятор уровня вынесен на лицевую панель — можно оперативно поправить дело, не поворачивая по несколько раз корпус. И сзади место освободилось: линейного выхода там нет, но входы имеются как высокоамплитудные, так и низкоамплитудные, в том числе — в обход встроенного кроссовера. Сабвуфер не занимается корректировкой сигнала для фронтальных АС. При желании можно поработать с фазой излучения.
   Невольно удивляешься тому обстоятельству, что столь компактная система способна так глубоко проникать в низкочастотную область. Очень силен в этом смысле бас PV600: в кинофрагментах, звуковые дорожки которых требуют от акустики невозможного, прекрасно ощущаются уже неслышимые пульсации давления. Без труда удалось настроить сабвуфер для работы в комплекте с богатой и собственным басом напольной АС. Тактично и вместе с тем достаточно решительно увеличивает он размах симфонического действа — в полном согласии с "базовой" пространственной проекцией, даваемой фронтальной парой самостоятельно. При работе с полочными комплектами резко возрастает ответственность широкополосных сабвуферов за качество воспроизведения низкочастотного регистра, что значительно усложняет процедуру настройки. Тем не менее PV600 удалось согласовать и с компактной акустикой. При почти полном развороте его полосы было достигнуто сочетание подлинного ударного могущества и неплохого тонального равновесия в нижней части звукового образа, хотя прозрачность нижней середины все же осталась сравнительно невысокой.
   PV600 можно подстроить практически под любую акустику. Простотой согласования и высокой музыкальностью нам больше понравился напольный вариант. В театральном же контексте саб выступит великолепно в произвольном составе. Заметим, что для достижения наилучшего результата сабвуфер желательно удалить от стен.

Пружинные клеммы Пружинные клеммы
"Двуствольный" резонатор

Измерения

Технический комментарий

Активная низкочастотная система фазоинверторного типа. Габариты — 420x302x430 мм, вес — 14 кг. Частотный диапазон — 26–150 Гц. 230-мм драйвер с полимерным диффузором. Номинальная мощность НЧ-усилителя — 300 Вт. Диапазон регулировки частоты среза фильтра низких частот — 75–150 Гц.
У системы внушительный запас мощности и отличное значение нижней границы рабочего диапазона — 25 Гц (по уровню –10 дБ). АЧХ отличается весьма протяженным отрезком стабильной чувствительности, где все же заметен слабый как бы ступенчатый спад с повышением частоты от среднего баса. Измеренный диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ по уровню –10 дБ почти в точности совпадает с заявленным: 75–160 Гц. Крутизна правого склона при любом положении ФНЧ-регулятора невысокая. Вероятно, неплохого согласования можно достичь с самыми разными АС. Уже выше 40 Гц уровень продуктов нелинейности становится очень незначительным и сохраняется таковым в различных громкостных режимах (88 и 94 дБ).