Сравнительные тесты
AV-ресиверы

Подвластен любой звук ($700-1150)

Stereo&Video Ноябрь 2006

На рынке AV-ресиверов ценовая группа порядка $1000 — одна из самых интересных. О полноте поддержки форматов многоканального звука и богатстве опций можно говорить и применительно к аппаратам, стоящим вдвое дешевле, но, заплатив тысячу долларов, потребитель должен быть уверен, что приобрел модель, основательно проработанную по всем параметрам и не отстающую от самых современных требований, а подчас и опережающую их (новые порты и декодеры устанавливаются на такие модели тотчас после появления, и лишь затем распространяются на более дешевую технику). Между тем конструкция основных узлов — усилителей мощности (она должна быть одинакова для всех каналов), источника питания, ЦАП’ов — в настоящее время практически устоялась; они переходят от одного поколения аппаратов к другому без особых изменений и если дешевеют, то незначительно. Революционные изменения на этом фронте не происходят (в частности, цифровые усилители на дорогую технику пока не устанавливают).
   Какие же требования предъявляются к AV-ресиверу за $1000? Такой аппарат обычно является частью достаточно серьезной системы домашнего кинотеатра, поэтому обязан раскрыть потенциал АС как минимум среднего ценового диапазона и иметь богатые возможности коммутации. Следует обратить внимание и на свойства, связанные с высококачественным воспроизведением многоканального аудио. Речь идет не только о наличии аналогового (5.1) или цифрового (HDMI v 1.2) входа, но и о качественной его реализации. Если говорить о входе 5.1, то желательно, чтобы он был регулируемым, поскольку возможностью изменить громкость и задержки по мультиканальному выходу оснащается далеко не всякий DVD-проигрыватель. Чем выше уровень системы, тем большие требования предъявляются к ее первоначальной настройке, следовательно, система автоматической инсталляции посредством штатного микрофона окажется очень полезной. Акустические клеммы должны быть винтовыми для всех каналов, включая Surround Back. К числу каналов усиления мы относимся спокойно: «Семь и никаких гвоздей» — не наше кредо. Усилителей может быть шесть и даже пять, лишь бы качество звучания не страдало. Покупатель сам выберет, сколько громкоговорителей поставить в гостиную. Возможность коммутации цифрового видео в связи с появлением новых AV-источников (в том числе и сигнала высокого разрешения) приобретает все болшее значение, однако называть ее насущной, по нашему мнению, преждевременно. Можно поставить вопрос шире: что лучше для театрального звука — максимум современных наворотов или отточенная годами до идеала система, приправленная лишь необходимым минимумом функций? Второй, не менее важный момент: окажется ли верной формула «чем дороже, тем лучше»? Дело в том, что два соискателя существенно дешевле остальных Выдержат ли они натиск? Мы постараемся ответить на эти вопросы, а заодно найти среди «театралов» и талантливых «музыкантов» — по идее, аппараты такого класса обязаны проявить себя достойно и при работе со стереосигналом.

Denon AVR-2106

  • Цена: $700
  • Оценка:
  • Достоинства: aвтонастройка, возможность подключения фронтов по схеме bi-wiring
  • Недостатки: нет отдельного эквалайзера на каждый канал


   Конструкция. Дизайн аппарата хочется назвать ностальгическим: передняя панель с треугольной выемкой и множеством органов управления возвращает нас во времена фильмов «Матрица» и «Титаник». В данном тесте эта модель — самая недорогая, а по заявленным характеристикам она не уступает ни одному из соперников. Поэтому она и поможет ответить на поставленный в заходе вопрос о том, что в изучаемой ценовой группе важнее — функциональная оснастка или «аудиофильские» конструктивные решения. Последними Denon похвастаться не может: вес 12 кг и потребляемая мощность 250 Вт вряд ли произведут неотразимое впечатление на аудиофила. Тем не менее в аудиотракте ресивера установлены высококачественные компоненты, аналогичные используемым в дорогих моделях фирмы, и ЦАП’ы Analog Devices AD-1837 (24 бита/192 кГц) на каждый канал, работающие в дифференциальном режиме. Заявленный запас мощности — хороший (по 100 Вт на канал, 8 Ом, при семи каналах усиления).
   Функции. Ресивер оснащен фирменной системой автонастройки, ранее применявшейся только в топовых моделях. Она позволяет провести точную настройку для восьми слушателей. Режим Pure Direct выключает все лишние цепи, сводя наводки к минимуму. Если, напротив, необходима цифровая обработка — в арсенале DSP-процессора множество программ окружающего звучания. Встроенный транскодер превращает любое аналоговое видео в компонентный сигнал. Каналы Surround Back можно перевести на озвучивание фронтальных громкоговорителей, т.е. подключить последние по схеме bi-wiring.
   Управление. Система автонастройки работает точно и быстро. Традиционный для фирмы пульт ДУ удобен, хотя для пользования в темноте подходит неидеально. Экранное меню стандартно для рассматриваемых в этом тесте аппаратов — не отягощено графикой и вполне понятно.
   Рекомендации. Отличный ресивер, за свои деньги не оставляющий желать лучшего. Единственный момент — ввиду отсутствия эквалайзера Denon 2106 плохо относится к разнородным акустическим системам. Предпочтительно использовать одинаковые по тональному балансу колонки на всех каналах, (впрочем, опытный потребитель следует этому принципу и без нашего совета). Музыкальность ресивера, хоть и недотягивает до уровня первоклассных стереоусилителей, весьма хороша, особенно при использовании мощных напольников, подключенных по схеме bi-wiring.

Задняя панель Задняя панель
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и входа 5.1

Технический комментарий

Выходная мощность, измеренная на 1кГц при КНИ 0,7% составила 133 Вт. По тесту результат не самый высокий, но заявленные 100 Вт превосходит ровно на треть. Учитывая высокий (71 ед.) коэффициент демпфирования, делаем очевидный вывод: владелец совершенно не стеснен в выборе акустики. График КНИ достаточно равномерен, он составляет 0,02% практически по всему диапазону. Неравномерность АЧХ, равная 0,46 дБ, не отличается от среднего по тесту показателя. Спад на высоких частотах, видимо, и отвечает за обнаруженную при прослушивании небольшую потерю прозрачности в этом диапазоне. Разделение каналов — самое лучшее в тесте и составляет 65±2 дБ для Dolby Digital, 69±2 дБ для DTS и 59±2 дБ для входа 5.1. Как видим, симметрия очень велика, что говорит об их отличной топологии усилительного тракта. Она, в свою очередь, благоприятно сказывается на звуковой панораме в кино. Лучшим в тесте оказался и тюнер, сочетающий высокую чувствительность (1,2 мкВ) с выдающимся соотношением сигнал/шум (72 дБ).

Luxman LR-7500

  • Цена: $1150
  • Оценка:
  • Достоинства: благородный дизайн
  • Недостатки: звуковая панорама в кино оставляет желать лучшего, высокая цена


   Конструкция. Компания Luxman, получившая признание за качественные CD-плейеры и двухканальные усилители, сравнительно недавно пришла на российский рынок с AV-ресиверами высокой ценовой категории. В связи с этим неудивительно, что модель LR7500, являясь самой дорогостоящей среди соискателей, в премьерной линейке аппаратов фирмы занимает промежуточное положение. Налицо все внешние атрибуты принадлежности к классу «доступный High End» — благородство форм, аристократическая простота дизайна передней панели, а также… крайне скудная информация о начинке. Короче говоря, понять, каковы объективные причины для столь высокой цены аппарата, непросто. В частности, его коммутационные возможности — вполне умеренные. HDMI отсутствует, возможно управление только аналоговыми видеосигналами (вплоть до компонентного).
   Функции. Большинство режимов окружающего звучания следует назвать стандартными — за исключением Dolby Headphones, весьма полезного при прослушивании многоканальных саундтреков через наушники. Интересной особенностью является несколько фирменных задумок, связанных с изменением звуковой панорамы. С помощью пары настроек можно слегка «растягивать» центр, направляя часть информации из него во фронты и углублять тыл, добиваясь более ощутимого «эффекта присутствия». Полезна и возможность ввести задержку между видео- и аудиосигналом (пригодится для работы с плазменной панелью). Автонастройки нет, что в аппарате за такие деньги на сегодняшний день — очевидный минус.
   Управление. Экранные меню хорошо продуманы, что отчасти восполняет отсутствие системы автонастройки. Однако инсталлировать ресивер вручную — процесс довольно длительный, поскольку для каждого источника сигнала весь спектр регулировок запоминается отдельно. Разработчики пульта ДУ традиционно ставили во главу угла дизайн, поэтому рекомендуем заменить «лентяйку» каким-нибудь универсальным ПДУ от опытного производителя. Особенно это актуально для любителей проекторов — надписи над многочисленными одинаковыми клавишами при скудном освещении неразличимы.
   Рекомендации. Лучше всего ресивер показал себя при воспроизведении двухканальных записей в режиме c отключенными тембрами. Определенные проблемы, связанные, по-видимому, с источником питания (см. техкомментарий) помешали ему с блеском выступить в театральном амплуа.

Задняя панель Задняя панель
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и входа 5.1

Технический комментарий

При заявленных 95 Вт этот ресивер оказался единственным, чья измеренная при КНИ 0,7% мощность не только не превзошла, но и оказалась значительно ниже заявленной — всего 68 Вт на канал. Это заставляет рекомендовать к нему, в первую очередь, полочную акустику. Коэффициент демпфирования тоже невелик (57 ед.), значит, нужно тщательно подбирать АС к ресиверу. Выбор осложняется еще и тем, что ресивер работает только с колонками сопротивлением 8 Ом. АЧХ странно ведет себя на обеих границах спектра — в нижней части она неравномерна, а на верхах просто завалена (для стерео используйте режим Direct, а поток Dolby Digital/DTS передавайте по «цифре»). Встроенные декодеры нельзя назвать качественными — разделение каналов 49±5 дБ для DD и 53±1 дБ для DTS уступают даже собственному аналоговому входу (его 53±2 дБ — приемлемый показатель, так что любители SACD/DVD-A разочарованы не будут). Отношение сигнал/шум тюнера составляет всего 59 дБ, зато его чувствительность — самая высокая в тесте (0,9 мкВ).

Marantz SR5600

  • Цена: $800
  • Оценка:
  • Достоинства: отличные характеристики аудиотракта
  • Недостатки: недостаточно установок частоты среза LFE-кроссовера


   Конструкция. По соотношению цена/качество SR5600 можно считать одной из наиболее удачных моделей компании. Обычно аппараты Marantz отличаются хорошей музыкальностью, но и стоят, мягко говоря, недешево. Однако данная модель, пришедшая на замену отлично принятому покупателями и критикой ресиверу SR5500, не уступая конкурентам по оснащению, является в нашей подборке одной из самых доступных. Корпус исполняется в черном и серебристом варианте расцветки. Цвета «шампань» не предусмотрено, хотя многие компоненты Marantz выпускаются именно в нем. По дизайну аппарат практически ничем не отличается от других ресиверов Mаrantz сходной ценовой группы. Набор входов/выходов небогат — ни HDMI, ни какого-либо цифрового входа для сигнала с SACD или DVD-Audio, но в остальном упрекнуть SR5600 не за что.
   Функции. Набор декодеров впечатляет: помимо стандартных Dolby Digital EX, DTS ES и DPLIIх присутствуют Dolby Headphones и фирменный Circle Surround. Заметное отличие от предыдущей (SR5500) модели — декодер HDCD. Синхронизация с видео упрощена благодаря функции LipSync (пользователь вводит задержку между видео и звуком). Цифроаналоговое преобразование осуществляется процессором 192kHz/24-Bit, а в качестве DSP выступает 32-битный чип от Cirrus Logic. Конвертор видеосигнала позволяет при подключении к телевизору обойтись одной (компонентной) шиной.
   Управление. Фирменная система автонастройки звука со странным для нашего уха наименованием MRAC в данном аппарате применения не нашла. Поэтому процедуру настройки приходится проделывать вручную. Впрочем, хорошая эргономика органов управления и понятные экранные меню задачу серьезно упрощают. Пульт ДУ программируется, раскладку клавиш хоть и нельзя назвать идеальной, но привыкнуть к ней легко.
   Рекомендации. Ненавязчивый, похожий на аналоговый звук Marantz, безусловно, подкупает. В стереозвуке CD — традиционно сложной области для ресиверов — модель превосходит большинство в своем ценовом диапазоне и легко выдерживает сравнение с высококачественными двухканальными усилителями. В плане же функциональных возможностей он недотянул до «потолка» в данной ценовой категории. Но так ли это важно? Наш совет — обязательно послушайте эту модель. Те, кто пользуется домашним кинотеатром не только для просмотра кино, вряд ли останутся равнодушными к SR5600.

Задняя панель Задняя панель
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и входа 5.1

Технический комментарий

Этот ресивер разделил с Onkyo первое место по измеренной мощности — 143 Вт на канал при заявленных 90 Вт! В сочетании с рекордным (89 ед.) коэффициентом демпфирования это делает аппарат совместимым практически с любой акустикой, Это особенно важно при модернизации системы, когда ресивер приходится подбирать к уже имеющимся АС. Еще одно преимущество над конкурентами — крайне низкий КНИ. Показатель 0,006% на половинной мощности — лучший в тесте. Регуляторы тембра работают практически идеально, неравномерность АЧХ — минимальная. Встроенные декодеры вызывают уважение. Во-первых, по абсолютным величинам взаимопроникновения (59 дБ для Dolby Digital, 60 дБ для DTS) они уступают только декодерам Denon’а, во-вторых, достаточно велика симметрия (неравномерность меньше 2 дБ), в-третьих, акцент несколько смещен в область тылов (наименее «опасный» вариант). Тюнер очень хорош — отношение сигнал/шум 66 дБ и чувствительность 1,6 мкВ позволяют обеспечить качественный радиоприем.