Сравнительные тесты
Полочные АС

Музыкальный прицел ($600-760)

Stereo&Video Октябрь 2006

Чаще всего интерес потребителя к полочной (мини-мониторной) акустике стимулируется наличием у него небольшой комнаты для музыки и кино. Данное практически инвариантное (в бытовом смысле) обстоятельство выводит из зоны поиска напольные АС (мы говорим о Hi-Fi-акустике, не затрагивая области lifestyle), басу которых тесновато в скромных по объему «залах». Проблема баса, совладать с которой в условиях городских квартир бывает весьма непросто, побуждает многих размещать мониторные колонки не только в маленьких, но и в средних и даже больших комнатах. Корректирует ценовой «прицел» фактор субъективный. Владельцы упомянутой «недвижимости» — те, кто любит музыку, предъявляют повышенные требования к качеству ее воспроизведения и обладают относительным достатком, закономерно обращают внимание на слой «уже не дешевой» полочной акустики. Последний раз мы исследовали подобную продукцию более двух лет тому назад (материал «Символ музыкальной верности» об акустике за $700–1000). Пришло время сделать новый срез рынка. Нынешний тест отличается от предыдущего: мы немного снизили планку стоимости ($600–760) и взяли на испытание намного больше моделей: 20 против 14. Большее число участников при почти неизменном числе призовых вакансий породило более острую конкуренцию. С другой стороны, в формуле цена/качества более узкий ценовой диапазон моделей закономерно сделал менее значимым фактор цены и одновременно поднял важность качественного аспекта. Любая АС конструируется на основе более или менее строгого соблюдения норм Hi-Fi, но по звуку изделия отличаются — иногда значительно — друг от друга. Ценимые в аудио характер, индивидуальность, музыкальность начинают кристаллизоваться в акустической сфере при приближении к рубежу $1000 — это создало дополнительную интригу перед предстоящим тестированием. Взятый нами ценовой участок — уже не зона риска. Здесь не встретишь моделей с посредственным звуком. Производитель оснащает изделия качественными деталями: динамиками хорошего качества, добротными корпусами, зачастую в отделке шпоном и т.д. Вместе с тем можно сказать, что это еще не зона риска: расположившаяся на ценовой лестнице выше область High End требует больших вложений и не гарантирует быстрого получения желаемого результата. Итак, грядущее знакомство обещает быть очень интересным. Переворачивайте страницу и вперед!

AAD S-1

  • Цена: $600
  • Оценка:
  • Достоинства: отлично оформленный, динамичный звук, хороший бас, универсальность
  • Недостатки: небольшой дефицит самых тихих деталей


   Конструкция. Колонки серии S американской компании AAD располагаются ступенькой ниже референсной серии Silver, хотя дизайн у них схожий. Стенки корпуса лишены параллельных граней, позволяя минимизировать появление стоячих волн. 25-мм твитер с титановым куполом расположен за рассекателем, корректирующим диаграмму направленности. На СЧ/НЧ-диапазон работает динамик с гофрированным диффузором из композита с минеральными волокнами и снабженный мягкой подвеской. Порт фазоинвертора выведен на заднюю стенку. Три отверстия с резьбой под винты на днище помогут надежно укрепить колонку на стойке.
   Звук. Американская пара играет крупно, насыщенно, тембрально богато. Любой материал она подает сочно, широким, свободным жестом. Тональная температура теплая, но ощущения дисбаланса не возникает. Звуковой почерк характеризуется естественностью, ясностью, отчетливой деталировкой, воздушностью. Модель довольно глубоко проникает в басовые недра, причем оперирует здесь регистр весьма корректно: бас упругий, чистый, динамичный. Выразителен рисунок музыкальной сцены: материал первого плана колонка проводит с ощутимым, приятным для слуха нажимом, а детали в глубине сцены, особенно тихие, слегка вуалирует. Грамотно сконструированная модель с очень хорошим музыкальным потенциалом.

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 3. Модуль входного импеданса

Технический комментарий

Частотная характеристика чувствительности обладает достаточно хорошей равномерностью на всем протяжении среднечастотного диапазона. Средняя неравномерность в диапазоне от 160 Гц до 1,3 кГц составляет 0,66 дБ — один из лучших показателей в тесте. После 2 кГц наблюдается заметный рост чувствительности, который может привести к окрашиванию высоких частот. Понижение чувствительности в районе 3,5 кГц, возможно, происходит на частоте раздела полос (к сожалению, производитель не указал данный параметр) и обуславливается интерференционным взаимодействием ВЧ- и НЧ/СЧ-динамиков. На графиках, снятых под углом к акустической оси, описанный провал исчезает. Колонки обладают достаточно широкой направленностью и одним из лучших КНИ в тесте. Всплеск нелинейных искажений в области 90 Гц совпадает с резонансом низкочастотного динамика. Частотная зависимость импеданса имеет характерные резонансные выбросы, поэтому к выбору усилителя надо подойти со всей ответственностью.

Acoustic Energy AELITE TWO

  • Цена: $750
  • Оценка:
  • Достоинства: масштабный звук, энергичный и чистый бас, отличный общий баланс
  • Недостатки: слегка снижена детальность в верхнем регистре

Конструкция. В серии Aelite компании Acoustic Energy представлены колонки премиум-класса, уступающие по характеристикам лишь референсным системам. АС Aelite 2 рекомендуется монтировать на стойку, и она является самой большой в тесте. Боковые стенки из 15-мм MDF загибаются к задней панели. Отлично смотрится отделка шпоном из натурального дерева. По центру передней панели располагается 25-мм твитер с шелковым куполом и неодимовым магнитом, охлаждаемый ферромагнитной жидкостью. Обрамляют ВЧ-драйвер два 110-мм СЧ/НЧ-динамика с диффузорами из легкого сплава и длинноходной подвеской. Порт фазоинвертора с пониженной турбулентностью выведен на заднюю стенку.
   Звук. Англичанки звучат не по-полочному крупно, масштабно, броско. Закрыв глаза, можешь и не распознать, что играет мини-монитор. Aelite 2 демонстрирует почти напольный бас: глубокий, объемный, упругий, отлично структурированный. Программы со значимым НЧ-содержанием — оркестр, орган, электронные жанры — звучат в ее передаче эффектно, с драйвом. Великолепен вокал, особенно понравились баритональные соло. Система выпукло передает мелодические элементы произведений. ВЧ-информации немного недостает остроты и артикулированности. Играет АС красочно, открыто. Выразительна полифония тембров, линий, контрастов. В звуке много воздуха, простора, музыка течет широкой волной.

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 3. Модуль входного импеданса

Технический комментарий

Акустическая система обладает замечательной чувствительностью — 91 дБ. АЧХ тоже радует, минимум флуктуаций чувствительности, как в осевом направлении, так и под углом 30°. Эти два графика вплоть до частоты 16 кГц идут практически параллельно. Значит и диаграмма направленности у колонок достаточно широкая. Значение нижней границы на 13 Гц выше, чем частота, заявленная производителем. График КНИ удивляет. По параметру среднего КНИ в диапазоне 100 Гц — 20 кГц при уровне выходного сигнала 88 дБ Acoustic Energy делит ступень первенства с Paradigm Studio 20. Значение коэффициента нелинейных искажений составляет всего 0,15%. Отличный результат. Реакция на прямоугольный импульс очень достойная, колонки отрабатывают его практически без послезвучаний. Но нет худа без добра. Судя по зависимости импеданса от частоты, колонки являются не самой лучшей нагрузкой для усилителя. Первый резонансный максимум составляет 31,2 Ом. Задумайтесь над выбором усилителя.

ASW Opus M

  • Цена: $750
  • Оценка:
  • Достоинства: очень музыкальная модель, пластичный, естественный и выразительный звук
  • Недостатки: сравнительно неглубокий бас


   Конструкция. Из трех линеек АС, выпускаемых германской компанией ASW, Opus является младшей. Эта линейка не так давно была обновлена — немного изменился дизайн и некоторые технические параметры. Нам же на тест поступил «дорестайлинговый» образец. Корпуса ASW делаются из массива дерева и имеют 16 вариантов отделки на любой вкус. Боковые стенки немного загнуты к тыльной стороне, углы аккуратно скруглены. Любопытно, что передняя защитная сетка сделана из металла. В 25-мм твитере используется шелковый купол, чуть ниже установлен СЧ/НЧ-динамик со 130-мм диффузором. Порт фазоинвертора выведен на заднюю стенку.
   Звук. Самая миниатюрная модель теста обладает сравнительно неглубоким басом, отчего картина приобретает особую легкость. Доступную часть нижнего регистра Opus M воспроизводит очень хорошо. Тональный строй естественный, с легким сдвигом вверх. В соединении с некоторой разреженностью баса это делает звук воздушным, легким, полетным. Он слегка суховатый по колориту. Очень выразительно пара передает акустическую музыку, не содержащую больших НЧ-массивов: это почти любая инструментальная и вокальная классика малых и средних исполнительских составов, джазовые ансамбли и т.п. Несмотря на формальные недостатки, модель понравится многим меломанам своим изящным, гибким, аккуратным звуком.

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 3. Модуль входного импеданса

Технический комментарий

АЧХ имеет достаточно ровный участок в СЧ-области. В двух верхних октавах наблюдается рост чувствительности в осевом направлении и одновременно спад на характеристиках, снятых под углами 30° и 60° к акустической оси. Акустическим системам явно не хватает баса. Это видно не только из графика АЧХ (нижняя граничная частота — 70 Гц), но и из частотной зависимости КНИ. Нелинейные искажения в области ниже 100 Гц весьма далеки от идеала. Это совсем неудивительно, ведь объем корпуса колонки составляет всего 6 дм3. Чего же еще ожидать от такой малютки? Зато в СЧ- и ВЧ-диапазонах система реабилитируется и показывает чуть ли не рекордные значения КНИ. Акустика явно тяготеет к малым уровням громкости. Средний коэффициент гармоник в пределах от 100 Гц до 20 кГц при уровне входного сигнала 82 дБ составляет всего 0,22% — первое место среди соревнующихся колонок. Характер частотной зависимости входного сопротивления заставляет задуматься о мощном усилителе.