Сравнительные тесты
Видеокамеры

Отпуск с MiniDV ($490-1000)

Stereo&Video Август 2006

В сфере бытовой потребительской электроники видеокамеры всегда стояли немного особняком. Первая и самая очевидная причина — среди списка производителей камер только компании самого верхнего эшелона. Это, безусловно, стабилизирует рынок — ценовыми войнами здесь и не пахнет. Естественно, цены плавно снижаются, но обусловлено это снижение не столько конкуренцией внутри сектора, а скорее борьбой за потребителя как такового, особенно в связи с обострившимся давлением со стороны цифрового фото. В ответ появились первые модели видеокамер, записывающих картинку высокой четкости. Другой ответ индустрии — камеры с записью на жесткий диск в формате MPEG-2. Обладая как существенными достоинствами (большое время записи, легкое копирование на DVD), так и заметными недостатками (усложненное редактирование и более низкое качество записи по сравнению с MiniDV), эти аппараты занимают свою нишу, ориентируясь в основном на приверженцев компьютерных технологий. С противоположного фланга находятся DVD-камеры, записывающие на специальные болванки диаметром 8 см, и которые по очевидным причинам тоже не могут сравниться с участниками сегодняшнего теста.
   В итоге мы сравнивали исключительно MiniDV-аппараты двух условных диапазонов: камеры за $500 и камеры за $1000. Небольшое исключение — Sony. DCR-HC96E — топовая MiniDV-камера этой фирмы на сегодняшний день. Более дорогие модели либо оснащаются винчестером (S&V №4, 2006), либо снимают видео высокой четкости в формате HDV (S&V №6, 2006).
   Особенность этого теста — практически полный охват размеров используемых сенсоров. Связано это с тем, что в топовых моделях изготовители стремятся обеспечить фоторежим с максимальным количеством пикселей и, как следствие, устанавливают матрицы большего размера. Но реально в качестве серьезной альтернативы фотоаппарату камеру в этом режиме рассматривать нельзя независимо от количества виртуальных мегапикселей на борту. Причем ограничивает качество не только (и не столько) разрешение матрицы, сколько оптические характеристики объектива, оптимизированного для работы с видео — высокая кратность зума вызывает сильные хроматические аберрации и четкость, недостаточную даже для 3–4-мегапиксельных моделей. По этой причине, по нашему мнению, обращать внимание на число мегапикселей надо в самую последнюю очередь, сосредоточившись на главном — качестве картинки при записи видео, удобстве эксплуатации и потребительских функциях. Именно это и является главным мотивом сегодняшнего теста.

Canon MVX4i

  • Цена: $1000
  • Оценка:
  • Достоинства: проработанность конструкции и тщательность исполнения, разнообразное оснащение
  • Недостатки: требующая привыкания эргономика


   Конструкция. Среднегабаритная камера «вертикального» формата. Покрытие, элементы декора (в том числе кнопки) и отделка — все ненавязчиво, с достоинством напоминает о высоком статусе аппарата. В целом камера приятно удивляет тщательностью исполнения и продуманностью в мелочах. Все разъемы закрыты, переключатели и подвижные узлы мягко и четко фиксируются, дисплей имеет высокое разрешение и хорошую цветопередачу. Объектив довольно крупный и светосильный. Сразу отмечается обилие органов управления, но их расположение не во всем традиционно, в частности, движок трансфокатора вынесен вперед, фактически под безымянный палец. Новичку это смещение, скорее всего, покажется безразличным, но обладателю традиционного опыта придется привыкать, хотя, думаем, затруднений не будет. Придется только тщательно отрегулировать размер кистевого ремня. Другая особенность — смещенные назад микрофоны, что неизбежно отражается на их диаграмме направленности, и к тому же один из них может перекрываться указательным пальцем.
   Функции. В камере такого уровня, естественно, разнообразно представлены как ручные режимы съемки, так и всевозможные эффекты для украшения действительности. Ручной баланс содержит аж 6 пресетов: три для разных ситуаций естественного и три для различных видов искусственного освещения, и, кроме того, есть режим настройки по образцу. Полезным может оказаться индикатор уровня звука, особенно с учетом расположения встроенных микрофонов. Эффекты обработки изображения равноценно работают как при съемке, так и при воспроизведении, так что оператору предоставляется удобная возможность зафиксировать реальность, а «улучшать» ее при желании уже во время перегона — при выборе маленькая картинка в углу дисплея отражает суть изменения, помогая выбрать подходящий эффект.
   «Сетевой режим» — подключение к компьютеру в качестве WEB-камеры — присутствует, хотя, как нам кажется, это не слишком важная задача для аппарата такого уровня. Для режима фото имеется возможность регулировки энергии встроенной вспышки.
   Управление. Все управление поделено на три части по степени оперативности использования. Ручные фокус и экспозиция, светодиодный фонарь и вспышка для фото, компенсатор подсветки и выбор носителя для записи — все эти функции управляются прямыми кнопками, а режимы баланса белого, эффекты обработки изображения — собраны в меню FUNCTIONS. Все прочие настройки «длительного пользования» отнесены в отдельное меню. Во избежание путаницы эти два меню активируются соответствующими кнопками. В целом такая концепция обеспечивает удобную работу, хотя специфика конструктивных решений налагает свой отпечаток.
   Рекомендации. Добротная камера будет радовать владельца как качеством исполнения, так и качеством работы.

Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Технический комментарий

Картинка очень качественная с хорошей разрешающей способностью как по центру, так и по краям кадра. Муар реально заметен лишь на тестовых таблицах. Хроматические аберрации оптики практически отсутствуют, что говорит о качественном оптическом тракте. При сложном искусственном освещении автоматический баланс белого показал сдвиг в сторону теплых тонов, баланс по тестовой мишени дает практически идеальный результат.

Canon MVX460

  • Цена: $515
  • Оценка:
  • Достоинства: продуманная, эргономичная конструкция, высокое качество изображения и звука
  • Недостатки: шумы на изображении при низкой освещенности


   Конструкция. Дизайн 460-го производит впечатление лаконичной скромности, однако впечатление это обманчивое. После нескольких съемок начинаешь понимать, насколько рационально и эргономично все скомпоновано — все органы управления сгруппированы под большой и указательный пальцы правой руки. За крышкой откидывающегося дисплея размещены только цифровые порты USB и DV и аккумулятор. Микрофоны размещены оптимально, в нижней части передней панели, на максимальном отдалении от привода трансфокатора и от лентопротяжного механизма. Предусмотрен разъем для подключения внешнего микрофона и аналогового входа на запись. Встроенная вспышка отсутствует (для фоторежима она и не нужна), зато имеется мощный осветитель, собранный из двух светодиодов.
   Функции. Для камеры бюджетного класса функциональное оснащение достаточно полно, все режимы, ставшие стандартом для камер MiniDV, имеются в наличии. В фоторежиме кадры могут записываться либо с разрешением 1152х864 либо 640х480, а запись видео на SD-карту поддерживается с разрешением 320 или 160 строк. Вообще, режим цифровой камеры довольно продвинут, в нем, например, есть не только ручные режимы, но даже возможность серийной съемки или брекетинг по экспозиции, хотя от именитой фотографической фирмы ожидать подобное вполне естественно. Другое дело, что снятые кадры можно использовать только как обои рабочего стола.
   Управление. Концепция организации управления построена так, что управление всеми режимами можно производить двумя пальцами правой руки. Более того, настройки камеры можно без проблем менять, не открывая откидной дисплей и пользуясь только видоискателем. В условиях реальной съемки это может оказаться весьма полезным. Организация меню (русский язык поддерживается) очень логична и понятна, единственное, что может потребовать привыкания — джойстик управления меню. Его размер, как и других второстепенных клавиш, немного маловат, хотя с другой стороны это предотвращает случайное нажатие. Зато управление основными режимами (старт-стоп и трансфокатор) очень комфортно. Предусмотрена, например, даже такая «мелочь» как возможность задания трех скоростей зумирования (плюс переменная). За счет продуманной компоновки очень удобна работа с видоискателем (невыдвижным) — ничто никуда не упирается и ничему не мешает. Единственная особенность управления от Canon — отсутствие выхода в меню прямой кнопкой: для этого сначала надо войти в функциональное меню и только из него выйти в меню установок. Логично, но немного непривычно.
   Рекомендации. Несмотря на более чем демократичную цену аппарат отличается очень удобной продуманной конструкцией, эргономичным управлением и сбалансированным качеством изображения и звука.

Задняя панель Задняя панель
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Технический комментарий

Отличия MVX460 от MVX4i находятся на уровне погрешности измерений, что обусловлено существенно меньшими размерами оптики и матрицы. Немного хуже разрешение, чуть заметнее муар, сильнее погрешность установки автобаланса белого (и на автомате, и по тестовой мишени). По краям кадра появляются хроматические абберации, но их уровень пренебрежимо мал и в условиях реальной съемки они будут практически незаметными.

JVC GR-D650E

  • Цена: $540
  • Оценка:
  • Достоинства: наличие 1,3х телеконвертера
  • Недостатки: заметное снижение четкости по краям кадра


   Конструкция. Камера вертикальной конструкции с зарядкой кассеты снизу. Особо изысканного впечатления она не производит — нарушает гармонию сильно выдающийся аккумулятор. Радует, что разработчики предусмотрели выдвижную конструкцию видоискателя, благодаря чему аккумулятор не мешает при работе. Отличительные особенности: светосильный объектив с 15-кратным зумом и максимальным относительным отверстием F/1:1,2. Секрет такой выдающейся светосилы заключается в малом размере матрицы, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Встроенная вспышка не предусмотрена, зато имеется мощный светодиодный фонарь для подсветки темных сцен. В ряде случаев его наличие может компенсировать шумы матрицы. Традиционно для JVC его включение активирует режим ночной съемки с накоплением заряда.
   Функции. Функциональный набор можно считать типовым для MiniDV-камер начального уровня. GR-D650 поддерживает три разрешения для цифрового фото: 640х480, 1024х768 и 1280х960, что подойдет для обоев рабочего стола, а на большее встроенное факультативное фото и не претендует. Интересная и полезная функция — 1,3х телеконвертер, работающий в любом режиме, даже с максимальным цифровым зумом. Причем, в отличие от цифрового зума, деградации качества картинки при его включении почти незаметно, потому что для его реализации используются незадействованные при записи видео чувствительные элементы матрицы.
   Управление. Его организация довольно любопытна. В качестве большинства элементов меню использованы пиктограммы. Смысл некоторых очевиден (пиктограмма кино- или фотокамеры), однако о других этого не скажешь. Впрочем, положение немного спасают подсказки появляющиеся при активации функции, тем более что меню русифицировано. Расположение органов управления оптимальным не назовешь — размер корпуса довольно большой, а клавиши управления трансфокатором, включением питания и режимами наоборот, непропорционально малы. Основные органы управления не только спрятаны за откидывающимся экраном, но и еще излишне утоплены вглубь корпуса, что несколько затрудняет их использование. Управление трансфокатором немного неудобно за счет размещения соответствующей клавиши на верхней панели камеры. Хотя ручной режим фокусировки предусмотрен, его наличие можно назвать номинальным — управление производится клавишами навигации меню, что затрудняет его оперативное использование.
   Рекомендации. Камера начального уровня с 15-кратным оптическим трансфокатором, светосильным объективом и дополнительным телеконвертером (цифровой зум лучше сразу выключить) может стать хорошим рабочим инструментом начинающего энтузиаста домашнего видео.

Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Технический комментарий

Наличие светосильного зума с 15-кратным оптическим увеличением отрицательно сказалось на качестве изображения. Оптика, что называется, явно мылит, причем особенно это заметно по краям кадра. С другой стороны, муара и хроматических аберраций почти незаметно. Интересно ведет себя автоматика баланса белого — это редкий случай, когда она дает лучший результат, чем калибровка по тестовой мишени.