Сравнительные тесты
Сабвуферы

Басовая партия ($200-420)

Stereo&Video Август 2006

Домашний кинотеатр продолжает жить и здравствовать, поэтому не уменьшается интерес людей к его почти необходимому компоненту — сабвуферу. Сейчас, как и в прошлые годы, очень сложно найти производителя акустических систем, в каталоге которого нет хотя бы одной модели активного НЧ-громкоговорителя. Строя домашний кинотеатр сразу и с нуля, люди, скорее всего, предпочтут приобрести акустические системы одного бренда в одном из рекомендованных производителем сочетаний. Кого же может заинтересовать покупка сабвуфера отдельно от остальных колонок? Тех, кто создает многоканальную систему постепенно. Потребность в НЧ-расширении системы может спровоцировать, например, покупка DVD-проигрывателя. Или желание смотреть кино с тем же отличным звуком, как у знакомых. Или же просто стремление идти в ногу со временем. Тут наш традиционный летний тест сабвуферов может оказать полезную услугу, ответив на вопрос, как верно вложить средства в покупку НЧ-устройства. Тест, во-первых, может дать оценку естественно идущей первым номером в ряду приоритетов модели с тем же именем, что и у основной стереопары (если таковая участвует в нем); во-вторых, если искомая модель не рассматривается или по каким-то причинам не подошла покупателю, тест поможет найти достойную альтернативу. В сущности, основная интрига сравнительного испытания заключается в том, что сабвуфер «со стороны» нередко способен обеспечить лучшее качество баса по сравнению с одноименной моделью. В данной подборке мы исследовали активные сабвуферы в довольно широком ценовом интервале (различие в стоимости между самой дешевой и самой дорогой системой — более чем в два раза, хотя абсолютные цифры невелики: $200–420). Основное предназначение аппаратов этой группы — театральное. Опыт прошлых тестов показывает, что получение устройства, которое к тому же корректно воспроизводило бы музыкальные записи, требует вложений. Убить двух зайцев в вопросе сабвуфер/сателлиты удается редко. Имея акустическую пару, потребитель задумывается о перспективе: приобрести напольные громкоговорители (более высокого класса или как замену полочным), которые с большей вероятностью позволят получить универсальный звук или организовать прирост качества за счет покупки сабвуфера? Однако напольники за $700–800 редко обладают полноценным театральным басом, а если глубокий бас все же есть, то чаще всего имеют место компромиссы в качестве. Поэтому и возникает дилемма: приобрести сабвуфер, дающий сбалансированный, управляемый бас, или рассчитывать покупку, исходя из больших затрат. Читайте наш обширный тест: 22 модели! Будет интересно.

AAD C11

  • Цена: $420
  • Оценка:
  • Достоинства: универсальная модель, впечатляюще масштабный и глубокий бас, отличная функциональность и эргономика
  • Недостатки: большие габариты


   Конструкция. Сабвуфер выглядит впечатляюще. Он покоится на специальной платформе, развязывающей его с полом. 254-мм динамик с фирменным алюминиевым диффузором и мягким подвесом направлен вниз, к полу. Приводится он в действие 160-ваттным усилителем. Фазоинвертор выведен на заднюю стенку. Все органы управления находятся на передней панели. Кстати, у аппарата предусмотрен 5-полосный эквалайзер. На задней же панели расположены все коммутационные разъемы, выбор которых внушает уважение.
   Звук. Глубочайший, динамичный и чистый бас во всем диапазоне — так можно аттестовать звук этой модели. Голос разработчики поставили сабвуферу просто отлично. Он подает НЧ-материал крупно, броско и с высоким качеством. Звуковое тело мощное, пропорционально сложенное. AAD превосходно показал себя в театре: на сценах, требующих адекватного НЧ-наполнения, саб нисколько не скромничал. Большая комната — для него. Модель выразительно играет музыку. Этому помогают корректная работа регулировок. Расположение органов управления спереди очень удобно. Эквалайзер (редкое явление) полезен: он позволяет поискать звук, а также — очень важно — подстроить его к акустике комнаты.

Сабвуфер американской AAD оснащен сдвоенным портом ФИ Сабвуфер американской AAD оснащен сдвоенным портом ФИ

Измерения

Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты

Технический комментарий

При установке ФНЧ на 95 и 160 Гц на графике АЧХ хорошо видны участки стабильной чувствительности, начинающиеся на 35 Гц и заканчивающиеся на 80 Гц (для установки 95 Гц) или на 150 Гц (при заданных 160 Гц). Попытка задать установку ФНЧ на 30 Гц привела к образованию графика с выраженным максимумом на 35 Гц, ровных участков на такой характеристике нет. Профили графиков АЧХ совпадают не точно — признак не самой идеальной настройки фильтров. Весьма интересные результаты можно получить, используя встроенный эквалайзер — он отрабатывает достаточно грамотно. Сабвуфер начинает играть от 28 Гц, что даже на 2 Гц ниже заявленного производителем значения. Показатели КНИ тоже очень и очень достойные. Минимальных значений можно добиться при небольшой амплитуде сигнала (0,47% искажений при 82 дБ), но даже большие уровни громкости не смущают этот аппарат — искажения не превышают 0,75%. По графику искажения резко растут лишь после отметки в 40 Гц.

Audica CS-SUB8

  • Цена: $420
  • Оценка:
  • Достоинства: четкий, тонально уравновешенный бас, универсальные возможности
  • Недостатки: некоторым захочется больше энергии и напора


   Конструкция. Как и прочие АС этой компании, эта модель отличается космическим дизайном — на матово-черном кубе с аккуратно скругленными краями нет и намека на какие-либо швы и стыки. 200-мм динамик с вогнутым пылезащитным колпачком находится на нижней стенке. Вся конструкция опирается на пластиковые шипы. Регулировки расположены на задней панели. Высокоамплитудных выходов не предусмотрено, линейные входы/выходы только моно. Регулировка фазы дискретная.
   Звук. Баланс глубины и энергетики баса с его качеством — один из лучших в данной подборке. Аппарат хотя и не сотрясает стен и пола, не стесняется показать свою мускулатуру в кино. Удар у него поставлен отлично: фронты импульсных сигналов весьма хорошо очерчены. Басовая поступь упруга и легка. В этом тесте Audica — одна из самых музыкальных, тонально гармоничных моделей. Саб щепетильно транслирует музыкальный материал, записанный акустическим способом (контрабас, орган, большой барабан, литавры). Притирка «без швов» его звука к звуку фронтов (полочники) не составит труда. Предпочтительны сателлиты того же бренда, качество которых мы оцениваем довольно высоко.

Измерения

Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты

Технический комментарий

Сабвуфер от Audica «рисует» очень красивые правильные профили графиков при любой настройке ФНЧ. Самой стабильной чувствительности можно добиться при установке регулятора в позицию 80 Гц. В этом случае можно добиться практически идеально ровной полочки в диапазоне 50–80 Гц, после чего характеристика начинает плавно спадать. Что интересно, если настроить кроссовер на 150 Гц или вообще его отключить, то можно получить практически идентичный результат — графики почти совпадают. Несмотря на то, что при 30 Гц Audica также демонстрирует участок ровной чувствительности, но он достаточно узок и лучше все-таки пользоваться другими настройками кроссовера. Или же приобрести мощные напольники, звучание которых заходит в самые низкие частоты. Несмотря на заявленную производителем нижнюю границу в 50 Гц мы получили совсем другую цифру — 33 Гц. Саб продемонстрировал низкий процент искажения при любом уровне сигнала, но самого минимума можно достичь при низком уровне.

Audio Pro Level 110

  • Цена: $390
  • Оценка:
  • Достоинства: отлично оформленный бас, небольшие габариты
  • Недостатки: хотелось бы больше напора


   Конструкция. Форма корпуса — классический куб, на передней стенке логотип технологии «ace-bass» с вписанным в него светодиодом, индицирующим работу системы. Технология была разработана лет 20 назад и заключается в продуцировании очень низкого баса при малом объеме корпуса. Порт фазоинвертора тоже находится на передней панели. И снова динамик смотрит в пол. Мощность усилителя впечатляет — 400 Вт. Солидный радиатор занимает добрую половину задней панели. Все необходимые разъемы присутствуют (винтовые клеммы позволяют подключать солидный провод), нет только линейных выходов.
   Звук. Модель продуцирует очень хорошо сбалансированный бас. НЧ-наполнение оказывается вполне достаточным для большинства кинотеатральных и музыкальных приложений. «Тело» баса средних габаритов, энергетика и глубина его средние, поэтому некоторым киноэффектам немного недостает грубой натуралистичности. Пользователю следует осторожно пользоваться регулятором громкости: выше отметки 75% от максимума звук теряет форму делается вязким и окрашенным. Настроить качественный трифоник с нейтральными по звуку полочными АС нам удалось без труда. Очень симпатичная модель: внешне и по звуку.

Измерения

Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты

Технический комментарий

Максимально приближенную к идеальной амплитудно-частотную характеристику можно получить при установке ФНЧ на 75 Гц. Тогда образуется ровное «плато» на участке 35–50 Гц, обеспечивающее правильное неокрашенное звучание. Два других положения регулятора не позволяют добиться таких участков ровной чувствительности. Правые склоны графика очень похожи, что свидетельствует о добротной фильтрации входного сигнала. Полученная нами нижняя граничная частота (25 Гц — один из лучших результатов теста) позволяет судить о весьма серьезных полномочиях модели в области низкого баса. Не подкачал сабвуфер и в процессе измерения КНИ. Была констатирована приверженность саба к среднему уровню сигнала (0,49%). Сам график имеет профиль большой ямы, дно которой расположено как раз в рабочем диапазоне. Правый склон резко идет вверх лишь после 150 Гц, а левый профиль графика начинает уходить вверх лишь после 70 Гц, да и то делает это довольно плавно, если не перегружать динамик.