Сравнительные тесты
Активные АС
Усилитель отдыхает ($520-6180)
Stereo&Video Май 2006
Наверняка все, кто хоть раз сталкивался с компьютерными колонками, имеют представление о том, что такое активные акустические системы. Попросту говоря, это колонки, в которые уже встроен усилитель, и им нужно только подать на линейный вход аудиосигнал. Естественно, в нашем тесте речь пойдет не о компьютерных колонках, а о высококачественнейших АС студийного качества звучания, которые используют закоренелые аудиофилы, задачей которых является построение дома бескомпромиссной системы, звучащей действительно «правильно» и без прикрас. Чем же хороши так называемые активные АС? Есть несколько причин, но самая важная — встроенный усилитель и динамики таких колонок максимально хорошо согласованы друг с другом и обеспечивают отличный тандем, позволяющий добиться гладкой АЧХ во всем спектре частот (по крайней мере, идея именно такова, более точно вы можете увидеть это в технических комментариях). Таким образом, производитель заранее позаботился о потребителе, которому не приходится подбирать АС под усилитель или наоборот. Другие причины более прозаичны — это банальная экономия пространства за счет отсутствия отдельных усилителей, простота установки, экономия на кабелях и т.д., и т.п. Изначально подобные громкоговорители использовались исключительно в студиях звукозаписи, соответственно, их производители ориентировались только на данное направление. Однако, с наступлением эры домашнего кино технологии «активного звука» стали не менее «активно» проникать и в новые для себя области. Так что сегодня активные АС можно встретить не только в студии, но и дома, где они прекрасно дополняют стереосистему, или же играют не последнюю скрипку в системе домашнего кинотеатра.
Мы решили как можно более широко охватить рынок «колонок с усилителем», поэтому наш тест называется не сравнительным (глупо сравнивать АС совершенно разных ценовых диапазонов), а обзорным — мы постарались охватить достаточно широкий диапазон цен и рассказать нашему читателю, что же такое эти акустические системы и что от них можно ожидать. Надо отметить, что даже среди тестируемых АС нашлись весьма интересные оригиналы, которые выделяются из общей когорты оригинальными решениями. Это колонки с ламповым усилителем от китайского производителя VAL и цифровые акустические системы Meridian Audio. Что интересно, АС с вакуумным ламповым усилителем еще и самые доступные по цене и обладающие, пожалуй, самым выдающимся дизайном. У Meridian изюминка в другом — эти колонки признают исключительно цифровой сигнал по коаксиальному входу и поэтому идеально подходят для построения многоканальной системы домашнего кинотеатра, благо они продаются и по одной колонке. В общем, этот тест обещает быть интересным, благодаря оригинальной теме активных АС и уникальным особенностям некоторых участников. Надеемся, что вы почерпнете для себя много полезной информации, а также, возможно, задумаетесь об использовании активных акустических систем у себя дома, ведь у них есть множество преимуществ перед обычными колонками!
ADAM S3A
- Цена: $6180
- Достоинства: высокоаналитичный, превосходно сбалансированный звук
- Недостатки: не очень высокое пространственное разрешение
Конструкция. Немецкая компания ADAM специализируется на профессиональных студийных мониторах. Однако предусмотрена линейка АС и «для дома». Рассматриваемая модель S3A является активным монитором среднего действия. Дизайн модели характерен для многих колонок ADAM: скошенные углы передней металлической панели и характерная квадратная защитная решетка твитера. В твитере всех моделей используется технология A.R.T., основанная на использовании гофрированной мембраны в качестве звукоизлучающего элемента. В АС установлены два 186-мм динамика с HexaCone-диффузором (сотовый диффузор из кевлара). Один из них выступает в качестве СЧ/НЧ-драйвера, второй же ограничен НЧ-фильтром на 150 Гц и служит для «уплотнения» басовой составляющей.
Звук. Модель ADAM дает всеобъемлющее представление о том, что такое студийный монитор высокого класса. Есть все основания назвать звук систем сверханалитичным. Несомненно, это высокоточный, чуткий, прецизионный инструмент для профессиональной работы с фонограммами. Если представить музыкальный материал в виде набора точно отградуированных шкал, то эта активная АС гарантированно предоставляет слуху прекрасно сбалансированный, аутентичный образ на основе инструментально точных значений по каждой из них. Несколько на втором плане оказывается пространственный аспект образа. Особо следует отметить совершенный тональный нейтралитет, высочайшее тембральное разрешение и широкий динамический диапазон. В деталировке нет нарочитости, утрированности. Колонки довольно чисто воспроизводят большую часть нижнего регистра (верхний и средний бас). Некоторым звук ADAM может показаться немного отстраненным, сухим или рассудочным — вероятно, это обратная сторона аналитизма.
Ленточный твитер, выполненный по технологии A.R.T., закрыт специальной защитной решеткой. Кнопка включения находится на передней панели
Большинство активных акустических систем нашего теста оснащены только профессиональным разъемом XLR. Только такой способ подключения есть, например, у ADAM S3A
Измерения
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений
Технический комментарий
Амплитудно-частотная характеристика немецких АС близка к линейной, особенно хорошо это заметно в диапазоне от 400 Гц и до 2 кГц, когда кривая графика почти превращается в прямую линию. На низких частотах виден небольшой подъем в районе 100 Гц, который немного «утяжеляет» бас. Легкие флуктуации от низкочастотного «холмика» и до прямолинейного участка, описанного выше, имеют небольшую амплитуду и заметного влияния на звук не оказывают. После 2 кГц характеристика имеет тенденцию к спаду примерно на 5 дБ до границы в 7 кГц. На участке высоких частот от 10 и до 20 кГц можно видеть небольшой провал, тоже на 5 дБ. Несмотря на все флуктуации (надо признать, что весьма незначительные), АС демонстрируют очень хорошие показатели неравномерности. Максимальное значение достигается в основном диапазоне от 1300 Гц и до 20 кГц и составляет 1,47 дБ. Минимальное значение, зафиксированное нашими измерениями — 0,77 дБ в интервале 160 Гц — 1,3 кГц. Колонки начинают играть от 37 Гц, что является одним из лучших результатов теста по данному измерению. АЧХ, снятые под углами, отличными от оси прослушивания, страдают от сильного провала (более 10 дБ) на участке от 1 до 2 кГц. Также страдают и высокие частоты. КНИ данных колонок минимален при среднем уровне сигнала в основном диапазоне частот и составляет 0,29%. При повышении уровня до 94 дБ искажения возрастают, но не сильно — до 0,41%. В низкочастотной области колонки лучше всего звучат при мощном сигнале (КНИ составляет 2,16%).
Event ASP 6 Studio
- Цена: $1430
- Достоинства: тональные неровности в высоком регистре
- Недостатки: выразительное, открытое и динамичное звучание
Конструкция. В ассортименте американской компании Event Electronics 4 линейки мониторов и сабвуфер. Все мониторы имеют схожий вид: черный цвет, два динамика (СЧ/НЧ и твитер), один или два круглых порта фазоинвертора на передней панели. Серия Studio Precision является флагманом, вобравшим в себя последние достижения компании. Рассматриваемая модель ASP 6 отличается от старшей модели ASP 8 лишь меньшими размерами СЧ/НЧ-динамика и корпуса. Диффузор 162-мм СЧ/НЧ-драйвера изготовлен из пропилена с минеральным наполнителем. Высокотемпературная звуковая катушка позволяет уверенно справляться с пиковой мощностью. 25-мм твитер с шелковым куполом охлаждается ферромагнитной жидкостью. В колонке используется два усилителя: 200 Вт для СЧ/НЧ-динамика, 80 Вт для твитера. С помощью регуляторов можно управлять чувствительностью входа, высоко- и низкочастотным фильтрами.
Звук. АС формирует хорошо сбалансированное, выразительное, объемное звуковое изображение. Гладкие, насыщенные бас и середина немного контрастируют с верхним регистром — слегка суховатым, немного «с песочком», с небольшими тональными неровностями и менее динамичным. Уровень звукового разрешения в басу несколько ниже; при этом верхний раздел регистра колонки воспроизводят весьма собранно, корректно, ясно. Громкоговоритель воспроизводит любую музыку открыто, раскрепощенно, наполненно, красочно. На записях симфонической классики, органных концертов раскрывается значительный общий динамический ресурс модели. Тонко, даже изящно, тонально достоверно звучат камерные формы. Особенно эффектно Event преподносит композиции с сольным вокалом (мужским и женским). По уровню пространственной локализации источников звука АС немного уступает другим колонкам обзора.
На передней панели этих АС два специально рассчитанных порта фазоинвертора, длина волновода которых превышает глубину самой колонки
Измерения
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений
Технический комментарий
Низкочастотная область АЧХ этих АС не имеет ярко выраженной «полочки», которую можно видеть у многих акустических систем. Наоборот, никакого приукрашивания баса, начиная со 100 Гц и до 1 кГц кривая идет с минимальными флуктуациями как в большую, так и в меньшую сторону. После 1 кГц на графике хорошо заметен плавный спад характеристики на 4–5 дБ, после чего она выравнивается и снова идет на спад, но уже гораздо меньше. В высокочастотной области от 10 кГц кривая имеет минимальную амплитуду, что обеспечивает точную передачу ВЧ-диапазона, хотя нашими экспертами по звуку небольшие тональные неровности все-таки были замечены. При снятии АЧХ под углами в 30 и 60 градусов отмечено падение характеристики, примерно повторяющее модель от ADAM. Средняя неравномерность под углом в 30 градусов составила 3,28 дБ. Измерения дисбаланса показали чуть лучшие результаты: –5,25 дБ (тоже под углом в 30 градусов). Нижняя граничная частота колонок была зафиксирована на уровне 46 Гц. График КНИ весьма и весьма благополучен. Низкочастотная область, как и предполагалось, отягощается выбросами искажений, однако ничего особо криминального в этом нет, вполне обычная картина для полочных АС. Лучшие результаты, как и у предыдущих колонок, оказались при среднем уровне громкости для основного диапазона (уровень искажений — 0,24%) и при высоком уровне сигнала в 94 дБ для низкочастотного участка — 1,78%.
Genelec 8020AS
- Цена: $800
- Достоинства: отлично структурированный, динамичный звук, плотный, энергичный, собранный бас
- Недостатки: монитор ближнего поля
Конструкция. Более 20 лет Genelec создает профессиональные мониторы для студий аудио- и видеомонтажа. Идеология финской компании заключается в четком следовании научным принципам акустического дизайна во всех своих исследованиях и разработках. В результате чего Genelec достигла лидирующих позиций в этой сфере. Модель 8020А — самый маленький монитор (ближнего действия) в линейке двухполосных мониторов. Корпус колонки выполнен из высокопрочного алюминия по технологии MDE для уменьшения дифракции звука. 19-мм твитер с металлическим куполом утоплен в неглубоком рупоре DCW, обеспечивающим оптимальную диаграмму направленности. Диффузор 105-мм СЧ/НЧ-динамика имеет вогнутую форму и длинноходный подвес, расширяющий НЧ-диапазон драйвера. На каждую полосу отведен 20-Вт усилитель с активным кроссовером.
Звук. Несмотря на свои скромные размеры, АС знаменитой финской марки продуцируют неожиданно зрелый и довольно низкий бас. Звук Genelec просторный, даже масштабный. Он дает пример практически идеального тонального баланса. Структура почти любого музыкального материала прослушивается на значительную глубину. Музыкальные тембры передаются очень аккуратно, корректно. Важно помнить, что Genelec 8020a является классическим монитором ближнего поля, и дистанция прослушивания должна быть не более 1,5–2 м (можно меньше). Попытка получить «большой» звук со стандартной дистанции (3–4 м) может приводить к перегрузке динамиков, особенно на пиках сигнала (что иногда имело место в ходе экспертизы). Последнее является типовым свойством громкоговорителя, а никак не его дефектом. Колонки можно размещать на столе (на фирменной подставке), Genelec предусмотрела функцию компенсации возникающего в этом случае подъема баса.
Для корректировки амплитудно-частотной характеристики этих АС используются dip-переключатели на задней панели
Все разъемы направлены вниз и обеспечивают удобное подключение кабелей
Измерения
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений
Технический комментарий
Финские колонки нас просто поразили своей амплитудно-частотной характеристикой. Если до 400 Гц график еще имеет небольшие «зазубрины», то после 400 Гц и до 3 кГц это вообще практически идеальная прямая! Вот он, настоящий студийный звук! Без приукрашивания определенных частот и с верной тональностью! Даже после 3 кГц, где начинаются небольшие флуктуации, график ведет себя очень и очень хорошо, амплитуда «волн» составляет не более 2 дБ. Genelec удалось добиться лучших (или максимально приближенных к ним) результатов по показателям средней неравномерности и дисбаланса во всем частотном диапазоне! К примеру, дисбаланс в интервале 1,3–20 кГц составил всего 0,02 дБ! Потрясающий результат! Не менее впечатляющей оказалась АЧХ, снятая под углом в 30 градусов — она почти не отличается от характеристики, снятой на оси прослушивания. Показатель средней неравномерности в этом случае составил всего 0,85 дБ! Измерение коэффициента нелинейных искажений тоже продемонстрировало очень достойные результаты, в основном диапазоне при низком и среднем уровне сигнала являющиеся лучшими в тесте (0,32% и 0,23% соответственно). При возрастании уровня до 94 дБ КНИ возрастает до 0,47%, и колонки начинают перегружаться, что и было замечено нашими экспертами по звуку. График КНИ до 100 Гц далек от совершенства, зато после этого значения он идет на спад и выравнивается. Нижняя граничная частота была определена на уровне 57 Гц.