Сравнительные тесты
AV-ресиверы

Театральный мейнстрим ($400-550)

Stereo&Video Май 2006

Можно ли собрать домашний кинотеатр из отдельных компонентов и уложиться в цену среднего «однокоробочника»? Тест AV-ресиверов за $200–300, т.е. нижней ценовой категории, дал утвердительный ответ. Рассмотренные модели без проблем раскачали недорогую акустику, а по функциональным возможностям и набору поддерживаемых форматов практически не отличались от моделей, которые стоят раза в полтора дороже. Напрашивается мысль — есть ли смысл такие модели покупать? Отсюда и возникло решение протестировать AV-ресиверы среднего ценового диапазона ($400–550) и таким образом выяснить, на что конкретно может рассчитывать потребитель, приобретая такую машину. Предварительный анализ показывает, что этот сегмент рынка заполнен продуктами только солидных японских компаний — «китайцы» остались, так сказать, внизу. Такое обстоятельство практически гарантирует, что конструкция ресивера окажется всесторонне продуманной, аудиотракт будет разработан опытными инженерами с применением новейших достижений электроники. Это очень важно, поскольку большинство представителей аппаратуры такого класса имеют уже семь каналов усиления, что ужесточает требования к источнику питания, схемотехнике, топологии плат и пр. Между тем многие считают (и не без оснований), что пяти колонок и сабвуфера для домашнего кинотеатра вполне достаточно. Значит, два усилителя останутся без работы? Ничего подобного. Наиболее продвинутые модели позволяют использовать их для озвучивания второй зоны, подключения фронтальной акустики по двухпроводной схеме (bi-amping) или «раскачки» пассивных сабвуферов. C интерфейсом HDMI и i.Link 500-долларовые ресиверы не дружат, однако «эксклюзив» (SACD/DVD-A) воспринимают — в аналоговом виде (наличие многоканального входа здесь обязательно). Ресиверы обязаны коммутировать компонентный видеосигнал, иметь несколько входов цифрового аудио (лучше, если один из них находится на передней панели). Названия всем входам может давать сам потребитель. Клеммы для подключения всех АС здесь — высококачественные винтовые. К плюсам нужно отнести также отличное качество отделки и дизайна корпусов. Передние панели практически у всех аппаратов — металлические.
   Наиболее целесообразно использовать такие ресиверы в комплекте с качественными полочными колонками ценовой группы от $400 за пару и максимальной подводимой мощностью порядка 150 Вт. Для превращения среднестатистической комнаты в кинотеатр этого хватит с избытком. Собственно, качество воспроизведения многоканального саундтрека и будет основным критерием данного теста. Однако мы не сбрасываем со счетов и музыкальные способности ресиверов. Впрочем, ждать от них чудес в этой области вряд ли стоит, чему есть вполне объективное основание. Ресивер гораздо сложнее стереоусилителя, в частности, он оборудован быстродействующими цифроаналоговыми преобразователями, что не может не сказаться на уровне помех и наводок внутри корпуса. Впрочем, не будем спешить с выводами…

Denon AVR-1906

  • Цена: $550
  • Оценка:
  • Достоинства: возможность подключить «фронты» по схеме bi-amping
  • Недостатки: мелкие кнопки на передней панели


   Конструкция. Перед нами — типичный Denon. Солидный корпус, алюминиевая передняя панель с широким информативным табло — дизайн на пятерку. Не забыт и достаточно представительный набор разъемов на передней панели: среди входов здесь есть даже оптический. На задней панели приятно порадовали три компонентных видеовхода — помимо традиционных DVD-плейера и спутникового тюнера есть куда присоединить и любимую игровую приставку. (Правда, нужно помнить, что наиболее популярным видеосигналом для подключения этих устройств является RGB). Немного выбиваются из общей положительной картины акустические клеммы. Они расположены слишком тесно, да и диаметр имеют небольшой, что отнюдь не облегчает процесс подключения.
   Функции. Самый любопытный момент здесь в том, что шестой и седьмой усилители можно использовать не только для получения тыловых задних каналов, но и для подключения фронтальных колонок по двухпроводной схеме (bi-amping). Полезная возможность для тех, кто одинаково ценит и стерео, и многоканальный звук. Она позволяет на сто процентов использовать возможности высококлассных громкоговорителей, т.е. ощутимо повысить качество стереозвучания и сделать ресивер по-настоящему музыкальным. Впрочем, претензий по звуку к аппарату нет, независимо от подключения. Высокие частоты отличает кристальная прозрачность, «середина» не выпячена, но и не провалена, бас — весомый. Саундтреки к фильмам ресивер воспроизводит корректно и уверенно — сказывается мощный источник питания. Пространственные эффекты достоверны, отличная локализация их — явное свидетельство превосходной работы встроенных декодеров.
   Управление. Благодаря автонастройке с помощью микрофона и системе экранных меню справиться с установкой способен даже неискушенный пользователь. Надписи и кнопки на фронтальной панели мелковаты, но это не беда, поскольку все функции доступны с пульта ДУ. Последний некоторым может показаться излишне цветастым, но это решение оправдано с точки зрения эргономики (четко видны рабочие зоны, они быстро запоминаются: уже через полчаса общения с пультом пользователь легко находит нужную кнопку).
   Рекомендации. Хотя Denon AVR-1906 и является в тесте самым дорогим, его качество оправдывает каждую копейку. А возможность bi-wiring’a — отличный подарок меломанам.

Задняя панель Задняя панель
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Экранные меню наличествуют лишь у Denon’a. Они предельно просты и доходчивы
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и входа 5.1

Технический комментарий

Неравномерность АЧХ — на среднем для данного теста уровне и составляет 0,45 дБ. В диапазоне до 100 кГц значительного спада не зафиксировано — отличный показатель. Коэффициент демпфирования близок к лучшему (72 ед.), что позволяет легко согласовать данный аппарат с практически любой акустикой. Симметрия тембров близка к идеалу. Выходная мощность при КНИ 0,7%, измеренная на 1кГц составляет 125 Вт, что также превосходно (особенно, если учесть, что заявлено всего 85 Вт). КНИ, правда, несколько огорчает: 0,04% на половинной мощности — самый высокий результат в тесте, но его абсолютная величина ничтожна. Разделение каналов хоть и не рекордное (59 дБ для Dolby Digital и 64 дБ для DTS), однако очень стабильное — неравномерность не превышает 1,5 дБ. Многоканальный вход реализован несколько хуже — там разделение равно 50±3 дБ. При этом в тылу взаимопроникновение меньше, чем по фронту. Чувствительность и отношение сигнал/шум тюнера соответствуют средним, что в целом — более чем достойный показатель.

Marantz SR4600

  • Цена: $520
  • Оценка:
  • Достоинства: отличный дизайн, музыкальное звучание
  • Недостатки: отсутствует AV-разъем на передней панели


   Конструкция. На первый взгляд, он кажется самым солидным и элегантным аппаратом в тесте. Благородный минимализм заставляет думать, что перед нами очень дорогое устройство. Оригинальная подсветка добавляет фасаду очарования; жаль только, что в жертву красоте принесен комплект фронтальных разъемов. Складывается впечатление, что дизайнер поработал и над задней панелью, настолько ладно и чинно расставлены все порты. Клеммы организованы отлично, их расцветка заметно упрощает работы по коммутации. Кстати, связи с другими компонентами уделено достаточно много внимания — есть фирменная шина D.Bus и возможность работать в составе многокомнатной системы.
   Функции. Серьезно упрощает подбор акустики возможность изменить частоту раздела «сателлиты–сабвуфер». Декодируется любой аудиопоток (за исключением «эксклюзива»), в т.ч. и HDCD, что позволяет ограничиться подключением DVD-плейера по «цифре». Для любителей слушать многоканальные записи в наушниках предусмотрен специальный режим окружающего звучания.
   Управление. Компоновка фронтальной панели очень удобная, но пульт ДУ самый заурядный. Всякое отсутствие подсветки — неприятный момент для любителей темноты, а компоновка органов управления проигрывателями вряд ли заставит убрать «родной» пульт DVD-плейера в ящик.
   Рекомендации. Звук SR 4600 любой аудиофил «узнает из тысячи». Да, это Marantz со всеми нюансами, которые кому-то нравятся, кому-то — нет. Нас же интересуют в первую очередь его театральные способности, все-таки не стереоусилитель тестируем. Особый шик, характерный для звучания продуктов фирмы, здесь, несомненно, присутствует, хотя ощущаются и определенные — впрочем, почти не заметные на слух, — ограничения динамического диапазона. Картина получается красивая, объемная, но кое-кому она может показаться недостаточно сочной. Недостаток ли это? Пожалуй, нет. Беспредельному драйву специалисты Marantz предпочли точную передачу нюансов звучания, которую многие будут только приветствовать. Ведь не все смотрят одни боевики, а этот ресивер лучше всего воспроизводит мелкие детали — он передает их с точностью, недоступной для менее дорогих аппаратов. Самый музыкальный ресивер в тесте, поэтому рекомендуем его, в первую очередь, любителям концертных записей на DVD.

Задняя панель Задняя панель
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и входа 5.1

Технический комментарий

АЧХ укладывается в коридор шириной 0,5 дБ (чуть хуже среднего по тесту), что на слух практически неуловимо. Зато значительный спад на ВЧ ощутим «невооруженным ухом» (видимо, он и смягчает звучание). Выходная мощность оказалась наименьшей в тесте — 107 Вт, что на фоне заявленных 80 Вт выглядит неплохо. КНИ близок к лучшему — всего 0,02%. Коэффициент демпфирования в 60 единиц говорит о хорошей совместимости с акустикой, однако это не означает, что к ее выбору можно подойти совсем без внимания. В разделении каналов нет ничего выдающегося, однако у декодера DTS дела обстоят значительно лучше, чем у Dolby Digital. Последний имеет не только неидеальный средний показатель в 57 дБ, но и значительный разброс ±4 дБ. Многоканальный вход реализован в принципе неплохо (разделение каналов — 61 дБ), но велика неравномерность (±4 дБ). На графике виден и значительный перекос в сторону левого тыла. Чувствительность тюнера хорошая (1,4 мкВ — второй в тесте результат), а вот отношение сигнал/шум оказалось худшим.

Onkyo TX-SR503E

  • Цена: $500
  • Оценка:
  • Достоинства: прекрасная эргономика пульта ДУ, универсальность
  • Недостатки: требователен к акустическим системам, высокая цена


   Конструкция. Этот внушительный аппарат отличается строгим дизайном и прекрасным оснащением. В наличии — мощное антирезонансное шасси, семь каналов усиления и полный набор декодеров. В комплект входят даже разноцветные наклейки для проводов, серьезно облегчающие процесс подключения. Акустические клеммы позволяют применить разъем типа «банан», широкий диапазон изменения величины частоты среза позволит «подогнать» ресивер под характеристики любого сабвуфера или сателлитов. Системой автонастройки с помощью измерительного микрофона модель не оборудована, поэтому инсталляцию придется выполнять вручную. Впрочем, ее алгоритм ни у кого затруднений вызвать не должен: его можно назвать хрестоматийным. Если у вас уже есть компоненты от Onkyo, приятным моментом может стать управляющая шина RI, которая позволит объединить их в систему под командованием одного пульта ДУ.
   Функции. Ресивер способен переключать широкополосный компонентный сигнал, т.е. коммутировать HDTV-данные. Собранные по технологии WRAT усилители мощности уверенно работают в диапазоне 10 Гц — 100 кГц, полностью раскрывая диапазон записей SACD/DVD-Audio. Возможность переназначать входы позволяет упорядочить работу с несколькими AV-источниками. AM/FM-тюнер имеет память на 30 станций. На борту — декодеры любого многоканального сигнала. Есть возможность довести до уровня 7.1 двухканальную информацию.
   Управление. Пульт ДУ этого ресивера создан с расчетом на владельца видеопроектора: все кнопки подсвечиваются приятным синеватым цветом, что незаменимо в полутьме. Радует и четкое деление на рабочие зоны — к расположению кнопок быстро привыкаешь.
   Рекомендации. Аппарат скрупулезно отрабатывает любой материал, при этом не стремится к преувеличениям, но и патологической сдержанностью не страдает. Легко мог бы стать победителем теста, если бы чуть-чуть не отстал от лидера по точности формирования пространственной картины. Впрочем, с акустическими системами чувствительностью более 90 дБ этот недостаток исчезает. В итоге мы получаем ресивер-универсал, который смело можно рекомендовать приверженцам как музыки, так и кино, в особенности тем из них, кто имеет в своей системе множество AV-устройств. Качественный продукт, разве что немного дороговатый.

Задняя панель Задняя панель
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и входа 5.1

Технический комментарий

Темброблоки — цифровые. Этим объясняется ограничение на 20 кГц. Неравномерность АЧХ составляет всего 0,44 дБ (второй результат в тесте), а измеренная выходная мощность — 120 Вт, что на фоне заявленных 75 выглядит очень солидно. КНИ равен 0,04% при половинной мощности (по тесту не лучший результат, но в абсолютных величинах это совсем немного). При измеренном коэффициенте демпфирования в 51 единицу к подбору акустических систем следует подойти с особой тщательностью. Узость звуковой панорамы, ощущавшуюся при тестировании, можно объяснить посредственным разделением каналов. По всем показателям декодеры получились худшими среди испытуемых аппаратов (разделение — 42 дБ для Dolby Digital и 51 дБ для DTS). Впрочем, разброс по взаимопроникновению у них невелик, что не портит в целом звуковой картины, лишь сужает ее масштаб. К сожалению, о многоканальном входе этого не скажешь. Тюнер обладает малой чувствительностью (3 мкВ), зато соотношение сигнал/шум у него — на уровне лучших участников теста.