Сравнительные тесты
Видеомагнитофоны

На пути к Важнейшему из искусств… ($300)

Stereo&Video Ноябрь 2001

Еще совсем недавно, всего несколько лет назад стоило заговорить о Hi-Fi-видеомагнитофоне, как сразу подсознательно складывался образ чего-то такого навороченного и безумно дорогого, “по полной программе” оснащенного различными монтажными функциями и возможностями. Сейчас положение стремительно меняется, конкуренция с DVD дает себя знать и, как результат этого, Hi-Fi видеомагнитофоны стали гораздо более демократичными, в первую очередь, по цене. Конечно, ориентация на домашний театр дает себя знать: большинство из представленных в тесте аппаратов начисто лишено каких-либо монтажных функций – их главное предназначение служить источником программ для домашнего театра. Этим, собственно, все и определяется: конструктивное исполнение, стильный дизайн, который должен, в первую очередь, гармонировать с остальными компонентами домашнего театра – DVD-плейером, усилителем, декодером, телевизором и спутниковым тюнером. Хотя даже в дизайне подход производителей совершенно различен. Некоторые настолько радикально подошли к этому вопросу, что с первого взгляда в их изделии видеомагнитофон можно и не узнать. Другие придерживаются более традиционных подходов, хотя и здесь нет-нет, да и мелькнет что-нибудь новенькое. Но в одном все производители едины – качество картинки – главное. Именно за качество изображения и развертывается основная борьба, в результате которой, что само по себе несказанно приятно, в выигрыше оказывается потребитель. Главным стимулятором этой борьбы выступает все набирающая обороты конкуренция с DVD. Мы понимаем, что сравнивать качество картинки DVD-плейера и любого аналогового источника сигнала бессмысленно. Однако прогресс технологий производства видеолент и видеоголовок, с одной стороны, и прогресс систем обработки видеоизображения (в том числе и цифровых) позволил существенно поднять качество записи даже у аппаратов средней ценовой категории. Парадоксально, но то же можно сказать и о звуке – широчайшая распространенность и доступность (в том числе и в прокате) носителей в формате Dolby Pro Logic и набирающий обороты его новый релиз DPL II в некотором смысле уравнивают шансы. А стало быть, у формата остаются хорошие перспективы на ближайшее будущее, даже в условиях жестокой конкуренции по качеству и точности воспроизведения звуковой сцены с Dolby Digital.
   Другой важнейшей номинацией, за которую разворачивается настоящая война, является функциональная оснащенность. Здесь каждый выкладывается как может в надежде привлечь внимание потенциального потребителя. Причем диапазон предлагаемых функций необычайно широк – от оптимизаторов параметров видеотракта и качества изображения до систем каталогизирования видеотеки.
   Если с последними системами все более-менее ясно, то на первых надо остановиться подробнее. Довольно часто здесь возникает путаница – в чем состоит отличие оптимизатора качества видеотракта от оптимизатора качества изображения. Оптимизатор видеотракта пытается улучшить параметры канала записи/воспроизведения, используя для этого специальный тест-сигнал, записываемый на ленту и затем стираемый, тогда как оптимизатор качества изображения лишь подстраивает воспроизводимую картинку под возможности конкретной ленты. Естественно, одно не противоречит другому – сочетания обеих систем дает очень правильный результат.
   Если расположить сегодняшнюю группу тестируемых аппаратов на стоимостной шкале, то мы увидим, что вся она распределилась вокруг отметки $300, более-менее равномерно заполнив промежуток шириной приблизительно +/– 10%. Соотнеся эти цифры со средними доходами населения, мы можем с определенностью утверждать, что имеем дело с аппаратами не экономической категории, а, скорее, категории, которую можно условно охарактеризовать, как “позволь себе немного лишнего”, или, наверное, правильнее было бы сказать “немного лучшего”. Именно такую категорию аппаратуры (хотя, наверное, и не только аппаратуры) мы с высокой долей справедливости можем обозначить как средний класс. Но довольно теоретических рассуждений, нам, как и вам, уважаемые читатели, не терпится перейти непосредственно к тесту. Что ж, начнем.

Hitachi VT-FX8000EM

  • Цена: $290
  • Оценка:
  • Достоинства: продвинутый пульт с рукояткой Shuttle, мультисистемность
  • Недостатки: нестабильный стоп-кадр

Первое, на что, как нам кажется, следует обратить внимание, – это полная мультисистемность аппарата, причем не только рекордера, но и тюнера. 8000-й принимает, пишет и воспроизводит не только все стандарты цветности, но и в дополнение к ним практически все варианты стереофонического звукового сопровождения, включая цифровой NICAM, стандарт А2 и двуязычные программы. Функциональное оснащение аппарата также более чем разнообразное. У него есть все возможности, чтобы принимать сигнал, качественно писать с любого источника, хорошо воспроизводить любую запись, облегчать поиск фрагментов на ленте. Системы навигации по собственной видеотеке уже не новинка (в нашем тесте ими оснащено более половины аппаратов), поэтому лишь напомним, что именно в аппаратах фирмы Hitachi видеонавигация появилась впервые. Из специальных функций выделим присутствие встроенного декодера системы Closed Caption для вывода на экран субтитров, записанных в служебных строках видеосигнала. Управление декодером позволяет позиционировать титры в удобной (свободной) части экрана. Так называемый “замок от детей” блокирует управление аппаратом с панели и тем самым не позволяет любому члену семьи случайно изменить включенный режим, например, прервать запись. Несколько ограничены функциональные возможности 8000-го отсутствием разъема SCART, через который возможна связь с другими аппаратами, так что Hitachi –прирожденный солист.
   Управление аппаратом продуманное, удобное, жаль что установленная скорость записи индицируется только на экране, на дисплее места не нашлось. Также не предусмотрено воспроизведение продольной звуковой дорожки – или стерео, или MIX (то есть фрагмент с наложенным звуком воспроизвести нельзя).
   Сразу отметим, и это касается всех участников теста, – основные отличия в качестве изображения проявляются только на пониженной скорости и в спецрежимах. При работе на номинальной скорости отличия минимальны – здесь скорее приходится говорить о нюансах восприятия, связанных с работой различных систем обработки изображения и оптимизации качества картинки в зависимости от параметров используемой ленты и исходного сигнала. В данном случае фирменная система Dynamic Picture Enhancer обеспечивает весьма высокую разрешающую способность изображения – по испытательной мире вертикальная четкость превышает 260 ТВЛ. Причем, надо сказать, что при этом уровень шумов весьма незначителен, заметен только муар на самых мелких элементах изображения. При переходе на пониженную скорость качество картинки почти не ухудшается, лишь немного снижается вертикальная четкость, и увеличиваются шумы. А вот в спецрежимах, к сожалению, ситуация другая – даже на нормальной скорости в стоп-кадре заметна вертикальная нестабильность. Для записи, сделанной на LP, о качественном стоп-кадре говорить вообще не приходится – цвет нестабилен, растр “сносит” не только по вертикали, но и по горизонтали, резко возрастают шумы. По правде говоря, для современного шестиголовочного аппарата такой результат не впечатляет.
   По давней “традиции” фирмы Hitachi, возможность воспроизведения фонограммы с продольной дорожки при наличии Hi-Fi канала отсутствует. Именно поэтому в результатах измерений отсутствуют данные продольного моноканала. Что касается Hi-Fi-канала: здесь все в порядке – АЧХ достаточно линейна, особенно на самых нижних частотах рабочего диапазона, уровень шума также невысок.
   Этот аппарат принимает, пишет и воспроизводит не только все стандарты цветности, но и в дополнение к ним – практически все варианты стереофонического звукового сопровождения.

Фронтальные разъемы Фронтальные разъемы
Menu Menu
Video Mode Video Mode
Мира Мира

Измерения

Технический комментарий

Четкость превышает 260 ТВЛ. На LP цвет нестабилен, растр “сносит” не только по вертикали, но и по горизонтали, резко возрастают шумы.
Меню компьютерного типа, крупные надписи и пиктограммы хорошо читаются.

JVC HR-J870EU

  • Цена: $335
  • Оценка:
  • Достоинства: самый полный набор функций, хорошее качество звука
  • Недостатки: недостаточно чистый стоп-кадр в LP и EP

Самый универсальный и при этом самый функционально насыщенный аппарат в нашей тестируемой группе. Начнем с насыщенности функциями. Проще и короче было бы рассказывать о том, чего нет, но все же остановимся на тех основных возможностях 870-го, которые выделяют его в ряду соперников. В первую очередь, это практически полный набор монтажных функций и удобств, включая и 2 монтажных интерфейса (конечно, фирменный JLIP и еще SYNCHRO EDIT, совместимый с LANC) для автоматизации монтажных работ в домашней студии. Для ручного монтажа имеются качественные манипуляторы JOG и SHUTTLE, а также режимы VIDEO INSERT и AUDIO DUBBING.
   Во второй ипостаси, приемно-записывающей, 870-й оснащен не менее полноценно. Двусторонняя связь с телевизором (обмен данными и управление – функция T-V Link), управление подключенным спутниковым тюнером с помощью выносного ИК-передатчика, система быстрого программирования таймера записи ShowView, дополненная функцией VPS/PDC, декодеры как уплотненного, так и цифрового стереозвука (А2 и NICAM), фирменная система видеонавигации с сортировкой (и, соответственно, возможностью поиска) записей по номеру, жанру, названию, дате и т.п. В числе средств борьбы за качество изображения в дополнение к уже хорошо известному фирменному оптимизатору тракта записи/воспроизведения B.E.S.T. имеются дискретный корректор резкости и система видеостабилизации, помогающая при воспроизведении записей, сделанных на других аппаратах. Отметим, что столь разнообразное оснащение плюс разветвленная схема коммутации позволят 870-му выполнять роль центрового в любом домашнем видеокомплексе.
   JVC один из двух аппаратов в тесте, имеющих дополнительную скорость записи – EP. Кроме этого, традиционно JVC оснащает все свои аппараты системой оптимизации параметров тракта записи/воспроизведения и системой обработки воспроизводимого сигнала. За счет этого на номинальной скорости ленты все просто прекрасно – шумы невелики, причем как в яркостном, так и в цветностном каналах, а границы цветовых переходов довольно резки. Субъективно при установке пресета корректора воспроизводимого сигнала на “авто” картинка кажется немного смазанной, что легко исправить переходом в ручной режим. Наличие оптимизаторов, конечно, крайне благоприятно сказывается и при работе на пониженных скоростях – картинка на LP практически неотличима от обычной, на EP, конечно, положение немного хуже – шумы, муар и, главное, временные искажения становятся намного заметнее. Однако, учитывая, что предназначение этой скорости – оперативная запись эфирных программ, такое компромиссное снижение качества вполне допустимо. Единственное, что заставило нас немного снизить оценку за изображение, – недостаточно чистый стоп-кадр на пониженных скоростях. Причем проявляется это по-разному, в зависимости от скорости ленты – на LP немного нарушается горизонтальная синхронизация в верхней части кадра и начисто пропадает цвет; на EP все наоборот – цвет стабилен как скала, с горизонтальной стабилизацией тоже никаких проблем, зато появляется вертикальная нестабильность.
   Звук JVC показался нам очень гармоничным – частотные характеристики как стереодорожек, так и продольной отличаются прежде всего хорошей линейностью, а при этом уровень шума в обоих случаях незначителен. Хочется особо отметить вполне приемлемое качество звучания даже на существенно пониженной скорости (EP).
   Резюме – аппарат универсальных возможностей (при хорошем качестве изображения самый полный набор функций, включая монтажные) явится хорошей основой как для домашнего театра, так и для домашней студии.

Фронтальные разъемы Фронтальные разъемы
Главное меню Главное меню
Установка режимов Установка режимов
Мира Мира

Измерения

Технический комментарий

Четкость на уровне 250 ТВЛ, практически отсутствует муар. На LP немного нарушается горизонтальная синхронизация в верхней части кадра и начисто пропадает цвет. Отчетливая графика и понятная организация меню облегчит управление.

Panasonic NV-FJ627EE

  • Цена: $325
  • Оценка:
  • Достоинства: высокое качество звука
  • Недостатки: шумы в канале цветности

Просто удивительно, как удается дизайнеру одним штрихом (в данном случае это пара блестящих кнопок по краям панели) придать внешности аппарата вид уверенной и добротной симметричности. Но, надо заметить, что мнимая симметричность – это единственный момент, в котором впечатления могут не совсем оправдываться. Во всем остальном новый Panasonic вполне соответствует ожиданиям. Впечатление добротности подкрепляет тихий, четко работающий и очень быстрый (особенно, в перемотке) лентопротяжный механизм. Столь же добротно выглядит и оснащение аппарата. У него присутствуют все системы, автоматизирующие настройку тюнера и процесс таймерной записи. Есть своя фирменная система навигации по содержимому кассет, есть и режим сканирования (воспроизведение по 10 секунд от каждого индекса). Монтажных функций у 627-го практически нет. Одиноко маячит дубляж фонограммы (A.DUBBING), но о возможном применении этой функции ниже.
   Отдельно расскажем о некоторых оригинальных и специфических возможностях этого магнитофона. Так, если вы проверите список заданных таймеру программ, то увидите внизу странички суммарное время всех заданий, что поможет заранее определиться с необходимой кассетой. Специальная функция STILL ALBUM дает возможность создать на видеокассете подобие фотоальбома из фрагментов как статических, так и подвижных с установленной длительностью каждого фрагмента. Продолжительность эту можно задавать в диапазоне от 3 до 20 секунд, то есть при воспроизведении вы можете получить некое подобие слайд-шоу. А украсить свой альбом музыкальным фоном или авторскими комментариями вам поможет функция аудиодубляжа. И, наконец, отметим оригинальный режим SQPB (“квазисупер”), позволяющий воспроизводить на этом аппарате кассеты, записанные в формате S-VHS (причем без значительной потери качества, хотя, конечно, не ждите “суперной” разрешающей способности).
   Panasonic является вторым аппаратом в тесте, оснащенным EP. И хотя оптимизатор тракта записи воспроизведения у него отсутствует, качество изображения на номинальной скорости очень высоко. Единственное, что немного испортило впечатление, – хорошо различимая цветовая окраска серого поля. Любопытно, но этот эффект проявляется только при работе на номинальной скорости, а при записи на LP и даже на EP никаких проблем нет. В остальном отличия между SP и LP очень незначительны, что говорит о высоком качестве тракта записи-воспроизведения. На EP картинка немного ухудшается, оставаясь тем не менее “в рамках”. Наличие неотключаемой системы CVC не позволяет вручную скорректировать изображение. Теперь о спецрежимах. Как и следовало ожидать, картинка в стоп-кадре на SP проблем не вызывает – заметна только шумовая полоса в нижней части экрана. Переход на пониженную скорость приводит к пропаданию цвета, усилению шумов и появлению горизонтальной нестабильности растра в верхней части кадра. Любопытно, но дальнейшее снижение скорости возвращает цвет стоп-кадру, хотя уровень шума остается очень высоким и появляется вертикальная нестабильность растра.
   Качество звукового тракта от Panasonic не может не вызывать восхищения. Это абсолютный лидер по минимуму шума, причем с отрывом от ближайших преследователей не менее чем на 3 децибела, а это как-никак 1,5 раза. Низкий уровень шума и помех характерен и для записи на продольных дорожках, причем даже на пониженных скоростях ленты. АЧХ также отличаются академической правильностью, даже в моноканале и на LP, и EP.
   Резюме – отличное качество звука плюс возможность создавать фотоальбомы и воспроизводить записи в формате S-VHS.

Фронтальные разъемы Фронтальные разъемы
Меню Меню
Меню Меню
Мира Мира

Измерения

Технический комментарий

Четкость около 250 ТВЛ. Переход на пониженную скорость приводит к пропаданию цвета, усилению шумов и появлению горизонтальной нестабильности растра в верхней части кадра. Буквы мелковаты, зато есть подсказки.
Не ошибешься.