Сравнительные тесты
Центральная АС
Центр — зрителю ($500-620, "3-в-1")
Stereo&Video Март 2006
Мы продолжаем наш обширный тест акустических систем центрального канала, который начали в февральском номере. В прошлый раз мы изучали особенности «центростроения» на примере АС двух категорий: $200–300 и $300–500. В этом сравнительном тесте мы пристально изучили семь центральных колонок, находящихся в «высшей ценовой категории» ($500–620), которые предназначены для работы в тандеме с большими высококачественными «напольниками». Акустические системы центрального канала стоимость «за $500» — это уже серьезная заявка на построение мощной и действительно универсальной системы домашнего кинотеатра. Такие колонки, как правило, имеют внушительные габариты и используют самые прогрессивные технологии, соответственно, обладают более качественным и впечатляющим звучанием, чем их более скромные собратья. Их возможности широки и не ограничиваются тем, что могут перенести зрителя в самый центр битвы при просмотре кинокартины «Спасение рядового Райана», они также подарят VIP-билет на концерт любимого исполнителя — стоит только поставить DVD с этим концертом в лоток плейера. Они должны хорошо подходить как для музыки, так и для кино. Естественно, у каждой АС есть свои преимущества и недостатки, ориентируясь на которые, сопоставляя их с собственными предпочтениями, потребитель и должен выбирать себе самую подходящую акустическую систему. Мы постарались максимально облегчить нашим читателям этот процесс.
Но центры «за $500 и больше» — это еще не все, мы приготовили небольшой сюрприз. В нашем тесте появилась еще одна категория, тесно связанная с АС центрального канала — колонки «3-в-1», когда в корпус одной колонки встраивается сразу три отдельных акустических системы, озвучивающих и центральный, и фронтальные каналы. С ростом популярности современных плоскопанельных телевизоров такой подход становится более востребован теми, кто заинтересован в минимальном «загромождении» своей комнаты колонками и не в последнюю очередь обращает внимание на дизайн всей системы в целом. И если для «обычных центров» мы выполняли стандартное тестирование, в котором испытывали их по полной программе и выбирали победителя, то в случае АС «3-в-1» мы лишь постарались раскрыть данный сегмент рынка. Измерения таких колонок выполнялись исключительно как «центральных» (т.е. фронтальная пара не подключалась к тестовому стенду). Это результаты и приведены в итоговой таблице. Тем не менее паспортные данные для всех колонок, интегрированных в один корпус, как правило, совпадают, так что вы можете ознакомиться с ними в общей таблице. Зато прослушивание мы проводили при полноценном подключении всех трех каналов и выводы тоже делались применительно к работе таких АС в целом. Ввиду сильного ценового разброса у колонок данной категории мы не стали выбирать победителя, лишь отметили наши симпатии.
Хотим напомнить, что, как и в предыдущем тесте «центров», мы добавили в измерения еще один параметр — средняя неравномерность в интервале 300 Гц — 5 кГц, который чаще всего используется для передачи диалогов. А теперь — на старт!
Castle Bastion
- Цена: $500
- Оценка:
- Достоинства: тонально достоверный, динамичный звук с ясной артикуляцией речевых деталей
- Недостатки: тональный баланс немного смещен в сторону баса
Конструкция. АС центрального канала Castle Bastion создавалась как органичное дополнение к системе домашнего кинотеатра, где уже используются напольники Harlech S2 и Howard S3. Его конструкция выполнена в соответствии с классической схемой D’Appolito, в центре — 28-мм твитер с мягким куполом, по краям — два 130-мм СЧ/НЧ-динамика с диффузорами из плетеного углеволокна. Облегченная катушка из омедненного алюминиевого проводника обеспечивает особую точность и динамику их звучания, а Т-образной формы магнит повышает однородность магнитного поля и, соответственно, уменьшает нелинейные искажения за счет увеличения рабочего хода диффузора. Применяемый твитер полностью аналогичен высокочастотникам АС Harlech и Howard, что позволяет добиться аналогичного тонального звучания. Корпус изготовлен из плит MDF толщиной 18 мм и имеет скруглeнные края. Два небольших порта фазоинвертора выведены на переднюю панель и обрамляют твитер с обеих сторон. На задней панели только две пары клемм, рассчитанных на солидный провод и «бананы».
Звук. Британский центр продемонстрировал очень естественный звук. Колонка играет в целом уравновешенно в тональном отношении; легкое выделение верхнего баса выражается в аккуратном подчеркивании нижних формант голосов киноактеров, отчего речь звучит более эффектно, выпукло, крупно. Легкое смягчение верха делает прослушивание комфортным. Элементы звукового образа колонка неизменно преподносит ясно, отчетливо. Высока детальность предельно тихих фрагментов. Пластичны музыкальные «вкрапления». Энергетический потенциал модели вполне достаточен для решения большинства задач.
KEF iQ6c
- Цена: $600
- Оценка:
- Достоинства: высокое тональное разрешение, отличная динамика, естественность звука
- Недостатки:
легкий дефицит низкочастотных деталей
Конструкция. Эллиптический корпус центра новой серии iQ от KEF красиво изогнут. Этот выразительный элемент дизайна сводит к минимуму внутренние отражения, приводящие к искажению звука. Основной особенностью является коаксиальная конструкция СЧ-динамика диаметром 130-мм, совмещенного с алюминиевым твитером. Их соосное расположение улучшает диаграмму направленности и повышает детализацию звука. Такая головка называется Uni-Q, крепится внутри корпуса в отдельном отсеке, и является «ноу-хау» компании. В рассматриваемой модели ее дополняет пара НЧ-динамиков с увеличенным ходом и сверхнизким уровнем искажений, расположенных по обе стороны Uni-Q модуля. Среднечастотник хоть и выглядит как титановый, на самом деле это лишь напыление, но смотрится очень красиво. На задней панели АС расположились массивные винтовые клеммы и небольшой порт фазоинвертора.
Звук. Главные достоинства звука центра — это очень высокая прозрачность, хорошая панорамированность образа в глубину. При отображении элементов звуковой ткани слышно, как громкоговоритель идеально точно наводит звуковую «оптику» на резкость, а когда надо, красиво размывает детали заднего плана. В тональном отношении звук центра один из самых нейтральных и достоверных в подборке. Модель как бы слегка смягчает контрасты и контуры деталей — совершенно без ущерба для информативности. Высокая характеристичность и глубина передачи разнообразных звуковых фактур деталей делает прослушивание увлекательным, вызывает вовлеченность. Благодаря высокому динамическому ресурсу модель отлично воспроизводит любой материал.
Klipsch RVX-42
- Цена: $610
- Оценка:
- Достоинства: динамичный, остро детальный звук
- Недостатки: легкая окраска в среднем и высоком регистрах
Конструкция. Модель RVX-42 позиционируется как акустическая система, идеально подходящая по дизайну к современным плоскопанельным телевизорам. Колонка может выступать в любой роли — играть роль как центра, так и сателлитов. Корпус АС полностью выполнен из штампованного алюминия и оформлен пластиковыми накладками. На передней панели расположился 25-мм твитер с титановым куполом (установлен внутри фирменного рупора MicroTractrix Horn). Высокочастотник работает в ансамбле с двумя СЧ/НЧ-динамиками, диффузоры которых изготовлены из металлокерамики. Порты фазоинвертора расположены достаточно нестандартно — по одному на верхней и нижней сторонах АС. Колонка может устанавливаться на подставку, а также возможен монтаж на стену. В этом случае производитель прилагает шаблон для разметки отверстий с приклеенными указателями уровня!
Звук. Громкоговоритель продуцирует собранный, отлично детализированный во всем диапазоне, нейтральный в тональном отношении звук. Указанные качества слабо зависят от положения слушателя. Формируемый Klipsch звуковой объем слегка тяготеет к камерному. Снизу полномочия RVX-42 ограничиваются областью высокого баса — на которую приходятся основные тоны большинства низких мужских голосов. Модель воспроизводит тембральную сторону звука чуть упрощенно из-за легкой синтетичности в средней и высокой частях спектра. Однако последнее заметит лишь требовательный слушатель с музыкально тренированным слухом. Элементы звукового образа неизменно получаются у центра «в фокусе». Колонка не игнорирует мельчайших звуковых подробностей, весьма эффектно преподносит шумовые элементы фонограмм.
На задней панели Klipsch RVX-42 расположен переключатель схемы коррекции низкочастотной составляющей, учитывающий схему установки — на подставке или на стене. Порты фазоинвертора расположены на верхней и нижней панелях колонки. Подставка оснащена резиновыми ножками, выполняющими роль развязки с поверхностью
Измерения
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 3. Модуль входного импеданса
Технический комментарий
Частотная характеристика модели, в целом, довольно линейна, с небольшими выбросами в области средних и высоких частот. Небольшой подъем после 15 кГц может выражаться в подчеркивании самых верхних частот. С увеличением угла измерений этот ВЧ-выброс компенсируется, появляется также провал в районе 2 кГц. Больший угол уже заметно ослабляет характеристику в ВЧ-диапазоне. Низкочастотный диапазон лучше всего будет передан этой акустической системой при поддержке хорошего сабвуфера. КНИ в этом диапазоне достаточно высок (достигает 17,7%), но после 100 Гц идет на спад. Вероятно, некоторая синтетичность звучания связана именно с высоким КНИ. Заявленная производителем чувствительность в 94 дБ, самая высокая в тесте. Однако, измеренная нами чувствительность составила 87 дБ, как и у большинства других моделей (все дело, видимо, в разных способах измерения этого параметра). График сопротивления у данной модели довольно стабилен, среднее значение (8,77 Ом) близко к заявленным 8 Ом.