Сравнительные тесты
Музыкальные центры

Танцы под DVD

Stereo&Video Февраль 2006

Внаш век домашних развлечений не умеют читать DVD разве что кофемолки. Стационарная звуковоспроизводящая аппаратура без соответствующего привода уже немыслима. Экспансия началась с микро- и мини-систем. Ее результаты, воплощенные в конкретных устройствах, мы впервые подробно рассматривали ровно год назад. Значит, пришло время познакомиться с современными представителями техники этого класса, а заодно оценить, что нового приготовили нам производители и куда направлен вектор развития.
   Честно говоря, революционных изменений здесь не наблюдается: разработчики экспериментируют в основном с дизайном и вариантами реализации пространственного звучания. Однако заметна интересная тенденция: мини- и микросистемы все чаще становятся фактически «однокоробочниками», т.е. снабжаются пятью АС, а подчас еще и сабвуфером. В связи с этим мы собрали в тест устройства различной конфигурации — от стереофонических до 5.1-канальных (6.1- и 7.1-моделей в этом классе нет), — охватив тем самым достаточно широкий ценовой диапазон. Наиболее доступные по цене модели (как правило форм-фактора микро), базируются на классическом стерео: пространственные эффекты здесь реализуются виртуально, посредством электронной обработки звука. Микросистемы подороже комплектуются пассивным сабвуфером, призванным повысить отдачу по низким частотам (какой блокбастер без хорошего баса?). Причем «саб» может встречаться как в двухканальной конфигурации (известная схема «трифоник»), так и в многоканальной, быть активным или пассивным (тогда его усилитель расположен в центральном блоке). Наиболее дорогие модели (уже не микро-, а мини-системы) являются полноценными домашними кинотеатрами (пять акустических систем, на каждую — свой канал усиления). Такие модели, как уже отмечалось, конкурируют с недорогими комплектами «из одной коробки» как по цене, так и по масштабности звучания, имея при этом еще и кассетную деку. Впрочем, сей «электронный атавизм», по нашему мнению, давно пора заменить хотя бы популярной в портативной технике флэш-памятью. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Например, появляются аппараты пусть не со встроенной памятью, но с возможностью подсоединить внешние носители информации через популярный USB-интерфейс. Остается надеяться, что в скором времени USB-вход для музыкальных центров станет стандартным.
   Все способы виртуальной (в частности, двухканальной) реализации пространственного звучания до сих пор сильно уступали полноценному звуку 5.1, что, в общем, неудивительно. С другой стороны, стереосистемы обладают одним неоспоримым преимуществом — легкостью инсталляции (не нужно искать место для центральной и тыловых колонок, а потом настраивать их громкость и задержки). Да и вообще, стоит ли городить многоканальный «огород», если планируется использовать музыкальный центр в основном по его прямому назначению — для прослушивания музыки? А уж с музыкой проблем быть не должно, главное, зарядить DVD-чейнджер разнообразными дисками, среди которых могут быть как мультимедийные болванки с MP3 и WMA-файлами, так и экслюзивные DVD-Audio (этот формат воспроизводят два аппарата в тесте). В этом случае танцы до упаду под DVD вам обеспечены.

JVC CA-DXT9

  • Цена: $500
  • Достоинства: воспроизведение DVD-Audio, оригинальные тыловые АС
  • Недостатки: не поддерживается MPEG-4, отсутствует SCART


   Конструкция. Фаворит модельного ряда, DXT9 отличается не только семью АС (пять сателлитов и два пассивных сабвуфера), но и приличной мощностью усилителя, на что косвенно указывает масса центрального блока (более 11 кг) и потребляемая им мощность (335 Вт). Он имеет пятидисковый чейнджер элеваторной конструкции и две кассетные деки одна над другой, что делает его похожим на системный блок компьютера. Тыловые АС выполнены по оригинальной технологии Omni Top — два твитера, один излучает вверх на специальный конусный рассекатель. Этим обеспечивается широкая диаграмма направленности, что идет на пользу при просмотре кино.
   Функции. В активе системы — возможность воспроизведения дисков DVD-Audio, в том числе и в многоканальном варианте. Набор аудиорегулировок порадует любого: помимо семи предустановок эквалайзера (в т.ч. трех пользовательских) — шесть DSP-режимов и четырехступенчатая настройка баса. В 99 ячеек памяти можно занести данные о всех загруженных в чейнджер дисках, будь то CD-Audio, CD-MP3 или DVD.
   Управление. Меню настроек не русифицировано, однако назначение пунктов понятно. На лицевой панели клавиш немного, большая их часть размещена на пульте ДУ, причем под сдвижной крышкой. Для некоторых функций, например, программирования треков, необходимо руководствоваться OSD-индикацией, выводимой на телевизор. При работе со смешанными дисками в меню нужно выбрать среду воспроизведения (музыка или картинки).
   Рекомендации. Пара пассивных сабов скорее дополняет звучание фронтальной пары. И если при прослушивании музыкальных треков этого достаточно, то в кино заметен дефицит глубокого баса. Задействовать же усилитель низких частот Extended Super Bass надо с осторожностью, иначе басы начнут бубнить. Тем не менее систему можно по праву назвать универсальной. Пусть она и не проигрывает DivX, зато с остальными форматами, включая DVD-Audio, проблем нет. Хорошо передаются пространственные эффекты, за что отдельное спасибо ненаправленным тыловым АС.

Пульт ДУ способен управлять телевизорами 13 марок. Переключение в режим ТВ — рычажком на правой боковой стенке Пульт ДУ способен управлять телевизорами 13 марок. Переключение в режим ТВ — рычажком на правой боковой стенке
Задняя панель Задняя панель
Тыловая колонка Тыловая колонка

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. МЧХ видеотракта
Рис. 3. График цветового баланса для видеосигнала в цветовом пространстве (R-Y/B-Y)

Технический комментарий

Единственная в тесте система, имеющая фронтальные, центральную и тыловые колонки разной конструкции. Наилучшие характеристики, как и следовало ожидать, у фронтальной пары — неравномерность в диапазоне 100–20000 Гц менее 4 дБ (показатель, близкий к среднему по тесту). Неожиданно высокой оказалась направленность звучания у центральной АС, но это несущественно. Важнее, что «всенаправленный» тыл создает равномерное аудиополе на широком пространстве. Сабвуфер почти не расширяет воспроизводимые частоты — падение начинается со 100 Гц, как и у «фронтов». Характеристики видеотракта — хорошие.

Panasonic SA-PM91D

  • Цена: $270
  • Достоинства: крупный дисплей, низкая цена
  • Недостатки: малая мощность усилителя, не читаются мультимедийные DVD и MPEG-4


   Конструкция. Микросистема построена по проверенной временем конфигурации: пятидисковый DVD-чейнджер элеваторного типа плюс раздельное усиление низких и высоких частот (Bi-Amping). Возможности усилительного тракта скромные — заявлено 40 Вт на канал, реально есть только семь ватт. Однокассетная автореверсная дека традиционно размещена на верхней панели корпуса, как бы освобождая место для крупного люминесцентного дисплея. Консоль управления (ее бирюзовую подсветку можно отключить) заметно выступает вперед, обеспечивая удобный доступ к клавишам. В наборе видеоинтерфейсов — все аналоговые, кроме компонентного и VGA. Также предусмотрен и выход на активный сабвуфер, то есть возможность простейшего апгрейда.
   Функции. Система читает смешанные (MP3/JPEG) «компакты», но мультимедийные DVD не распознает. Увы, за бортом остался и DivX. Встроенный файловый менеджер может отображать только файлы/папки или полную структуру диска. Русскоязычные названия не поддерживаются, зато реализован поиск файлов по начальным символам. Есть что предложить и кассетной деке, а именно — автопоиск на десять треков в обе стороны.
   Управление. Несмотря на отсутствие русификации, назначение пунктов меню настроек понятно, — помогает система подсказок. При навигации по файлам или опциям меню лишний раз отмечаешь удобно расположенный на пульте функциональный «крест» с подтверждающей кнопкой посередине.
   Рекомендации. Несмотря на то, что аппарат без проблем декодирует оба варианта многоканального звука с DVD (DD и DTS), не стоит ожидать от него впечатляющих пространственных эффектов: за звук в данном случае отвечает только фронтальная пара акустических систем, да и мощность усилителя невелика. Чуть добавить масштабности в звучание можно при помощи двухступенчатого режима Advanced Surround, однако на окраске звучания это сказывается не лучшим образом (оно становится гулким). Присмотреться к этой модели советуем тому, кто уже полюбил DVD, но еще не решился расстаться с коллекцией аудиокассет.

Добрая половина клавиш на пульте заведует двумя режимами (второй активируется через клавишу Shift), поэтому приходится действовать обеими руками Добрая половина клавиш на пульте заведует двумя режимами (второй активируется через клавишу Shift), поэтому приходится действовать обеими руками
Задняя панель Задняя панель
Кассетная дека Кассетная дека

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. МЧХ видеотракта
Рис. 3. График цветового баланса для видеосигнала в цветовом пространстве (R-Y/B-Y)

Технический комментарий

Аппарат классической компоновки (2.0), звучание полностью определяет стереопара. АЧХ колонок — практически лучшая в тесте: неравномерность в диапазоне 100–20000 Гц менее ±2 дБ, по –10 дБ воспроизводятся частоты от 70 до 20000 Гц. Мало того, колонки практически ненаправленные, что важно для «коллективного просмотра». К сожалению, мощность усилителей оказалась очень низкой. Видеотракт работает так же, как у большинства претендентов. Яркостная четкость по S-Video составляет 5,2 МГц по –10 дБ, контраст не меняется до 2,8 МГц.

Samsung MM-KC10

  • Цена: $320
  • Достоинства: разъем USB-хост для цифровых устройств
  • Недостатки: долго загружаются диски с мультимедийными данными


   Конструкция. Аппарат построен по классической схеме «трифоник»: басовую поддержку фронтальной паре обеспечивает пассивный сабвуфер. Комплект акустики подключается к основному блоку через оригинальные разъемы (полярность не перепутаешь!). Отсутствие в основном блоке кассетной деки объясняется стремлением идти в ногу со временем: вместо устаревшего аналогового источника разработчики предусмотрели подключение разнообразной цифровой техники: цифровых камер, MP3-плейеров, флэш-дисков и кардридеров. Необходимый для этого USB-интерфейс с поддержкой режима USB-хост вынесен на лицевую панель, а в инструкции по эксплуатации приводится обширный список поддерживаемого оборудования. Правда, следует учитывать, что MM-KC10 распознает носители только с файловой системой FAT и FAT32.
   Функции. Что касается воспроизведения DVD-видео, то здесь система предоставляет стандартный сервис. Встроенные декодеры распознают как формат Dolby Digital, так и DTS. Спешим предупредить любителей домашней видеозаписи — диски DVD-VR аппарат не воспроизводит. Также не распознаются DVD с мультимедийными файлами, хотя аналогичные CD-R/RW читаются без проблем. Разумеется, не обошлось без функции караоке: в комплекте поставляется DVD-караоке пятой версии, содержащий 4000 песен, из которых 700 записаны с профессиональным бэк-вокалом. Любопытно, что при воспроизведении DVD никаких манипуляций со звуком произвести невозможно — предустановки эквалайзера и DSP-режимы работают только с MP3, CD-Audio и радиоприемником.
   Управление. Командовать аппаратом несложно, особенно если использовать клавиши на лицевой панели. Очень удобна многофункциональная рукоятка Multi-Jog, позволяющая выбирать треки диска или пресеты тюнера. Меню производитель обещает русифицировать.
   Рекомендации. Пространственные эффекты не так рельефны, как у систем с тыловыми АС. Аппарат рассчитан на любителей вечеринок — молодежь, экипированную USB-плейерами, желающую перепеть новейший хит, а между делом и кино посмотреть.

Крупный пульт ДУ снизу имеет специальный выступ под указательный палец. Основные клавиши (на фото —светлые) — флуоресцентные Крупный пульт ДУ снизу имеет специальный выступ под указательный палец. Основные клавиши (на фото —светлые) — флуоресцентные
Задняя панель Задняя панель
Работа с внешним USB-накопителем Работа с внешним USB-накопителем

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. МЧХ видеотракта
Рис. 3. График цветового баланса для видеосигнала в цветовом пространстве (R-Y/B-Y)

Технический комментарий

Акустическая схема модели — 2.1, т.е. стереопара и активный сабвуфер, реально расширяющий диапазон звучания приблизительно на 50 Гц «вниз» (до 60 Гц по –10 дБ), поэтому значительная (ок. ±8 дБ) неравномерность АЧХ стереопары не обедняет звучание. Звучание колонок имеет значительную направленность (поворачивайте их «лицом» к слушателям). Мощность усилителей несколько ниже средней по тесту. Разрешение по композитному сигналу — самое низкое в подборке (реально воспроизводятся частоты до 2,3 МГц, выше — муар), так что использовать композит имеет смысл только для перезаписи на VHS.