Сравнительные тесты
Центральная АС

Центр — зрителю ($200-300, $300-500)

Stereo&Video Февраль 2006

Акустическая система центрального канала — одна из самых важных компонент домашнего кинотеатра, причем ориентированного не только на музыку, но и на современные многоканальные музыкальные форматы DVD-Audio/SACD. Тем не менее частенько ее значение недооценивается владельцем (а ведь эта колонка обслуживает самый информационно насыщенный канал: на нее ложится до 60 процентов всего объема саундтрека) и в результате звуковая сцена «рвется», ощущается недостаток объема и ни о каком эффекте присутствия не может быть и речи. Чтобы избежать этого, надо хорошо ориентироваться на современном рынке, где представлены сотни моделей. Чтобы помочь в этом читателям, мы запланировали обширный тест центров, важность которых все больше растет по мере распространения многоканальных музыкальных форматов, где нужно воспроизводить не только диалоги и спецэффекты, но и точно передавать музыкальные нюансы. Решив провести большой тест, мы недооценили ситуацию на рынке — «центростроение» настолько продвинулось, что в один материал объединить все не удалось, поэтому мы решили разбить всех участников на три ценовые категории: $200–300, $300–$500 и >$500. Первые две категории насчитывают 17 центров различных производителей (только Polk Audio выступил в обоих весовых категориях) и именно их сравнительное тестирование будет представлено в этом номере. Ну а о «топовых» моделях можно будет прочитать в весеннем, мартовском номере.
   Первая группа представляет собой достаточно бюджетное решение, которое хорошо впишется в комплект к полочникам или недорогим напольникам. Они должны достаточно уверенно выступать в кино, а вот на музыкальном фронте ничего особого ждать не стоит. Гораздо более интересна вторая категория — в нее вошли колонки, зачастую «напичканные» уникальными технологиями, позволяющими им на равных звучать в системах с хорошими дорогими напольниками и полочниками. Они могут без проблем долго играть на хорошей громкости, если вдруг вам захочется устроить дома дискотеку, причем с музыкой они тоже будут «на ты». Такие акустические системы уже хорошо подойдут для тех, кто в равной степени смотрит кино и любит слушать музыку. Конечно, собирать систему, начиная с центра — достаточно авангардный подход. Но ведь можно подбирать и фронтальные колонки к центральному каналу, а не только наоборот! Такой подход тоже имеет право на жизнь, к тому же, некоторые АС различных фирм и линеек в центральном исполнении не выпускались никогда.
   Методика тестирования и измерения не отличались от применимых к обычным 5.1-системам. Разве что мы добавили в измерении еще один параметр — средняя неравномерность в интервале, наиболее используемом при передаче диалогов (300 Гц — 5 кГц). Итак, соревнование лучших из лучших «центров» в двух весовых категориях начинается!

Boston Acoustics CRC7

  • Цена: $300
  • Оценка:
  • Достоинства: отчетливый, контрастный, нейтральный звук
  • Недостатки: подчеркивание высоких частот


   Конструкция. Центральный канал CRC7 в ассортименте американской компании Boston Acoustics относится к линейке «компактных колонок», и, действительно, АС отличается весьма скромными габаритами. Колонка сделана с применением фирменных технологий компании. В ней используется твитер из материала Kortec, получаемый с помощью пропитки шелкового купола специальным составом, позволяющим сделать обратную сторону мембраны достаточно жесткой. В СЧ/НЧ-секции занято два 115-мм динамика из копропилена. Причем один из них работает как пассивный радиатор, усиливая таким образом низкочастотную составляющую. Это более дорогое решение, чем стандартный фазоинверторный порт, но зато и более качественное — на работу пассивного радиатора не влияют параметры окружающей среды. Колонка оснащена парой солидных винтовых клемм с позолотой. Предусмотрены кронштейны как для горизонтального, так и для вертикального крепления на стене (правда, непонятно, зачем крепить акустическую систему вертикально). Для вертикального размещения предусмотрен поворот шильдика на 90°.
   Звук. В звуке колонки ощутим легкий дефицит низкочастотной информации, отчего нижние форманты мужских речевых тембров передаются недостаточно выпукло. Весьма отчетлив верхний регистр: все до единой детали — «как на ладони». CRC7 заметно подчеркивает шипящие согласные в речи, поэтому декоративную решетку лучше не снимать. Тональный аспект материала представляется слегка упрощенно. Звук в целом собранный, острый, компактный. Колонка уверенно держит удар при отработке быстрых динамических выбросов. Можно прогнозировать хорошую сочетаемость ее с напольными фронтами фирменной линейки.

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 3. Модуль входного импеданса

Технический комментарий

График АЧХ американского «Бостона» характеризуется хорошей ровной полочкой от 400 Гц до 1 кГц (не зря наши измерения показали достойный результат по неравномерности на участке 300 Гц — 5 кГц). В дальнейшем АЧХ отличают небольшие флуктуации, стремящиеся ввысь. Замеры под углом показали провал на 2 кГц, но он на звучание не влияет — «центр» обычно находится на оси прослушивания. На графике КНИ можно видеть, как с ростом уровня сигнала растут и искажения, начиная с 0,42% (при 82 дБ) и заканчивая на 1,3% (при 94 дБ). Сильный выброс можно видеть на 100 кГц, к счастью, такие частоты редко добираются до АС центрального канала. Несмотря на то, что нижняя граница заявлена производителем на уровне 80 Гц, колонка начинает играть с 52 Гц. На графике импеданса присутствуют три пика, максимальное значение достигает 13,5 Ом, а минимальное находится на уровне 3,25 ома. Особых проблем для усилителя эти скачки не представляют, да и значения импеданса не являются чем-то криминальным.

DLS RC55

  • Цена: $270
  • Оценка:
  • Достоинства: комфортный, естественный звук, чистый нижний регистр
  • Недостатки: немного смягчена деталировка во всем диапазоне


   Конструкция. Компания DLS хорошо известна благодаря своим высококачественным автомобильным динамикам. В 2004 году «шведы» обратили свое внимание и на нишу домашнего кинотеатра. Серия R, к которой и принадлежит наша «испытуемая» выпускается под девизом — «глубокий бас в компактном корпусе». Не можем сказать, что RC55 обладает небольшими габаритами, да и вес у нее приличный — все говорит о солидном подходе. Компоновка достаточно классическая — на передней панели по ее краям расположены 2 СЧ/НЧ-динамика из непрессованной целлюлозы, а в центре расположился шелковый твитер диаметром 28 мм. На задней панели находятся две пары позолоченных клемм и два порта фазоинвертора — напротив каждой СЧ/НЧ-головки. Как ни странно, но клеммы и идентификационные наклейки ориентированы на вертикальное положение АС, а не на горизонтальное, которое подразумевается для АС центрального канала.
   Звук. Вверенный центральному каналу материал громкоговоритель преподносит вполне ясно, артикулированно. Отчетливая передача речевых элементов не допускает разночтений восприятия. Бас колонка воспроизводит в естественной манере, как бы имитируя акустические особенности живого звука, выпукло, с подъемом. При передаче низкочастотных структур модель немного сглаживает (не размывая) драматически важные контрасты. По сравнению с некоторыми соперниками по тесту шумовой аранжировке в трактовке DLS слегка недостает «перца». Позитивная сторона данной «медали»: звук очень комфортный, совершенно неутомительный. Данная акустика подойдет тем, кто в кино предпочитает мелодрамы боевикам.

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 3. Модуль входного импеданса

Технический комментарий

Подъем в районе 100 Гц на графике АЧХ характеризует усиление низких частот, что и отметили наши эксперты по звуку. До 1 кГц колонка играет очень ровно и лишь потом начинает «рисовать» звуковые узоры. Нельзя не отметить, что в диапазоне 1,3–20 кГц дисбаланс АС составил ровно 0 дБ! В очень важном для нас диапазоне 300 Гц — 5 кГц был продемонстрирован средний результат — 1,7 дБ. После 15 кГц замечен небольшой скачок, который может привести к легкой окраске самой верхней части диапазона. Замеренная нами чувствительность оказалась на 4 дБ ниже, чем заявляет производитель (84 против 88). Зато в процессе измерения КНИ мы не могли не порадоваться за результаты. Как выяснилось, лучше всего колонка играет при среднем уровне громкости, тем не менее и при других уровнях результаты были очень достойными. Не обошлось опять без пика на 100 Гц, однако он не превысил 3,4%, так что если вам вздумается возложить на эту акустическую систему работу по воспроизведению низких частот — она к этому готова.

Dynaudio A 42C

  • Цена: $300
  • Оценка:
  • Достоинства: отлично сбалансированный, чистый во всем диапазоне звук Hi-Fi-качества
  • Недостатки: точность и академизм звука некоторые сочтут суховатыми для кино


   Конструкция. Принадлежность этой небольшой центральной колонки к прославленному бренду Dynaudio можно определить сразу — специфический СЧ/НЧ-динамик говорит сам за себя. В нем используется фирменная полимерная мембрана MSP (Magnesium Silicate Polymer), которая изготавливается из силиката магния. Этот материал легкий, при этом очень жесткий и отличается небольшими внутренними резонансами. 28-мм твитер изготавливается из шелка по фирменной технологии Esotar. Фазоинверторный порт также выведен на переднюю панель, имеющую солидную толщину — 18 мм. На задней стенке расположены мощные винтовые клеммы, залитые в пластик. Bi-wiring они не поддерживают, зато могут быть использованы солидные «бананы».
   Колонки изготовлены в Дании, о чем говорит наклейка на коробке, а также красноречивая надпись чуть ниже основной — «Danes don’t lie» (Датчане не врут).
   Звук. Звук этого центра наиболее точно соответствует определению «звуковой нейтралитет». Формируемый колонкой образ удивляет уравновешенностью, сбалансированностью всех элементов. Звуковые планы ясно эшелонированы в глубину, громкие детали первого плана не перекрывают самых тихих фоновых звуков. Очень естественная передача музыкальных фрагментов свидетельствует об отличном тональном балансе. Актерские реплики великолепно артикулированы. С одной стороны, в звуке много хорошо взвешенной информации, с другой — нет навязчивости в ее представлении. Модель играет динамично, точно, но такой звук некоторым покажется излишне академичным. Центр можно рекомендовать тем, кто много слушает многоканальную музыку.

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 3. Модуль входного импеданса

Технический комментарий

Приятной глазу линейностью характеризуется амлитудно-частотная характеристика датской колонки. До 2,5 кГц можно видеть практически ровную прямую. Далее следует несколько небольших скачков, совершенно не отражающихся на звучании и передаче диалогов, но подпортивших параметр средней неравномерности в этом интервале, который составил 1,6 дБ. После 5 кГц АЧХ плавно растет и потом также плавно идет на спад. Очень хорош показатель дисбаланса, замеренный после 1,3 кГц — он составляет всего –0,1 дБ. Нижняя граница этой АС — 44 Гц, что является лучшим результатом теста (датчане пишут о 54 Гц). На графике КНИ мы видим уже хорошо знакомый пик на 100 Гц, и даже несмотря на это, в диапазоне 40–100 Гц при уровне сигнала 88 дБ Audience 42C показывает лучший результат, составивший 1,84%. Весьма достойно колонка выступает и в других частотных интервалах. График импеданса демонстрирует два пика, на 90 Гц и на 2 кГц, при этом минимальное значение составляет 3,9 Ом.