Сравнительные тесты
AV-ресиверы

Дешевле, круче, мощнее! ($180-300)

Stereo&Video Декабрь 2005

В уходящем году мы рассмотрели несколько типичных вариантов построения домашнего кинотеатра. Мы рассказали о AV-ресиверах среднего класса, которые способны стать центром высококачественного театрального комплекса, но только в «связке» с дорогой акустикой и первоклассным DVD-проигрывателем. Также были протестированы системы из одной коробки, которые оставалось только собрать и включить. Это, образно говоря, крайние варианты. Нынешний сравнительный тест адресован людям умеренным — тем, кто решил строить театр по «кирпичикам», но истратить ненамного больше, чем вышло бы при покупке качественного однокоробочного комплекта. Им производители предлагают разнообразные ресиверы начального уровня. Спешим опровергнуть скоропалительные суждения о том, что подобные аппараты не являются «полноценным Hi-Fi». Большинство моделей почти ничем не уступает своим более дорогим собратьям. Мало того, представители этого класса все чаще обзаводятся функциями, которые раньше были доступны только «продвинутым» аппаратам. Например, почти каждый ресивер имеет набор декодеров Dolby Digital EX и DTS ES, т.е. воспроизводит, пусть в виртуальном варианте, звук 6.1. Впрочем, виртуальная реализация тылового центра постепенно уходит в прошлое: все больше моделей оснащаются шестью или даже семью каналами усиления. При этом реальная выходная мощность начинается от 80 Вт на канал, а у большинства моделей она превышает 100 Вт на канал. Даже пружинные акустические клеммы, до недавнего времени почти обязательные для недорогих ресиверов, сдают позиции: подавляющее большинство участников теста имеют солидные винтовые зажимы для подключения всех АС. Одним словом, наши сегодняшние конкурсанты соответствуют названию теста в полной мере.
   С другой стороны, чтобы уложиться в подобную ценовую категорию, производители не могли не пойти на компромиссы. В первую очередь стоит отметить отсутствие у абсолютно всех аппаратов OSD-меню — вся информация выводится только на штатный дисплей. Конечно, поначалу приходится разбираться со всевозможными сокращениями (дисплеи небольшие), но согласитесь, на качество звука подобная экономия не влияет. В некоторых случаях разработчики отказываются и от коммутации видеосигналов. Очередной компромисс? Разумеется, но так ли важна возможность управлять сигналом S-Video или YCbCr, особенно, если учесть, что DVD-плейер подключается чаще всего по RGB? Здесь есть даже рациональное зерно — поскольку отсутствуют видеоплаты, то нет лишних наводок на аудиотракт. Экономия коснулась и фронтальных AV-входов: ими оснащен только один (причем, самый дорогой) участник теста. В общем, надо отдать должное разработчикам — в жертву снижения себестоимости принесены только второстепенные функции и конструктивные моменты, а не факторы, напрямую определяющие качество звука.
   В итоге получается, что современный AV-ресивер бюджетного класса, имея наряду с доступной ценой, вполне солидные мощностные показатели и универсальность при выборе вариантов подключения, может стать полноценной основой домашнего театрального комплекса.

BBK AV320T

  • Цена: $190
  • Оценка:
  • Достоинства: простое управление, возможность подключения низкоомной акустики
  • Недостатки: шумный вентилятор принудительного охлаждения


   Конструкция. Объемные пластиковые накладки, имитирующие фрезерованный алюминий, выглядят эффектно. В пользу аппарата работает и минимализм передней панели. На ней только клавиша включения, кнопка входа в меню и массивная универсальная рукоятка, «заведующая» большинством операций. Аппарат работает только с аудиосигналом: предусмотрены два линейных стереовхода и многоканальный вход 5.1. Примечательно, что цифровых аудиовходов здесь тоже три: два коаксиальных и оптический (свидетельство внимания фирмы к цифровым носителям звука). Несмотря на довольно внушительную высоту корпуса и большое свободное внутреннее пространство, используется принудительное охлаждение. Крупный вентилятор активируется только во время воспроизведения; при значительном снижении громкости вентилятор отключается, что маскирует заметный шум крыльчатки. Так как вентилятор работает на всасывание, а его мощность приличная, не рекомендуется ставить ресивер близко к полу, иначе часто придется очищать его «внутренности» от пыли.
   Функции. Помимо обработки потоков Dolby Digital/DTS и преобразования двухканального сигнала по алгоритму DPLII, предусмотрено пять режимов DSP. Также можно подкорректировать звучание при помощи эквалайзера (пять пресетов) или же прямой регулировки тембров. Встроенный тюнер обладает минимальными возможностями, из его особенностей стоит отметить лишь режим автозапоминания. Не обошлось без фирменной функции караоке — на лицевой панели размещен микрофонный вход, а в меню предусмотрено изменение громкости вокала и уровня реверберации.
   Управление. Как уже было сказано выше, главную роль при настройке ресивера выполняет многофункциональная рукоятка. Сам процесс контролируется через простое штатное меню, где можно выбрать размер АС (большие/маленькие) и задать задержки для центрального и тыловых каналов. К уровню каждого канала есть прямой доступ с пульта ДУ, цветом разделенного на рабочие зоны. Пульт умеет управлять только ресивером.
   Рекомендации. Аппарат для тех, кто при конструировании домашнего кинотеатра ставит на первое место экономию средств, а на второе — элегантную внешность центрального блока.

Задняя панель Задняя панель
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и входа 5.1

Технический комментарий

Неравномерность АЧХ довольно значительна: составляет 0,8 дБ, а это предпоследний результат в тесте. Ощутимый спад характеристики начинается с 12 кГц, что выражается в «оглушении» музыкальных партий. Коэффициент демпфирования невелик (17 ед.), поэтому аппарат сработается далеко не со всякой акустикой. К достоинствам следует отнести довольно высокую симметрию аналоговых тембров и значительную измеренную мощность (122 Вт). Однако КНИ при этом оказался самым высоким среди соискателей — 0,08. Абсолютные величины разделения каналов очень высоки — более 61 дБ по входу 5.1, более 63 дБ по сигналу Dolby Digital и около 67 дБ по сигналу DTS. В то же время асимметрия очень велика — превышает ±4 дБ (самая большая в тесте). Похожие на яблоко графики взаимопроникновения говорят о том, что разделение тыловых каналов хуже, чем фронтальных. Это сказывается на ширине тыловой панорамы и точности локализации. Тюнер обладает очень высокой чувствительностью и близким к среднему по тесту отношением сигнал/шум.

JVC RX-5052S

  • Цена: $220
  • Оценка:
  • Достоинства: виртуальное декодирование сигналов Dolby Digital-EX и DTS-ES
  • Недостатки: отсутствует линейный вход 5.1


   Конструкция. Разработчики эстетствовать не стали — разместили все органы управления на лицевой панели. А чтобы она не казалась перегруженной, их форму и место клавиш тщательно продумали. В наборе разъемов найдется все необходимое, за исключением входа 5.1. Модель управляет даже композитным видеосигналом, позволяя осуществить «сквозной» канал для записи при одновременном подключении к ресиверу DVD-проигрывателя и видеомагнитофона. OSD-меню здесь не реализовано, что для техники такого класса — норма. К сожалению, этого не скажешь о пружинных клеммах для подключения акустики: у большинства конкурентов они винтовые.
   Функции. Хотя ресивер имеет пять каналов усиления, здесь предусмотрен режим Virtual Surround Back (VSB) виртуального декодирования аудиосигнала Dolby Digital Surround EX, DTS-ES. Информация тылового центра подмешивается в сигнал, идущий на тыловую пару АС. При желании режим можно отключить, но весь наш тестовый 6.1-материал модель отыграла с VSB реалистично. Ресивер предоставляет множество DSP-режимов, в число которых входит 3D Headphone — возможность прослушивания многоканального звука через подключенные наушники. Кроме того, для точной частотной коррекции предусмотрен пятиполосный эквалайзер.
   Управление. Всю работу по настройке параметров многоканального звучания берет на себя универсальная рукоятка Multi Jog, размещенная на лицевой панели под большой рукояткой громкости. Она отвечает не только за выбор типа и числа АС, ввод расстояний и уровней для каждого канала, но и за настройку эквалайзера. Алгоритм работы Multi Jog очень удобный, чего не скажешь про усеянный мелкими клавишами пульт ДУ. Однако у него есть и сильная сторона: он способен управлять фирменными аудио- и видеокомпонентами (CD- или DVD-проигрыватель, телевизор и видеомагнитофон).
   Рекомендации. Конечно, отсутствие аналоговых аудиовходов 5.1 накладывает на использование AV-ресивера определенные ограничения. С другой стороны, подкупает множество режимов многоканального звучания. Фантомный канал Surround Back позволяет не только реализовать более масштабные звуковые эффекты, но и сэкономить на АС.

Задняя панель Задняя панель
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и входа 5.1

Технический комментарий

Аппарат точно характеризуется словом «средний». Размах колебаний АЧХ — средний по тесту и составляет 0,4 дБ. То же можно сказать и о коэффициенте демпфирования, составляющем 32 ед. Он позволяет аппарату эффективно работать с акустическими системами опять же средней чувствительности. Величины взаимопроникновения близки к среднему арифметическому в подборке и составляют 54 дБ в Dolby Digital и 57 в DTS при разбросе ±2 дБ (типичная величина); каплеобразные графики рис. 2 свидетельствуют о том, что уровень проникновения посторонних сигналов в центральный канал ниже, чем в остальные, и это приводит к четкой локализации диалогов. Другие показатели приподнимают аппарат над средним уровнем. У него значительная выходная мощность (127 Вт), а нелинейные искажения — низкие (0,027%). На рис.1 — результат работы 5-полосного эквалайзера с высокой симметрией. Тюнер обладает второй по тесту чувствительностью и довольно высоким соотношением сигнал/шум, что улучшает прием слабого сигнала.

Kenwood KRF-V6090D

  • Цена: $260
  • Оценка:
  • Достоинства: готовность к работе с многоканальным звуком 7.1
  • Недостатки: реальная мощность значительно отличается от заявленной


   Конструкция. Глубина корпуса ресивера — минимальная в тесте (всего 30 см), и при размещении в стандартной стойке для кабелей остается достаточно места. А их может быть очень много. Аппарат коммутирует не только аудио-, но и видеосигналы всех основных видов — композитный, S-Video и компонентный, что может пригодиться владельцу видеопроектора (конвертер видеосигналов, разумеется, отсутствует — класс аппаратуры не тот). В наличии — вход 5.1, что подразумевает работу с многоканальным звуком DVD-Audio или SACD. Имеется шесть каналов усиления и декодеры Dolby Digital EX и DTS-ES, так что соответствующие записи воспроизводятся в полном объеме. Ресивер позволяет создать и систему 7.1, но здесь потребуется дополнительный стереоусилитель: для подключения двух громкоговорителей Surround Back предусмотрены только линейные выходы.
   Функции. Ресивер располагает широким набором DSP-режимов, а также фирменной функцией Active EQ, которая позволяет оперативно подкорректировать звук в различных вариантах стереозвучания, будь то музыка, кино или просмотр телепередач. Также предусмотрена корректировка тембров, отдельное усиление баса (режим Bass Boost) и режим тонкомпенсации. Последние три функции активируются только с пульта ДУ. Встроенный тюнер обладает общей памятью для диапазонов AM и FM (40 ячеек) — вполне разумное решение. Система автозапоминания сначала записывает в память RDS-станции, потом все остальные.
   Управление. Работать с настроечным меню можно как при помощи специального регулятора на лицевой панели, так и с пульта ДУ. Правда, в любом случае приходится общаться с однострочным дисплеем, отображающим большинство опций в сокращениях. Словом, без инструкции не обойдешься. Комплектный пульт ДУ удобен — клавиши правильно сгруппированы, рабочие зоны выделены цветом. Пульт способен управлять и DVD-проигрывателями фирмы.
   Рекомендации. Мощная функциональная оснащенность аппарата привлечет любителей «аппаратурного экстрима», т.е. тех, для кого система 6.1, — необходимый минимум, а идеал — звук 7.1. И вызывает уважение тот факт, что для достижения этого идеала данный аппарат не требует высоких затрат.

Задняя панель Задняя панель
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и входа 5.1

Технический комментарий

Хотя общая неравномерность АЧХ в полосе частот 20–20000 Гц оказалась довольно значительной (0,77 дБ), реально характеристика начинает заваливаться лишь на частотах выше 15 кГц (спад 0,5 дБ), а это может ухудшить разве что воспроизведение SACD/DVD-A. Тембры — цифровые (об этом свидетельствует «отсечка» на 20 кГц), работают на редкость симметрично. Максимальная измеренная мощность равна 74 Вт, что ниже среднего по тесту, однако нелинейные искажения при этом близки к минимальным в подборке (0,025%), а коэффициент демпфирования — максимальный (74 ед.)! Последнее позволяет говорить о том, что в выборе акустики потребитель имеет полную свободу. Встроенные декодеры дают сигнал с хорошим разделением. Для Dolby Digital оно составляет 59±3 дБ, для DTS — порядка 63±2 дБ. Примечательно здесь следующее: наилучшие показатели имеет 5.1-вход (64±2 дБ), что говорит, во-первых, о хорошей топологии схем, во-вторых, о серьезном расчете на работу с эксклюзивными форматами. Параметры тюнера — средние.