Сравнительные тесты
Центральная АС

Специальный инструмент ($150–300)

Stereo&Video Март 2002

Акустическое оформление домашнего кинотеатра — задача, скажем прямо, нетривиальная, имеющая множество решений, среди которых немало по сути равнозначных, но сильно различающихся размером затрат. Можно решать ее методом “в лоб”, но разорительны кавалерийские наскоки да и приводят нередко к непредсказуемым последствиям. Рассмотрим вполне корректное решение, позволяющее выиграть время, которое, как известно, — деньги. Итак, телевизор и театральная электроника есть. Далее, предположим, что в доме имеется фронтальная стереопара. К сожалению, такой набор даже усеченным театром назвать еще нельзя. Классическая стереопанорама чревата серьезными нестыковками с изображением — что хорошо слушать с закрытыми глазами, воспринимается совершенно иначе, когда внимание привязано к обязательному видеоряду, да к тому же локализованному на небольшой поверхности. Однако, докупив к этому комплекту акустическую систему центрального канала, вы получаете уже, так сказать, первое приближение домашнего театра. Сабвуфер, тылы — это потом, подождет, пусть пока окрепнет семейный бюджет. С фронтальным трио вы совершаете решительный шаг в мир театрального звука, в трехмерный объем звуковых событий. Через центральный канал поступает по разным оценкам до 50–70% записанной звуковой информации. Функция фронтальной акустики — создавать панораму и делать, так сказать, набросок объема. Тыловики же в "правильном" театре большую часть времени помалкивают, оживая лишь в предусмотренные звукорежиссером моменты (типа крупных батальных сцен). Центр работает всегда, он непрерывно привязывает звук к происходящему на экране. Выбранная для тестового обзора ценовая категория — $150–300 — охватывает наиболее существенный сегмент рынка АС центрального канала. Из данной категории можно выбрать как систему для скромного компактного театра, так и центр для организации кинозала в весьма обширном помещении. Кстати, ниже мы будем использовать категории "малое", "среднее" и "большое помещение", разумея под первым комнату площадью 9–14 кв. м, под вторым — 14–25 кв. м, под третьим — 25–50 кв. м. Все исследуемые центры входят в состав фирменных линеек, что будто бы предполагает их оптимальное сочетание с акустикой, образующей эти линейки. Во многих случаях это так, но, разработчики, как правило, стремятся достичь максимальной универсальности собственного продукта, и великолепных результатов можно добиться при самых, на первый взгляд, неожиданных сочетаниях.
   Хороший центр должен уметь многое, но не все. Избыточная, например, басовитость может обусловить целый ряд проблем при "замыкании" 5.1-контура сабвуфером. Кроме того, необоснованное продвижение в НЧ-область нередко негативно отражается на качестве воспроизведения более существенных для центрального канала элементов. В театральном контексте АС центрального канала — не самодостаточная система. При выборе акустического центра важно соблюсти требование близости его основных параметров и параметров фронтальной пары (близости, но совсем не тождества), прежде всего — по тональной организации. При сильных расхождениях есть риск получить "рваную" панораму. Вместе с тем не так страшно, если ваша фронтальная акустика склонна подчеркивать высокие частоты, а центр обладает нейтральным балансом, хуже, если наоборот. Большие центры с продвинутыми низкочастотными возможностями, как правило, хорошо сотрудничают с напольными фронтальными системами. При этом вовсе не обязательно, чтобы центральные басы были столь же глубоки, как и у фронта, но желательно, чтобы определенные закономерности низкочастотного строения были близкими. Очень важным параметром для АС центрального канала является динамический потенциал — система не должна давать слышимых искажений в моменты наивысшего накала страстей: при взрывах, стрельбе и пр. Если предполагается воспроизведение многоканальных музыкальных записей, к выбору центра надо подходить строже, требуя от него более высокой сбалансированности частотной характеристики.

ASW Cantius CS-1

  • Цена: $280
  • Достоинства: высокая мера универсальности
  • Недостатки: снижение качества баса при повышенной громкости

Компактный центр серии Cantius вполне поместится на верхней крышке TV. Конструкция классическая; хорошие головки, жесткий корпус. Овальная декоративная решетка очень плотно прилегает к лицевой панели, грани которой аккуратно округлены.
   При хорошей сбалансированности в целом звук Cantius содержит то количество баса, которое обеспечивает гармоничное сочетание центра как с полочной, так и с небольшой напольной парой фронтальных АС. В этом смысле система одна из наиболее универсальных в подборке. При работе в "нормальных" громкостных режимах динамического ресурса центра вполне достаточно для корректной без искажений передачи как глобальных, так и фоновых звуковых явлений. Неплохо работает система и на повышенных уровнях громкости, лишь в верхнем басе заметно ухудшается разрешение. Очень комфортно и детально звучит актерская речь. Высокие сочетают в себе контрастность и мягкость.
   Cantius хорош для небольших и средних театров, адекватно выполнит свои функции, будучи расположенным как под телевизором, так и на его верхней панели. Следует признать весьма неплохие музыкальные способности центра.

Измерения

Технический комментарий

Двухполосная АС. Габариты — 142x370x270 мм. Динамики: две НЧ/CЧ-головки со 100–мм диффузорами, твитер с 25-мм шелковым куполом. Номинальная мощность — 70 Вт. АЧХ стабильна в большей части диапазона. Отметим высокую (для центров со спаренными НЧ/CЧ-головками) пространственную однородность поля в горизонтальной плоскости. Повышение осевой чувствительности в верхней октаве компенсируется обострением направленности на участке 10–20 кГц. Уровень гармоник стабильно невысок, но на басах заметно растет при повышении громкости.

Boston Acoustics CRC

  • Цена: $190
  • Достоинства: компактность, четкий бас
  • Недостатки: подчеркивание высоких частот

CRC — компактная АС с пассивным радиатором. CЧ/НЧ-драйвер снабжен устройством фазовой коррекции излучения в области раздела полос. С помощью фирменного кронштейна (опция) колонку можно подвесить на стене либо горизонтально, либо вертикально. АС доступна и в белом (с текстурой) варианте отделки. Корпус из специального пластика.
   При хороших басах — не слишком субъективно глубоких, но внятных — звучание CRC отличается прохладным колоритом. Система хорошо сочетается с полочной акустикой во фронте. Оптимальны фирменные театральные конфигурации (CR85, например). CRC обладает очень неплохой динамикой. Четко и чисто звучит речь, но заметно подчеркиваются согласные и шипящие звуки — лучше декоративную решетку не снимать. Крупные всплески энергии пиротехнического характера при повышенной громкости вызывают лишь небольшие искажения в области бас—середина.
   Очень хороший театр можно построить на CRC в небольшой комнате, чему весьма поспособствуют компактность и широкие установочные возможности. Для фронта оптимальна полочная АС, слегка подчеркивающая высокие частоты.

Измерения

Технический комментарий

Двухполосная АС с пассивным радиатором (114-мм полимерная мембрана). Габариты — 130x394x162 мм, вес — 3,8 кг. Динамики: ВЧ-головка с 25-мм текстильной купольной мембраной, НЧ/CЧ-драйвер со 114-мм полимерным диффузором. Пиковая мощность — 100 Вт. Чувствительность АС высокая. Практически на всем протяжении частотного диапазона АЧХ плавно нарастает с повышением частоты. При этом система обладает очень серьезным НЧ-потенциалом. Коэффициент гармоник рекордно мал на высоких частотах; с понижением частоты КНИ начинает прирастать.

B&W LCR60 S3

  • Цена: $320
  • Достоинства: полнозвучность, превосходная динамика, универсальность
  • Недостатки: легкий акцент на крайне высоких частотах

Система задумывалась как универсальная (о чем свидетельствует аббревиатура LCR — Left Center Right). ВЧ-головка снабжена фирменым "наутилусовским" поглощающим волноводом. Левый (на снимке) драйвер работает до 400 Гц, правый — до 4 кГц. Предусмотрена раздельная коммутация полос. В комплекте — ножки-самоклейки и заглушка для регулировки работы выходящего в тыл фазоинверторного порта. Пластиковый колпачок защищает купол твитера от механических повреждений только (!) при транспортировке…
   Умелый бас, отменная тональная сбалансированность и очень открытые, воздушные высокие частоты. Панорама, созданная при поддержке и напольного, и полочного фронтов не имеет разрывов, естественна, прозрачна. Яркое достоинство LCR60 S3 — великолепная динамика. Система легко выдерживает высокие амплитуды даже при широкополосных воздействиях типа массированной стрельбы, взрывов и эффектного звонкого битья стекол.
   АС хорошо сработается даже с крупным напольным фронтом. Вообще ее целесообразно использовать в сочетании с серьезной динамичной акустикой. Заманчива перспектива построить фирменный театр из пятерки LCR60 S3.

Измерения

Технический комментарий

2,5-полосная АС. Габариты — 175x460x305 мм, вес — 9 кг. Динамики: две НЧ/CЧ-головки со 130–мм кевларовыми диффузорами, твитер с 25-мм алюминиевым куполом. Пиковая мощность — 120 Вт. Bi-wiring/amping. Чувствительность высокая. АЧХ на средних частотах является одной из самых гладких в обзоре, а на высоких — самой гладкой. Вместе с тем с ростом частоты чувствительность (весьма) медленно понижается, а выше 4 кГц (частота раздела) слегка подрастает. Уровень гармонических искажений — самый низкий в подборке (КНИ — всего 0,3%!).