Сравнительные тесты
AV-ресиверы

Парад оркестров ($480-620)

Stereo&Video Сентябрь 2005

Озвучить домашний кинотеатр можно по-разному. Например, решить проблему одним махом: купить комплект в одной коробке и сэкономить все — деньги, время, умственные затраты. Возможен принципиально противоположный подход — строить систему «по кирпичику», подбирая составляющие до идеального их согласования, радуясь очередной удачной покупке, т.е. растягивая себе удовольствие. Существует много промежуточных вариантов, например двухступенчатый: DVD-проигрыватель плюс система из пяти сателлитов и сабвуфера с многоканальным усилителем. О преимуществах и недостатках каждого подхода мы беседовали не раз. Между тем, практика — самый строгий и объективный эксперт — не отдала предпочтение ни одному, значит, они фактически равноценны. Посему сегодняшний тест ни в коем случае нельзя считать выступлением в защиту метода построения домашнего кинотеатра из отдельных компонентов (хотя надо признать, что ценители высококачественного звука в домашнем кино предпочитают именно такой подход).
   Речь идет об AV-ресивере средней ценовой категории. К ней мы относим модели стоимостью порядка $600. Имея такой «аппарат-окрестр», вы сможете постепенно достраивать систему остальными высококачественными компонентами, будучи уверенным, что ресивер полностью раскроет их потенциал.
   Динамический и частотный диапазон звуковой дорожки современного зрелищного кинофильма (недаром их называют блокбастерами — по-английски «динамитная шашка») очень широкие, а уверенно озвучивать необходимо помещение любого объема и посредством любой акустики, поэтому мощность усилителя должна составлять порядка 100 Вт/канал при значительном коэффициенте демпфирования. Отсюда — потребность в солидном источнике питания, способном отдавать большой ток. Современный ресивер обязан успешно озвучивать сигналы 5.1-форматов, но еще лучше, если он готов реально работать с 6.1-звуком (Dolby Digital EX и DTS-ES Matrix/Discrete), что возможно при наличии соответствующих декодеров и как минимум шести каналов усиления. Требования спецификации THX, т.е. 7.1-звук, мы считаем факультативными; важнее — универсальность, в частности, умение с блеском исполнять и многоканальные, и стереофонические записи, цифровой и аналоговый сигнал. Особое внимание — трекам SACD/DVD-Audio: для их полноценного воспроизведения AV-ресивер должен быть экипирован регулируемым 5.1-входом. Вообще, точность настройки и разнообразие изменяемых параметров здесь чрезвычайно важны, так как позволят добиться наилучшего согласования элементов (в первую очередь, акустических), без чего система высокого класса не сможет полноценно работать.
   В связи с этим полезными окажутся наглядные экранные меню, возможность проводить инсталляцию в автоматическом режиме и учесть акустические особенности помещения или скомпенсировать различия в звучании разных групп АС. Большое значение имеют коммутационные способности ресивера. Зато искусственные украшения звука (DSP-режимы) или видеоконвертеры (модные нынче преобразователи композитного сигнала в S-Video или компонентный) вряд ли окажутся невостребованными.

Denon AVR-1905

  • Цена: $500
  • Оценка:
  • Достоинства: линейный выход 7.1, память настроек для каждого источника
  • Недостатки: малая глубина разделения с декодера DD и по входу 5.1


   Конструкция. На передней панели — гигантская ручка громкости, несколько кнопок выбора второстепенных режимов и два поворотных регулятора. Левый заведует выбором источников, правый, меньшего размера, — режимами многоканального звучания. Индикацию ЖК-дисплея можно либо приглушить, либо отключить совсем. Многоканальный вход представлен в варианте 5.1, зато выход предусилителя имеет конфигурацию 7.1 (пригодится для подключения активных АС или апгрейда).
   Функции. Для каждого декодера предусмотрены отдельные корректировки звучания (тембры, акцентирование диалогов, пространственные режимы для DPL и Neo:6). Система Personal Memory Plus запоминает установки для каждого источника сигнала.
   Управление. Для настройки ресивера без телевизора не обойтись. На экран выводятся даже занесенные в память пресеты радиостанций (всего 56). Пульт ДУ оформлен очень ярко — цветовыми пятнами. Более того, основные клавиши управления сделаны из фосфоресцирующего материала. Пульт управляет несколькими устройствами, перевод на работу с ними осуществляется с помощью двух ползунковых переключателей.
   Рекомендации. Полный набор декодеров и достаточный запас мощности делают этот AV-ресивер универсальным. А наличие многоканального выхода 7.1 открывает горизонты дальнейшего апгрейда AV-комплекса.

В черном корпусе В черном корпусе
Задняя панель Задняя панель
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Технический комментарий

Неравномерность АЧХ в рабочем диапазоне (5–20000 Гц) составляет всего 0,5 дБ — результат, близкий к лучшему по тесту. Ощутимый спад в высокочастотной области начинается лишь в районе 30 кГц, т.е. в области уже неслышимой. Теоретически это может сказаться на воспроизведении эксклюзивных записей, однако выявить это возможно лишь посредством высококачественной акустики. Коэффициент демпфирования — довольно высокий (64 ед.), что позволит ресиверу справиться с «тугой» АС. Нелинейные искажения в рабочей зоне мощностей выше, чем у других претендентов (0,032%). Измеренная мощность составляет 100 ватт на канал, что больше заявленной в спецификации. Разделение каналов по входу 5.1 и с выхода декодера Dolby Digital примерно одинаково и составляет порядка 56 дБ (не самый высокий показатель); для декодера DTS оно на 6 дБ выше при хорошей симметрии.

Harman/Kardon AVR 135

  • Цена: $550
  • Оценка:
  • Достоинства: стильная внешность, вход 7.1, фирменные режимы обработки звука
  • Недостатки: несимметричное разделение каналов в декодерах


   Конструкция. Аппарат великолепно смотрится: блестящий черный фасад с серебристой накладкой, подсвечиваемое кольцо регулятора громкости. Хотя штатный усилитель — шестиканальный, есть вход 7.1. Число цифровых аудиовходов/выходов — максимальное по тесту; место для «оптики» и «коаксиала» нашлось даже на лицевой панели. Основная информация выводится на дисплей крупными символами, которые видны издалека. Предусмотрен одноступенчатый «диммер» и полное отключение как дисплея, так и подсветки.
   Функции. Помимо стандартных многоканальных декодеров, есть фирменный Logic 7. У него три режима — Cinema (для саундтреков в Dolby Surround), Music (для стерео), а также Enhance, акцентирующий НЧ-диапазон аудиосигнала. Для двухканальной конфигурации предлагается два фирменных 3D-режима VMAx, работающих и на наушники.
   Управление. Работа с ресивером сопровождается соответствующей индикацией как на штатном дисплее, так и на внешнем мониторе (OSD), однако меню настроек выводится только на монитор. Обучаемый пульт ДУ необычной формы, но в руке лежит хорошо, а основной «крест» управления оказывается под большим пальцем.
   Рекомендации. Помимо любителей кино, ресивер оценят владельцы игровой DVD-приставки, а также меломаны, в том числе и те из них, кто слушает музыку в наушниках.

Задняя панель Задняя панель
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Технический комментарий

АЧХ в полосе частот 20–20000 Гц укладывается в широкий коридор (1,8 дБ, самый скромный результат среди соискателей), однако резких всплесков или спадов нет — есть равномерный «спуск» в ВЧ-область, т.е. в нулевых положениях тембров чуть-чуть подчеркнуты басы и приглушен «верх». Тем не менее потенциал эксклюзивных записей модель способна раскрыть полностью (даже на 100 кГц амплитуда выходного сигнала падает по сравнению с 1 кГц всего на 3,3 дБ). Тембры — аналоговые и практически симметричные (±10 дБ). КНИ — рекордно низкий (0,01%), а коэффициент демпфирования — высокий (50 ед.), поэтому ограничений в выборе акустики фактически нет. При этом измеренная мощность (68 Вт/канал) значительно превышает заявленные 40 Вт/канал По разделению картина хорошая: 57 дБ для DD, 61 дБ для DTS и 57 дБ по входу 5.1, однако несимметричность — самая высокая в тесте (±5 дБ).

Marantz SR4500

  • Цена: $570
  • Оценка:
  • Достоинства: отличные характеристики стереотракта, первоклассный тюнер
  • Недостатки: отсутствует OSD-меню


   Конструкция. Лицевая панель оформлена в традиционном «симметричном» стиле. Большая рукоятка слева является селектором входов, правая отвечает за регулировку громкости. Под дисплеем расположены клавиши вызова дополнительных режимов и многофункциональный «крест», отвечающий не только за настройку радиоприемника, но и за навигацию по меню настроек. В активе ресивера — многоканальные входы/выходы 7.1 (все клеммы — винтовые).
   Функции. Интересны DSP-режимы (Circle Surround) для прослушивания как изначально многоканального звукового материала, так и обычного стерео, например, при просмотре видеокассет. Для монофонического сигнала предусмотрен режим Virtual. Стоит отметить радиоприемник, в активе которого не только прямой ввод частоты, но и ввод названий радиостанций (до 10 символов на имя).
   Управление. Контроль за настройкой осуществляется только со штатного дисплея (OSD нет), зато активацию большинства режимов, включая навигацию по меню, можно осуществлять как с пульта ДУ, так и с лицевой панели. Правда, для начала рекомендуем ознакомиться с инструкцией, так как некоторые обозначения неочевидны.
   Рекомендации. Аппарат порадует любителей семиканального звука (есть и возможность использовать ресивер в качестве процессора 7.1 ), а также поклонников радиоэфира.

Задняя панель Задняя панель
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Технический комментарий

В диапазоне «прямой слышимости» (20–20000 Гц) неравномерность АЧХ рекордно низкая — 0,4 дБ. Интересно, что цифровые тембры, имеющие высокую симметрию, ограничивают полосу пропускания «сверху» до 20 кГц. Однако предусмотрен режим direct, на который это ограничение не распространяется (равно как и на вход 7.1). Тем не менее амплитуда сигнала на 100 кГц уменьшается на значительную величину (4.3 дБ). Коэффициент демпфирования близок к среднему по тесту и составляет 44 ед. (аппарат уживется с большинством колонок). Высок уровень разделения каналов (61 дБ для DD, 67 дБ для DTS и 62 по мультиканальному входу. Довольно велика неравномерность разделения в DD (±5,5 дБ), в остальных режимах симметрия высокая (около ±3 дБ). FM-тюнер имеет наилучшие показатели в тесте: самую высокую чувствительность (0,6 мкВ) и очень высокое соотношение сигнал/шум (61 дБ).