Сравнительные тесты
Напольные АС

Акустический барьер ($1300-1680)

Stereo&Video Май 2005

Мы традиционно посвящаем значительную часть наших публикаций акустической теме, так как убеждены (не раз писали об этом), что вложение средств в акустику — это, фактически, «строительство» звука, тогда как приобретение других частей системы — только его «шлифовка», а то и просто «бег на месте». Исключения подтверждают правило. Многокомпонентные тесты, аккумулирующие львиную долю материалов об АС, по традиции, исследуют несколько локальных ценовых ниш в диапазоне, ограниченном сверху $1200. Имея определенное количество денег, читатель — потенциальный покупатель — знает: в таком-то номере журнала перед ним «веером» — много акустики за нужную цену. Оценивать модели на основе единых критериев и подходов на этом «денежном» отрезке несложно. Различия между ними легко выявляются сопоставлением объективных данных и субъективных слуховых впечатлений, так как зависимость качества от цены здесь близка к линейной, и представления о качестве систематизированы, подчиняются давно принятой обществом иерархии почти бесспорных звуковых ценностей. Это очень удобно для эксперта. Наши статьи из рубрики High End затрагивают область высокого акустического искусства. Цена самых недорогих таких «произведений» редко опускается ниже $2000, а уж выше — простор необозримый. Так возник и годы сохранялся дефицит нашего внимания к продукции между названными ценовыми планками: она редко и нерегулярно пересекала порог редакции — только одиночные «гости», тестовые «кампании» не собирались. Почему? В акустике на ближних подступах к хай-энду начинает нарождаться тот конструктивный и звуковой «плюрализм», который является родовым признаком более дорогой техники. Поэтому «предхайэндная» акустика представлялась нам как бы несколько «нетестопригодной»: как сравнивать индивидуальности, по каким критериям? Но, решив: прочь удобства — интересы читателя превыше всего, мы все же дерзнули сделать системный срез этого акустического пласта. В конкретной подборке собрались модели верхних линеек «недорогих» компаний и нижних серий фирм, продукция которых в основном ориентирована на «совсем другие деньги»; колонки компактные и большие; акустика басистая и не очень. В тест вошли даже «делегаты» от легендарных брендов. Цену тестовых моделей формировали разные факторы: технологические, маркетинговые, имиджевые… Бас — то, ради чего, в сущности, громкоговоритель «встал на пол» — производители по-разному трактуют (предлагают свой взгляд на соотношение его глубинных и структурных свойств) и реализуют технически (число полос, головок, оформление). Общее для всех АС — широкий динамический диапазон: объективная основа качества звучания. В ходе теста мы, с одной стороны, как и раньше, пристально всматривались в данные измерений, с другой — особо внимательно «выслушивали» оппонентов, стремясь подвести яркие акустические индивидуальности к общему знаменателю.

DALI Concept 10

  • Цена: $1500
  • Достоинства: естественное, просторное звучание, превосходная динамика, могучий бас
  • Недостатки: легкое вуалирование ВЧ-деталей


   Конструкция. «Десятка» — флагманская модель серии Concept датской DALI. В настоящее время линейка укомплектована тремя напольными, двумя полочными, центральной АС и сабвуфером. «Десятка» получена как бы масштабированием (укрупнением) предстоящей «восьмерки»: те же три полосы и конфигурация головок (2хНЧ + СЧ + ВЧ), но ее басовики и среднечаcтотник намного крупней, следовательно, больше габариты корпуса, ниже бас. Выросли мощность (значительно), чувствительность (немного). Диффузоры НЧ- и СЧ-драйверов целлюлозные, с тонким слоем коричневатого демпфирующего покрытия. Магнитные системы басовиков парные. Излучение твитера с тканевым куполом «подправляет» неглубокий рупор; скосы на корпусе по сторонам — профилактика краевой помехи. Все динамики магнитоэкранированы (ВЧ — стальным колпаком, СЧ и НЧ — компенсирующими магнитами). Акустическое оформление модели выполнено из 18-мм плит MDF, задемпфировано проложенными по стенкам синтепоновыми матами. Настройка ФИ на 29,5 Гц (по паспорту) указывает на НЧ-притязания «десятки».
   Звук. Модель обладает широким музыкальным дыханием. Фундаментально глубокий, масштабный бас всегда сохраняет подвижность, высокую структурную определенность; при работе на любых энергетических режимах слух не обнаруживает затуманивания регистра, грозный басовый рокот ни на миг не становится гулом. Цельное, гармоничное звучание датской пары разворачивается в просторном, живом акустическом объеме, впечатляет могучей динамикой, пластикой микроамплитудных тонкостей. Представляя слушателю роскошь музыкальной авансцены, DALI окутывают легким флером глубины виртуального пространства, артистично сглаживают колкости крайней верхней части спектра. «Десятка» раскрывает богатство классического музыкального инструментария. Выразительны струнные; в сольном вокале бережно сохранена невероятно красивая нижняя — грудная — форманта.
   Concept 10 — универсальные системы для большой, умеренно заглушенной комнаты. Это шикарная стереопара, отличный театральный фронт.

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Модуль входного импеданса

Технический комментарий

АЧХ модели — самая стабильная в тесте (лучшие неравномерность и дисбаланс в широкой полосе). Высокий «бугор» на 50 Гц, обозначающий повышенную басовую активность «десятки», не вызывает тонального дисбаланса. Измеренная под углом АЧХ показывает обостренную направленность, особенно в верхней октаве. Значение нижней границы — 35 Гц, одно из лучших. КНИ очень мало зависит от громкости. Рост искажений после 7–8 кГц на 88/94 дБ можно связать с легким затемнением ВЧ-деталей. В басу акустическая система играет довольно чисто: 3,2% на 40–100 Гц при 94 дБ — лучший результат!

Dynaudio A 62

  • Цена: $1680
  • Достоинства: превосходно сбалансированное звучание
  • Недостатки: относительно неглубокий бас


   Конструкция. Серия Audience знаменитой датской фирмы включает 11 АС. Audience 62 — меньший среди напольных громкоговорителей линейки (и самая компактная система в нашем тесте) щеголяет изумительно красивой отделкой натуральным шпоном розового дерева. Рамку с тканью снимаем и размещаем симметрично на задней панели — очень удобно. Модель — итог развития идеи мини-монитора: две полосы, два драйвера, увеличение объема корпуса направлено на углубление баса. Облик фирменной НЧ/СЧ-головки узнаваем благодаря характерной конусно-купольной геометрии диффузора; 75-мм катушка «опирается» на линию сопряжения конуса и купола; мощная литая металлическая корзина обеспечивает механическую стабильность. Прочное, отлично задемпфированное оформление с 28-мм передней панелью гарантирует отсутствие «подзвучки». В кроссовере применена система коррекции импеданса. Модель разработана и производится в Дании.
   Звук. Audience 62 воплощают лучшие черты датской школы звука: строгость, точность, академизм. Параметры глубины и тональной верности баса кажутся выверенными до микрона. Да, регистр не очень глубок, но слыша, что он нисколько не уступает противоположному краю спектра в подвижности, прозрачности, динамике, понимаешь, как ценен такой подход в формировании замечательно гармоничного музыкального образа и проникаешься уважением к разработчикам. Бас 62-х глубже мониторного, и эта «экспансия» выполнена удивительно аккуратно, искусно — почти без качественных потерь. Звучание датской пары, пожалуй, самое нейтральное в тесте, одно из самых строгих тонально. Поначалу оно кажется чуть прохладным. Но вскоре колонки «воспитали» полное доверие к ним. Audience 62 не трактуют, а представляют музыку, намерения исполнителя, звукорежиссера… В динамичном звуке нет ничего чрезмерного, никакой аффектации. Эмоциональность создаваемых музыкальных образов отградуирована по канонам строгого вкуса.
   Модель отлично играет любую музыку. На симфонических и рок-программах «скромность» баса искупается отличным общим балансом. Колонки для небольших и средних помещений.

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Модуль входного импеданса

Технический комментарий

По стабильности АЧХ у Audience 62 второй после DALI результат в тесте (неравномерность ±0,8 дБ в широкой полосе). Изрезанность рельефа (умеренно во всем диапазоне) не вызывает тональных проблем. Направленность обострятся при снятии АЧХ на углах после 10 кГц, поэтому важно, чтобы твитер 62 «смотрел» точно на слушателя. Искажения очень низки во всей полосе, даже при 94 дБ не превышают 1%. КНИ резко растет ниже 40 Гц. Пики на 50 Гц и 80 Гц образуются только на высокой громкости. Как электрическая нагрузка модель — подарок для усилителя (лучшее значение отклонения — 0,8 Ом).

Focal-JMlab Cobalt 816S

  • Цена: $1470
  • Достоинства: отличная динамика середины и верха, эффектная панорама
  • Недостатки: легкая окраска на высоких частотах


   Конструкция. В 2003 году АС Cobalt французской Focal-JMLab получили вместе с индексом «S» технологические наработки серий Electra и Utopia. 816S — вторая сверху система Cobalt (в линейке еще есть старший напольник, полочник, центр, тыл и сабвуфер) — оснащена новой версией фирменного твитера Tioxid 5 (такой же есть у Electra). Форма и материал мембраны (вогнутый купол из титана с нанесенной на него пленкой двуокиси того же металла толщиной всего несколько микрон) позволили вывести первую резонансную частоту диафрагмы в ультразвуковую область. НЧ/СЧ-динамики излучают диффузорами, изготовленными по технологии Sandwich «W»; акустически прозрачный пылезащитный колпачок — отличие новых Cobalt S от старых; обе головки работают снизу, но одна до 400 Гц, а другая до нижней границы твитера. Спереди — «вечная» металлическая сетка. Позади — окошечко с надписью — напоминанием о еще одной технологии Focal: Optimum Phase Crossover. В «витрине» электронного «бутика» — образцовый порядок: тщательно подобранные (не только по внешним данным) элементы смонтированы на плате с идеальной точностью.
   Звук. Акустический образ, создаваемый Cobalt 816, прозрачен, исполнен французского изящества. Струна скрипки, «золото» трубы, свист флейты красиво оконтурены, пластичны. Тональный аспект колонки подают изумительно красиво — особенно в среднем и высоком регистрах. Отчетливость представления структурных деталей образа плавно растет при переходе от середины к верху диапазона и немного падает в басу. Колонки располагают передний край сцены на комфортной — средней дистанции от слушателя. Виртуальные детали панорамы точны, очень стабильны. Крупный и плотный бас 816-х чуть-чуть не поспевает за подвижными серединой и верхом, колонки как бы слегка удлиняют шлейфы контрабасовых и органных тонов. При работе на высоких энергетических режимах в регистре проявляются локальные затемнения образа.
   Для Cobalt 816S предпочтительна музыка малых и средних исполнительских составов. Немного мягкой мебели в среднего размера комнате может успокоить ВЧ-активность «француженок».

Вогнутая диафрагма титанового твитера Focal-JMLab, по мнению ее создателей, имеет неоспоримые акустические преимущества по сравнению с выпуклым куполом Вогнутая диафрагма титанового твитера Focal-JMLab, по мнению ее создателей, имеет неоспоримые акустические преимущества по сравнению с выпуклым куполом
Через окно на задней стенке акустической системы видны все подробности OPC (Optimal Phase Crossover). Фильтр с оптимальной фазовой характеристикой, который JMLab впервые использовал в системах серии Electra, имеет очень высокую крутизну (36 дБ/октава) раздела между среднечастотной и высокочастотной головками. Это обеспечивает когерентное излучение с натуральным звучанием Через окно на задней стенке акустической системы видны все подробности OPC (Optimal Phase Crossover). Фильтр с оптимальной фазовой характеристикой, который JMLab впервые использовал в системах серии Electra, имеет очень высокую крутизну (36 дБ/октава) раздела между среднечастотной и высокочастотной головками. Это обеспечивает когерентное излучение с натуральным звучанием

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Модуль входного импеданса

Технический комментарий

Весьма ровная на очень протяженном отрезке: от 70 Гц до 20 кГц АЧХ 816S образует «кручу» на 50–60 Гц. Эти «поползновения» в басу не сказываются негативно на тональном аспекте. Уровень КНИ очень низок во всем диапазоне и весьма слабо зависит от громкости. При подъеме амплитуды с 82 дБ до 94 дБ искажения в полосе 100 Гц–20 кГц растут очень мало: с 0,3% до 0,7% — отлично! Резкий подъем графика после 17–18 кГц, на звук оказывает минимальное воздействие: это ультразвук. 816S обладает лучшей в тесте динамикой баса: 1,9% в полосе 40–100 Гц при 94 дБ.