Сравнительные тесты
Видеокамеры

MiniDV в расцвете сил ($750–1150)

Stereo&Video Апрель 2005

Состояние современного рынка видеокамер можно охарактеризовать как «фазу стабильности». Все технологические новинки давным-давно опробованы и отработаны, технические узлы оптимизированы. Пожалуй, последним рубежом таких оптимизаций стал переход к формату датчика изображения ПЗС (прибор с зарядовой связью) в 1/6 дюйма, что позволило существенно сократить габариты оптики и камерной головки. На сегодняшний день основным элементом, определяющим массогабаритные показатели камер, является лентопротяжный механизм (ЛПМ). Вокруг него в подавляющем большинстве случаев и компонуются остальные элементы камкордера. Насколько сильно такая миниатюризация сказалась на качестве изображения? Ответ на этот вопрос оставим для детальных лабораторных измерений, ну и, конечно, для натурных съемок.
   Другой заметной тенденцией рынка цифровых камкордеров стала его устойчивость к ценовым войнам последнего времени. Эти войны затронули уже подавляющее большинство других сегментов рынка бытовой развлекательной электроники, в том числе и рынка аппаратуры категории high-tech. Но по сравнению с масштабным падением цен на DVD-плейеры, AV-ресиверы и телевизоры снижение цен на цифровые камкордеры за последние несколько лет практически неощутимо.
   В чем причина этого? По-видимому, на это влияет, во-первых, ограниченность числа производителей ПЗС, способных тем самым удерживать уровень цен на рынке видеокамер. Другим немаловажным фактором может являться и география производства большей части камкордеров и оптики к ним. Не секрет, что большинство брендов, активно выступающих на этом рынке, производит свои изделия в Японии, где стоимость рабочей силы и накладные расходы производства очень высоки. Можно предположить, что подобные решения обусловлены не только маркетинговыми соображениями, но имеют под собой и вполне рациональное техническое объяснение. Достаточно оценить сложность производства такого узла, как лентопротяжный механизм современного цифрового камкордера, требующего исключительной точности и высокой культуры производства. На сегодня ЛПМ является, пожалуй, наиболее сложным электромеханическим узлом в современной бытовой электронике.
   В любом случае, потребителю, готовому приобрести цифровую камеру уровня выше начального, нужно быть готовым потратить сумму в пределах от $700 до $1200. Именно этим диапазоном мы и решили ограничиться, подбирая участников сегодняшнего теста. Все, что дешевле, принадлежит к начальному классу и достойно отдельного теста. Все, что дороже, попадает скорее в эксклюзивный полупрофессиональный (prosumer) класс или в класс для «продвинутых» любителей и требует особого подхода.

Canon DM-MVX35i

  • Цена: $1100
  • Оценка:
  • Достоинства: качественная картинка, идеальный звук, обилие функций
  • Недостатки: отсутствие памяти настроек ручного режима


   Конструкция. Высокая камера с плавными обводами. Оригинальные пропорции, не вполне характерные для видеокамер. Благодаря шарнирному креплению ремня идеально сидит в руке. Правда, гармонию несколько нарушает низкое расположение движка трансфокатора, кнопки PHOTO и переключателя TAPE/CARD, вынуждающее как-то неестественно выгибать пальцы. Зато вынос батареи на боковую поверхность позволяет с удобством использовать короткий неподвижный окуляр видоискателя. Его наклон обеспечивает свободный доступ к кнопкам на задней стенке.
   Конструкция камеры тщательно проработана, что особенно заметно в мелочах. Все разъемы на корпусе тщательно закрыты крышками или заглушками, оба встроенных источника света — вспышка и светодиодный фонарь — не выступают за обводы корпуса, самый крупный разъем S-Video убран в крышку кассетоприемника.
   Функции. Камера не подведет при любой съемке, в том числе и ночной. Предусмотрена возможность ручной коррекции экспозиции, фокуса и баланса белого. Изменение скорости затвора варьируется от 1/50 до 1/2000, есть шесть подпрограмм автоэкспозиции, предусмотрено по 9 вариантов «шторок» и видеоэффектов, работа которых иллюстрируется в процессе выбора на маленькой иконке. Дополнительно на дисплей выводится индикатор уровня микрофона.
   Управление. Поверхность корпуса буквально усыпана кнопками. Все основные съемочные режимы, включая коррекцию экспозиции и фокуса, задаются кнопками напрямую. Такая система первоначально требует тщательного освоения аппарата, но потом позволит оперативно манипулировать на ощупь. Тумблер AUTO–MANUAL при переходе в авторежим сбрасывает все ручные установки. К сожалению, при возврате к ручному режиму не предусмотрена возможность их сохранения. Автоматика работает четко, правда, автофокус срабатывает не так быстро, как хотелось бы.
   Изображение. В противовес модной тенденции к миниатюризации матриц конструкторы фирмы Canon использовали довольно большую матрицу размером в 1/3,4 дюйма. Результат этого проявил себя сразу — картинка получается чистой, с низким уровнем «шума». Чувствительность вполне достаточна, при необходимости можно воспользоваться и встроенным светодиодным осветителем. Натурные испытания полностью подтвердили лабораторные измерения — картинка выглядит живо и привлекательно, с естественным цветовым балансом и хорошо проработанным диапазоном яркостей, что говорит о качественной работе автоматической установки экспозиции. Правда, при съемке в сложных условиях автофокус слегка запаздывает.
   Звук. Создатели камеры продемонстрировали очень серьезное отношение к звуковому сопровождению. Достаточно лишь упомянуть индикатор уровня записи на дисплее, позволяющий оценить записываемую фонограмму. Другая интересная особенность — нетрадиционное размещение микрофонов на верхней крышке видоискателя. За счет некоторого наклона увеличивается направленность микрофонов в горизонтальной плоскости. Кроме того, можно отметить четкую стереопанораму и довольно высокую чувствительность при практически полном отсутствии наводок от встроенной механики. Единственный недостаток такой компоновки — запись авторских комментариев при съемке с использованием встроенного видоискателя. В этом случае микрофоны начинают работать в ближней зоне — со всеми вытекающими отсюда последствиями. По-видимому, разработчики учитывали, что для компоновки кадра обычно предпочитают пользоваться откидным дисплеем.

Миниатюрность камеры создает проблемы при управлении трансфокатором Миниатюрность камеры создает проблемы при управлении трансфокатором
Оперативные проблемы решены прямыми кнопками Оперативные проблемы решены прямыми кнопками
Компоновка органов управления 
задней панели Компоновка органов управления задней панели
Индикатор уровня в микрофонном канале — дополнительное удобство, позволяющее не только контролировать общий уровень громкости фонограммы, но и оценивать соотношение уровней, например, фона и голоса. Введение этой функции иллюстрирует серьезное отношение к звуковому тракту Индикатор уровня в микрофонном канале — дополнительное удобство, позволяющее не только контролировать общий уровень громкости фонограммы, но и оценивать соотношение уровней, например, фона и голоса. Введение этой функции иллюстрирует серьезное отношение к звуковому тракту
Подавляющее большинство пунктов в меню — настройки, не предполагающие срочного вмешательства Подавляющее большинство пунктов в меню — настройки, не предполагающие срочного вмешательства

Измерения

Рис. 1. График цветового баланса для видеосигнала в цветовом пространстве (R-Y/B-Y)
Рис. 2. Модуляционно-частотная характеристика

Технический комментарий

Модуляционно-частотная характеристика (МЧХ) камеры отличается канонической формой с плавным завалом высших частот, что обеспечивает отсутствие ложных контуров на контрастных переходах изображения и муара. Разрешающая способность немного превышает 500 телевизионных линий (ТВЛ) в яркостном канале и 160 ТВЛ в канале цветности. Автоматический баланс белого довольно точен, включение режима калибровки по тестовому объекту практически не меняет настройку.

Panasonic NV-GS400GC-S

  • Цена: $1150
  • Оценка:
  • Достоинства: качественная картинка и звук, обилие функций, эргономичное управление
  • Недостатки: низкое разрешение дисплея


   Конструкция. Полноразмерная камера классических пропорций. В окружении традиционных «лилипутов» смотрится почти Гулливером. Особо выделяется труба объектива, на которой с разных сторон написано, что содержащаяся в ней оптика — из всемирно известного семейства LEICA. Внутри двенадцатикратного объектива помещен эффективный оптический стабилизатор изображения. Конструкторы из компании Panasonic полностью использовали те преимущества, которые дают увеличенные габариты корпуса. Они разместили на нем все необходимые виды коннекторов (не заставляя пользователя прибегать к переходным шнурам), предусмотрели более комфортную верхнюю загрузку кассеты, оборудовали камеру просторным дисплеем (правда, его разрешение по современным меркам уже недостаточно). Длинный выдвижной тубус видоискателя позволяет применить аккумулятор увеличенной емкости.
   Функции. Статусом камеры, приближенной к классу «полупрофи», определяются и ее возможности. Отметим, во-первых, отличную автоматику режимов и, в частности, прекрасный автобаланс белого. Но при этом практически для всех операторских режимов предусмотрена в довольно широких пределах и ручная коррекция. Кроме фокуса и баланса можно подстраивать скорость затвора, усиление в яркостном канале, уровень в микрофонном тракте. И, конечно, следует отметить наличие цветных калибровочных полос и функцию «зебра», выделяющую пересвеченные участки изображения.
   Управление. Управление сложной камерой удачно сбалансировано между настройками в меню и прямым доступом. Наибольший интерес представляет оперативное управление режимами съемки. На левой стороне корпуса объектива расположен переключатель AUTO–MANUAL–LOCK и три кнопки. В положении MANUAL кнопками перебираются фокус, ZOOM, скорость затвора, диафрагма и баланс белого. Регулировка любого параметра осуществляется рифленым кольцом на объективе. В положении LOCK фиксируются сделанные настройки, а в режиме AUTO они, естественно, сбрасываются. Работа с идеально демпфированным кольцом доставляет удовольствие. Особо хочется отметить ручной zoom. Ведь никакой рычажок не позволит сделать «наезд» так плавно (или, наоборот, так быстро)!
   Изображение. Ожидания исключительно высокого качества изображения, свойственные трехматричным камерам, вполне оправдываются. Использование увеличенных (по сравнению с предшествующей моделью) ПЗС-матриц позволило обеспечить качественную картинку с низким уровнем «шумов», очень высокой четкостью (превышающей 550 ТВЛ для яркостного канала), полным отсутствием муара и незначительными ложными контурами на контрастных переходах. Очень хорошо работает оптический стабилизатор изображения. Автофокус, однако, при недостаточном освещении работает не совсем устойчиво.
   Звук. Несмотря на верхнее расположение микрофонов, разработчики смогли обеспечить очень высокую чувствительность микрофонного канала при крайне низком уровне помех от приводов трансфокатора и лентопротяжного механизма (ЛПМ). Опытный пользователь не оставит незамеченным многообразие режимов записи звука, начиная от полного автомата (с автоматической регулировкой уровня записи — АРУЗ), полуавтоматического режима (когда порог срабатывания АРУЗ можно регулировать вручную) и заканчивая полностью ручным режимом записи. А ведь есть еще и электронное «зумирование» микрофона (работающее синхронно с трансфокатором), а для записи интервью — миниатюрный пульт со встроенным микрофоном.

Эргономичная конструкция обеспечивает удобный захват Эргономичная конструкция обеспечивает удобный захват
Разъем для SD-карты под клвишами управления Разъем для SD-карты под клвишами управления
Широкое многофункциональное кольцо очень удобно в работе Широкое многофункциональное кольцо очень удобно в работе
В соответствии с полупрофи-статусом камеры — и ассортимент возможностей, представленный в меню. Отдельный раздел ADVANCED посвящен ее «продвинутым» функциям — зебре, калибровочным цветным полосам, тонким регулировкам звукового тракта В соответствии с полупрофи-статусом камеры — и ассортимент возможностей, представленный в меню. Отдельный раздел ADVANCED посвящен ее «продвинутым» функциям — зебре, калибровочным цветным полосам, тонким регулировкам звукового тракта
В микрофонном канале возможно не только регулировать уровень записи звука, но и подстраивать чувствительность АРУЗ. А можно отключить АРУЗ и самому контролировать уровень усиления В микрофонном канале возможно не только регулировать уровень записи звука, но и подстраивать чувствительность АРУЗ. А можно отключить АРУЗ и самому контролировать уровень усиления

Измерения

Рис. 1. График цветового баланса для видеосигнала в цветовом пространстве (R-Y/B-Y)
Рис. 2. Модуляционно-частотная характеристика

Технический комментарий

Трехматричная конструкция с первого взгляда обнаруживает свои достоинства — модуляционно-частотная характеристика яркостного канала отличается очень плавным и незначительным спадом на самых высоких частотах, что обеспечивает разрешающую способность, превышающую 550 ТВЛ (в канале яркости). За счет небольшого горба МЧХ на средних частотах незначительные ложные контуры появляются на контрастных переходах, при этом муар на изображении отсутствует полностью.

Samsung VP-D6050i

  • Цена: $890
  • Оценка:
  • Достоинства: удобное оперативное управление, встроенная фотокамера
  • Недостатки: невысокая разрешающая способность, муар на изображении


   Конструкция. Довольно крупная камера, в корпусе которой, помимо видеокамеры, размещен почти автономный фотоаппарат со своим объективом, пятимегапиксельной матрицей, процессором, переключателем режимов и так далее. Объединяют эти два аппарата лишь общие корпус, аккумулятор, дисплей, карта памяти и выходные терминалы. Поскольку мы говорим о видеокамерах, то сосредоточимся исключительно на предмете нашего разговора.
   Корпус камеры от Samsung в руку ложится весьма удобно. Правда, поскольку камера средней массы, то для плотной посадки хочется затянуть кистевой ремень, но тогда он начинает мешать крышке кассетоприемника. Тубус видоискателя — выдвижной, но короткий, так что установка большего аккумулятора затруднительна (камера весьма «прожорлива»). Отметим также слишком мягкую фиксацию выключателя питания.
   Функции. Меню содержит пять подпрограмм автоэкспозиции, два пресета и режим фиксации баланса белого (последнее существенно для поддержки автоматики). Есть также четыре множителя цифровой трансфокации и шесть видеоэффектов, а также оригинальная возможность предварительного просмотра эффектов при воспроизведении.
   Управление. Многофункциональное нажимное колесико можно смело отнести к разряду удачных эргономических находок. С его помощью можно включать и выключать стабилизатор, индикацию даты, выбранный заранее видеоэффект и управление с пульта дистанционного управления. Можно напрямую отрегулировать скорость затвора и экспозицию. Тем же колесиком производится переключение с автомата на предустановленную в меню позицию (программа автоэкспозиции и баланс белого). Так же осуществляется и ручная фокусировка, а при воспроизведении — регулировка громкости. Индикация работы колесика (пиктограммы параметров, регулировочные шкалы режимов и т.д.) располагается на дисплее так, что не затеняет другой индикации. Манипулирование оперативное и весьма удобное. Удобным представляется и меню, организованное подобно дереву файлов.
   Изображение. Камера показала в целом неплохое качество изображения. Отметим погрешность установки автоматического баланса белого — цветовой оттенок сдвинут в сторону холодных тонов. Справедливости ради надо заметить, что съемка проводилась при температуре «за бортом» 15° С ниже нуля, так что, возможно, это и стало причиной сбоя автоматики. Впрочем, тестовая лабораторная съемка тоже показала погрешность установки баланса белого, правда, незначительную и почти не заметную на глаз. Использование маленькой ПЗС-матрицы закономерно вызывает рост шумов. Для эффективной борьбы с ними разработчики не только снизили общую чувствительность камеры, но и существенно ограничили полосу записываемых частот. Однако пониженная чувствительность сразу обращает на себя внимание при съемке с недостаточным освещением, а ограничение полосы частот придает картинке мягкость, свойственную скорее аналоговым камерам.
   Звук. Несмотря на верхнее расположение микрофонов, камера обеспечивает неплохой стереоэффект и хорошую защиту от помех со встроенных приводов. Чувствительность микрофонов нельзя назвать высокой, но для подавляющего большинства сюжетов она окажется вполне достаточной. Особо отметим блокировку звукового канала на момент загрузки или выгрузки кассеты. Несмотря на отсутствие практической ценности, это свидетельствует о похвальной тщательности разработчиков от Samsung даже в мелочах.

Расположение джойстика меню режимов немного неудобно Расположение джойстика меню режимов немного неудобно
Колесо выбора режимов съемки и джойстик управления Колесо выбора режимов съемки и джойстик управления
Комбинированный разъем SD/Memory Stick — уникальная особенность камеры Комбинированный разъем SD/Memory Stick — уникальная особенность камеры
В целом обширное многоуровневое меню сформировано в виде дерева с подкаталогами подобно структуре компьютерных файл-менеджеров. Открытость всей иерархии заголовков весьма способствует легкой навигации по страницам с помощью джойстика В целом обширное многоуровневое меню сформировано в виде дерева с подкаталогами подобно структуре компьютерных файл-менеджеров. Открытость всей иерархии заголовков весьма способствует легкой навигации по страницам с помощью джойстика
Некоторое смешение языков в терминах не выглядит смесью «французского с нижегородским» и не вызывает затруднений. В общем, русификация меню выполнена адекватно и добротно Некоторое смешение языков в терминах не выглядит смесью «французского с нижегородским» и не вызывает затруднений. В общем, русификация меню выполнена адекватно и добротно

Измерения

Рис. 1. График цветового баланса для видеосигнала в цветовом пространстве (R-Y/B-Y)
Рис. 2. Модуляционно-частотная характеристика

Технический комментарий

Камерный канал показал средние результаты, характерные для камер данной ценовой категории. Разрешение яркостного канала около 350 ТВЛ, при сильном уровне муара в канале цветности реальное разрешение находится в пределах 130–150 ТВЛ. Этот же эффект проявляется и на графике модуляционно-частотной характеристики — на частоте около 3 МГц начинается резкий спад МЧХ. Вектороскоп показывает небольшое смещение баланса белого в сторону теплых тонов.