Сравнительные тесты
Видеокамеры

Отбросим компромиссы ($2000-2400)

Stereo&Video Декабрь 2001

На рынок бытовых видеокамер поставляют подобную аппаратуру только настоящие “майджоры” (естественно, мы не касаемся полупрофессиональных и профессиональных моделей, где ситуация в корне иная). Кроме того, напомним, что две из трех участниц в разные годы были отмечены престижными наградами европейской ассоциации аудиовидеожурналистов EISA. И, во-вторых, сами модели носят некий дух бескомпромиссности. Действительно, здесь все по полной – максимально достижимое в рамках стандарта качество, функциональное оснащение, дизайн, удобство эксплуатации... да, собственно, все... Другой вопрос, нужно ли все это богатство конкретно вам? Ведь и цены на изделия топового уровня, как говорится, "зашкаливают". Именно этот вопрос мы все время держали "на подкорке" во время нашего теста. Конечно, сравнить модели между собой будет тоже очень интересно, тем более что качество изображения и звука у таких камер выходит на первый план. Все они обеспечивают практически вещательное (или очень близкое к нему) качество записываемого сигнала, так что неудивительно встретить материалы, сделанные с помощью таких камер, в "большом" эфире.
   Как ни странно, для рядового пользователя, не работающего оператором на телевидении, это может создать проблемы. А именно – как сохранить тот высокий качественный потенциал в дальнейшем, при монтаже и записи готового фильма. Если с монтажом цифрового видео на сегодняшний день все более-менее в порядке, то с записью мастер-кассеты могут быть проблемы. Действительно, после сгона на VHS от почти эфирного качества мало что останется. Не спасет положение и суперный формат. Пока что реальная альтернатива только одна – MPEG-2 (возможно MPEG-4) и запись на CD. На подходе перезаписываемые DVD, так что не исключено, что эта проблема может быть решена уже в очень скором времени.
   Однако, помимо собственно качества не менее важен и набор пользовательских функций, удобство пользователя, эргономичность и все, что с этим связано. Ведь изначально предполагается, что камеры такого уровня и ценовой категории ориентированы на продвинутового пользователя, отлично знающего "что почем". Насколько удачно разработчики смогли удовлетворить несколько противоречивых требований, в первую очередь это баланс между размерами камеры и удобством использования. Не секрет, что в более простых моделях эргономичность довольно часто приносится в жертву миниатюризации.
   Другим дискуссионным моментом в разговоре о 3CCD-камерах является именно их перспективность как трехматричных. Действительно, бурный, если не сказать фантастический прогресс технологии производства ПЗС, когда цифры в 4 миллиона элементов изображения уже никого не смущают, на первый взгляд, не оставляет трехматричным собратьям шансов на выживание. Так ли это? В далекой перспективе, безусловно, да. А сейчас, конкретно в этот момент? Большой вопрос...

Canon DM-XM1

  • Цена: $2400
  • Достоинства: отличная оптика, эффективный оптический стабилизатор, прекрасная эргономика
  • Недостатки: отсутствие записи на карту флэш-памяти

Первое, что бросается в глаза и именно из-за нетипичности, нехарактерности для камер любительского класса, – это ручка, которую хочется отметить, во-первых, за удобство переноски массивной камеры, во-вторых, за удобство разветвленного управления с дублирующих кнопок (с помощью которых имеется возможность съемки "на ходу" или в нестандартных положениях) и, конечно, за конструкцию крепления микрофона. И дело здесь, естественно, не столько в придании камере "крутого" профессионального вида, сколько в улучшении развязки микрофона от всех механизмов камеры, так как закреплен он, во-первых, на консоли, а, во-вторых, через дополнительный амортизатор. Но ручка при всех достоинствах, конечно, не главный конструктивный элемент камеры. Все-таки не случайно во все времена разработчики камер Canon уделяли особое внимание оптике, ее качеству. XM1 – достойный плод этих усилий, вся ее внешность подчеркивает, что именно оптика, объектив является самым важным узлом камеры. Об уникальных достоинствах флюоритовых линз мы скажем подробнее ниже, а пока воздадим должное мягкому двадцатикратному трансфокатору и отличному оптическому стабилизатору изображения. С помощью такого стабилизатора нам удавалось получать устойчивую и четкую картинку даже на предельных кратностях трансфокации (оптической) без опоры рук. Этому в немалой степени способствует прекрасная сбалансированность камеры – с одной стороны, она достаточно массивна для хорошей (назовем ее пассивной) стабилизации изображения, а с другой – она легка и компактна, чтобы не создавать проблем с переноской. Кроме того, камера очень эргономична – чувствуется серьезный подход разработчиков к этому вопросу. Причем проявляется это не только в расположении и форме органов управления, но и в удачном перераспределении оперативных (то есть, вынесенных непосредственно "на поверхность" с выделенной кнопкой включения-выключения) и неоперативных (спрятанных в меню) функций. За счет этого пользоваться камерой исключительно удобно – достаточно нескольких минут тренировки, после чего пальцы как будто сами попадают на нужные клавиши, буквально сливаясь с камерой. Особые комплименты адресуем управлению плавной регулировкой скорости трансфокации. Интересно, что скорость трансфокации можно подстроить через меню в соответствии с собственными привычками и предпочтениями.
   В режиме "фото" запись статических кадров проводится только на ленту, так как флэш-память в XM1 не предусмотрена, возможно, по причине ориентации камеры на сектор "полупрофи", а не на мультимедийные применения. На наш взгляд, это несущественный недостаток; дело в том, что режима фотосъемки с повышенной разрешающей способностью все равно нет, а дублировать "флэшкой" режим записи стоп-кадра на ленту нет резона, поскольку в любом случае на ленту можно записать куда больше кадров, чем на карту памяти. Зато управление режимом "фото" заслуживает всяческих похвал. Кнопка PHOTO (причем как основная, так и дублирующая в верхней ручке) имеет при общем малом ходе ощутимый промежуточный "клик", который означает первый этап срабатывания. На этом этапе происходит подстройка экспозиции под снимаемый объект, но картинка не фиксируется. Индикация моргает, сообщая о готовности к записи. При дальнейшем нажатии на кнопку фиксируется изображение и одновременно происходит его запись на ленту.
   Качество изображения, обеспечиваемое камерным каналом, фактически находится вблизи теоретических возможностей стандарта PAL. Достаточно взглянуть на результаты испытаний – все участники уверенно держат планку разрешающей способности на уровне 500 ТВЛ. Тем не менее небольшие отличия все же есть – по вертикальному разрешению XM1 не превышает отметку в 500 ТВЛ. Сразу заметим, в этом нет ничего предосудительного – при сравнении таких величин отличия в несколько десятков ТВЛ не играют никакой роли. Canon берет другим и, в первую очередь, первоклассной оптикой. Достаточно отметить, что на сегодняшний день это единственная модель в данной ценовой категории, оснащенная объективом с флюоритовыми линзами. Их использование позволяет существенно снизить паразитное влияние эффекта хроматической аберрации, способное (особенно учитывая исключительно высокое качество камерной головки) сказаться на результирующем изображении. Естественно, что этот эффект сильнее проявляется в топовой аппаратуре – у массовых моделей ограничения скорее связаны с качеством непосредственно ПЗС и камерного канала. Кроме того, использование объектива с увеличенной светосилой позволяет существенно снизить уровень шума, что и подтвердилось нашими испытаниями. Другой традиционной особенностью топовых камер Canon является использование оптического стабилизатора изображения. Естественно, что XM1 не стала исключением из этого правила. Работает стабилизатор поистине блестяще – к нему в полной мере применимо понятие "включи и забудь". Ситуации, когда его приходилось отключать, встречались довольно редко, тем не менее разработчики позаботились и об этом, кнопка выключения расположена очень удобно, входить в меню нет необходимости. Использование оптического стабилизатора позволило разработчикам реализовать качественный цифровой ZOOM с кратностью 2х. Можно утверждать, что его использование практически не сказывается на качестве картинки, снятой даже с максимальным увеличением, – артефактов, связанных с ограничением разрешающей способности ПЗС, практически не заметно. Для исключительных случаев можно использовать и 100х цифровой ZOOM. Здесь никаких сюрпризов – все обычно.
   Учитывая ограниченный объем статьи, только упомянем о прекрасной работе автофокуса, об управлении ручной фокусировкой с помощью большого, мягко демпфированного кольца на объективе, которое вызвало у нас самые положительные эмоции. То же можно сказать и об автобалансе белого и автоэкспозиции, при необходимости для точной установки экспозиции можно воспользоваться ручным режимом, для которого предусмотрен специальный индикатор в видоискателе. Интересна возможность через меню вручную скорректировать четкость записываемого сигнала.
   И еще несколько слов о записи звукового сопровождения. Использование полупрофессиональной компоновки с стереомикрофонами, вынесенными на ручку переноски, позволило разработчикам почти полностью решить проблему акустической развязки (микрофоны "не ловят" шумы механики). Тем не менее предусмотрен разъем для подключения внешних микрофонов, что, для данной ценовой категории, вообще говоря, вполне естественно.

В руке В руке
Вид сверху Вид сверху
Разъемы под крышкой Разъемы под крышкой
Под ЖК-дисплеем Под ЖК-дисплеем
Оперативное управление Оперативное управление
Яркостная четкость около 500 ТВЛ Яркостная четкость около 500 ТВЛ
Цветовая четкость на уровне 75-80 линий Цветовая четкость на уровне 75-80 линий
В помещении цвета несколько утеплены В помещении цвета несколько утеплены
Живые изображения при достаточном освещении смотрятся просто здорово Живые изображения при достаточном освещении смотрятся просто здорово

Panasonic NV-MX300EN

  • Цена: $2000
  • Достоинства: уверенная работа автоматики в сложных условиях, повышенное разрешение в режиме PHOTO
  • Недостатки: неудобное размещение кнопок управления плейером, излишне “чувствительная” кнопка PHOTO

Компактная и легкая камера. Причем по внешним признакам она наиболее точно отвечает своей любительской сущности. Несколько непривычно выглядит объектив – он непропорционально велик для "слим"-корпуса, как будто перенесен с более крупной камеры. Но это не единственная и, как вы понимаете, не главная особенность объектива. Главное, что впервые в своей практике фирма Matsushita применила новый объектив (модель Dicomar), разработанный компанией Leica – известный производитель фотографического оборудования. Новый Dicomar оснащен 12-кратным оптическим трансфокатором и оптическим стабилизатором изображения. Кроме нового объектива, есть нововведение и в электронике видеотракта – технология Pixel Shift. "Зеленая" матрица сдвинута на полпикселя как по вертикали, так и по горизонтали, благодаря чему, по утверждению разработчиков, разрешающая способность камеры возрастает так, как если бы каждая ПЗС-матрица при реальных 570 тыс. пикселей "выросла" до 810 тыс. И это в режиме "видео", а в режиме "фото", как обещают, эквивалентный "размер" становится равным 1,8 мегапикселя за счет дополнительного преобразования формы пикселей в квадратную (для обеспечения совместимости с компьютерными средствами обработки изображения).
   Компоновка органов управления камеры традиционная: трансфокатор, стартовая и кнопка фото – под пальцами правой руки, а управление режимами впереди слева – под левую руку. Видимо, из-за малых габаритов корпуса линейка кнопок управления плейером вынесена отдельно на вертикальное ребро, что не всегда удобно, так как манипулировать ими приходится, как правило, только на ощупь.
   Особый интерес, как нам думается, представляет режим "фото". Во-первых, из-за обещаемой весомой прибавки разрешения и, во-вторых, из-за наличия фирменной флэш-карточки SD/MMC, на которую можно записывать статические кадры для дальнейшего переноса в компьютер. Повышенное до 1568х1152 пикселя разрешение обеспечивается специальным режимом Progressive Photoshot, при котором запись производится только на карточку. При записи на ленту доступен тот же уровень разрешения, что и на "видео". И еще два слова об управлении режимом "фото". Кнопка PHOTO SHOT легкая, с малым усилием и ходом, а весь процесс фотосъемки осуществляется за один присест, без каких-либо промежуточных положений, что легко приводит к случайным нажатиям (и, естественно, записи) во время прицеливания.
   Теперь немного о функциях. В глубинах меню и на отдельных кнопках вы найдете этакий функциональный коктейль из привычных по массовым камерам программ автоэкспозиции и титрования, набор из 6 цифровых эффектов, включая и сложные типа PIP и MULTI (сборный кадр из 9 сцен), использующие встроенный модуль памяти. Но сверх того у камеры есть и возможности профессионального характера, такие как индикатор переэкспонирования "зебра", калибровочные цветные полосы или ручная регулировка чувствительности микрофона.
   Еще одна интересная особенность – возможность записи сигнала не только с DV-входа, но и с аналоговых входов, то есть возможность оцифровки аналогового сигнала. Причем можно записать оцифрованный сигнал на кассету, а можно и на проход через DV-интерфейс ввести его, например, в компьютер.
   Разрешающая способность Panasonic незначительно превышает 500 ТВЛ, чего, как мы уже упоминали, более чем достаточно для записи видео. При работе в режиме цифровой фотокамеры за счет технологии Pixel Shift и программных ухищрений изображение записывается с разрешением 1,8 миллиона пикселей. Тем не менее измеренное горизонтальное разрешение не превышает 800 ТВЛ (что, впрочем, на сегодняшний день является лучшим результатом для фоторежима видеокамер) и несколько не дотягивает до уровня "классического" цифрового аппарата с двухмегапиксельной ПЗС. Да это, как нам кажется, и не нужно. Недаром сами разработчики позиционируют камеру как ориентированную на “e” сегмент рынка (e-Cam), что подразумевает создание медиа-контента в корпоративном секторе, проще говоря, в интернете. Для этой цели такой разрешающей способности вполне достаточно. В данном случае удобство использования (не надо возить с собой дополнительный фотоаппарат) вполне компенсирует сниженную разрешающую способность. Не стоит недооценивать и использование в камере одного из самых перспективных на сегодня форматов флэш-карт. Тем более приятно, что кард-ридер входит в комплект поставки, что позволяет наиболее просто и быстро "скидывать" фото в компьютер (ридер подключается к быстрому USB-порту). При таком подключении карточка видна в компьютере как отдельный диск с файлами, и обеспечивается возможность двустороннего обмена.
   В чем Panasonic отличился с самой положительной стороны, так это работой автоматики при съемке в затрудненных условиях: в помещении, при искусственном и (или) недостаточном освещении.
   Автоустановка баланса белого даже в этом случае практически идеальна и не требует ручной коррекции. То же можно сказать и об автоматической установке экспозиции. Анализ гистограмм записанных кадров с помощью Adobe Photoshop показывает очень равномерное распределение плотностей в полном динамическом диапазоне сигнала яркости. Причем, как мы уже упоминали, в фоторежиме подстройка экспозиции происходит "на лету", без предварительного экспозамера и калибровки, что только подтверждает высокое качество и быстродействие автоматики камеры.
   Кстати, пару слов о трансфокаторе. Возможно, диапазон 12х оптического трансфокатора не очень велик по нынешним меркам, но, учитывая миниатюрность камеры, все не так уж плохо. Тем более что возможно использование цифрового двукратного ZOOM, причем качество картинки в этом случае практически не ухудшается.
   О звуке: в данном случае у разработчиков не осталось выбора – миниатюрная компоновка камеры вынудила их разместить микрофоны непосредственно над объективом. С другой стороны, использование четырех (!) ненаправленных микрофонов для обеспечения режима Mic-Zoom позволяет в определенной степени сгладить недостатки расположения и компоновки. Тем не менее уровень помех от ЛПМ и трансфокатора довольно заметен, особенно если снимаемый сюжет не изобилует сильными шумовыми эффектами.

В руке В руке
MultiMedia Card MultiMedia Card
Разъемы Разъемы
Переключатель режимов работы Переключатель режимов работы
Боковая панель Боковая панель
Яркостная четкость на уровне 500 ТВЛ Яркостная четкость на уровне 500 ТВЛ
Цветовая четкость на уровне 65-70 линий Цветовая четкость на уровне 65-70 линий
Максимально близкая к оригиналу передача цветов Максимально близкая к оригиналу передача цветов
Визуальная четкость при съемке на улице очень высока. Визуальная четкость при съемке на улице очень высока.

Sony DCR-TRV900E

  • Цена: $2200
  • Достоинства: удобный кассетоприемник, прекрасная эргономика
  • Недостатки: сниженная чувствительность встроенных микрофонов

Внешне и в плане эргономики девятисотка – типичнейший представитель многочисленного семейства камкордеров Sony. Узнаваемо все: от особенностей компоновки, характера размещения многочисленных кнопок до декоративной отделки и рекламных наклеек. Тем не менее при всей характерности и узнаваемости даже внешний вид утверждает: перед вами не просто очередная модель Sony, а достойный представитель семейной элиты, аристократической ветви рода. Крупный светосильный объектив – свой, фирменный, с 12-кратным оптическим трансфокатором. Стабилизатор изображения реализован электронным способом, при этом он весьма эффективно справляется с даже довольно высокочастотной дрожью, но в то же время при быстром перемещении поля обзора "доплывания" картинки вдогон практически не видно.
   Из понравившихся конструктивных усовершенствований хочется отметить удобный кассетоприемник, не требующий ручного отпирания и откидывания крышки, как у большинства камер miniDV, а работающий "в сборе", подобно традиционным кассетоприемникам аналоговых камер. Во-вторых, нам показалась удачной и удобной подсвеченная пленочная "клавиатура" управления рекордером на "спинке" корпуса. Управление камерой хорошо продумано, так что обилие режимов и функций, как правило, не создает проблем пользователю. В частности, облегчает использование ряда функций и режимов комбинированное управление, когда выбор, например, эффекта обработки изображения предварительно делается через меню, а активизация его или соответственно отключение – отдельной кнопкой прямо в нужный момент.
   Среди обширного набора функций и режимов у "девятисотки" трудно выделить что-то одно: "микс" любительских и профессиональных возможностей получился очень "вкусным". Титры, эффекты и DEMO-"обучалка" мирно уживаются с тестовой "зеброй", цветными полосами, регулировкой уровня записи звука, многочисленными ручными настройками экспозиции и т.п.
   Оригинально решен вопрос записи фотокадров. На задней стенке камеры имеется разъем PCMCIA (шина расширения, широко применяемая в портативных компьютерах), в который может вставляться переходник для фирменной карточки Memory Stick (емкостью на сегодня до 128 МБ), которая с помощью того же переходника может внедряться в любой Notebook, имеющий соответствующий слот расширения. В тот же разъем на камере можно внедрить и адаптер с внешним флоппи-дисководом, опять же из "ноутбуковских"…
   Пристежной флоппи-дисковод, конечно, выглядит анахронизмом по сравнению с карточкой флэш-памяти, зато для пользователя, вооруженного таким оборудованием, этот вариант наиболее универсален и дешев. На стандартную дискету (1,4 МБ) можно записать от 10 до 30 снимков в зависимости от выбранного качества. Поскольку размер снимков всегда 640х480, качество определяется степенью компрессии JPG-файлов (от 4 до 10). Цифровой фотоаппарат такие снимки, конечно, не заменят, но украсить свой собственный сайт в интернете таким способом вполне можно.
   Кнопка PHOTO сделана двухэтапной: при начальном легком нажатии подстраивается экспозиция и на дисплее фиксируется картинка на момент нажатия (о чем свидетельствует индикация CAPTURE). Можно оценить картинку и, одобрив, дожать кнопку сильнее, тогда и произойдет ее запись. Если же зафиксированный кадр вас чем-либо не устроил, просто отпустите кнопку PHOTO и вернитесь к реальности. Эргономической находкой можно счесть такую мелочь, как существенно разное усилие нажатия кнопки PHOTO на этапах прицеливания и записи, что исключает случайную запись.
   По вертикальной разрешающей способности "девятисотая" модель уверенно держит лидирующие позиции. Как видно на снятых таблицах, она спокойно перешагивает магическую отметку 500 ТВЛ! Это уже похоже на мистику – такие результаты находятся вблизи теоретических пределов стандарта PAL (мы "захватывали" кадры профессиональной видеокартой через S-video-выход). Однако, в данной группе разрешающая способность отнюдь не является самым важным критерием выбора. Куда важнее работа систем автоэкспозиции, баланса белого, автофокуса и т.д. Именно поэтому основной упор в тесте был сделан на съемке реальных сцен, причем в самых сложных условиях. Жаль, что нет возможности привести в качестве иллюстраций все отснятое…
   На кадрах, сделанных при естественном освещении, отчетливо проявляется сдвиг в сторону сине-голубых тонов и, как следствие, картинка выглядит прохладной даже в солнечный (но осенний!) полдень. Заметим, что ручной баланс белого работает очень хорошо, а значит, ситуация может быть довольно легко исправлена переходом в ручной режим. Примерно то же можно сказать и об автоэкспозиции – при съемке с искусственным освещением хорошо заметно, что диапазон черного излишне скомпрессирован, особенно если сцена не содержит высококонтрастных объектов.
   По звуку, честно говоря, камера до уровня High End немного не дотягивает. Главная проблема в том, что акустическая развязка электроприводов и микрофонов в малом объеме корпуса решена за счет снижения чувствительности встроенных микрофонов, поэтому нельзя сказать, что помехи от приводов оптики и ЛПМ сильно заметны. С другой стороны, при съемке звуковая картина заднего плана оказывается немного задавленной, смазанной. Так что хорошие и чувствительные внешние микрофоны (благо разъем предусмотрен) не будут выглядеть излишней роскошью.

В руке В руке
Разъемы Разъемы
Под ЖК-дисплеем Под ЖК-дисплеем
Кнопки оперативных регулировок и колесико меню под рукой Кнопки оперативных регулировок и колесико меню под рукой
PCMCIA-дисковод PCMCIA-дисковод
Яркостная четкость более 500 ТВЛ Яркостная четкость более 500 ТВЛ
Цветовая четкость на уровне 75-80 линий Цветовая четкость на уровне 75-80 линий
При искусственном освещении изображение очень теплое При искусственном освещении изображение очень теплое
Отличная объемность и проработка мелких деталей Отличная объемность и проработка мелких деталей