Сравнительные тесты
DVD-рекордеры

Властелины времени ($650-1000)

Stereo&Video Февраль 2005

Уникальная особенность рассматриваемого класса техники, обусловленная наличием в конструкции компьютерного жесткого диска (HDD) — возможность с ее помощью достаточно вольно обращаться со временем: остановить его и даже обратить вспять! Как это возможно?! Очень просто. Именно благодаря встроенному винчестеру при просмотре любимого телесериала можно одним нажатием остановить воспроизводимую программу, чтобы ответить на телефонный звонок или отлучиться на чашечку кофе. А при записи эфирных передач или собственных «шедевров» с видеокамеры — отложить «прожиг» DVD-диска, чтобы избавиться от надоедливой рекламы или убрать из домашнего видео нежелательные фрагменты.
   Другая особенность сегодняшнего теста — это широта охвата предлагаемой аппаратуры. Практически все представленные сегодня на рынке (по крайней мере на официальном) DVD-рекордеры с жестким диском рассматриваемой ценовой категории собрались в нашем тесте. Надо сказать, это — довольно редкая ситуация, которая говорит, в первую очередь, об относительной узости верхнего сегмента рынка DVD-рекордеров с HDD. Количество представленных на нем игроков все еще ограничено брендами-мейджорами, так как массовый производитель на этот рынок пока не пришел. Наблюдаемая стагнация цен — неизбежное следствие этого. Она особенно заметна на фоне обвала цен на DVD-плейеры — почти до теоретического предела.
   Насколько долго продержится такая ситуация? Можно быть уверенным, что недолго. Высокая прибыльность производства аппаратуры неизбежно привлечет на рынок игроков второго и третьего эшелонов со всеми вытекающими отсюда (и столь приятными для потребителя!) последствиями. Сопоставляя розничные цены на отдельные комплектующие, из которых собираются рекордеры, легко увидеть, что резервы для таких «последствий» есть. Ни для кого не секрет, что «начинка» этих рекордеров в значительной степени позаимствована из мира компьютерных технологий. В первую очередь это касается DVD-приводов и жестких дисков, как раз и составляющих львиную долю себестоимости рассматриваемых рекордеров.
   Перед нами — яркий пример конвергенции различных современных технологий. Если унификация используемых комплектующих для конечного пользователя не играет большой роли (за исключением значительного потенциала для снижения цен), то на системе управления новым аппаратом влияние новых технологий сказывается очень сильно. Ведь по своей сути DVD/HDD-видеокомбайны являются уже мультимедийными компьютерами, только «маскирующимися» под традиционную аппаратуру.
   Несмотря на «классический» для видеоаппаратуры дизайн, система управления таким рекордером является скорее «компьютерной» (со сложной многоуровневой системой меню, в котором количество различных установок может доходить до нескольких десятков). Освоение всего этого богатства может потребовать значительных усилий и массу времени, причем наличие компьютерного опыта здесь вряд ли поможет, так как концепция организации экранного интерфейса у видеорекордера может быть совершенно иной.
   Похоже, что те благословенные времена, когда модный принцип «Plug and play» (в вольном переводе буквально означает «включил и забавляйся») реально работал, а для освоения новой техники не требовалось никакой подготовки и чтения инструкций, окончательно канули в Лету. Сейчас для освоения десятков всевозможных пресетов и настроек без изучения документации уже не обойтись, и ситуация продолжает обостряться. Поэтому удобство экранного интерфейса рекордеров приобретает все большее значение, а его эргономичность играет существенную роль при выборе победителя сравнительного теста — качественные показатели (за некоторым исключением, о котором ниже) в основном определяются рамками формата записи и соответственно во многом унифицированы.

JVC DR-MH30SER

  • Цена: $915
  • Оценка:
  • Достоинства: функция Live Memory, экранное руководство пользователя (HELP)
  • Недостатки: отсутствие автоопределения системы цветности


   Конструкция. Оригинальный внешний вид аппарата организован сочетанием сложной комбинации полупрозрачной зеркальной панели и разветвленной яркой подсветки. Дисплей аппарата — четкий, с крупной основной строкой, но со слишком мелкими значками (например, качества записи). Яркость дисплея регулируется вплоть до выключения.
   Инициализация аппарата и загрузка операционной системы — не спешные, но благодаря тому, что первым «просыпается» эфирный тюнер, создается эффект очень быстрого включения, особенно при отключенной функции Live Memory (об этом ниже).
   Первый терминал SCART — для подключения телевизора с поддержкой выхода RGB, системы загрузки настроек и прямой записи. Второй SCART — для подключения спутникового тюнера или декодера кабельных каналов. Осуществляется поддержка старта записи по сигналу и входа по RGB. Каналы видеовыхода — прогрессивный компонентный сигнал, оптический и коаксиальный разъемы цифрового звука. Комплект выходов — S-Video и стереозвук.
   Управление. Эксперты оценили толково организованный пульт дистанционного управления с хорошо обозначенными функциональными зонами. Даже при первом знакомстве поиск кнопок не вызывал проблем, так как их расположение подчиняется элементарной логике. Лишь одну претензию можно адресовать разработчикам — недостаточно четкое выделение кнопки ON/STANDBY.
   Меню настройки, отображаемое на экране, — хорошо оформленное в спокойных, но достаточно контрастных тонах, непрозрачное. Организация страниц меню — хорошо продуманная, с простым доступом и несложной навигацией. Недостаток отмечен лишь один — для перехода на соседнюю страницу нужно поднять курсор вверх, поскольку кнопка RETURN при этом не помогает, так как сразу закрывает меню.
   Режимы качества записи перебираются одной кнопкой REC MODE с отражением на дисплее аппарата (очень мелкими значками) и табличкой на экране. Выбрав необходимый режим, нужно подтвердить его кнопкой ENTER, иначе через несколько секунд произойдет сброс выбранной установки (останется прежнее значение параметра). Кнопкой DUBBING вызывается окно копирования. После выбора направления и метода перезаписи осуществляется переход в соответствующее окно навигатора для выбора фрагментов.
   Функции. Начнем с того, чего нет, — с автоматики выбора системы цветности. К сожалению, это странная фирменная традиция, которую мы наблюдаем еще от видеомагнитофонов формата VHS. Все-таки в аппаратуре столь высокого уровня выбирать вручную систему цветности SECAM в меню SETUP при настройке тюнера как-то неловко.
   Но перейдем к положительным эмоциям. Самая, на наш взгляд, интересная новинка — функция Live Memory. Суть ее в том, что сигнал с эфирного тюнера не транслируется сразу на телевизор, а все время записывается на винчестер в выделенный буфер. Сигнал на экран воспроизводится из этого буфера. Таким образом, «живой» эфир вы наблюдаете всегда с задержкой в 6–8 секунд. Наверное, даже для тоста под бой курантов это не криминал. Несколько замедленным получается и переключение программ, так как канал в тюнере переключается сразу, а увидите вы его тогда, когда просмотрите содержимое буфера — через те же 6–8 секунд. Но, кроме этих мелочей, остальные возможности новой функции — сплошные достоинства. Вы можете выйти, чтобы сварить кофе, а потом досмотреть пропущенное. Это обеспечивает и ставшая уже обычной функция Time Shift. Можно вернуться к интересующему сюжету, включив ускоренную перемотку назад. Кроме того, можете, найдя начало сюжета, «записать» его. Записать в кавычках, поскольку этот материал уже был записан в буфер. Аппарат просто по вашей команде откорректирует таблицу размещения файлов.
   Экспертам понравилось интерактивное экранное руководство. Кнопкой HELP на экран выводится выжимка из инструкции с оглавлением из 30 пунктов, охватывающих все вопросы обращения с аппаратом. Внутри экранных страниц — четкие рисунки, комбинации кнопок и краткие указания к ним со ссылками на страницы бумажной инструкции.

Гнездо AV COMPU LINK — фирменная шина управления. Гнездо SAT CONTROL для инфракрасного передатчика управления спутниковым тюнером Гнездо AV COMPU LINK — фирменная шина управления. Гнездо SAT CONTROL для инфракрасного передатчика управления спутниковым тюнером
Фронтальные входы для видеокамер в составе комплекта аналоговых входов и интерфейса DV — Digital Video Фронтальные входы для видеокамер в составе комплекта аналоговых входов и интерфейса DV — Digital Video
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Спектр выходного сигнала
Рис. 3. График цветового баланса для видеосигнала в цветовом пространстве (R-Y/B-Y)

Технический комментарий

Степень готовности рекордера JVC DR-MH30S к воспроизведению аудио-CD можно легко оценить по приводимым характеристикам — неравномерность амплитудно-частотной характеристики находится в пределах 0,2 децибела, с классически плавным спадом в области низких частот и довольно резким спадом на верхних частотах. Некоторая неравномерность АЧХ для цельности воспроизведения звукового образа некритична, учитывая незначительную абсолютную величину флуктуаций. Зависимость нелинейных искажений от частоты показывает неплохую стабильность коэффициента гармоник. Однако на спектральной характеристике заметны явные пики интермодуляционных и комбинационных искажений. Такие пики способны придать дополнительную окраску воспроизводимому сигналу. Применив частотную коррекцию в яркостном канале, разработчики смогли обеспечить максимальную четкость, составляющую около 560 телевизионных линий. За счет этого на самых мелких элементах изображения становится заметно появление ложных контуров, однако цветовой муар на периодических вертикальных структурах не появляется. Уровень цветовых и яркостных шумов небольшой, а вот точность цветовых переходов в ряде случаев вызывает замечания. Причем если для композитного соединения это можно считать некритичным, то искажение формы цветовых переходов при работе по соединению RGB может вызывать вопросы. Кроме того, соединение RGB отличается уменьшенной цветовой насыщенностью, что, впрочем, может быть скомпенсировано в приемнике сигнала.

LG HDR489

  • Цена: $650
  • Оценка:
  • Достоинства: слот для карт памяти, простое управление, русское меню
  • Недостатки: усложненный переход с диска на диск, невысокое качество звука


   Конструкция. Оригинальная особенность конструкции аппарата — это ее, если можно так сказать, скрытность. На полупустой передней панели заметны лишь пять небольших кнопок да еще пара кнопочек почти на «макушке». Зато под крышкой во всю ширину аппарата расположились (кроме набора фронтальных аналоговых входов) разъем интерфейса DV, слот для карт памяти SD и MMC и кнопочная станция управления. Совокупность двух кнопочных групп на панели обеспечивает оперативное использование многих режимов аппарата (кроме записи, регулировок и инициализационных настроек раздела SETUP).
   В аппарате предусмотрены два разъема SCART, терминал AV1 — для подключения к телевизору, поддерживаются выходы RGB и S-Video. Через терминал AV подключается спутниковый тюнер или декодер абонентского телевидения. Группа Line 3 состоит из RCA-входов и выходов и S-Video-выхода. Имеется компонентный видеовыход с прогрессивной разверткой и два коннектора цифрового звука. А Line 4 — это фронтальный комплект входов. Там же, под крышкой, находится DV-вход и слот кард-ридера.
   Управление. Выше мы отметили возможность управления с лицевой панели. Манипуляции удобны, так как просторное расположение кнопок позволяет свободно оперировать двумя руками. Доступные с панели функции ограничены обращением к дисководам через меню HOME и простым воспроизведением с любого из дисководов. С пульта дистанционного управления доступны, естественно, все остальные функции. Пульт ДУ хорошо проработан и, в общем, удобен в работе. Нарекания у экспертов вызвал лишь нелогичный разброс некоторых кнопок. Например, кнопка TIME SHIFT находится слева в нижнем углу, а связанная с ней кнопка PIP — Picture-In-Picture («картинка в картинке»), обеспечивающая контроль текущего эфира в окне, «уехала» на самый дальний край. Таких мелочей немного, но они есть. К недочетам пульта можно также отнести тугую сдвижную крышку, под которой сгруппированы в основном кнопки управления режимами воспроизведения с обоих дисководов (повторы, увеличение и т.п.). Конечно, понятно, что такие функции разработчики сочли неоперативными, но эти кнопки и так расположены в нижней зоне пульта, куда палец случайно никак не попадет. А с такой крышкой — тем более! Но вместе с тем отрадно отметить русификацию меню и всех экранных сообщений этого рекордера.
   Функции. В аппарате явное предпочтение (с точки зрения роли и готовности к работе) отдается винчестеру. По умолчанию всегда после включения питания приоритет отдается приводу HDD, то есть команды записи или воспроизведения однозначно обращены к винчестеру. Для восстановления диска DVD «в правах» необходимо произвести ряд переключений в меню HOME. Переход с диска на диск (без углубления в содержимое) требует в среднем четырех шагов. Столько же шагов и в том же меню требуется для обращения к карте памяти. Этот вид носителя информации находится на одном статусном положении с диском DVD.
   Процедура записи предельно упрощена, настройки сведены к минимуму. Можно сказать, что вместо системы уравнений вам предлагается одно уравнение с одной переменной и к тому же известной. Кнопкой REC MODE последовательно выбирается одно из значений качества записи: HQ — High Quality, SQ — Standard Quality или LQ — Low Quality. Эти три варианта в понятных величинах соответствуют одному, двум или четырем часам записи на стандартный диск DVD. Но это, так сказать, лишь ориентиры, потому что собственно запись на обоих дисководах ведется с переменным битрейтом в зависимости от сложности сюжета.
   Копирование с одного дисковода на другой (в ту или иную сторону) предусмотрено в двух вариантах. Первый — в реальном времени с одновременным воспроизведением. При этом можно менять битрейт хоть вверх, хоть вниз в рамках тех же трех позиций. Второй — ускоренно и в фоновом режиме, но, конечно, без пересчета скорости цифрового потока.
   В заключение отметим оригинальную и полезную особенность аппарата — возможность перезаписи на винчестер с любого носителя (DVD или карты памяти) MP3- и JPEG-файлов и организации своих альбомов на жестком диске.

Чтобы переключиться с RGB на компонентный YPrPb-выход, необходимо «щелкнуть» тумблером на задней стенке аппарата Чтобы переключиться с RGB на компонентный YPrPb-выход, необходимо «щелкнуть» тумблером на задней стенке аппарата
Помимо стандартного набора фронтальных разъемов, есть слот для карт SD и ММС Помимо стандартного набора фронтальных разъемов, есть слот для карт SD и ММС
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Спектр выходного сигнала
Рис. 3. График цветового баланса для видеосигнала в цветовом пространстве (R-Y/B-Y)

Технический комментарий

По результатам измерения тракта аудио-CD рекордер LG HDR489 не блеснул успехами, предпочтя отдать все свои силы работе с домашним театром. Частотная характеристика показывает существенное акцентирование самых высших частот звукового диапазона (на частоте 20 кГц подъем достигает 0,7 дБ, что уже вполне заметно на слух). Форму амплитудно-частотной характеристики почти дословно повторяет зависимость нелинейных искажений от частоты — начиная с одного килогерца, искажения существенно возрастают, что говорит о недостаточной линейности амплитудной характеристики тракта. Это же хорошо заметно и на спектральной характеристике — продукты нелинейности отчетливо проявляются в виде пиков на выходном спектре сигналов. Несмотря на хорошее «попадание в цвета» на графике цветового охвата (небольшой дефицит насыщенности наблюдается только при соединении RGB), по современным меркам картинка, что называется, не блещет. И дело здесь не только в несколько завышенных цветовых шумах, явственно проявляющихся на графике цветового охвата. Проблема, скорее, состоит в неточности передаточной характеристики канала яркости при подключении по S-Video, в результате чего яркость и контрастность воспроизводимого сигнала оказываются существенно усиленными. При этом субъективно картинка выглядит излишне акцентированной и «высветленной», так что четкость при этом немного возрастает (составляя примерно 550 и 220 линий в каналах яркости и цветности соответственно), но естественность восприятия оставляет желать лучшего.

Panasonic DMR-E85HEE

  • Цена: $700
  • Оценка:
  • Достоинства: оптимизированная конструкция
  • Недостатки: отсутствие входа DV, медленный графический интерфейс


   Конструкция. Самый компактный аппарат из участвующих в тесте. Его компактность складывается из нескольких составляющих. Во-первых, это использование самой современной элементной базы, за счет чего уменьшаются габариты узла сигнального процессора. Во-вторых, использование специального (а не стандартного компьютерного) дисковода DVD, лучше адаптированного для установки в корпус аппарата. Стоит также упомянуть рациональное размещение винчестера в одном отсеке с блоком питания — совмещение основных тепловыделяющих узлов упрощает организацию охлаждения.
   Лицевая панель решена своеобразно. При небольшом количестве кнопок крупная окантованная кнопка REC как бы настойчиво напоминает об основном назначении аппарата. Под крышкой на панели расположен комплект аналоговых входов AV. Однако входа DV в этом комплекте нет. В рекордере есть два терминала SCART. Терминал AV1 предназначен для подключения к телевизору с поддержкой систем прямой связи и загрузки настроек. Терминал AV2 — для декодера, спутникового тюнера и т.п. Поддерживается RGB-вход видеосигнала и автостарт записи по появлении сигнала. AV3 — фронтальный комплект аналоговых входов для подключения видеокамеры. AV4 — это симметричный комплект входов и выходов с AV RCA- и S-Video-коннекторами. Выход цифрового звука — оптический. И, наконец, есть компонентные выходы (RCA) с прогрессивным сигналом.
   Управление. Управление аппаратом вполне можно охарактеризовать как сбалансированное. Контрастный пульт дистанционного управления оснащен крупными кнопками, неплохо сгруппированными функционально. Имеется развернутое меню FUNCTIONS, включающее в себя как многочисленные настройки, так и страницы таймера, навигатора, диалоговое окно режима копирования. При этом многими функциями и режимами можно управлять различными способами. Например, уровень качества записи с тюнера или с внешних линий выбирается одной кнопкой (для обоих дисководов), но при копировании с изменением битрейта качество копии устанавливается с помощью меню в соответствующем окне. Наконец, само копирование может выполняться одной кнопкой DUBBING (так сказать, по простому варианту), а может производиться и через диалоговое окно меню в сопровождении разнообразных дополнительных функций.
   Оригинально решена функция RESET: предусмотрен вариант Shipping Conditions, то есть полный сброс настроек пользователя к возврату к установкам завода-изготовителя, но есть и более мягкое удаление зависшей задачи.
   К недочетам управления можно отнести длительную загрузку операционной системы при включении питания и несколько замедленную перерисовку графического интерфейса и иконок в окнах навигации.
   Функции. С точки зрения основной функции — записи, оба дисковода оснащены равноценно. Режим качества задается одинаково. Также к обоим дисководам относится и переключение в меню режимов записи с постоянным (Fixed) или с адаптивным (Hybrid VBR) битрейтом. Предусмотрены четыре основных режима качества: XP — De Luxe Play, SP — Standard Play, LP — Long Play и EP — Extreme Play. Как мы упоминали, эти режимы перебираются одной кнопкой. Но уровень последнего режима (EP) неоднозначен, он имеет две градации, нормируемые как 6 и 8 часов записи на стандартный диск DVD. Этот выбор помещен в меню настроек. Там же можно выбрать систему записи звукового сопровождения в режиме наилучшего качества видео (XP). Это может быть либо система Dolby Digital, как и во всех других режимах, либо звук в некомпрессированном варианте линейной ИКМ.
   В этом же меню можно включить приоритет ускоренного копирования, что позволит в дальнейшем фрагменты с винчестера на DVD копировать не только ускоренно, но и просто одной кнопкой DUBBING, не вникая в подробности. Если же прямая перезапись вас не устроит, в меню (в окне копирования) вы можете выбрать фрагмент или целый список, задать пересчет битрейта, выбрать режим качества FR, при котором аппарат подгонит битрейт под свободное место на диске. Предусмотрен здесь и режим High Speed.
   Отметим особенность функции Flexible Rec из группы Time Slip: после завершения использования этого режима весь записанный материал не удаляется.

Компонентный выход YCrCb поддерживает прогрессивную развертку, 
через терминалы RCA можно вывести сигнал DVD-Audio в стереоварианте Компонентный выход YCrCb поддерживает прогрессивную развертку, через терминалы RCA можно вывести сигнал DVD-Audio в стереоварианте
Отсутствие DV-терминала в аппарате такого класса выглядит как недостаток Отсутствие DV-терминала в аппарате такого класса выглядит как недостаток
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Спектр выходного сигнала
Рис. 3. График цветового баланса для видеосигнала в цветовом пространстве (R-Y/B-Y)

Технический комментарий

Звуковой тракт рекордера Panasonic DMR-E85H оставляет противоречивое впечатление. Низкие нелинейные искажения, к тому же остающиеся стабильными в широком диапазоне частот, и чистый спектр c минимально заметными интермодуляционными искажениями предполагают качественное воспроизведение аудио-CD. По этим параметрам аппарат вполне способен конкурировать с CD-плейерами среднего (или даже более высокого) ценового диапазона. А вот о линейности амплитудно-частотной характеристики этого, к сожалению, не скажешь. Хотя форма АЧХ классическая, с плавными спадами на краях частотного диапазона, абсолютная величина завала на верхних частотах по современным меркам великовата. Характеристики видеотракта в целом отличаются значениями, близкими к предельным по яркостной и цветовой четкости, которые соответственно составляют 550 и 230 телевизионных линий. Муар и цветовые артефакты также невелики. С другой стороны, уровень цветовых шумов оказался немного завышенным; на графике цветового охвата точки, соответствующие эталонным цветам, оказались размытыми. Хотя точность калибровки цветового баланса при этом очень высока, коррекция цветовой насыщенности может потребоваться только при работе по соединению RGB. Еще один незначительный дефект наблюдается при включении режима паузы — в этом случае из буферной памяти воспроизводится только одно видеополе сигнала, что вдвое снижает четкость по горизонтали, как это было у кассетных видеомагнитофонов.