Сравнительные тесты
Комплекты АС

Выигрышный билет ($1200-1500)

Stereo&Video Декабрь 2004

Мода на домашний кинотеатр побуждает фирмы, специализирующиеся на выпуске акустических систем, генерировать все новые и новые поколения звуковоспроизводящей техники, которая год от года становится все разнообразней. На фоне стереоминимализма «многоканальный бум» обещает производителю неплохой доход, потому что нынешний кинотеатр с цифровым звуком Dolby Digital и DTS требует от покупателя фундаментальных затрат на пять колонок и сабвуфер. Выдержит ли домашний интерьер такую нагрузку? Театральная акустика по цене около $1500, будь то готовый комплект «из одной коробки» или же «линейный» вариант из моделей, принадлежащих фирменным Hi-Fi-линейкам, — это хорошее вложение средств на перспективу. Ведь звуковой портрет вашей AV-системы на 90% будет определять именно акустика. Готовые комплекты «из одной коробки» склонны приобретать решительные люди из тех, кто не привык откладывать на завтра и хорошо представляет, как такой 5.1-набор интегрировать в домашний интерьер. Вероятность ошибиться невелика, поскольку стилевая составляющая выступает почти на равных со звуковой, а инсталляционные возможности в мелочах продуманы разработчиком: умеренные габариты, цветовые варианты, возможность в дальнейшем приобрести дополнительные сателлиты для 6.1- и 7.1- конфигураций, монтажные элементы — в комплекте. Думается, что Lifestyle-течение еще долго будет подпитывать рынок привлекательной во всех отношениях акустики. Альтернативный подход более традиционен. Это касается как внешних, так и содержательных признаков классической акустики (5.1-система собирается из моделей Hi-Fi-линеек). Собственно, несколько иным видится и слой потребителей, предпочитающих однократной покупке схему «накопительных взносов», когда сначала можно ограничиться фронтальной стереопарой, затем докупить центр, сабвуфер, тыловики… В этом случае также нет особой проблемы в том, чтобы в итоге сохранить стилистическое и звуковое единство, однако мыслить придется масштабно, заранее рассчитывая, как по очереди все это хозяйство разместить дома. Плюсы от «линейных» комплектов ясны: зрелый в тональном и динамическом отношении звук, возможность добиться от системы той меры универсальности, которая обещает с равным успехом радовать слушателя в кино и при воспроизведении музыкальных записей, в том числе эксклюзивных форматов (DVD-Audio и SA-CD-Multichannel). Хотя нам ближе именно такой сценарий, мы не собираемся его абсолютизировать: в конце концов звук — лишь средство… Нельзя не учитывать и промежуточные варианты (комфортный звук плюс отменный дизайн), которые хорошо укладываются между нарисованными крайностями. Какая картина отвечает вашим требованиям?

Audio Pro Cinema set

  • Цена: $1460
  • Оценка:
  • Достоинства: отличная динамика сателлитов, «глубокий» сабвуфер
  • Недостатки: немного неопределенный бас


   Конструкция. В комплекте, составленном из сателлитов линии Cinema и сабвуфера Focus, который ближе «по духу» данному коллективу, чем «родной» Sub Cinema, центр С4 и тыловики С6 имеют фактически одинаковую конструкцию (С4 лишь адаптирован для горизонтальной инсталляции). Для фронта выбран напольный флагман С10 — высокие двухполосные колонки, устанавливаемые на массивные подставки. Корпуса всех сателлитов — из MDF и в нашем случае покрыты серебристой краской (имеется вариант «вишня»). Овальные бока колонок — результат отлаженной на фирме технологии «термического изгиба». Динамики, их количество и геометрия излучающей конфигурации у всех сателлитов одинаковая: твитер с шелковым куполом — в центре, сверху и снизу (слева и справа) — по две НЧ/СЧ-головки с бумажными диффузорами; не нарушает симметрии пара разнесенных по краям крохотных фазоинверторных портов. Тыловички и центр укомплектованы привинчивающимися к торцам колонок уголковыми кронштейнами для настенного монтажа. Для Sub Focus предусмотрено аж пять вариантов облицовки (рекорд теста). Грани с аккуратно снятыми фасочками выдают высокую культуру производства. Малошумящий ф/и-порт — в днище, приподнятом над поверхностью пола на высоту конических ножек. НЧ-драйвер закрыт круглой маской; ниже — ярко-синий светодиод индикатора состояния. На борту — 400-ваттный усилитель при фирменной сервосистеме ACE-Bass. На служебной панели — линейные входы, высокоамплитудные входы и выходы (выходной сигнал скорректирован ФВЧ), инвертор фазы, тумблер перехода в режим автоотключения. В комплекте имеется короткий, но качественный RCA-шнур для коммутации с ресивером.
   Звук. Сателлиты в 5.0-ансамбле играют открыто и динамично. Правда, без НЧ-поддержки звук кажется как бы поверхностным и немного жестковатым; включаем саб — все сразу становится на свои места. Focus эффектно воспроизводит глубинные тревожные пульсации из разряда звукорежиссерских «страшилок» и натурально возбуждает дрожание оконных стекол. Весьма неплохо! Некоторая размытость НЧ-контуров (удар, взрыв) практически не мешает. На спокойных киносценах сателлиты дают развернутую детальную картину, вникая в тонкие подробности микрорельефа: шелест одежды, шорохи, капель… Уверенно конструирует система образы пространства — как на статичных сценах, так и в условиях бурных перемещений виртуальных источников. Трифоник (С10 плюс Sub Focus) комфортно музицирует на любых жанрах. Вся 5.1-структура без сколько-нибудь негативных последствий выдерживает очень высокие уровни громкости, блестяще опровергая довольно распространенное мнение о слабости акустики категории Lifestyle…

Закрытое заглушкой отверстие для настенного кронштейна Закрытое заглушкой отверстие для настенного кронштейна
Полный комплект клемм; есть выходной ФВЧ Полный комплект клемм; есть выходной ФВЧ

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 4. AЧХ/Зависимость КНИ от частоты

Технический комментарий

АЧХ фронта (рис. 1) стабильна на средних частотах. Спад в области 2–3 кГц едва ли приведет к значимым последствиям; а вот слабому пичку на 1,8 кГц отвечает эффект послезвучания, правда, выраженный достаточно слабо. Судя по левому склону АЧХ, систему целесообразно эксплуатировать в сочетании с сабвуфером. Неровность угловых АЧХ центра (рис. 2) типична для данной конструкции, работающей в горизонтальном положении, и имеет свои плюсы. Восхищает малость КНИ С10 на средних и высоких частотах (рис. 3). В данной системе Sub Focus (рис. 4) целесообразно эксплуатировать в максимально широкополосном режиме; c ростом громкости заметно увеличивается КНИ, зато нижняя граница — хорошие 29 Гц!

Canton Movie CD 2.22

  • Цена: $1430
  • Оценка:
  • Достоинства: мощный бас, высокая детальность диалогов
  • Недостатки: сравнительно небольшой запас динамики


   Конструкция. Еще один комплект с рослым фронтом собран из моделей серии CD. Несмотря на метровую высоту, трудно назвать «сотку» напольником в традиционном смысле этого слова... А центр и тыловички вообще поместятся в «дипломате». Вместе с тем «упакованная» в алюминиевые корпуса акустика достаточно массивна. Закрытые несъемными металлическими сетками мембраны 80-мм НЧ/СЧ-головок и 25-мм купола твитеров тоже алюминиевые. CD-100 построена по 2,5-полосной ф/и-схеме: из пяти динамиков, вытянувшихся в вертикальную линейку, симметричную относительно центральной ВЧ-головки, два крайних (сверху и снизу) работают от нижней границы и до 400 Гц; те же, что разместились непосредственно около твитера, звучат на всем протяжении НЧ/СЧ-участка и вплоть до 3,5 кГц; порт фазоинвертора также скрыт под грилем и расположен в самом низу лицевой панели. В стальной подставке имеется отверстие для скрытой подводки кабеля. Также 2,5-полосный пятиглавый классический центр CD-50 и двухполосные тыловики CD-10 — акустика закрытого типа. У всех сателлитов, включая фронт, лишние НЧ-компоненты отсекаются входными конденсаторами (разница лишь в номиналах последних). Тыловички и центр можно повесить на стенку (кронштейны — в комплекте). Старый знакомый AS-22 оборудован схемой коррекции АЧХ в нижней октаве (20–40 Гц). Корпус —18-мм MDF, отсюда, в частности, и немалый вес сабвуфера. Динамик и ф/и-порт находятся на фасаде под съемной металлической решеткой. В наличии — полный набор входных и выходных клемм, инвертор фазы и переключатель схемы авторежима. Саб, как и все сателлиты, магнитоэкранирован.
   Звук. Звук комплекта хорошо тонально уравновешен. А напольнички даже намекают на присутствие в образах низкочастотных компонент. Но лучше звучание пятерки CD сразу приправить сочным активным басом. К чему вполне готов широкополосный AS-22 SC — его могущества более чем достаточно для компактной инсталляции. Но увлекаться не следует — если чуть «перегнуть палку», саб полностью берет инициативу на себя. После тщательной настройки (нужно подтянуть тылы и слегка ослабить центр; регулятор ширины полосы сабвуфера — приблизительно в средней позиции) уже на умеренной громкости система раскрылась в полной мере: родилось, задышало пространство, заиграли детали; почувствовалась полнота спектрального охвата. Особо хочется отметить высокую меру сфокусированности звуковых картинок, точность локализации мнимых источников. Превосходно прорабатываются актерские диалоги. Систему вполне можно настроить для сбалансированного воспроизведения музыкальных программ. Комплект от Canton — очень неплохой 5.1-вариант для небольших комнат.

Опоры для настенного кронштейна к CD-50 Опоры для настенного кронштейна к CD-50
Компактный, но хорошо оснащенный сабвуфер Компактный, но хорошо оснащенный сабвуфер

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 4. AЧХ/Зависимость КНИ от частоты

Технический комментарий

АЧХ фронта и центра (рис. 1 и 2) стабильны, мелкие неровности (судя по измеренной частотно-переходной характеристике) совершенно безвредны. Центр (в положении «лежа») фокусирует звук в горизонтальной плоскости около оси твитера на участках верхней середины и нижнего верха. Вместе с тем пространственная однородность поля фронтальных колонок весьма высока. Достойно низок уровень нелинейных искажений CD-100 (рис. 3), у акустики центрального канала на средних частотах искажения еще меньше. Широк частотный диапазон сабвуфера (АЧХ стабильна фактически на всем протяжении участков верхнего и среднего баса); невысок КНИ при умеренной громкости, с повышением амплитуды сигнала нелинейность быстро растет.

Cerwin-Vega! Classic

  • Цена: $1210
  • Оценка:
  • Достоинства: великолепная динамика, чистейший «ударный» бас
  • Недостатки: звук чуть жестковат, большие габариты центра


   Конструкция. Набор от Cerwin-Vega! составлен из акустики, сравнительно недавно введенной в строй линейки Classic, одна из моделей которой (CLSC-10) успела поучаствовать в ноябрьском тесте напольников. Перед нами — пример классического, так сказать, линейного полочного комплекта, который не воспринимается компактным рядом с участниками теста, выполненными в духе современной Lifestyle-традиции. Нельзя причислить к мелким и меньший сабвуфер серии Classic — 12S. Во фронт и на тыл — двухполосные CLSC-6: твитер с 25-мм шелковой мембраной, под несъемным металлическим «забралом» — 165-мм НЧ/СЧ-драйвер; ф/и-порт выведен на тыльную панель. Особенность всей акустики Classic — экспоненциальный рупор 100-мм глубины, образованный в теле пластиковой фронтальной накладки, в горло которого посажена ВЧ-головка. Лицевая панель изнутри прикручена к 18-мм плите ДСП; фронтальный сэндвич — узловой элемент конструкции массивного жесткого корпуса (толщина остальных ДСП-стенок — тоже 18 мм). Центр 6C получается фактически из полочных CLSC-6 путем приращения дополнительной НЧ/CЧ-секции. Не на всякий телевизор рискнешь водрузить колоночку с результирующими базой 57 см и весом 11 кг. Схемы разделительных фильтров у 6 и 6C одинаковые — второй порядок в обоих звеньях. Частота раздела у первой составляет 2 кГц, у центра — 3,5 кГц. В кроссоверах предусмотрены самовосстанавливающиеся предохранители для защиты от перегрузок ВЧ-головок. Сабвуфер вооружен 300-мм динамиком с мощной магнитной системой; имеются три линейных входа (один из них LFE), набор высокоамплитудных терминалов, инвертор фазы и схема автоотключения.
   Звук. Сателлиты демонстрируют активный, по-хорошему агрессивный звук с отличной динамикой по всему доступному им спектру. Как у «шестерок», так и у 6C очень неплохой — чистый и прочный, закаленный под самые суровые условия эксплуатации — собственный басок. Грамотно построен сабвуфер, изящно дополняющий содержание НЧ-регистра. При оптимальных для данного комплекта настройках получается замечательно слитное в НЧ/СЧ-аспекте звучание с аккуратнейшим и подвижным, как ртуть, басе, пусть и относительно неглубоком. Если за выразительность «спокойных» эпизодов отвечает яркая игра центра и сателлитов, то на «боевых» сценах трудно переоценить значение талантов 12S. «Джентльменский набор» любого боевика — от хлестких выстрелов из ручного оружия до лязга тонн покореженных металлоконструкций — передается на редкость натуралистично! Такого четкого с жестким стержнем баса, по большому счету, нет ни у кого в тесте. «Виноват» в этом не только саб, высокая мера достоверности целого ряда эффектов достигается во многом благодаря точному «динамическому перехвату» эстафеты сателлитами (нередко качество басовых эффектов сводится на нет именно из-за динамической «недостаточности» фронтальной акустики и центра). Существенным достоинством комплекта является высокий запас по перегрузке, позволяющий насытить добротным звуком даже 60-метровку. В пользу Classic свидетельствует факт хорошей самостоятельной музыкальности CLSC-6, хотите двухканального стерео — без вопросов.

Высокоамплитудные входы/выходы; два линейных и LFE-вход
Высокоамплитудные входы/выходы; два линейных и LFE-вход
ВЧ-головка — в экспоненциальном рупоре ВЧ-головка — в экспоненциальном рупоре

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 4. AЧХ/Зависимость КНИ от частоты

Технический комментарий

АЧХ (рис. 1) CLSC-6 чуть приподнята по краям диапазона. Нельзя не отметить хороший НЧ-потенциал как 6, так и 6C. АЧХ (рис. 2) 6C ровнее, а средняя чувствительность выше. КНИ фронта (рис. 3) немного повышен на средних, но исключительно мал на высоких частотах; центр же по этому параметру — один из лучших в тесте. При сужении полосы снижается уровень излучения сабвуфера на частоте максимума его АЧХ (рис. 4); при наибольшей полосе энергия излучения сосредоточена в областях среднего и верхнего баса; замечательно низок КНИ — второй результат теста.