Сравнительные тесты
AV-ресиверы

Ресиверы бизнес-класса ($600-750)

Stereo&Video Декабрь 2004

Название итоговой оценки в нашем журнале теперь напрямую отражает суть сравнительного тестирования — вывести для каждой модели-соискательницы показатель «качество/цена». А он, как видно даже по его написанию, представляет собой соотношение или, в переводе на язык математики, дробь. Ее величина равно зависит как от числителя, так и от знаменателя. Иными словами, для увеличения этого показателя отнюдь не обязательно «гнаться за дешевизною», выясняя, какой аппарат обеспечит желаемый уровень качества за наименьшие деньги (хотя такой путь, учитывая реалии жизни, — безусловно, самый соблазнительный). Зачастую правильней ставить принципиально иную задачу: сколько следует заплатить, чтобы построить домашний кинотеатр с минимальными компромиссами? Анализ такого подхода показал, что начать переход от двухканального к многоканальному звуку целесообразно с замены центрального блока системы — AV-ресивера. Если раскошелиться на него всерьез, можно будет, во-первых, кардинально улучшить звучание существующего комплекта, во-вторых, постепенно достраивать систему остальными высококачественными компонентами (DVD-проигрыватель, акустика), не сомневаясь в том, что ресивер полностью раскроет их потенциал.
   Мы уже слышим, как читатель торопит: «Что значит раскошелиться всерьез?» После всестороннего обсуждения определилась и оптимальная сумма — $700, что, по Hi-Fi-меркам, в общем-то немного. Тем не менее за эти деньги сегодня можно приобрести ресивер, экипированный по последнему слову техники и отвечающий самым жестким требованиям.
   Динамический и частотный диапазоны звуковой дорожки современного кинофильма очень широкие, а уверенно озвучивать необходимо помещение любого объема и посредством любой акустики, поэтому мощность усилителя должна составлять порядка 100 Вт/канал при значительном коэффициенте демпфирования. Отсюда — потребность в солидном источнике питания, способном отдавать большой ток. Современный ресивер обязан успешно озвучивать сигналы 5.1-форматов, но еще лучше, если он готов реально работать с 6.1-звуком (Dolby Digital EX и DTS-ES Matrix/Discrete), что возможно при наличии соответствующих декодеров и как минимум шести каналов усиления. Требования спецификации THX Ultra, т.е. 7.1-звук мы считаем факультативными; важнее — универсальность, в частности умение с блеском отыгрывать и многоканальные, и стереофонические записи, цифровой и аналоговый сигнал. Особое внимание — трекам SA-CD/DVD-Audio: для их полноценного воспроизведения AV-ресивер должен быть экипирован регулируемым 5.1-входом. Вообще, точность настройки и разнообразие изменяемых параметров здесь чрезвычайно важны, так как позволят добиться наилучшего согласования элементов (в первую очередь, акустических), а без этого система топ-класса не сможет показать все, на что способна.
   В связи с этим полезными окажутся наглядные экранные меню, возможность проводить инсталляцию в автоматическом режиме и учесть акустические особенности помещения или скомпенсировать различия в звучании разных групп АС, например, фронтальных и тыловых. Большое значение имеют коммутационные способности ресивера — возможность управлять сигналом с десятка источников, аналоговых и цифровых. Зато искусственные украшения звука (DSP-режимы) или видеоконвертеры скорее всего будут востребованы в минимальной степени.

Cambridge Audio Azur 540R

  • Цена: $650
  • Оценка:
  • Достоинства: качественный усилитель обеспечивает точное звучание
  • Недостатки: слаборазвитая функциональность


   Конструкция. Внешне ресивер напоминает классический стереоусилитель: невысокий корпус, единственный поворотный регулятор — ручка громкости, массивный силовой трансформатор (об этом свидетельствует смещенный центр тяжести). Установку облегчает маркировка цветом по международному стандарту винтовых акустических клемм. Линейные 6.1-вход/выход надежно защищают ресивер от любых превратностей судьбы.
   Функции. Акцент сделан на обеспечение полной универсальности и максимального качества звучания без цифровых «прикрас» (DSP-режимов — минимум). Второстепенные мелочи вроде регулировки яркости дисплея и таймера выключения отсутствуют.
   Управление. Компактный пульт ДУ с металлической верхней панелью гармонирует с обликом основного блока. Тактильная эргономика на высоте, однако визуальное деление на зоны неявное — требуется читать надписи на геометрически одинаковых кнопках. К приемнику видеосигнала ресивер можно не подключать — экранных меню нет. Задержка измеряется непосредственно в миллисекундах, что затрудняет настройку.
   Звук. Достаточная мощность и стабильность усилительного тракта в сочетании с отличными встроенными декодерами позволяет реалистично озвучить записи любого жанра и динамического диапазона как в двух-, так и в шестиканальном варианте: компромисс при этом незначителен.

Задняя панель Задняя панель

Измерения

Рис. 1. Зависимость КНИ от мощности и частоты
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Технический комментарий

Стабильный характер КНИ во всем диапазоне мощностей (рис. 1) говорит о хороших музыкальных способностях аппарата. Коэффициент демпфирования невелик (32 единицы), однако выбор акустики это практически не сужает, поскольку есть возможность использовать 4-омные колонки. Декодеры DD и DTS обеспечивают глубокое и равномерное разделение на уровне 65 дБ. Вход 6.1 не уступает по глубине, но имеет небольшую асимметрию. Цифровой вход в стереорежиме характеризуется чуть более глубоким разделением, нежели аналоговый.

Denon AVR-2105

  • Цена: $750
  • Оценка:
  • Достоинства: комфортный звук, автонастройка
  • Недостатки: повышенные требования к акустике


   Конструкция. Расположенные на лицевой панели два многофункциональных поворотных регулятора с «приписанными» к ним кнопками представляют собой основные зоны прямого управления: одна отвечает за коммутацию, другая — за управление режимами. Многоканальный вход представлен 5.1-вариантом — именно такова максимальная конфигурация записей SA-CD/DVD-Audio.
   Функции. Для каждого типа декодера предусмотрены независимые регулировки тембра и ряд специфических настроек (акцентирование диалогов, расширение центрального образа при декодировании DPLII и т.д.). DSP-процессор эмулирует несколько типовых акустических пространств с возможностью виртуального изменения объема.
   Управление. Основной «козырь» ресивера — алгоритм автоматической настройки. В комплекте поставляется измерительный микрофон (длина шнура — 6 м), подключаемый к гнезду на лицевой панели. Настройка не требует никакого вмешательства пользователя, результат ее точен. Крупный пульт ДУ оформлен в буквальном смысле ярко: клавиши основных функций выполнены из фосфоресцирующего материала.
   Звук. Благодаря первоклассным декодерам и отличным показателям 5.1-входа аппарат можно считать универсальным, однако при выборе акустики следует учитывать минимальный импеданс нагрузки — 6 Ом и тот факт, что наилучшим образом он впишется в систему «сабвуфер–сателлиты».

В черном корпусе В черном корпусе
Задняя панель Задняя панель
Внутри Внутри
Микрофон Микрофон
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. Зависимость КНИ от мощности и частоты
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Технический комментарий

Примечательно, что рост искажений на максимальной мощности локализирован в НЧ-области (рис. 1). В рабочей области КНИ невелик, но все-таки далек от эталона — заметны возмущения по краям диапазона. Великолепно организован цифровой вход: в режиме стерео разделение каналов составляет 74 дБ, что близко к предельной величине по тесту. Встроенные декодеры почти идеальны по равномерности, а декодер DTS показывает и образцовую глубину разделения. Коэффициент демпфирования достаточен для работы с большинством моделей акустики (57 единиц).

Harman/Kardon AVR 230

  • Цена: $650
  • Оценка:
  • Достоинства: возможность задать разные частоты среза для каждого канала
  • Недостатки: неудобное управление с лицевой панели


   Конструкция. Расположение клавиш на стильной лицевой панели подчинено дизайну и не располагает к прямому управлению (лучше использовать пульт). Хотя ресивер имеет шесть каналов усиления, он оснащен 7.1-входом/выходом, так что для апгрейда под THX-требования понадобится лишь дополнительный усилитель мощности.
   Функции. Помимо обязательного набора DSP-режимов, необходимо отметить фирменные алгоритмы Logic7 и VMAx. Первый представляет собой альтернативу матричным и дискретным 7.1-форматам, второй служит для создания объемного звучания при помощи двух колонок. Особенно эффективен VMAx при работе на наушники.
   Управление. Треугольный пульт ДУ очень удобен, поскольку основные органы управления доступны без перехвата. Инсталляцию лучше производить со зрительского места, т.к. в пульт вмонтирован измерительный микрофон, позволяющий подстроить уровни каналов. Настройки вообще проработаны скрупулезно: например, есть возможность установить частоту среза для каждой колонки.
   Звук. Формально запас мощности невелик, однако воспроизведение остается реалистичным даже в многоканальном режиме: нюансы и динамика сохраняются (усилитель держит высокий ток). Благодаря высокому коэффициенту демпфирования аппарат укрощает даже «строптивую» акустику — при условии, что ее импеданс составляет не менее 8 Ом.

Задняя панель Задняя панель

Измерения

Рис. 1. Зависимость КНИ от мощности и частоты
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Технический комментарий

Аккуратно проработанный тракт не позволяет искажениям проявляться вплоть до максимальной мощности — они возрастают во всем спектре только на предельном уровне 75 Вт (рис. 1). Из АЧХ усилителя видно, что фильтры в НЧ/ВЧ-тембрах установлены аналоговые — их воздействие распространяется вплоть до 100 кГц. Декодер DTS работает хорошо, обеспечивая разделение на уровне 70 дБ; декодер DD уступает ему по глубине почти на 10 дБ, но заметно выигрывает по равномерности. Измеренная мощность (78 Вт) превосходит заявленную.