Обзоры

Музыкальному фронту — театральный тыл

Огромную роль звукового сопровождения киносюжета в полной мере осознаешь в большом кинотеатре при просмотре хорошо срежиссированного фильма. Картинка на плоском экране, как бы велика и выразительна она ни была, не заставит поверить в реальность происходящего: глаз — инструмент точный. Именно звук искушает воображение, побуждает принять киношное действие за чистую монету («вот пуля пролетела...»). Надо ли говорить о значении музыкальных иллюстраций? Нехитрый же телевизионный динамик способен передать вчерне только грубую схему звука. Даже если через «нормальный» усилитель и «нормальную» акустику вы пропустите обычный сигнал эфирного вещания, вы почувствуете очень существенную разницу и уже никогда не будете слушать телевизор традиционным образом. А если дома на хорошей акустике попробовать смоделировать условия просмотра в большом кинотеатре? Практика показывает, что для многих потребителей одним из наиболее сложных этапов на этом пути является выбор комплекта акустических систем. Однако не боги горшки обжигают...

Акустика в настоящем и домашнем кино

HECO Megaspace 12A — недорогой ($190) «коробочный» комплект классической комплектации
Трехполосный центр Swans Diva C3 — настоящий High End
Классическая двухполосная Monitor Audio Bronze C
Симметричное звуковое поле коаксиальной головки — АС центрального канала KEF Q9C

Идея увеличения числа каналов звуковоспроизведения до четырех и выше возникла практически одновременно с двухканальным стереофоническим вещанием. Но в силу разных причин получила очень слабое развитие в сфере музыкальных приложений, где на многие годы воцарилось чистое стерео. То повышение качества эффекта присутствия, на которое можно рассчитывать при воспроизведении музыкальных записей в связи с увеличением числа каналов, вероятно, совершенно не эквивалентно масштабу проблем, требующих решения (без ущерба всему остальному) для его достижения. Обратим внимание, что, ретранслируя запись, скажем, симфонического оркестра, аудиосистема создает изображение статического распределения источников, расположенных в передней полусфере на стабильном и довольно приличном удалении. В таких условиях адекватная локализация достигается уже с помощью пары громкоговорителей: слушатель в состоянии точно почувствовать, как и где расположены отдельные инструменты, хор и солист… В кино — совершенно другое дело! Здесь идея многоканальности оказывается очень даже ко двору и закономерно получила бурное развитие. Основа кинозвука — формирование звуковых образов, имитирующих пространственные перемещения виртуальных источников как в экранной плоскости (слева направо), так и по глубине зала.
   Сколько надо каналов, чтобы добиться максимального эффекта погружения в сопровождающие видеоряд звуковые события? В принципе — чем больше, тем лучше, но удовлетворительный минимум — 5 каналов окружения (центральный, по паре фронтальных и тыловых) плюс канал низкочастотных эффектов (LFE). Неочевидная, на первый взгляд, необходимость центрального канала объясняется существованием, так сказать, точки отсчета, вокруг которой происходят все события и откуда начинаются почти все движения, — это экран. При отсутствии АС центрального канала, как бы хорошо ни координировались звуковые события стереопарой во фронтальной (экранной) плоскости, почти всегда возникает ощущение дискомфорта, связанное с рассогласованием изобразительного и звукового рядов. Порой кажется, например, что голос удерживаемого камерой в фокусе персонажа живет не зависимой от него жизнью.
   Имеются ли основания для предъявления специфических (по отношению к музыкальной акустике) требований к акустическим системам, предназначенным для воспроизведения звуковой дорожки кинофильма? Основания, разумеется, есть. Вопрос в том, насколько они весомы, и стоит ли из-за них «городить огород» — придумывать специальные звуковоспроизводящие устройства?
   Если на время абстрагироваться от особенностей, связанных с пространственной организацией звукового поля многоканальных систем в сравнительно небольших помещениях, то театральную акустику вполне допустимо оценивать по тем же критериям, что и музыкальную, разве что — с немного другой строгостью. Можно услышать мнения такого, например, рода: что хорошо-де, когда центральная акустика подчеркивает средние частоты (лучше слышно актерские диалоги), акцент на высоких частотах улучшает пространственную координацию и т.п. Опыт показывает, что любые тональные диспропорции, негативно отражающиеся на качестве воспроизведения музыкального материала, не прибавляют достоинств звуковому имиджу домашнего кинотеатра. Если в кино иногда эти диспропорции не так заметны на конкретных эпизодах, то так или иначе они вносят свой вклад в повышение усталости при просмотре, в снижение меры звукового комфорта…
   Нередко звуковая дорожка кинофильма несет очень богатый набор низкочастотных эффектов. Звукорежиссеры с удовольствием используют такие низкие басы (частоты вплоть до инфразвуковых), которые в обычных музыкальных записях либо представлены минимально, либо вообще отсутствуют. И если большая напольная пара вполне сможет удовлетворить меломана настоящими басами, серьезному любителю кино даже хороший напольник захочется усилить сабвуфером. Вместе с тем при просмотре фильма внимание человека занято работой со зрительным и слуховым анализаторами одновременно. Слушая же музыку, меломан весь обращается в слух, опасаясь пропустить какие-либо подробности (особо внимательные даже глаза закрывают). Это обстоятельство позволяет предположить, что к выбору акустики для кино допустимо подходить с меньшей строгостью. Действительно, музыкальная материя много тоньше в своей организации, чем, скажем, звук выстрела или существенно статистический шум водопада, и даже мелкие нарушения структуры сразу становятся заметными. Но далеко не всех поклонников кино, искушенных опытом театрального строительства, способны убедить эти аргументы. Их можно понять…
   Более или менее очевидно, что при многоканальной организации звукового поля к пространственным характеристикам акустического излучения (диаграммам направленности) колонок следует предъявлять иные требования, нежели при стереофоническом вещании. Но если даже в вопросе о диаграммах направленности акустики для обычного стерео нет единодушия, то здесь — и подавно. Мирно сосуществуют и пользуются одинаковой популярностью самые разные решения. Так, одни разработчики полагают, что акустика центрального канала должна обладать повышенной направленностью в горизонтальной плоскости, иные — в вертикальной, третьи предлагают решения с полностью симметричной диаграммой направленности, четвертые — вообще ненаправленные… Мы привели, вообще говоря, неполный перечень вариантов… С тыловиками — почти та же ситуация. Но такое положение дел нельзя трактовать как полную неразбериху. Во-первых, в каждом случае многоканальный звуковой образ обладает своими привлекательными чертами, и, стало быть, в этой связи позволительно говорить о вкусовых предпочтениях. И во-вторых, для каждого варианта существуют наиболее выгодные условия функционирования (способ размещения, акустика комнаты прослушивания). Таким образом, у потребителя есть достаточно оснований для аргументированного выбора. Рассмотрим основные особенности акустических элементов домашнего кинотеатра.

Фронт

Ненаправленная конфигурация центра Mirage OMNI CC
Асимметричная схема центра Polk Audio CSi-20 — на одну головку дешевле
Классический тыл DALI Piano
Дипольная тыловая акустика AAD C-50

Фронтальный разрез домашнего кинотеатра образуют классическая стереопара и громкоговоритель центрального канала. Особых оснований для длинного разговора о специальных подходах к выбору стереоколонок для театра нет. Если вы строите универсальную многоканальную систему, на плечи которой будет возложена ответственность за качественное воспроизведение музыкальных программ, выбор акустического комплекта имеет смысл начать с поиска именно стереопары — той единственной, что способна удовлетворить вашим музыкальным запросам. С другой стороны, почти обязательное присутствие в домашнем кинотеатре сабвуфера позволяет шире использовать во фронте изящную малогабаритную акустику, на что особое внимание следует обратить любителю кино, не пораженному вирусом аудиофильства. Более того, последнему отдельно хочется посоветовать не вкладывать чрезмерных денег во фронтальную пару, которая в театре в большинстве случаев выполняет функции не столь ответственные (можно сказать, что стерео лишь помогает центру). Хотя, разумеется, класс фронтальной пары не должен быть ниже класса АС центрального канала. Центр принимает на себя основную часть энергетической нагрузки (около 70% в среднем) и является информационной осью домашнего кинотеатра. Особая роль и положение головной акустической системы потребовала выработки специальных подходов к ее конструированию. Наиболее распространенной является компактная двухполосная симметричная конструкция в горизонтальном исполнении: высокочастотная головка расположена строго посередине лицевой панели, пара одинаковых средненизкочастотных драйверов — по бокам. Такая архитектура позволяет уложить колонку в стойку под телевизором, либо — на его верхнюю панель. Главное акустическое последствие горизонтальной симметричной схемы — обострение направленности в горизонтальной плоскости на ряде частот (обычно в середине диапазона), определяемых расстоянием между синфазно излучающими динамиками (образование провалов на АЧХ, измеренной под углами к оси). Вероятно, такое положение вещей рассматривается разработчиками как благоприятное — снижается энергия, отраженная от боковых стен помещения, что может повлиять на качество пространственных эффектов, за которые отвечают фронтальная стереопара и тыловики. Но не всеми — тональный баланс для зрителя, сидящего напротив экрана, будет отличаться от тонального баланса для зрителя, наблюдающего за сюжетом немного сбоку. Отмеченная особенность не присуща 2,5-полосным горизонтальным схемам той же топологии, поскольку область совместных действий парных динамиков ограничивается диапазоном низких частот. Добавим, что такое разделение ответственности положительным образом отражается на качестве баса.
   Наиболее убедительными представляются доводы сторонников использования во фронте трех совершенно одинаковых колонок. Опыт свидетельствует, что тождественность характеристик фронтальных громкоговорителей позволяет добиться более реалистичных образов пространства. Акустика, претендующая на получение THX-сертификата, кроме того, обязана в горизонтальной плоскости создавать поле максимально однородное, а в вертикальной — направленное. Для чего применяются вертикальные линейки из нескольких (2–3) высокочастотных головок, используются схемы d’Appolito для средненизкочастотной области спектра. Такой «вертикальный» центр в телевизионную тумбу не спрячешь. Хорошо, если его удастся зафиксировать на стене… А ведь, по мнению радикалов, все три фронтальные колонки должны быть полнодиапазонными напольниками! Британская KEF предлагает варианты коаксиальных центров (Q9C, например), создающих в пространстве симметричное звуковое поле (характеристики направленности совпадают во всех плоскостях). Любопытный факт: канадская Mirage является автором как совершенно ненаправленных центральных громкоговорителей (OMNI CC), так и нарочито формирующих сложное поле в пространстве: центр из серии HDT (он же левый/правый фронтальный громкоговоритель) на высоких обостряет направленность в плоскости, секущей колонку под углом 45Ґ (на лице — диагональ из трех высокочастотников), а на средних — в горизонтальной (если эксплуатировать его в горизонтальном положении).
   Что делать потребителю? Исходить из реальности домашней обстановки. В действительности зависимость качества пространственных эффектов от конфигурации драйверов не так существенна. Гораздо большее значение имеют близость характеристик всех трех фронтальных фигур и качество их традиционных параметров, среди которых во главу угла, видимо, следует поставить динамический диапазон и тональный баланс. По нашему опыту, в небольших комнатах (до 20 кв. м) образ пространства получается более однородным, когда направленность центра и фронта в горизонтальной плоскости невысока. Если изображение создается кинескопным телевизором, обязательным требованием к центральной АС является наличие магнитных экранов на всех его головках (включая высокочастотные).

Тыл

Cправа — тыловая АС итальянской Chario

С акустикой тыловых каналов ситуация немного проще. Формально их энергетический и информационный вклад в общее дело несколько меньше, что будто бы позволяет более снисходительно относиться к их качественным параметрам. Иногда советуют тем, кто строит театр мелкими шажками: купи хороший фронтальный набор, а в тыл отправь старенькую пару. Если рассматривать такое решение как временное, с ним можно, пожалуй, и согласиться. Сильное возражение: со «случайным» тылом вряд ли удастся удачно решить проблемы размещения и добиться, чтобы звук был правильно интегрирован в общий хор… Разработчики АС тыловых каналов обычно учитывают как сугубо функциональные, так и эстетические проблемы (чтобы интерьер не страдал).
   Какими конструктивными особенностями отличается акустический тыл, кроме приспособлений для различных вариантов монтажа? Во-первых, нельзя исключать варианта тождественности всех пяти АС, который, по мнению многих специалистов, является наилучшим. Но, увы, большинство жилых помещений, где планируется домашний кинотеатр, не в состоянии вынести «нагрузку» в виде, например, пяти напольных колонок, окружающих диванчик для зрителей… Не меньше распространено убеждение, что звуковое поле за спиной зрителя должно формироваться специальным образом. Довольно типичной следует признать так называемую биполярную конструкцию: спаренные головки синфазно излучают в разные стороны, обеспечивая тем самым почти круговую диаграмму направленности. Нередко в тыл рекомендуют помещать излучатели дипольного типа: конструкция, аналогичная биполярной, только парные головки излучают не в фазе, а в противофазе; диаграмма направленности имеет вид восьмерки. Поскольку из диполя сделать биполяр ничего не стоит, для тыла выпускают и универсальные колонки с переключателем режимов. По нашему опыту, «пушистое» излучение биполяров (равно как и диполей) лучше работает в сложных условиях реальных жилых помещений, где не всегда удается разместить все колонки в соответствии с принятыми канонами. В этом случае добиться слитности звукового образа за спиной много легче, нежели с, так сказать, однонаправленной акустикой. Когда же имеется запас пространства, с «нормальными» колонками в тылу звук кажется и полноценней, и детальней.

Сабвуфер

Суперсабвуферы Mordaunt-Short Declaration MS909W...
... и Canton Karat

Ни один элемент многоканальной системы не вызывает так много беспокойства у аудиолюбителей и киноманов, как это делает активный сабвуфер. Ему можно посвятить и оду, и научный трактат. Но мы ограничимся лишь несколькими замечаниями. В театре без сабвуфера какое-то время можно обойтись, если во фронте используется басовитая напольная акустика, но рано или поздно вопрос о дополнительном низкочастотном основании все равно встанет. Специализированный канал низкочастотных эффектов, предусмотренный звукорежиссерами, требует для себя персонального, причем очень серьезного, представителя. Активный сабвуфер — низкочастотная акустическая система со встроенным усилителем мощности. Необходимость объединения усилителя и электроакустического преобразователя обусловлена тем обстоятельством, что создать излучатель, глубоко и чисто басящий, с произвольным источником мощного сигнала крайне сложно. Поэтому усилитель и головка делаются друг для друга и жить друг без друга не могут. Сабвуферы отличаются развиваемым уровнем звукового давления (определяется мощностью НЧ-системы), частотным диапазоном, способностью слаженно работать в многоканальном ансамбле и функциональной оснащенностью. Отдельно следует говорить и собственно о качестве баса. Конечно, это только самые верхушки айсберга, но начинать двигаться надо от печки.
   Определяясь с мощностью сабвуфера, целесообразно ориентироваться на энергетические возможности имеющейся в вашем распоряжении пассивной акустики (для ориентира — пусть мощность встроенного усилителя сабвуфера в полтора–два раза превышает номинальную фронтальной пары). Частотный диапазон также должен отвечать соответствующему потенциалу сателлитов: чем глубже «копает» фронт, тем глубже в басовый диапазон должен проникать и сабвуфер. Не советуем миниатюрным сателлитам навязывать крутой сабвуфер, чересчур глубокий бас которого всегда будет существовать отдельно и вызывать раздражение. Чтобы быть уверенным в слаженной работе, с сателлитами лучше брать сабвуфер, специально изготовленный под них (AV-комплект или одна модельная серия). По-настоящему универсальные сабвуферы стоят дорого…
   О функциональных возможностях. В принципе, чем больше ручек и разъемов на служебной панели, тем лучше. Но не все средства одинаково актуальны. Обязательный набор: регулятор громкости, переключатель фазы, регулятор ширины полосы (верхней частоты среза). Если сабвуфер — из комплекта, последняя функция может отсутствовать, что, вообще говоря, допустимо рассматривать даже как достоинство (фирменные настройки наверняка оптимальны). Полезно наличие возможности корректировать АЧХ у нижней границы (например, переключатель режимов кино/музыка). Очень хорошо, если регулировки вынесены на лицевую панель, и еще лучше — наличие пульта дистанционного управления сабвуфером (уже есть и такие модели), фундаментально упрощающий процедуру настройки и перестройки.
   Из коммутационных средств как минимум должен присутствовать линейный вход для снятия сигнала со специализированного выхода AV-ресивера или DVD-плейера (LFE). Но в этом случае практически исключается вариант музыкального трифоника (фронтальная стереопара плюс сабвуфер). Продвинутый универсальный низкочастотник имеет по две пары высокоамплитудных входов и выходов (для снятия стереосигнала с выхода усилителя мощности и подключения фронтальной пары), линейные стереовход и стереовыход, канал для работы с внешним кроссовером (в обход встроенных фильтров).
   Самая сложная задача — оценить реальное качество звучания низкочастотной системы. В условиях магазина сделать это практически невозможно, поэтому большинству потребителей остается ориентироваться на информационную поддержку. Многое можно узнать у владельца приглянувшейся вам модели… Ну, и остается еще — Stereo&Video.

Готовые комплекты, или Все — в коробке

Yamaha YST SW-800 — регулировки на фасаде
Energy Take 5 — корпуса из «серьезного» MDF
Eltax Stargate 5.1 ($290)
ELAC Cinema 1 Set
THX-набор JAMO D7 PEX — высшая фирменная категория Dedication

В ассортименте комплектующих для сборки домашнего кинотеатра почетное место занимают 5.1-наборы специализированных акустических систем, которые теперь выпускают почти все известные производители акустики. Эти наборы состоят из комплекта сателлитов и активного сабвуфера. В большинстве случаев они формируются из малогабаритной акустики, которая вместе со специализированным низкочастотным инструментом целиком помещается в одной коробке, отсюда — не очень строгий, но понятный термин «коробочный комплект АС». Привлекательность готового предложения для строителя кинотеатра на дому очевидна — единовременное приобретение, полное решение акустической задачи плюс, как правило, хорошо продуманный разработчиками дизайн, который упрощает проблему интеграции сателлитов в интерьер жилища. Коробочный комплект, возможно, — оптимальный вариант оснащения акустикой домашнего кинотеатра с кинескопным телевизором в типичной городской квартире. Особенно когда компактность и стиль играют если не решающую, то весьма существенную роль. Такую систему вполне можно использовать и для различных музыкальных приложений, но рассчитывать на аудиофильское качество в этом случае не следует. Причем сказанное остается справедливым и для недорогих комплектов ($300–500), и тех, цена на которых переваливает за $1000. Редко тональный баланс малюток достигает «музыкального» качества; да и их динамический потенциал недостаточен для полноценного корректного отображения сложных музыкальных программ. Хотя разработчики убеждают, что обеспечили должное единение небольших сателлитов с комплектным сабвуфером, потребителю приходится частенько его подстраивать для разных программ. Такой саб вынужден брать на себя весь НЧ-диапазон, а порой и нижнюю часть средних частот. Подчеркнем еще раз, что речь идет об аудиофильском уровне требований. Для целого ряда практически значимых случаев музыкальные дарования крохотных сателлитов могут оказаться вполне достаточны. Здесь справедливой остается закономерность повышения качества звука с увеличением цены.
   Cтартовая цена для 5.1-комплекта АС колеблется около отметки $300 (хотя можно найти наборы и дешевле). Это, как правило — предельный минимализм во всем. Номинальная мощность сателлитов — 20–40 Вт при невысокой чувствительности 80–85 дБ. Мощность сабвуферного усилителя — 40–60 Вт; нижняя граница проходит где-то около верхней кромки среднего баса (60–80 Гц), но попадаются и более серьезные экземпляры. Предельно скромный дизайн. На акустике за такие деньги можно организовать многоканальную систему в интерьере маленькой комнаты с небольшим телевизором — театр одного зрителя. Из известных акустических фирм на этом поле наиболее успешно выступают германская Несо (комплекты MegaSpace, например), датская Eltax (Starlight, Stargate), британская Wharfedale (Moviestar 60+); почти дотягивается до нижней границы вездесущая JBL (SCS 138). При переходе в ценовой слой $400–500 число игроков резко возрастает. Заметно повышается качество звукового имиджа систем. Мощность сателлитов увеличивается до 50 Вт, чувствительность уже может достигать отметки 90 дБ. Крепнет могущество сабвуферов, среди которых появляются даже 100-ваттники; продвижение к нижним границам слухового диапазона оказывается не столь существенным, но качество баса, его чистота становятся заметно выше. Разумеется, в основном используются простейшие, проверенные временем технические решения. Вместе с тем здесь уже можно встретить модели с изящным экстравагантным дизайном. Яркий пример — комплект от датской JAMO — модель A210 PDD, дискообразный сабвуфер которого можно повесить на стену. Большинство комплектов этого класса лучше покажет себя в небольших помещениях, но можно подыскать и такие, что смогут насытить звуком комнату и в 30 квадратных метров. В этой подгруппе попадаются и недюжинные музыкальные дарования, достоинства которых во многом определяются неглубоким, но достаточно корректным басом (зависит от сабвуфера). В данной категории тверды позиции Несо, Eltax, Wharfedale… Выходит на сцену авторитетная германская Canton (комплекты Movie), чей оборот в настоящее время на 70% определяется выпуском малой театральной акустики. Сильно выступают Celestion (AVP 100) и JAMO; борются за лидерство мировые гиганты — Panasonic, Sony (SA-VE535), Yamaha (NS-P320)...
   Очень интересные вещички можно найти на уровне $500–600. Хотя качественного скачка, аналогичного предшествующему ценовому переходу, в значениях базовых параметров (мощность, частотный диапазон) и не происходит (сабвуферы все же помощнее), комплекты звучат ощутимо аккуратнее. Более того, есть основания полагать, что именно среди 500–600-долларовых наборов следует искать решение, наиболее точно отвечающее идее домашнего кинотеатра в небольших и среднего размера комнатах для достаточно требовательного зрителя, умеющего считать свои деньги и не склонного к употреблению в больших дозах «крепкого» звука. Лучшие представители из этой категории отличаются сочетанием сравнительно невысокой стоимости, симпатичной наружности и корректным звуковым имиджем. В этой связи трудно удержаться от упоминания имени победителя декабрьского, 2002 года, теста театральных комплектов — Tannoy FX5.1 HCS ($550), который сочетает в себе, кажется, все возможные в своей ценовой категории достоинства. Комфортную театральную атмосферу создает весьма музыкальные наборы Energy Take 5+1 ($600) и Baby Boomer от Monitor Audio… Дальнейшее повышение стоимости сопровождается улучшением качества дизайна, применением ключевых фирменных технологий. Хорошим примером сравнительно дорогого комплекта служит KEF KHT2005.2 ($1200), результаты теста которого опубликованы в данном номере: стильный дизайн, алюминиевые корпуса, фирменный коаксиальный драйвер Uni-Q, продуманность конструкции до мелочей. При создании коробочных комплектов акустики, цена которых колеблется в пределах от $1000 до $2000, конструкторы определенно поборолись за их музыкальные достоинства. Здесь легко можно встретить системы с выверенным тональным балансом, очень серьезным динамическим ресурсом. Примеры: Cabasse Xo system ($1555), Chario Piccolo ($1450), Elac Cinema 3 ESP ($1800), Infinity Modulus ($1050), JMlab Pack Sib 5.1 ($1100), Mirage Omnisat Micro ($1065), наборы от Magnat и Jamo…

Усеченные комплекты

Активный театральный комплект Unisound S160HT
DALI Euphonia Center верхом на сабвуфере

Выше мы обсудили сформировавшийся класс театральных комплектов малогабаритной акустики, состоящих из 5 сателлитов и активного сабвуфера. Но число каналов продолжает расти. Декодеры AV-процессоров и ресиверов научились из пары тыловых каналов синтезировать сигнал для третьего (центрального) тыловика. Налицо перспектива записи дополнительных каналов. Многие современные AV-ресиверы уже содержат шестой усилительный тракт (конфигурация 6.1). Можно, конечно, усомниться в актуальности для потребителя дополнительного звукового измерения, но то, что сегодня под вопросом, может стать совершенно очевидным завтра. А вы уже купили 5.1-набор симпатичных колонок… Разумеется, и производители акустики размышляют на эти темы. В некоторых случаях сателлиты можно докупать поштучно — рекомендуем уточнить этот момент при покупке. В ассортименте ряда фирм имеется очень полезный продукт, квалифицируемый как универсальный сателлит — громкоговоритель, который можно использовать в качестве любого фронтального или тылового. Что особо ценно — такие колонки продаются и комплектом, и поштучно! Специально под них, как правило, разработана модель сабвуфера, который тоже можно покупать отдельно. Обычно для такого рода сателлитов предусмотрены самые изощренные способы монтажа; их дизайн учитывает современные тенденции в эволюции интерьеров. Хороший пример универсальной акустики для домашнего кинотеатра — мониторы LM1 и VM1 плюс сабвуфер AS1 от британской B&W. Из универсальных сателлитов многие фирмы практикуют комплектацию неполных наборов, причем входящие в них АС центрального канала часто все же имеют иную конструкцию. Наборы бывают самые разные: пять сателлитов без сабвуфера, пара сателлитов плюс центр, центр плюс пара сателлитов плюс сабвуфер… Усеченные наборы особенно ценны для тех, в чьем распоряжении фронтальная пара уже имеется, и менять ее строитель театра не намерен. Сравнительно недорогие комплекты такого рода формируют для потребителей Audio Pro (Cinema Sat/center, Avantek One House), Eltax (Silverstone, Millennium); в нижней ценовой нише весьма разнообразен ассортимент новичков нашего рынка BBK и Sven Audio. Усеченные наборы подороже предлагают KEF, Polk Audio, Boston Acoustics (Micro80p, $400; Micro90 System, $890 — пара сателлитов плюс сабвуфер), DALI (Trio System II, $680, Trio III, $720 — центр, пара сателлитов и сабвуфер), Eltax (Calipso, $490 — 4 сателлита и центр) и многие другие.

Активные комплекты

«Линейный» комплект GALE
JM lab Center Utopia Be — для театра High End-класса

Разновидностью коробочных акустических комплектов являются полностью активные наборы, которые пока не получили столь широкого распространения, но представляют немалый интерес. От таких наборов один шаг до театра в одной коробке — не хватает только DVD-плейера. Как правило, они содержат пять пассивных сателлитов, сабвуфер со встроенными собственным усилителем и пятиканальным мощником; не исключено, что система будет оснащена цифровыми декодерами окружающего звука Dolby Digital и DTS. К очевидным достоинствам активных комплектов, помимо весьма привлекательной перспективы строительства театра ударными темпами, можно отнести высокую меру согласованности элементов его составляющих, во всяком случае добиться которой разработчик имел все шансы… Но поскольку система замкнутая и практически не поддается апгрейду, при ориентации на такого рода продукт следует внимательно изучить возможности приглянувшейся модели — актуальны ли они для современных цифровых форматов, как соотносятся с реальными перспективами развития концепции домашнего театра? Приведем несколько примеров. В комплект Aego ($1300) от британской Acoustic Energy включены пять миниатюрных сателлитов, активный сабвуфер с пятью дополнительными усилителями мощности и отдельный блок Dolby Digital/DTS-декодера. Покупай DVD-плейер и — в кино. Сабвуфер из 5.1-набора Unisound S160HT ($470), кроме шести каналов усиления, содержит устройство, позволяющее получить из стереосигнала объемную звуковую картинку. В данном случае DVD-источник должен обладать собственными встроенными декодерами Dolby Digital и DTS. 5.1-сигнал для Wharfedale Moviestar 60 ($635) тоже надо предварительно расшифровать, но для стереоисточника здесь предусмотрен встроенный в сабвуфер аналоговый декодер Dolby Pro Logic. Активный и очень компактный комплект JBL ESC360, цена которого составляет $500, оснащен декодерами и Dolby Digital, и DTS, и Dolby Pro Logic, и еще целым рядом полезных вещей… Активные комплекты со встроенными декодерами и без оных выпускают и другие производители.

«Линейные» театры

Слева направо — типичный набор: регулятор громкости, регулятор ФНЧ, высокоамплитудные входы
Функций намного больше
Минимум регулировок

До сих пор мы обсуждали лишь комплекты компактной акустики, полагая второстепенной проблему воспроизведения музыкальных программ. Куда более увлекательна задача подбора акустики для театра с высоким музыкальным потенциалом. В этом случае киноаудиолюбителю целесообразно опираться на основные серии известных производителей акустических систем. В настоящее время, как правило, каждый модельный ряд АС содержит все необходимое для создания полноценной многоканальной системы. Рассмотрим для начала ситуацию «нулевого варианта» — принято решение о более или менее единовременном приобретении всех акустических элементов 5.1-конфигурации, бюджет которой превышает $500–700. С чего начать? Надо полагать — с выбора фирмы и модельной серии. Конечно, имеет смысл подобрать все комплектующие из одного ряда. Нет проблем, если у аудиолюбителя сформировались свои приоритеты. А если вы — новичок? Почитав специализированные издания, погуляв по магазинам, посоветовавшись с друзьями, вы довольно легко уменьшите список интересных для вас компаний до 3–5. Наверняка это будут те авторитетные фирмы, чья продукция регулярно участвует в наших тестах. Далее надо определиться, какого типа акустику — полочную или напольную — вы хотели бы видеть во фронте вашего театра. Решать этот вопрос следует в связи с возможностью (или желанием) слушать музыку без сабвуфера. Здесь решающую роль сыграют ваше отношение к музыкальному басу и особенности интерьера комнаты прослушивания. Заметим, если Hi-Fi-качество для аудиолюбителя важнее количества, а играть колонки будут в сравнительно небольшой комнате (до 20 кв. м), то в 80% случаев мы бы советовали предпочесть напольнику хороший полочник. Оставшиеся 20% выберут небольшой двухполосный напольник (с двумя или тремя динамиками), одним из преимуществ которого является отсутствие необходимости приобретать специальные подставки (с другой стороны, мы бы не стали отговаривать сторонников полочных вариантов от установки колонок на те или иные предметы мебели).
   Дальше — деньги. В обзоре, посвященном состоянию нашего рынка акустических систем (S&V, март, 2003), мы попытались заложить основу для ориентации на его поле при выборе музыкальной стереопары. Изложенные принципы вполне применимы для поиска подходящего театрально-музыкального фронта. Выбрав с учетом особенностей помещения фронтальную пару, сразу начинаем думать о сабвуфере. Может случиться, что от сделанного выбора придется отказаться — если в серии отсутствует подходящая модель сабвуфера или его уже нет в продаже. Вообще, предпочтение следует отдавать тем акустическим линейкам, куда входит не меньше двух моделей сабвуферов, одна из которых рассчитана для работы с полочным составом, другая — с напольным. Если саб в серии один (универсальный), высока вероятность возникновения проблем с согласованием. Выше мы привели оценку соотношения энергетических возможностей колонок и активных сабвуферов. Что же касается финансовых пропорций, то цена активного сабвуфера, по нашему мнению, должна приближаться к цене выбранной пары напольных колонок или быть чуть ниже.
   Отдельно поговорим о «линейном» центре, поскольку здесь, как и при выборе сабвуфера, грубая ошибка непростительна. Опять же хорошо, если в облюбованной вами модельной линейке присутствовало несколько вариантов акустики центрального канала. По-настоящему хороший и надежный центр по цене будет лишь немного уступать выбранной вами полочной паре. Если в серии нет специализированных тыловиков, в экономном случае можно брать меньшую (младшую) в линии полочную пару. Очень хорош вариант с четырьмя одинаковыми полочниками. Ставить на тыл могучие напольники в условиях обычной городской квартиры — расточительство. Впрочем, может статься, что в иных инсталляциях только пара колонок напольного типа в состоянии выручить и киномана, и капризного аудиофила по части «тылового обеспечения».
   Приобретая акустику для относительно скромного по цене «линейного» театра в маленькой комнате (12–15 кв. м) с полочными фронтом и тылом, можно попробовать уложиться в 600–700 долларов. Скажем, набор из четырех двухполосных Gale 3010S, центра 3050C и сабвуфера 3070 обойдется в $620. А Eltax и Heco приблизительно за те же деньги позволяют укомплектовать театры настоящими напольными фронтами. Трехполосный (!) напольник Eltax Silverstone Front (825і210і285 мм), центр Silverstone Center, тыловики Silverstone Rear и универсальный саб Atomic A-10 вместе стоят $610. На базе серии Symphony той же компании с напольником Symphony 8.3 можно собрать комплект за $700. А «линейный» комплект из Astron от германской Heco (во фронте — двухполосный напольник Astron 500) обойдется еще дешевле. Однако три последних варианта определенно имеют театральный уклон, хотя их фронтальные пары довольно эффектно играют энергичную современную музыку. Напротив, комплект компактных АС от Gale уже вполне можно назвать музыкальным.
   Стоимость акустики для театра посерьезней, с более «вкусным» звуком — например, при напольном фронте (колонки по $400 за пару) — может заметно перевалить за $1000. Остаться ниже этой планки позволит выбор для фронта корректной полочной пары. Заметим, что качество воспроизведения театральных и музыкальных программ в обоих случаях будет приблизительно одинаковым. Примеров таких вариантов — великое множество. Взяв в руки наши каталоги Quido, можно без труда набросать несколько схем подходящего домашнего кинотеатра. Если аудиофильская страсть превалирует над театральной и незыблемой остается аксиома «для чистой музыки — чистое стерео», то вполне допустимо, чтобы класс фронтальной пары был выше остальных составляющих комплекта. Превышать планку расходов на акустику для домашнего театра в $2000–2500 имеет смысл лишь при организации специального кинозала в большом (от 40 кв. м) помещении. Здесь потенциальные затраты могут возрасти из-за возможной необходимости внесения акустической коррекции (архитектурные или иные эффективные способы воздействия на звуковой результат).
   Два слова — о театрах предельного High End-класса. Прошли времена, когда в нижних ценовых слоях почти все фирмы, как пирожки, выпекали комплекты театральных АС, а в сильно разреженных верхних слоях High End-епархии беспрекословно царило чистое стерео. Ныне буквально всех производителей акустического эксклюзива охватила многоканальная лихорадка. Один за другим рождаются трех-, четырехполосные центры с басами, как у матерых напольников, киловаттные инфразвуковые сабвуферы, способные подстраиваться под любое помещение, тыловики с параметрами под стать фронтальной паре… Совершенно очевидно, что такого рода комплекты, по существу, создаются на вырост новых музыкальных форматов (DVD-Audio и SACD Multichannel). Даже в очень просторных и продвинутых кинотеатрах их возможности кажутся избыточными, но ведь рано или поздно появятся же и многоканальные записи музыки в достаточном количестве и качестве.

Смешанные комплекты

Стильный и недорогой JAMO A210 PDD
Акустика эффектов ELTAX

Весьма актуальна проблема смешанных комплектов, которая возникает прежде всего в связи с наличием у планирующего домашний кинотеатр аудиолюбителя хорошей стереопары. Предположим, менять ее жалко, а фирменная серия моделей, откуда она родом, давно снята с производства или модернизирована до неузнаваемости… Главная проблема в этой ситуации — сабвуфер. Купить недорогой хороший и по-настоящему универсальный сабвуфер далеко не просто. На уровне $400–500 долларов таких моделей — единицы; есть надежда найти что-нибудь подходящее среди более дорогих моделей… В любом случае, дорогу осилит идущий. Правило согласования по энергетике остается прежним (мощность усилителя в 1,5–2 раза выше номинальной мощности фронтальной АС, если саб будет еще мощнее — не страшно, только денег жалко). С частотными диапазонами — тоже все ясно: надо, чтобы нижняя граница саба, по крайней мере, была ниже, чем у домашней стереопары. Любая дополнительная функциональная возможность — в кассу. Желательно наличие всех входов и выходов. Более чем желательно наличие фильтра высоких частот, подготавливающего сигнал для фронтальной пары — особенно если планируется использовать сабвуфер на музыкальном поприще. При независимой покупке сабвуфера целесообразно выбирать модели фирм, специализирующихся на выпуске именно универсальных низкочастотников, — таких как, например: REL, Velodyne, M&K… Как правило, хорошие сабвуферы выпускают фирмы, поднаторевшие в выпуске профессиональной аудиотехники. Для АС центрального канала весьма важен хороший запас динамического ресурса. Если последний окажется богаче, чем у стереопары, — не критично. Обязательно достижение тонального согласия между фронтом и центром. Хорошо бы значения чувствительностей были так же близки. С тыловиками попроще: наиболее правильным будет решение взять маленькие колонки той же фирмы и из той же серии, которой принадлежит выбранный вами центр.
   Несколько слов — вместо заключения. Домашний кинотеатр по-прежнему остается удовольствием недешевым, но оно, безусловно, стоит того, чтобы за него побороться. Тем более что за последнее время цена на театральную электронику заметно снизилась. Появились сравнительно недорогие DVD-плейеры, да и пять каналов усиления теперь стоят меньше, чем раньше, — два. Обнадеживает появление почти дешевых акустических комплектов. Вообще, пусть никого не страшит гигантский ценовой разброс для различных вариантов решений: даже самый простенький акустический 5.1-комплект дает качественный скачок в восприятии киноискусства.