Обзоры

Властелин воздушных волн

Тайна долголетия ресивера непосредственно связана с конструкцией акустических систем, за почти сто лет принципиально не изменившейся. До тех пор, пока в громкоговорителях будут использоваться динамические драйверы с постоянным магнитом и катушкой индуктивности, сохранится необходимость преобразовать цифровой аудиопоток в аналоговый сигнал и увеличить размах последнего в сотни раз. Даже, на первый взгляд, принципиально новое устройство — звуковой прожектор Yamaha, удостоенный премии EISA-2005 как лучшая новация в домашнем кинотеатре (см. №9, 2005), — сконструировано по фактически традиционному принципу. Прожектор являет собой набор активных громкоговорителей (каждый драйвер снабжен собственным цифровым усилителем) с общим AV-процессором.
   Умение работать с множеством источников аудио- и видеосигнала также вызвано, как это ни парадоксально, тем, что в современном комплексе домашних развлечений современность соседствует с архаикой. Билл Гейтс утверждает, будто недалеко то время, когда всю AV-информацию потребители будут получать из одного источника — домашнего сервера, соединенного с цифровой «библиотекой» посредством проводной или эфирной связи. Серьезные предпосылки к этому имеются, однако до того, как пророчество сбудется для России, пройдет немало лет.

Пестрота или многообразие?

Измерительный микрофон, поставляемый с ресивером Yamaha RX-V2400RDS ориентирован вертикально, чтобы его чувствительность в горизонтальной плоскости была равномерна

В настоящее время любитель музыки и кино вынужден загромождать гостиную разнокалиберной аппаратурой. Это может быть CD-проигрыватель, DVD-проигрыватель с возможностью воспроизведения SACD/DVD-A, видеомагнитофон, ресивер спутникового радио и телевидения (в том числе высокого разрешения — ТВР), игровая приставка, компьютер и AV-сервер (см. материал о TviX в рубрике «Модель месяца»), а также, разумеется, телевизор (напомним, что он является не только приемником видеосигнала, но и источником аудио, что стало особенно актуально в последнее время, после того, как на некоторых отечественных каналах появилось звуковое сопровождение NICAM). Как известно, современные источники оснащаются не только аналоговыми стереовыходами, но и цифровыми портами, по которым передается звук, закодированный в форматах LPCM (СD-Audio), DSD (SACD), MLP (DVD-A), MP3, WMA, Dolby Digital, DTS.

Чудеса конструкции

Ресивер Harman Kardon AVR-5550 снабжен двумя пультами ДУ (справа — полнофункциональный инсталляционный, слева — «на каждый день»)
AV-ресивер Marantz SR4500 оборудован семью каналами усиления, несмотря на отсутствие THX-сертификации

В связи с вышеизложенным, AV-ресивер должен обладать большим числом не только аналоговых (двух- и многоканальных), но и цифровых аудиовходов. Похожая ситуация с видео: коммутировать простейший, композитный, сигнал умеют даже недорогие модели. Аппараты средней ценовой категории способны переключать сигнал S-Video и компонентный YСbCr. В теории это замечательно, на практике оказывается неактуальным. Зададимся простым вопросом: какая аппаратура подключается по S-Video? S-VHS-видеомагнитофон? Видеокамера формата S-VHS-C или Hi8? Безнадежно устарев, они давно уступили место DVD-рекордерам и цифровым камерам. Теперь о компонентном сигнале. Да, он прекрасно передает информацию с DVD. Тонкость в том, что большинство телевизоров на российском рынке оснащено гнездом SCART, рассчитанным на сигнал RGB, и практика показывает, что во многих случаях RGB справляется со своими обязанностями даже лучше, чем YсbCr. Выход очевиден: подключать DVD-проигрыватель к телевизору напрямую. А если у вас два RGB-источника (скажем, есть высококачественный ресивер цифрового кабельного или спутникового телевидения)? Могут возникнуть затруднения даже при наличии телевизора с несколькими гнездами SCART, поскольку на прием RGB обычно рассчитано лишь одно. Тогда на помощь придет специальный разветвитель.
   Ресивер является также простейшим монтажным устройством — обеспечивает перезапись без перекоммутации. Для этого он оборудуется AV-входом (одним или несколькими) со сквозным каналом, т.е. с параллельным выходом. Подключили один видеомагнитофон к входу, второй — к выходу, и начинайте перезапись, при этом телевизор будет служить монитором. Аналогично организуется аудиоперезапись. Мало того, некоторые аппараты предусматривают возможность перезаписи цифрового аудиосигнала — имеется соответствующий выход.
   Не забыт и старый добрый проигрыватель виниловых дисков: на рынке без труда найдется ресивер, оборудованный специальным входом Phono. Чтобы упростить подключение видеокамеры или игровой приставки, один AV-вход монтируется на передней панели. Если раньше он был простейшим — 3xRCA для стереофонического аудио- и композитного видеосигнала, — то в новейших моделях имеется еще вход S-Video и цифровой (обычно оптический). Таково веление времени.
   Нельзя не упомянуть о клеммах для подключения акустических систем. У ресиверов начального уровня они пружинные (зажимы) для всех АС, рассчитаны на кабель сравнительно небольшого сечения (до 2 кв. мм). Аппараты подороже имеют для фронтальной стереопары более качественные винтовые клеммы. Модель от средней ценовой категории и выше в обязательном порядке оснащается винтовыми клеммами для подключения всех громкоговорителей. Иногда их делают разноцветными (требование новейшего стандарта, призванного облегчить «сборку» AV-системы).

Опережая время

Пренебрежительное (иначе не назовешь) отношение разработчиков к SCART’у отчасти искупает появление на AV-ресиверах разъема HDMI. Складывается любопытная ситуация: аппарат, еще недавно отстававший по коммутационным возможностям от требований времени, сегодня эти требования зачастую опережает: HDMI-входом оборудуются лишь новейшие видеопроекторы и плоские панели. Мало того, компания JVC недавно выпустила ресивер, оснащенный преобразователем любого аналогового видеосигнала в цифровой и его передачу по интерфейсу HDMI. И все же поддержка интерфейса HDMI ресивером наиболее важна в другом плане: она позволяет принимать и декодировать цифровой поток записей DVD-A. Раньше DVD-проигрыватели выводили его только в аналоговом виде на мультиканальный (5.1) выход. Столь архаичное и дорогостоящее для потребителя (вместо одного кабеля нужно купить шесть) решение объяснялось желанием защититься от аудиопиратов. Оно приводило к невозможности отрегулировать задержку тыловых каналов и согласовать сателлиты с сабвуфером (ресиверы, оснащенные регулируемым входом 5.1, можно пересчитать по пальцам, а их стоимость в рублях выражается числом, похожим на московский телефонный номер). Кстати, поток с SACD не передается даже по HDMI. Для него нужна поддержка другого интерфейса — IEEE 1394 (I.Link). Им тоже оснащаются пока только дорогостоящие ресиверы.

Силовая установка

Массивный силовой трансформатор является неотъемлемой частью AV-ресивера, оснащенного аналоговыми каналами усиления, и может составлять до трети массы всего аппарата

Современный ресивер имеет, как минимум, пять каналов усиления, т.е. способен полноценно воспроизвести сигнал Dolby Digital 5.1 и DTS 5.1. Это аппарат первой ступени, его можно приобрести за $250. Некоторые модели, в первую очередь, от фирмы Yamaha при такой оснащенности отрабатывают и сигналы Dolby Digital EX/DTS-ES, но только в виртуальном режиме (сигнал тылового центра подмешивается в информацию для левого и правого тыловых каналов). Для реального воспроизведения Dolby Digital EX/DTS-ES нужны шесть усилителей. Соответствующий аппарат относится ко второй ступени, его цена начинается от $350. Модели, соответствующие требованиям спецификации ТНХ, должны оснащаться семью каналами усиления. Вместо тылового центра здесь — два тыловых задних канала. Такую игрушку можно купить примерно за $600. При этом нужно иметь в виду, что реального источника 7.1-звука не существует. ТНХ-обработка просто распределяет тыловой сигнал Dolby Digital EX/DTS-ES не на три, а на четыре канала. В связи с этим разработки фирмы Pioneer позволяют использовать шестой и седьмой усилители для озвучивания второй комнаты, а специалисты Yamaha предоставляют потребителю выбор между тыловыми задними каналами и фирменными каналами присутствия (соответствующие колонки размещаются над фронтальной стереопарой). Наконец, аппараты класса High End могут иметь до десяти усилителей и обслуживать до четырех зон.
   Мощность всех усилителей современного ресивера одинакова и начинается от 40 Вт на канал. Ее величина, указанная в паспортных данных, во многом определяется методом измерения, поэтому в сравнительных тестах мы приводим также результат, полученный нашими инженерами при стандартных (частота 1 кГц при нагрузке 8 Ом и КНИ, коэффициенте нелинейных искажений, равном 0,7%) условиях для всех аппаратов. Оптимальным следует считать 100 Вт/канал. Ресивер с такими показателями «раскачает» АС даже невысокой чувствительности, уверенно отработает пики громкости. Дело в том, что реальный аудиоматериал не требует от AV-ресивера предельного напряжения сразу всех усилителей, иначе габариты и масса блока питания оказались бы огромными. Впрочем, последний все равно является одной из наиболее «весомых» частей ресивера. Например, у аппарата Yamaha RX-V2400 его масса превышает 5 кг, в нем установлены два конденсатора емкостью 15000 мкФ при напряжении 71 В. Эти гиганты нужны для реалистичного воспроизведения современных саундтреков, которые по динамическому диапазону не уступают симфоническим произведениям. Те, кто считает, что классическую музыку способен реалистично передать лишь стереоусилитель, задумайтесь…

Кратчайший путь к победе

На передней панели современного ресивера могут быть не только традиционные AV-разъемы, но и порт RS-232C, позволяющий осуществить апгрейд

Аудиофилы возразят: «Качество звучания определяется не только мощностью!» Совершенно верно. Должны соблюдаться другие ключевые условия — минимальные неравномерность амплитудно-частотной характеристики и уровень КНИ во всем диапазоне частот и мощностей, большая глубина разделения по сигналу со встроенных декодеров и на мультиканальном входе (именно поэтому результаты соответствующих измерений в виде графиков обязательно сопровождают тесты ресиверов в нашем журнале).
   О ключевых условиях не забывают и разработчики. Все составляющие современного ресивера — каналы усиления, блок цифрового радиоприемника (тюнер), узел декодеров многоканального звука, коммутатор AV-сигналов, система управления, отвечающая за индикацию на дисплее и обработку команд с передней панели или пульта ДУ и блок питания — обычно представляют собой функционально законченные узлы, поэтому их размещение в корпусе определяет топологию печатных плат и может существенно сказываться на аудиохарактеристиках аппарата. С учетом этого коммутатор размещают поближе к разъемам на задней панели, а некоторые цепи делают отключаемыми. Например, во флагманской модели AV-усилителя Denon AVC-A1XV для более качественного воспроизведения музыки с CD или DVD можно выбрать или режим direct, когда сигнал идет в обход цепей тональной коррекции (НЧ/ВЧ-тембров), либо режим pure direct, при котором отключаются еще и каскады видеосигналов, исключая возможность наводки видео на аудио. Подобные возможности есть у большинства аппаратов средней и высокой ценовой категории.

Прислушаться к эфиру

Тюнер ресивера принимает аналоговые сигналы двух (СВ/FM) или трех (ДВ/СВ/FM) диапазонов, его конструкция уже лет десять как устоялась и практически не меняется: экранированный входной УКВ-блок и микросхема универсального усилителя промежуточной частоты AM- и FM-тракта. Настроиться на станции можно вручную или автоматически, запись в память чаще всего выполняется вручную. Зачастую предусматривается возможность прямого ввода частоты или названия станции с пульта ДУ.
   Тюнер большинства ресиверов новейшего поколения совместим с RDS (см. «Словарь»), EON и PTY. К сожалению, две последние возможности в России пока не используются, внимание стоит обратить на другое — на число станции, которые можно записать в память (для FM-диапазона их должно быть не менее 30), и возможность принудительного включения режима mono, позволяющую снизить уровень шума при приеме слабого FM-сигнала.
   Если расстояние от дома до передатчика значительно, следует учесть чувствительность тюнера. Жителям крупных городов с множеством FM-станций нужно обратить внимание на избирательность, т.е. способность тюнера выделять сигнал нужной станции из тех, что передаются на смежных частотах. Соотношение сигнал/шум отражает то, как подавляются паразитные гармоники и помехи. Эти ключевые параметры обязательно измеряются в нашей лаборатории и публикуются среди других технических данных аппарата.

О звуках не спорят

Кроме декодирования аудиопотока Dolby Digital 5.1/EX и DTS 5.1/ES, ресиверы позволяют получить многоканальный звук и из двухканального. Эту задачу решают, помимо упомянутого выше декодера Dolby Pro Logic, режимы цифровой обработки звучания (DSP — Digital Sound Processing). Например, фирма Yamaha даже посылала своих специалистов на изучение акустики лучших концертных залов и создавала DSP-алгоритмы на основе полученных параметров. Ресиверы Sony, компании, которой принадлежит киностудия Columbia Pictures, имитируют акустику нескольких просмотровых залов. Подробно об этих ухищрениях рассказано в материале «Виртуальный кинозвук» из №8, 2004; мы заметим только, что у некоторых ресиверов число DSP-режимов доходит до нескольких десятков, а реальная польза от них несоизмерима с усилиями, которые тратят разработчики.
   Большое распространение в домашнем кинотеатре получили системы акустики типа «сателлиты–сабвуфер», в связи с чем ресивер оснащается возможностью направлять на саб не только сигнал LFE, но и низкочастотную составляющую сигнала всех основных каналов. Может случиться так, что основной стереопарой являются полнодиапазонные АС, а центр и тыл — сателлитные. И это можно учесть при инсталляции, равно как отсутствие центрального или тыловых громкоговорителей. Если владелец ресивера 7.1 не пожелает обставить гостиную всей «великолепной семеркой» громкоговорителей, каналы усиления все равно не будут простаивать. Зачастую их можно задействовать для подключения фронтальной акустики по схеме bi-wiring, «раскачки» пассивного сабвуфера или озвучивания второго помещения. Кстати, последнюю возможность предоставляют практически все ресиверы дороже $400. Они также декодируют сигнал DTS 24 бита/96 кГц, а все 6.1/7.1-аппараты оснащены декодером DTS Neo: 6. Кроме того, обычно есть возможность привязать цифровой вход к аналоговому или поменять название входа, sleep-таймер и уменьшить яркость дисплея. Некоторые модели оборудованы аттенюатором, который дает возможность уравнять громкость всех источников аналогового сигнала.

Автоматически или вручную?

Оснащенный автоматической системой калибровки MCACC ресивер Pioneer VSX-AX5i принимает аудиоданные с компьютера через USB-порт

Общение потребителя с ресивером складывается в два этапа: первоначальная установка (инсталляция), необходимая для учета особенностей AV-системы, в первую очередь, громкоговорителей и, так сказать, повседневные регулировки — настройка под параметры конкретного сигнала. Наибольших усилий требует, естественно инсталляция, но ее правильное проведение — залог успешной работы всего домашнего кинотеатра. Разработчики прекрасно отдают себе в этом отчет и пытаются автоматизировать инсталляцию. Существенного успеха в этом направлении добилась фирма Yamaha. Ее настроечная система YPAO (Yamaha Parametric Room Acoustic Optimizer — параметрический оптимизатор акустики помещения) включает в себя десятиполосный параметрический эквалайзер, при помощи которого настраиваются уровни громкости по частотам. Пользователю предоставляется несколько возможностей эквализации:
   Front. За эталон берется фронтальная стереопара, к ней по тональному балансу «подгоняются» центральная и тыловые АС;
   Flat. АЧХ всех колонок выравнивается;
   Low, Mid, High. АЧХ всех колонок изменяется с тем, чтобы обеспечить наилучшее воспроизведение низких, средних или высоких частот соответственно.
   Автоматически определяется число громкоговорителей в системе, их размер, расстояние до слушателя, а также правильность подключения (проверяется полярность). Эти операции проводятся при помощи штатного измерительного микрофона, который устанавливается на том месте, где будут сидеть слушатели.
   Приблизительно так же работает система MCACC (Multi Channel Acoustic Calibration System — система калибровки многоканальной акустики). Она автоматически определяет все необходимые для правильной инсталляции параметры, однако эквалайзер здесь не параметрический, поэтому акустика помещения учитывается менее точно.
   В новейших топовых моделях AV-ресиверов Denon используется система эквализации MultiEQ фирмы Audissey Labs, позволяющая расширить зону эффективного мультиканального эффекта.
   Упрощенную (полуавтоматическую) систему настройки громкости предлагает пользователю фирма Harman Kardon. Система называется EZ Set (сокращение от Easy Setup — упрощенная инсталляция). Пульт ДУ комплектуется шумомером; цвет светодиода сигнализирует, уменьшать или увеличивать нужно уровень громкости той АС, из которой звучит тестовый сигнал.
   Впрочем, успешно провести инсталляцию можно и вручную. Не ленитесь внимательно изучить руководство пользователя, вы поймете, что большинство регулировок вполне очевидно и логично.
   Из повседневных регулировок наиболее частая — выбор источника сигнала и изменение громкости, как общей, так и по каналам, в первую очередь, центральному, чтобы подчеркнуть или приглушить диалоги. Отсюда главное требование к пульту дистанционного управления (ПДУ): регулятор громкости и кнопки выбора входов должны быть расположены так, чтобы у человека, держащего ПДУ в одной руке, они оказывались в пределах досягаемости большим пальцем. Это непросто, ведь кнопок на ПДУ современного ресивера — несколько десятков, так как пульт зачастую делается универсальным, т.е. способным управлять еще и другими компонентами системы домашнего кино. Хорошо, если разработчики не экономили на его размерах, четко (не только надписями, но и цветом кнопок) разделили его на рабочие зоны, а наименее часто используемые клавиши спрятали под сдвижную или откидную крышку. Радикальным решением является комплектация ресивера двумя пультами — упрощенным («на каждый день») и полнофункциональным для инсталляции.
   Контролируется настройка у ресиверов начального уровня по дисплею на передней панели, у моделей подороже — по экранным меню. Последние дают более наглядную картину, особенно при инсталляции, однако имеют и недостатки: во-первых, если показания не дублируются на дисплее, ресивер необходимо подключать к телевизору; во-вторых, если видеосигналы коммутирует ресивер, то все изменения параметров, сделанные во время киносеанса, будут индицироваться на экране телевизора, что может помешать просмотру, поэтому во многих моделях предусмотрен режим отключения экранных меню, а на компонентный выход они вообще не выводятся.

Взгляд в завтра

Еще недавно казалось, что конструкция и функциональный набор AV-ресивера вполне устоялись, а основная тенденция их развития состояла в том, что «эксклюзивные» функции постепенно становились достоянием бюджетной техники. Однако появление цифровых усилителей и автоматических систем первоначальной настройки меняют это мнение. Вполне возможно, что в ближайшем будущем AV-ресивер станет полностью цифровым, самонастраивающимся устройством, принимающим большинство аудио- и видеосигналов по шинам HDMI/iLink, преобразующим аналоговое видео в «цифру» и периодически сканирующим всемирную паутину в поисках обновлений программного обеспечения.

Эксперимент доктора Холмана
   Выпустив первую серию «Звездных войн» со звуком Dolby Stereo, Джордж Лукас столкнулся с неожиданной проблемой: оказалось, что оборудование американских кинотеатров не обновлялось со времен второй мировой войны, и все «многоканальные» усилия звукооператоров рядовому зрителю оказывались недоступны. Чтобы исправить такое положение дел, в 1983 г. Лукас создал компанию THX Ltd. Она была призвана выработать единые требования к кинозалам с тем, чтобы замысел звукорежиссера доходил до зрителя/слушателя в полном объеме. Во главе THX стал Томлинсон Холман, профессор кафедры кинозвука в радиотелевизионной школе при университете Южной Калифорнии. С появлением домашнего кинотеатра ТНХ стала распространять свои требования и на бытовую аппаратуру. Появившиеся еще во времена Dolby Pro Logic, эти требования изменялись с развитием многоканального звучания. Современный ТНХ-сертифицированный AV-ресивер должен декодировать записи в форматах 6.1 (см. «Словарь») и иметь при этом семь (!) каналов усиления: ТНХ предусматривает раскладку сигнала тылового центра методом адаптивной декорреляции на два канала. Озвучивают результат две тыловые задние колонки, расположенные за слушателем (основные тыловые АС в данном случае — дипольные и располагаются вровень со слушателем — см. рис.). Кроме того, ТНХ-ресивер оснащается системой реэквализации.
   Дело в том, что саундтрек изначально предназначается для воспроизведения в кинотеатре — помещении большого объема (расстояние между колонками может достигать 20 м). Чтобы улучшить локализацию, уровень «верха» увеличивают примерно на 5 дБ. В домашних условиях аудиоряд с такой АЧХ звучит излишне резко. Восстановить status quo и призван реэквалайзер (кстати, подобным устройством оборудованы и некоторые ресиверы, не имеющие сертификата ТНХ). Еще одно требование состоит в возможности тембрального согласования всех громкоговорителей — в алгоритм настройки центральной и тыловых АС включают возможность эквализации по пяти полосам. Наконец, вводят специальную настройку по пиковому уровню баса. Существует несколько уровней требований, обозначаемых как THX Select, THX Surround EX, THX Ultra, THX Ultra2. А недавно появился новый, под названием THX Select 2. Это промежуточная ступень между THX Select и THX Ultra.

Цифра — это звучит!
   Цифровой аудиосигнал передается от источника (DVD-, CD-, MD-проигрывателя, спутникового тюнера) двумя принципиально разными способами — электрическим и оптическим. Почему? Это — результат элементарной конкуренции. Примерно полтора десятка лет назад Sony и Philips совместно создали цифровой интерфейс S/PDIF (Sony/Philips Digital InterFace — «Coax» на рис. 1) для передачи сигнала по обычному коаксиальному кабелю. Вскоре фирма Toshiba начала продвигать свою разработку — оптический интерфейс Toslink (рис. 2). Вес альянса Sony/Philips в AV-мире приблизительно равнялся влиянию Toshiba, отсюда — параллельное развитие и сравнительно мирное сосуществование двух способов передачи данных. Коаксиальный интерфейс имеет более широкую полосу пропускания, что, по идее, должно вылиться в уменьшение цифровых искажений (джиттера), к тому же коаксиальный кабель значительно дешевле оптического.
   Первый цифровой интерфейс (т.е. не простая совокупность входа/выхода, но коммутационно-информационная система, реализующая, кроме передачи сигнала, множество других полезных функций) широко распространившийся в бытовой аппаратуре, именуется трояко. Специалисты Apple Computer называют его FireWire, разработчики Sony — iLink, а по международной классификации это IEEE 1394. Этот миниатюрный четырехконтактный разъем (рис. 3) является высокоскоростным (до 400 Мб/с) последовательным двунаправленным интерфейсом для цифровых устройств. По нему в последнее время появилась возможность передавать аудиопоток DSD c SACD.
   Для передачи цифрового видео первоначально использовался Digital Video Interface — DVI (4), однако сейчас его вытесняет HDMI — High Definition Multimedia Interface (5). В части видео он идентичен DVI, но, кроме того, передает цифровой аудиопоток, в том числе DD, DTS и DVD-Audio, а также сигналы управления головного устройства и транслирует сигналы с пульта ДУ. 19-контактный HDMI-разъем значительно меньше, чем DVI (напоминает разъем USB типа А) и поддерживает обратную совместимость с DVI (разумеется, только по видео) через соответствующий адаптер.
   Кроме AV-сигналов, дорогостоящие ресиверы новейших моделей могут принимать информацию, связанную с обновлением программного обеспечения или совместимости с внешними управляющими системами. Для этого они оборудуются гнездом RJ-45 (рис. 6), очень похожим на телефонную розетку (шесть контактов и пружинная фиксация штекера) или девятиштырьковым гнездом порта RS-232С (рис.7).

Рис. 1. Рис. 1.
Рис. 2. Рис. 2.
Рис. 3. Рис. 3.
Рис. 4. Рис. 4.
Рис. 5. Рис. 5.
Рис. 6. Рис. 6.
Рис. 7.

Задняя панель как жертва разнообразия возможностей ресивера
   Для примера воспользуемся усилителем Denon AVC-A1XV, получившим премию EISA в категории «High-End-компонент домашнего кинотеатра». Только аналоговых входов/выходов здесь больше сотни. Видеоконнекторы находятся на отдельной плате (вверху в центре), причем цифровые (два гнезда DVI и четыре HDMI) отделены от аналоговых. Обратите внимание: компонентный — наиболее важный — сигнал принимается и передается посредством как «тюльпанов», так и более качественных разъемов BNC (вверху справа). К аппарату можно подключать до шести источников такого сигнала и до четырех приемников, т.е. три телевизора и видеопроектор одновременно, причем один из них может находиться во второй зоне (усилитель может озвучить до четырех зон).
   Ниже расположена плата аудиосигналов. Предусматривается подключение до 12 (двенадцати!) источников, в том числе проигрыватель виниловых дисков (есть вход с фонокорретором и отдельным заземлением) и четыре видеомагнитофона — по числу «сквозных» входов. Возможно подсоединение двух источников многоканального сигнала и внешних усилителей мощности, поскольку наличествуют входы/выходы 9.1 (явный расчет на новые аудиоформаты) и 5.1 (дань традиции).
   Под блоком аналоговых входов находятся разъемы цифрового аудиосигнала. Помимо привычных коаксиальных и оптических есть входы IEEE 1394 (см. врезку «Цифра — это звучит!»), по которым могут передаваться сигналы с DVD-A или SACD, а при совместной работе с DVD-проигрывателями Denon можно использовать шину Denon Link, поддерживающую передачу цифрового потока частотой до 192 кГц. Левее находятся разъемы для подключения шины дистанционного управления (Remote Control — позволяет связать несколько фирменных аппаратов в единую систему, управляемую с одного ПДУ), а также включаемый выход постоянного напряжения 12 В, нужного, например, для пуска электродвигателя, опускающего экран видеопроектора.
   Также обратите внимание на отключаемую розетку, рассчитанную на питание устройств мощностью до 100 Вт (к примеру, DVD-проигрывателя). Аппарат можно вписать в систему «умный дом» (есть гнездо Enthernet) и модернизировать (новое программное обеспечение закачивается через порт RS-232C). Клеммы для подключения всех громкоговорителей — винтовые.

Конвертируем все
   Некоторые аппараты высокого класса оборудуются также конвертером, который превращает композитный сигнал в S-Video и даже в компонентный. Целесообразно ли это? Далеко не всегда. Как показывает опыт, обычный телевизор проводит такое преобразование успешней. Однако, если есть необходимость передавать сигнал со всех источников «по одному проводу» (например, подводить его к расположенному на значительном удалении видеопроектору), существование конвертера себя оправдывает.

Инфракрасный командир
   Из всех AV-устройств у ресивера, пожалуй, самый сложный пульт ДУ. Это не случайно — пульт должен командовать разнообразными функциями не только ресивера, но и других аппаратов. А показанный на фото пульт Harman Kardon оборудован даже шумомером (микрофон — под решеткой на фото справа). Светодиод слева от надписи EZ Set сигнализирует о громкости настраиваемого канала цветом (красный — уровень выше нужного, желтый — ниже, зеленый — канал настроен).