Обзоры

Видеопроекторы: весна–лето 2005

Устройства визуализации относятся к числу наиболее динамично развивающихся в современной светотехнике и электронике. Действительно, на закате ХХ века вполне подходящим для домашнего кинотеатра считался мультимедийный проектор со световым потоком 500 люменов, разрешающей способностью SVGA (800x600 пикселей) и вентиляционным шумом в пределах 40 дБ. Сейчас вы можете обзавестись широкоформатным проектором со световым потоком до 1000 люменов, разрешением WХGA (Wide Extra Graphic Adapter — 1280х720) и вдвое меньшим акустическим шумом. И все это — при гораздо лучших показателях светового потока по отношению к единицам объема, массы и потребляемой мощности и, что особенно существенно, при гораздо меньших финансовых затратах. Как разобраться потребителю в море предложений конкурирующих фирм? Об этом — в нашем сегодняшнем обзоре.

Как это было и на рубеже веков (не так, собственно, давно — всего пять лет назад), наиболее распространенными способами проекции по-прежнему являются две технологические схемы. Первая — жидкокристаллическая технология LCD (Liquid Crystal Display) на основе встраиваемых в аппарат жидкокристаллических модулей. Вторая — микрозеркальная технология DLP (Digital Light Processing), когда изображение синтезируется с помощью множества микрозеркальных пикселей DMD (Digital Micromirror Device). Впрочем, сейчас эпицентр конкуренции сместился в сторону оптимизации параметров видеопроекторов в плане их пригодности для домашних кинотеатров. Для большинства таких кинотеатров вполне достаточен световой поток в 700 люменов, легко обеспечиваемый проекторами любой технологии, поэтому особое внимание производители в минувшем году уделяли оптимизации характеристик проекторов применительно к показу видеозаписей кинофильмов с дисков DVD. Хотя любой мультимедийный проектор способен отображать видеозаписи различных форматов (наряду со своими основными функциями поддержки компьютерной графики форматов 4:3 и 5:4 и обеспечения презентаций), но применительно к домашнему кинотеатру особое значение приобретают такие параметры, как четкость и корректность воспроизведения цветовой палитры изображения.
   Жидкокристаллические проекторы, в основном предназначенные для домашних кинотеатров, впервые стали выпускать такие фирмы, как Runco, Sanyo (проекторы серии PLV) и Sony (модели VPL-W400, VPL-VW10). В их конструкциях предусматривалась поддержка отображения компонентных видеосигналов, разрабатывались широкоформатные жидкокристаллические панели, создавались типовые программы обработки композитных сигналов и сигналов S-Video. Наконец, появилась возможность улучшения качества цветного изображения путем введения гамма-коррекции амплитудной характеристики канала яркости, настройки баланса белого и выбора цветовой температуры. Компанией Mitsubishi Electric был разработан специальный алгоритм цветовой коррекции по шести цветам — Natural Color Matrix.
   Сегодня выпускается довольно много проекторов с разрешением 1280х720 точек, поддерживающих без растровых преобразований систему телевидения высокой четкости HDTV 720р (с прогрессивной разверткой).
   Среди продукции, выпускаемой фирмами JVC, Fujitsu, Sanyo и Sony, появились LCD-проекторы с разрешением 1920х1080 точек, удовлетворяющие критериям цифрового кинематографа, но для которых все еще остается проблематичным поиск достойных источников информации. Вершину достижений технологии LCD сегодня занимают проекторы Sony с быстродействующими отражающими жидкокристаллическими матрицами SXRD (Silicon X-tal Reflective Display), имеющими разрешение 4К (4096х2160 точек). Такие видеопроекторы будут конкурентоспособными по качеству изображения даже с трехчиповыми микрозеркальными аппаратами.
   Свои достижения есть и в микрозеркальной технологии DLP. Наиболее значительным из них является создание «проектора-рекордсмена» DP100 фирмы BARCO для профессионального цифрового кинотеатра D-Cinema. Вот его некоторые параметры: световой поток — 27000 люменов, разрешение 2048х1080 пикселей, масса 95 кг, цена $200 тыс.
   Среди микрозеркальных аппаратов для домашнего кинотеатра можно выделить трехчиповые проекторы InFocus SP777 (см. «В ожидании цифрового кино», S&V, №8/2004) и SIM2 HT 500 LINK c разрешением 1280х720 точек.
   Что же касается доступных по цене одночиповых моделей проекторов DLP, то пока все еще продолжается «суета вокруг разноцветного колеса», то есть делаются попытки выбора подходящей конфигурации сегментного деления цветного светофильтра и оптимальной скорости его вращения. Так, четырехсегментный светофильтр с номинальной скоростью вращения в 1800 об/мин (соответствующей частоте кадров 30 Гц) оказался недостаточно совершенным с точки зрения усталости зрения. Поэтому сейчас в DLP-проекторах применяется шестисегментный RGB-фильтр (фильтрующий изображение по трем основным цветам — красному, зеленому и синему) с кратно увеличенной частотой вращения, иногда с дополнительным бесцветным или темным сегментом. Появились DMD-чипы с углом отклонения микрозеркал 12°. Очевидно, в любом случае изображение от микрозеркальных проекторов воспринимается как настоящее только из-за оптических иллюзий, то есть обманов зрения (см. «Свет и цвет», S&V, №9/2004). Поэтому до сих пор все еще остаются дискуссионными вопросы о физиологической вредности изображений, мигающих в первичных цветах, особенно после их длительного воздействия на зрителей.
   В сегодняшнем обзоре мы решили ограничиться широкоформатными видеопроекторами, обеспечивающими отображение компонентных видеосигналов YCbCr (YPbPr) со световым потоком в пределах 1500 люменов, с разрешением не хуже 1024х576 пикселей. Ценовой предел — до $16000. Таких на мировом рынке — гораздо меньше, чем типовых мультимедийных проекторов, но все же несколько десятков наберется. Поэтому выбор проекторов для нашего обзора мы решили ограничить по принципу «один бренд — один проектор» (или два, если проекторы похожи по параметрам, в основном отличаясь технологией — ЖК или DLP). При этом выбирались изделия преимущественно из новинок известных в России производителей.
   Основные параметры выбранных проекторов приведены в таблице. В нее не включены рекламируемые данные по контрастности изображения, так как производители часто умалчивают о методике ее измерения. К сожалению, в рекламных листовках зачастую не публикуются данные о проекционных отношениях (throw ratio), зависящих от фокусного расстояния вариообъектива в проекторе. Так как знание этого параметра, равного отношению проекционного расстояния к ширине экранного изображения, является необходимым для правильного выбора проектора для конкретного помещения, эти отношения при отсутствии заводских данных мы определяли по формуле По=0,045f/d, где f — фокусное расстояние вариообъектива (мм), а d — размер модулятора света LCD или DMD по диагонали (в дюймах).
   Дополнительно для проекторов, цена которых была объявлена на московском рынке, были вычислены обобщенные коэффициенты эффективности Кэ, зависящие от светового потока, разрешения, потребляемой мощности и цены проектора. Этот коэффициент позволяет довольно просто и достоверно сравнивать разные проекторы с точки зрения соотношения цены и качества — независимо от их категории и технологической разновидности.
   Как вычисляются эти коэффициенты, читатели могут найти в колонке приложений. А сейчас перейдем к комментариям по приведенным в таблице моделям проекторов.

3М Visual Systems Division

Подразделение Visual Systems всемирно известной компании 3М, специализирующееся на презентационном оборудовании, было создано еще 45 лет назад. Проекторы 3М с успехом демонстрируются на престижных международных выставках с 1997 года. С 2000 года они стали популярны и в России. Сегодня на московском рынке представлено 16 моделей проекторов этой фирмы, но перечисленным выше критериям выбора удовлетворяет лишь модель Х50. Во-первых, она является широкоформатной. Во-вторых, у этой модели максимальный в данной группе проекторов световой поток (1600 лм даже в экономичном режиме, причем срок службы лампы увеличен до 4000 часов). Применив высокоэффективную лампу Matsushita UHB (Ultra High Brightness) и светосильную оптику F1.7–19, конструкторам этого проектора удалось реализовать оптическую систему с максимальной световой отдачей — более 13 люменов на один ватт мощности лампы.

Barco

Видеопроектор BARCO CineVersum 80

Эта бельгийская компания стала известной у нас сначала как изготовитель высококачественных телевизионных мониторов. До сих пор в среде специалистов-профессионалов по телевидению цветные мониторы BARCO относят к числу самых высококачественных в мире. Сейчас стратегию профессионального качества изображения специалисты фирмы BARCO реализуют и в своей проекционной технике (а также в постепенно завоевывающей популярность светоизлучающей технике — светодиодных экранах).
   Еще на выставке InfoComm'97 демонстрировалось более двадцати моделей проекторов BARCO. Сначала их собирали на основе технологии CRT (Cathode Ray Tube), то есть на базе обычной электронно-лучевой трубки. Потом появились и более современные варианты.
   Сегодня на московском рынке представлено уже вдвое большее число моделей, в том числе и проекторы технологии CRT (причем с неувядаемым эталоном качества картинки!). Ну и, конечно, проекторы, выполненные по технологиям LCD и DLP. Серия широкоформатных проекторов Barco CineVERSUM состоит из пяти моделей, самая недорогая из которых — BARCO CV60 (световой поток — 900 лм, разрешение — 1024х576 пикселей) — стоит $11000.
   Проектор BARCO CV80, выполненный по технологии DLP (параметры этого проектора приведены в таблице), оснащен одним микрозеркальным чипом Mustang HD2 фирмы Texas Instruments (TI), семисегментным цветным светофильтром, вращающимся с шестикратной скоростью, то есть со скоростью 6х30х60=10800 об/мин. Этот проектор также оснащен широкодиапазонной функцией LensShift (по вертикали) — оптической коррекцией трапециевидных искажений изображения на экране.

BenQ Group

DLP-видеопроектор BenQ PE7800

Тайваньская корпорация BenQ Group, в основном выпускающая компьютерные мониторы и периферию, дебютировала как производитель проекторов по технологии DLP на выставке InforComm'2001. На московском рынке сейчас представлено более тридцати проекторов этой фирмы, но только проектор РЕ8700 имеет разрешение, достаточное для домашнего кинотеатра (1280х720 пикселей). Этот видеопроектор оснащен шестисегментным светофильтром (скорость вращения 9000 об/мин) и внешне похож на успешно прошедшую тестирование модель РЕ7800 (см. S&V, №10/2004), выгодно отличаясь от нее и разрешением, и световым потоком.

Digital Projection Int

Эта американская корпорация, созданная в 1989 году, производит, пожалуй, самые яркие и высококачественные проекторы. С 1998 года компания работает над созданием все более совершенных и мощных DLP-проекторов в партнерстве с корпорацией Texas Instruments. Сегодня фирма выпускает более десятка проекторов шести серий трехчиповых проекторов со световыми потоками от 2500 до 18000 лм и два одночиповых проектора серии iVision. Параметры одного из них, отвечающего параметрам Hollywood's Home Cinema (голливудскому списку пожеланий к проекционной технике) по яркости, контрастности и глубине проработки цветов, приведены в нашей таблице.
   Проектор оснащен 6-сегментным светофильтром и лампой UHP-250, ресурс которой удваивается до 4000 часов при работе в экономичном режиме. Это самый легкий из DLP-проекторов данной группы и по основным параметрам близок к рассматриваемому в обзоре проектору Projectiondesign А1. Кстати, и внешне оба проектора выглядят как близнецы-братья. Модель поставляется в двух модификациях — с фиксированным короткофокусным объективом (проекционное отношение 1:1) и с длиннофокусным вариообъективом (проекционное отношение варьируется от 2,5:1 до 3,5:1).

DreamVision.

Видеопроектор DreamVision DreamWeaver

Французская компания DreamVision была одной из первых фирм за пределами США, которые еще в 1996 году, то есть с самого начала появления промышленных моделей микрозеркальных проекторов, подключились к освоению DLP-технологии, выпустив свои OEM-версии (OEM- Original Equipment Manufacturer) таких проекторов.
   Сейчас в производственной программе DreamVision пять моделей, три из которых — широкоформатные проекторы серии DreamWeaver для домашнего кинотеатра, конструктивно выполненные в стиле «летающего блюдца». Первая из этих моделей — DreamWeaver Plus — трехчиповая, а две другие — DreamWeaver и DreamWeaver-2 — одночиповые, различающиеся только своим разрешением (1280х720 и 1024х576 пикселей соответственно). Они оснащены шестисегментным цветным светофильтром и источником света с цветовой температурой 6500К.

Epson

ЖК-проектор Epson EMP-TW500

Японская корпорация Seiko Epson занимается жидкокристаллической технологией уже тридцать пять лет. Сегодня это признанный лидер в производстве всевозможных жидкокристаллических панелей, будь то панели для каких-то научных приборов, для мониторов персональных компьютеров, для пультов дистанционного управления или видоискателей фотоаппаратов и видеокамер. ЖК-панели фирмы Epson используют в своей продукции многие производители.
   Уже первый жидкокристаллический проектор Epson ЕМР-3000, выпущенный десять лет назад, оказался самым ярким и легким проектором среди множества конкурентов, и с тех пор фирма не уступает лидирующих позиций на рынке проекционного оборудования. Проекторы Epson неоднократно отмечались призами по результатам тестирований и международных выставок. Сейчас на московском рынке предлагаются более тридцати проекторов фирмы Epson, но широкоформатными являются только шесть моделей серии ЕМР-TW. С проектором ЕМР-TW500 наши читатели уже знакомы по результатам тестирования (см. S&V, №10/2004), где он показал лучшее качество цветного изображения. Проектор оснащен высокоэффективной лампой Epson UHE (Ultra High Efficiency), моторизованным широкоугольным вариообъективом с кратностью масштабирования 1,5 и функциями оптической коррекции трапециевидных искажений LensShift (причем как по горизонтали, так и по вертикали).
   Можно рекомендовать читателям обратить также свое внимание на другие проекторы этой серии, в частности, на видеопроектор ЕМР-TW200 (световой поток — 1300 лм, разрешение — 1280х720 пикселей, габариты — 44х11х32 см, масса — 5,3 кг) с объявленным сроком службы лампы в 2000 часов (причем это в экономичном режиме). Стоит он дешевле, чем проектор TW500.

Fujitsu

Full HDTV-проектор Fujitsu LPF-D711WB

Компания Fujitsu General Ltd. известна нашим читателям в основном как первопроходец и изготовитель высококачественных плазменных панелей и телевизоров. Как производитель проекторов, фирма Fujitsu успешно дебютировала в прошлом году. Это был жидкокристаллический проектор LPF-B601, который, как следует из таблицы параметров, находится на уровне аналогичной продукции других производителей. Но вот в конце прошлого года было объявлено о новой модели LCD-проектора Fujitsu LPF-D711WB (световой поток — 1200 лм, разрешение — 1920х1080 пикселей, вентиляционный шум — 25 дБ, габариты — 50х16х43 см, масса — 12 кг), поставляемой в комплекте с селектором входных сигналов LPF-QSD1 (габариты — 43х9,5х35 см, масса — 5 кг). Стартовая цена комплекта $25000 (Кэ=0,16). Этот комплект сразу переводит компанию Fujitsu в категорию производителей самых высокоразрешающих проекторов для домашнего кинотеатра (в один ряд с фирмами JVC Professional Products, Sanyo и Sony). Этот факт определенно должен радовать потенциального покупателя. Ведь чем больше маститых производителей работает в этом секторе рынка, тем больше шансов дождаться снижения цен на проекторы, дающие высокое разрешение картинки на экране.

Hitachi

Проектор Hitachi PJ-TX100 серии ILLUMINA

Жидкокристаллические проекторы этой фирмы известны в России довольно давно. Они отличались и оригинальными разработками в области конвертеров поляризации, и эффективными конденсорными системами, и почти не выступающей за габарит проектора компоновкой объектива. Мы уже встречались с широкоформатным проектором Hitachi PJ-ТХ10, который успешно выдержал тестирование в нашем журнале, (см. S&V, № 8/2004). Сейчас фирма выпускает целый модельный ряд широкоформатных видеопроекторов. Все они маркируются как PJ-TX ХХХ, где ХХХ обозначает порядковый номер модели. Новинка PJ-ТХ100 отличается от предыдущей модели в полтора раза большим световым потоком, столь же увеличенным разрешением и в два раза меньшим уровнем вентиляционного шума (26 дБ в экономичном режиме). Проектор оснащен лампой высокой яркости UHB-150 и весьма совершенной оптической системой, благодаря чему обладает высоким коэффициентом эффективности. Короткофокусный вариообъектив с кратностью масштабирования 1,5 и с функцией LensShift делает этот проектор удобным для инсталляций в небольших помещениях.

InFocus

InFocus ScreenPlay 5000

Американская компания InFocus относится к числу ветеранов, наиболее активно действующих на рынке проекционного оборудования. Именно по инициативе фирмы InFocus, поддержанной грантами правительства США, фирмой Texas Instruments был разработан микрозеркальный чип и создан оптико-механический блок Engine, явившийся основой первой серии DLP-проекторов, идеология которых повторялась затем в конструкциях проекторов других производителей.
   В 1999 году фирма InFocus приступила к официальным поставкам своих жидкокристаллических проекторов и проекторов DLP в Россию. Продукция фирмы получала, как правило, весьма благоприятные отзывы в прессе.
   Вскоре произошли весьма любопытные события. Сначала американская Proxima купила норвежскую компанию Ask, образовав корпорацию Ask-Proxima, конкурирующую с InFocus. Знатоки, конечно, вспомнят, что мультимедийные проекторы американской фирмы Proxima и упомянутых здесь норвежцев появились в России почти десять лет назад.
   Но не прошло и года, как новоявленная Ask-Proxima была поглощена корпорацией InFocus. В результате этого поглощения образовался крупнейший в мире производитель проекторов, владеющий сразу тремя признанными брендами. Кинотеатральные проекторы InFocus маркируются логотипом ScreenPlay (SP). На московском рынке сегодня представлено пять моделей проекторов, сконструированных по технологии DLP, один из которых — проектор SP5700 — успешно прошел тестирование нашего журнала (см. S&V, № 10/2004). Среди широкоформатных проекторов фирмы есть и один жидкокристаллический аппарат (SP5000), параметры которого приведены в таблице. В этом проекторе удачно сочетаются показатели миниатюрности и высокой эффективности. К сожалению, фирма не планирует поставку в Россию SP5000, а предлагает его на американском рынке. Ближе к концу текущего года намечено изменение дизайна корпусов всей серии ScreenPlay. Новые проекторы будут выполнены в стиле элитного SP777, только меньше по габаритам. Кроме черного цвета корпуса, будет предложено еще несколько вариантов окраски.

JVC Professional Products

Первые проекторы на отражающих жидкокристаллических панелях D-ILA появились в результате научной деятельности совместного предприятия Hughes-JVC Technology в 1996 году, почти одновременно c DLP-проекторами (см. №10/2001). В дальнейшем бренд DLA (Digital Light Amplifier) стал собственностью корпорации JVC Professional Products, занимающейся выпуском профессиональной видеотехники. Среди десятка современных моделей D-ILA-проекторов широкоформатными являются только две: DLA-HD2K (световой поток — 600 лм, разрешение — 1920х1080 пикселей, цена — $25000) и DLA-HX1, о которых мы уже рассказывали на страницах нашего журнала (см. S&V, №8/2004). В проекторе DLA-HX1, параметры которого более подробно приведены в таблице, разрешение превосходит 1280х720 пикселей. Поэтому в нем уже реализуется разработанная фирмой JVC специальная технология чересстрочно-прогрессивного преобразования, масштабирования и подавления артефактов (Digital Image Scaling Technology). Это один из немногих проекторов, поддерживающих отображение с прогрессивной разверткой (в стандарте 1080/24р) и в полном объеме цифровой интерфейс с высокочастотной защитой от несанкционированного копирования DVI HDCP (Digital Visual Interface with High Band with Digital Content Protection). Проектор разработан для инсталляций в небольшом домашнем кинотеатре, имеет черное покрытие корпуса и выходные вентиляционные отверстия на лицевой панели.

LG Electronics

Из двух десятков моделей проекторов LG, представленных на московском рынке, только один проектор (RL-JA20) является широкоформатным и отвечающим нашим критериям выбора. В проекторе предусмотрен режим с увеличенным до 1200 люменов световым потоком, но, к сожалению, не приводятся данные о том, насколько при этом уменьшается срок службы лампы UHP150, и как повышается уровень вентиляционного шума. Номинальный ресурс лампы составляет 1500 часов. Проектор оснащен видеопроцессором Faroudja, но у него нет набора типовых предустановок для индивидуальных настроек обработки изображений, поступающих от различных источников видеосигналов. Зато предусмотрена возможность просмотра одновременно двух изображений на разделенном пополам экране. Благодаря оптическому офсету все изображение проецируется выше уровня установки проектора.

Marantz

DLP-проектор Marantz VP-12S3

Продукция этой японской фирмы довольно часто встречается на страницах нашего журнала и популярна у ценителей аудиовизуальной техники. Как производитель видеопроекторов фирма известна сравнительно недавно, она является приверженцем DLP-технологии и не балует своих почитателей разнообразием моделей и низкими ценами.
   Сегодня она предлагает только две модели DLP-проекторов, обе с разрешением 1280х720 пикселей: трехчиповый видеопроектор VP-10S1 (световой поток — 1200 лм, габариты — 51х67х33 см, масса — 41 кг, цена — $30000) и одночиповый проектор VP-12S3, параметры которого приведены в таблице. В этом проекторе предусмотрен экономичный режим с уменьшенным до 600 люменов световым потоком и выбор одного из трех значений цветовой температуры. Он оснащен объективом Minolta, 7-сегментным светофильтром (скорость вращения — 9000 об/мин) и видеопроцессором Faroudja. Проектор выполнен в алюминиевом корпусе с двойным уплотнением, обеспечивающим звукоизоляцию и пылезащищенность и исключающим светоизлучение вне объектива. Благодаря такой конструкции, как утверждается на официальном сайте производителя, нет необходимости в регламентных заменах воздушного фильтра.

MAXX Products

Эта американская компания имеет 25-летнюю историю и в настоящее время специализируется на аудиовизуальной технике для домашних кинотеатров. Надо сказать, специализируется она на достаточно высококлассной технике, но попадающей в гораздо более дешевый ценовой сегмент, чем аппаратура класса High End. Фирма производит плазменные и жидкокристаллические мониторы и телевизоры, видеопроцессоры, DVD-проигрыватели, всевозможные кабели, экраны и т.д.
   В производственной программе фирмы — три типа видеопроекторов. Старшая модель MAXX LCOS 1400 (световой поток — 1500 лм, разрешение — 1400х1050 пикселей) реализована на отражающих жидкокристаллических панелях технологии LCOS, а две другие — широкоформатные микрозеркальные проекторы MAXX Mustang II Plus и МАХХ Maderhorn (световой поток — 1100 лм, разрешение — 1024х576 пикселей). Параметры первого из этих проекторов приведены в таблице. Проектор оснащен моторизованным объективом с кратностью масштабирования 1,35 м с управляемой вручную функцией Lens shift по вертикали, но электронной коррекции трапециевидных искажений в этом проекторе нет. В аппарате установлен 6-сегментный светофильтр (скорость вращения 9000 об/мин), поддерживается интерфейс DVI HDCP. Проектор может быть доукомплектован сменной оптикой. Конструкция — прямоугольный корпус с черным покрытием и объективом, не выступающим за лицевую панель проектора.

Mitsubishi Electric

Компания выпускает более десятка мультимедийных проекторов в диапазоне световых потоков от 1200 до 4700 люменов, большинство из которых — жидкокристаллические. Однако среди широкоформатных видеопроекторов (обозначаются символами НС в модельном ряду) — все аппараты микрозеркального типа.
   Во-первых, это модель LVP-НС3U (световой поток — 1300 лм, разрешение — 960х540 пикселей, габариты — 28х7х26 см, масса — 2,7 кг, цена — $1600). Второй проектор — это модель LVP-НС2000 (световой поток — 700 лм, разрешение — 1280х720 пикселей, габариты — 43х15х31 см, масса — 7,8 кг, цена — $5450).
   Наконец, в сегодняшней производственной программе представлен новый проектор LVP-HC900, параметры которого приведены в таблице. Его особенностью является возможность моторизованного управления диафрагмой проекционного объектива, что позволяет получить оптимальную яркость и контрастность изображения при различной освещенности. Световой поток проектора имеет большой запас, выходящий за рамки нормальной потребности домашних кинотеатров, поэтому в затемненном помещении объектив следует диафрагмировать. Хотя при этом и уменьшается световой поток, но зато увеличивается глубина резкости и контрастность изображения (до 4000:1, согласно данным производителя). В экономичном режиме мощность, подводимая к проекционной лампе, снижается до 200 Вт, что вдвое (до 4000 часов) увеличивает ресурс работы лампы. В проекторе реализованы фирменные технологии улучшения качества цветного изображения, в частности используется система Mitsubishi Natural Color Matrix c поддержкой технологий sRGB и 3D CineView. Последняя уменьшает заметность тянущихся за динамичными деталями кадра продолжений.
   В проекторе предусмотрены возможности выбора цветовой температуры. Применяются алгоритмы оптимального отображения видеосигналов стандартных систем цветности, компьютерной графики и коррекции цветности с сохранением выполненных настроек в памяти проектора. Модель оснащена 6-сегментным светофильтром (скорость вращения — 9000 об/мин), поддерживается интерфейс DVI HDCP.

NEC

Компактный проектор NEC HT410

Мультимедийные проекторы NEC впервые появились в России семь лет назад. Сегодня NEC выпускает 25 моделей ЖК- и DLP-видеопроекторов со световыми потоками в пределах от 1000 до 10000 люменов, около половины из которых являются новинками сезона 2004–2005 гг. В основном это мультимедийные проекторы с форматами проецирования 4:3 и 5:4.
   Фирма выпускает также три широкоформатных проектора. Эти проекторы сконструированы по микрозеркальной технологии, имеют световой поток в 1000–1100 люменов, разрешение в 854х480 и 1024х576 пикселей. Параметры проектора NEC НТ510 приведены в таблице. Первое знакомство с ним у нас состоялось в февральском номере журнала, где мы рассматривали особенности инсталляции и настройки различных видеопроекторов. К сказанному там добавим, что у проектора необычайно высокий офсет восходящей проекции — вертикальный сдвиг изображения относительно оптической оси объектива, изменяемый с помощью функции Lens shift. У этой модели офсет восходящей проекции может достигать восьмидесяти и даже ста процентов от высоты экрана.
   Проектор оснащен функцией Wall Сolor Correction, обеспечивающей коррекцию при проецировании на окрашенную стену пяти цветных оттенков. Имеется функция Color Management — выбор стандартной sRGB-программы обработки видеосигналов или программ, оптимальных для отображения презентационных материалов, телевидения, видеозаписей или компьютерной графики. Есть и функция Color Temperature для регулировки цветовой температуры. Интересно, что в этой модели предусмотрены возможности сохранения коррекции трапециевидных искажений, есть доступ к счетчику наработанного ресурса лампы. Наконец, можно самому заменить лампу и почистить внутренность корпуса проектора пылесосом без замены воздушного фильтра.

Optoma Technology

Миниатюрный DLP-проектор Optoma H30

Мультимедийные проекторы этой тайваньской фирмы появились в России восемь лет назад. Фирма выступала под названием CTX Opto и запомнилась тем, что только в ее жидкокристаллических проекторах предусматривалась возможность оптической коррекции трапециевидных искажений (то есть коррекции путем смещения объектива). Сегодня фирма переключилась на производство DLP-проекторов, выпуская около десятка их разновидностей, в том числе три широкоформатные модели для домашнего кинотеатра.
   Это модели Optoma H30, Optoma H57 и Optoma H77 со световым потоком 850–1000 люменов и разрешением 854х480, 1024х576 и 1280х720 пикселей соответственно. Параметры модели Optoma H77, которая пришла на смену модели Optoma H76, приведены в таблице. Обращает на себя внимание незначительное, по сравнению с мощностью лампы, энергопотребление проектора — 270 Вт. Скорее всего, лампа UHP-250 в этом проекторе работает только в облегченном режиме, обеспечивающем продление ее ресурса до 3000 часов.
   Не так давно фирма Optoma Technology объявила о своем новом проекторе Optoma H79, оснащенном 8-сегментным светофильтром (скорость вращения — 9000 об/мин) с дополнительными темными сегментами, что обеспечивает, как утверждается в пресс-релизе, лучшую глубину черного цвета.

Panasonic

ЖК-видеопроектор Panasonic PT-AE700

В арсенале компании десять проекторов, пять из которых — жидкокристаллические серий РТ-АЕ и PT-L со световыми потоками 1000–3200 лм и пять — микрозеркальные серии PT-D с потоками от 5000 до 12000 лм. Широкоформатные проекторы Panasonic маркируются буквами АЕ в модельном ряду. Многие из них с успехом участвуют в тестированиях нашего журнала (см., например, S&V, №1/2005). В них используются эффективные технологии, созданные в исследовательском центре Panasonic Hollywood Laboratory. В частности, в этих проекторах задействована система Smooth Screen, уменьшающая заметность пиксельной структуры изображения. Имеется возможность сохранения в памяти проектора трех настроек с лучшим, по мнению пользователя, качеством изображения. Предусмотрен также выбор одной из пяти программ обработки видеосигналов. Наиболее интересные из них — это программа Cinema 1, рекомендованная Голливудом для показа кинофильмов, программа Cinema 2 для просмотра видеозаписей с высококонтрастными изображениями и программа Natural, улучшающая корректность отображения цветовых оттенков. Есть также универсальные программы Video и Dynamic, улучшающие просмотр в освещенных помещениях, и Color Management, обеспечивающая коррекцию цветности выбираемых фрагментов изображения. Проектор Panasonic PT-АЕ700, параметры которого приведены в таблице, — лидер по Кэ в данной группе моделей. Он оснащен панелью разъемов для одновременного подключения шести источников информации, в том числе с помощью универсального разъема SCART и мультимедийного интерфейса высокого разрешения HDMI (High Definition Multimedia Interface). Проектор комплектуется пультом дистанционного управления со светящимися кнопками. Выполнена полная русификация экранного меню и панели индикации.

Projectiondesign

Различные цветовые решения моделей Projectiondesign серии Action!

Норвежские фирмы проявляют повышенный интерес к мультимедийной проекционной технике с момента ее появления. Сначала это были компании Ask и Davis. Сейчас на рынок вышла фирма Projectiondesign.
   Компания выпускает четыре категории DLP-проекторов. Во-первых, это категория Professional (модели F1+ и F3 с разрешением 1024х768 пикселей и световыми потоками в 2500 и 5500 люменов соответственно). Потом следует категория Business (модель Evo со световым потоком в 2600 люменов и разрешением 1024х768 пикселей). Затем — категория Е-Cinema (модели Cineo и Cineo3 с разрешением 1280х720 пикселей и световыми потоками в 1500 и 3500 люменов соответственно). Наконец, последняя категория — Home cinema, представленная тремя моделями серии Action! со световыми потоками около 1000 лм и разрешением 1024х576 и 1280х720.
   Проектор, параметры которого включены в таблицу, поддерживает интерфейс DVI (совместимый с системой HDCP), оснащен 7-сегментным светофильтром (скорость вращения — 9000 об/мин), видеопроцессором Faroudja, двумя комплектами входных разъемов для компонентных видеосигналов и лампой UHP-250, которую в случае необходимости можно заменить самому. Подводимую к ней мощность можно варьировать в пределах, соответствующих световому потоку в 500–1000 лм. При минимальном световом потоке, который, впрочем, достаточен для просмотра в затемненном помещении изображения размерами 2,7х1,5 м, срок жизни лампы увеличивается до 4000 часов. Проектор может быть доукомплектован сменной оптикой.

Runco Internationl

Эта американская компания выпускает видеопроекторы и иную видеотехнику категории The World’s Finest Home Theater Products («лучшая мировая продукция для домашних кинотеатров»). Кстати, именно так озаглавлены ее страницы в интернете.
   Компания всегда выпускала высококачественные, но дорогие видеопроекторы для элитных домашних кинотеатров. Сначала это были проекторы на базе электронно-лучевой трубки. Потом фирма перешла на жидкокристаллические проекторы (на выставке InfoComm’1997 было представлено десять таких моделей). А сейчас модельный ряд фирмы представлен таким же количеством проекторов, работающих по технологии DLP и создающих световой поток в диапазоне от 900 до 3000 люменов. Половина из этих проекторов — широкоформатные аппараты с разрешением 1024х576 и 1280х720 пикселей. Многие из них поставляются в комплекте с блоком селектора и предварительной обработки видеосигналов.
   Однако, у проектора Runco параметры которого приведены в таблице, такого «попутчика» нет. Он сконструирован с использованием новой технологии обработки видеосигналов Runco GEN3, обеспечивающей, по заверениям фирмы, качество изображения, не уступающее CRT-проекторам. Особое внимание при этом уделено передаче деталей изображения на темном и светлом фоне. Предусмотрены широкие возможности для оптимальной настройки параметров изображения, поступающего от различных источников, и запоминания десяти групп настроек. Проектор оснащен 6-сегментным светофильтром, комплектами входных разъемов RCA и BNC для компонентных видеосигналов.

Samsung

Элегантный DLP-проектор SP-H500 от Samsung

Сейчас эта популярная корейская фирма выпускает две модели видеопроекторов. Это внешне одинаковые аппараты, работающие по технологии DLP: SP-H500 и SP-Н700, различающиеся световым потоком (600 и 800 лм соответственно) и разрешением (1024х576 и 1280х720 пикселей). О младшей модели, получившей Приз симпатий нашей редакции, мы рассказывали в прошлом номере журнала, а параметры старшей приведены в таблице. Как утверждается в рекламе, эти проекторы были разработаны при участии Джо Клейна, известного как разработчик тестовых DVD-дисков Video Essentials, используемых и в лаборатории нашего журнала.
   В проекторе SP-Н700 предусмотрены режимы работы с номинальным и уменьшенным световым потоком («яркий» и «театр»), при котором уровень вентиляционного шума снижается с 32 до 28 дБ. Есть несколько программ обработки видеосигналов (Standard, Dynamic, Cinema 1 и Cinema 2), а также возможность запоминания трех групповых настроек параметров изображения, выбранных пользователем. Проектор оснащен 6-сегментным светофильтром (скорость вращения — 9000 об/мин), видеопроцессором Faroudja, двумя комплектами входных разъемов RCA для компонентных видеосигналов. Проектор также поддерживает и интерфейс DVI/HDCP. Есть, правда, один минус. Цена аппарата, по мнению наших экспертов, представляется несколько завышенной.

Sanyo Electric.

Вариант крепления проектора Sanyo PLV-Z3 — вертикально на стене

Эта японская фирма является одним из крупнейших производителей мультимедийных проекторов. Более того, фирма Sanyo Electric была первой, которая почти десять лет назад разработала видеопроектор серии PLV специально для домашнего кинотеатра (модель PLV-P1 с VHS-плейером). На выставке InfoСomm’99 проекторы Sanyo были признаны лучшими в большинстве номинаций комитета Shoot-Out.
   Сегодня фирма выпускает несколько десятков (!) жидкокристаллических проекторов в диапазоне цен от $1100 до $63000. Диапазон параметров по световому потоку колеблется при этом от 700 до 10000 люменов. Разрешение варьируется от 800х600 до 1920х1080 и 1600х1200 пикселей.
   Интересно, что пару лет назад фирма Sanyo оказалась первой, выпустившей недорогие широкоформатные проекторы, оснащенные функциями Lens Shift, побудив при этом и других производителей к выпуску аналогичной продукции. Речь идет о проекторах серии PLV-Z.
   Что касается широкоформатных проекторов, то сегодня фирма Sanyo представляет на рынке четыре модели. Это, во-первых, видеопроектор PLV-HD10 (световой поток — 6000 лм, разрешение — 1920х1080 пикселей, габариты — 58х25х78 см, масса — 38 кг, цена — $63000). Затем проектор PLV-WF10 (4000 лм, 1366х768, 43х23х61 см, 21 кг, $10000). Наконец, модели PLV-Z3 (800 лм, 1280х720, 36х10х27 см, 4,1 кг, $2100) и PLV-Z1X (700 лм, 964х544, 33х11х25 см, 3,4 кг, $1600).
   Ранее в тестировании нашего журнала с успехом участвовал проектор PLV-Z2 (см. S&V, №8/2004). Сегодня на смену ему пришел аппарат PLV-Z3, параметры которого приведены в таблице. К проектору поставляется фирменное настенное крепление с зеркалом, позволяющим устанавливать проектор вертикально с отражением проекции от зеркала на экран, расположенный на противоположной стене комнаты.

Sharp

Стильный Sharp XV-Z200

В прошлом году исполнилось ровно пятнадцать лет со дня появления первого презентационного жидкокристаллического проектора. Он был сконструирован японской фирмой Sharp — первопроходцем жидкокристаллической технологии. Это была легендарная модель Sharp Vision XV-100ZM. Вплоть до конца века проекторы Sharp занимали лидирующие позиции на мировом рынке проекционной техники. Но конкуренты не дремали, так что сегодня LCD-проекторы Sharp уже не так выделяются на фоне аналогичной продукции других фирм. Это в первую очередь касается проекторов для оснащения домашних кинотеатров.
   Сегодня в Россию поставляются проекторы фирмы Sharp, выполненные по технологиям LCD и DLP. Диапазон светового потока — от 600 до 3500 люменов, разрешение — 800х600, 1024х768 и 1024х576 пикселей.
   Параметры широкоформатного DLP-проектора Sharp XV-Z201 приведены в таблице. Он оснащен короткофокусной оптикой, микрозеркальным чипом Mustang HD+ с углом отклонения 12°, 6-сегментным светофильтром (скорость вращения — 9000 об/мин). Проектор поддерживает интерфейс DVI HDCP. Кроме основных регулировок параметров качества изображения, предусмотрен выбор цветовой температуры излучения (шесть значений в пределах от 5500К до 10500К) и изменение баланса белого с помощью вариации уровней цветовых составляющих R и B (подробнее об этом проекторе см. в S&V, №11/2004).
   Выпускается также модель Sharp XV-Z200, отличающаяся лишь тем, что у нее установлен вариообъектив с проекционным отношением в пределах от 1,6 до 1,9.

SIM2 Multimedia

Видеопроекторы SIM2 Domino 30 — черный и белый

Эта итальянская компания специализируется на производстве аппаратуры для домашнего кинотеатра по технологиям CRT и DLP и так называемых «видеостен» категории High End для больших залов и супермаркетов. Компания имеет дочерние предприятия в Великобритании, Германии и США, а также разветвленную дилерскую сеть в 45 странах мира.
   В арсенале фирмы — проекционные DLP-телевизоры, один трехчиповый и несколько одночиповых широкоформатных DLP-проекторов с разрешениями 1280х720 и 1024х576 пикселей. К сожалению, среди данных производителя нет информации ни о световом потоке, ни о размерах экранов, на которые эти проекторы могут проецировать изображение с достаточной яркостью, поэтому пришлось их взять из буклета Texas Instruments (см. ниже). В таблице приведены данные одного из проекторов SIM2 серии Domino, состоящей из шести моделей. Проектор Domino 30 оснащен самым длиннофокусным в этой группе вариообъективом, 6-сегментным светофильтром (скорость вращения — 9000 об/мин), лампой UHP-120, работающей в облегченном режиме с рекордным сроком службы в 6000 часов и видеопроцессором Faroudja. Предусмотрен выбор цветовой температуры и ее регулировка (3 пресета и настройка уровней RGB). Все настройки можно «запомнить». К проектору могут быть одновременно подключены четыре источника информации, в том числе по интерфейсу HDMI.

Sony

ЖК-проектор Sony VPL-HS50

Три года назад, представляя первый ЖК-проектор серии Cineza с возможностью коррекции трапециевидных искажений по горизонтали, фирма Sony заявила о себе как об активном игроке на поле создателей домашнего кинотеатра. С тех пор проекторы Cineza с неизменным успехом выступают во всевозможных тестированиях, в том числе и проводимых в нашей лаборатории (см. S&V, №№8 и 10/2004). Параметры последней новинки VPL-HS50 серии Cineza приведены в таблице.
   Этот проектор занимает второе место в своей группе по кратности масштабирования, световому потоку и минимуму вентиляционного шума. Предусмотренный у проектора экономичный режим с пониженной яркостью и вентиляционным шумом, но с улучшенным качеством цветного изображения, обеспечивается с помощью специальной функции фирмы Sony (Cinema Black Pro). Эта функция обеспечивает автоматическое изменение диафрагмы в зависимости от выбранного пользователем режима работы (кино, видео или компьютер).
   Представляет также интерес новая технология Sony — Real Colour Processing (RCP). Она предусматривает доступ пользователя к тонким цветовым настройкам качества изображения.
   В этом проекторе также реализованы новые конструктивные решения, обеспечивающие удлинение на порядок регламентного срока чистки или замены воздушного фильтра. Этот срок, обычно не превышающий ста часов, у проектора VPL-HS50 доведен до тысячи! К проектору могут быть одновременно подключены четыре источника информации, в том числе по интерфейсу HDMI.
   Фирма Sony выпускает также серии мультимедийных жидкокристаллических проекторов (CS, CX, PX и FX) в диапазоне световых потоков от 1500 до 5200 люменов и разрешением от 800х600 до 1600х1200 пикселей.

Toshiba

DLP-проектор Toshiba TDP-MT8

Эта японская компания производит около двух десятков мультимедийных ЖК- и DLP-проекторов различных категорий — от ультрапортативных и офисных до аппаратов, предназначенных для домашнего кинотеатра. Широкоформатные проекторы Toshiba выпускаются в основном по микрозеркальной технологии с диапазоном световых потоков от 700 до 1000 люменов при разрешениях 858х480, 1024х576 или 1280х720 пикселей.
   Параметры DLP-проектора Toshiba TDP-MT8 приведены в нашей таблице. Проектор оснащен оптикой Carl Zeiss с кратностью масштабирования 1,4, шестисегментным светофильтром (скорость вращения — 9000 об/мин) и видеопроцессором Faroudja. Предусмотрен выбор одной из трех программ обработки видеосигналов (Standard, Movie и Game), есть типовые возможности настройки параметров качества изображения и их запоминания. Аппарат может использоваться в экономичном режиме с удлиненным до 2000 часов ресурсом лампы UHP-250 и с уменьшением уровня вентиляционного шума с 35 до 31 дБ. К проектору могут быть одновременно подключены пять источников информации, в том числе два с компонентными видеосигналами и один — по интерфейсу DVI (с поддержкой HDCP).

Vidikron

Это еще одна торговая марка американской фирмы Runco International, создающей технику под многообещающим девизом The World’s Finest Home Theater Products. Впервые Vidikron появилась в России семь лет назад с DLP-моделью Vidikron Helios (световой поток 400 люменов, разрешение — 848х600 пикселей, габариты — 42х25х57 см, масса — 15 кг, цена — $16000). Проектор отличали элегантные закругленные формы, ясно говорившие о том, что в создании конструкции участвовали профессиональные дизайнеры.
   Сегодня фирма выпускает только широкоформатные DLP-проекторы со световыми потоками до 3500 люменов (7 моделей, включая три трехчиповых аппарата) и плазменные дисплеи (три модели с диагональю экрана 42, 50 и 61 дюйм).
   Проектор Vidikron 40-й модели, параметры которого приведены в таблице, оснащен 6-сегментным светофильтром (скорость вращения — 9000 об/мин). К панели разъемов проектора могут одновременно подключаться до пяти источников информации, в том числе два источника с компонентными видеосигналами и сигнал по интерфейсу DVI с поддержкой высокочастотной системы защиты от копирования HDCP. Предусмотрена 21 ячейка памяти для хранения совокупных параметров настройки, а «кошачий глаз» (специальная оптическая система Cat’s Eye) обеспечивает высокое разрешение градаций яркости на темном фоне и необходимую контрастность изображения. Цветовая температура светоизлучения проектора 6500К. Ее можно менять в широких пределах.

Yamaha

ЖК-проектор Yamaha LPX-510

Японская фирма Yamaha находится на перепутье между жидкокристаллической и микрозеркальной технологией проецирования. Пока она выпускает широкоформатные проекторы обоих типов, обозначая их в модельном ряду LPX и DPX соответственно. Проекторы выпускаются с параметрами по световому потоку порядка 1000 и 800 лм и с разрешением 1280х720 пикселей. В таблице приведены параметры проекторов обоих типов, так как они почти одинаковы по световому потоку, что позволяет сравнить показатели LCD- и DLP-технологий при практически равных размерах изображения.
   Обе модели оснащены моторизованными объективами с кратностью масштабирования 1,5/1,6. У проектора LPX-510 функции Lens Shift действуют по вертикали и горизонтали в пределах всей высоты и в пределах половины ширины экранного изображения, а у аппарата DPX-1100 — только по вертикали в пределах половины высоты. Моторизованная диафрагма объектива у проектора LPX-510 может плавно изменяться в пределах от 100 до 75 %, а у DPX-1100 она принимает одно из трех фиксированных значений. Световой поток при диафрагме 75% уменьшается с тысячи до 350 люменов с одновременным увеличением контрастности с 1000:1 до 1200:1. При закрытом значении диафрагмы у DPX-1100 световой поток уменьшается с 800 до 400 люменов, а контрастность увеличивается с 2000:1 до 4000:1. Уровень вентиляционного шума у LPX-510 при переходе в экономичный режим уменьшается с 34 дБ до 27 дБ. В этом режиме у DPX-1100 световой поток уменьшается до 640 люменов, а ресурс лампы увеличивается с 2000 до 2500 часов. Соответствующие данные по вентиляционному шуму фирмой не приводятся.
   Оба проектора оснащены рядом программ обработки изображений и специальной функцией, разработанной фирмой Yamaha для улучшения различимости градаций серого на темном фоне и повышения качества отображения кинофильмов в целом (функция Natural Black).
   Обе конструкции позволяют регулировать одиннадцать параметров качества изображения и сохранять их в памяти проектора для всех источников информации. В число этих параметров входят раздельные регулировки уровней белого и черного, регулировка цветовой температуры излучения.
   Проектор DPX-1100 оснащен 7-сегментным светофильтром (9000 об/мин) и видеопроцессором Faroudja. Панели разъемов проекторов рассчитаны на одновременное подключение шести источников информации, в том числе с аналоговыми сигналами (разъемы D-Sub 15 и RCA) и цифровыми компонентными видеосигналами (DVI/HDMI).

Подведем итоги

Главный из них заключается в том, что среди широкоформатных видеопроекторов количество микрозеркальных моделей превышает число жидкокристаллических, то есть экспансия технологии DLP перешла в активную фазу завоевания рынка аппаратуры для домашних кинотеатров. На прошлогодней июньской выставке InfoComm распространялся каталог «To DLP™ Front Projection from Texas Instruments», из которого следовало, что число производителей DLP-проекторов достигло почти 50. Появились проекторы под новыми в этом секторе рынка брендами Dell, Delta, Dwin, Faroudja, Gateway, HP, IBM, IIYAMA, Integra, Knollsystems, Liteon, Megapower, Microtec, Olympus, Studio exp. и Xerox. Сегодня все производители выпускают более 200 моделей DLP-проекторов, из которых более 30 широкоформатных. К сожалению, притока свежих сил в лагерь ЖК-проекторов, за исключением Fujitsu, не наблюдается. Вместе с тем следует отметить, что по большинству технических показателей, включая световую отдачу, LCD-проекторы заметно превосходят соответствующие DLP-аналоги. То же самое относится и коэффициенту эффективности, то есть при прочих равных условиях жидкокристаллические проекторы стоят гораздо меньше.
   Практически единственным бесспорным преимуществом DLP-проекторов является воспринимаемая контрастность изображения. Именно контрастность, воспринимаемая субъективно, поэтому здесь мы не будем говорить о цифрах.
   Что же касается качества цветного изображения, то субъективность впечатления от микрозеркальных изображений замечена уже давно — о спорах «вокруг разноцветного колеса» мы уже говорили. Кому-то такие оптические иллюзии нравятся, кому-то нет, а кто-то просто не любит цифровых изображений, так как они ему надоели из-за общения с компьютерной графикой на работе. В этих дискуссиях по поводу вкусовых пристрастий особенно неприятно себя чувствуют специалисты, разбирающиеся в сути вопроса, и которым просто неловко, когда они чувствуют себя обманутыми.
   Автору этого обзора как-то пришлось быть свидетелем спора посетителей презентации по поводу того, какого оттенка щеки актрисы Катрин Денев на экране с DLP-изображением. Зрители определенно не считали себя дальтониками, но тем не менее мнения их сильно разделились — от утверждения, что, мол, актриса такая бледная, потому что она еще не умывалась, до «какая же она румяная». Что ж, физиология цветного зрения еще недостаточно изучена, особенно в части субъективной одинаковости усреднения цветов.

Коэффициент эффективности Кэ
   Технико-экономическую эффективность любого видеопроектора достаточно просто оценить обобщенным коэффициентом эффективности, который был предложен автором данного обзора еще в 1998 г. За прошедшее с тех пор время этот параметр лишь подтвердил свою информативность.
   Коэффициент Кэ вычисляется простым перемножением четырех показателей:
    Кэ = Кс х К$ х Кч х Кt, где
   Кс — световая отдача проектора (в люменах на ватт мощности проекционной лампы);
   К$ — цена единицы создаваемого проектором светового потока (в люменах на цену проектора);
   Кч — коэффициент четкости (разрешение проектора по отношению к максимальному в рассматриваемой категории); для широкоформатных проекторов это будет разрешение, соотнесенное к разрешению 1920х1080=2073600.
   Кt — относительный срок службы проекционной лампы по отношению к 3000 часов при максимальном световом потоке.
   Коэффициент Кэ довольно точно отражает сущность основных параметров видеопроектора. Он пропорционален квадрату светового потока, косвенно учитывает уровень вентиляционного шума, уменьшающийся при снижении потребляемой мощности, свидетельствует об общем техническом уровне сравнительно к финансовым затратам на покупку проектора. Коэффициент весьма удобен, так как базируется на данных, которые публикуют почти все производители, и близок к единице. Значения Кэ и розничные цены проекторов приведены в сводной таблице
   
   Рекомендации потенциальным покупателям
   1. Составить список всех моделей с подходящим проекционным отношением и инсталляционными удобствами (это относится прежде всего к функции Lens Shift).
   2. Подсчитать коэффициент эффективности Кэ для этих моделей.
   3. Выбрать модели с Кэ>0,5.
   4. Сходить в магазин и купить из оставшихся моделей понравившийся проектор.
   Ниже приведен результат расчетов по этой методике для видеопроекторов, параметры которых приведены в нашей таблице.
   После выполнения действий по пунктам 1–3 у потенциального покупателя остается выбор среди пяти моделей видеопроекторов. Вот эти модели:
   Hitachi PJ-TX100 ($2200),
   Panasonic PT-AE700 ($2200),
   Sanyo PLV-Z3 ($2100),
   SIM2 Domino 30 ($8000),
   Sony VPL-HS50 ($4900)
   Отметим, что почти все модели, выбранные по этой методике, выполнены по жидкокристаллической технологии (за исключением проектора фирмы SIM2, сконструированного по технологии DLP).
   Конечно, высокое значение коэффициента эффективности — лишь необходимое условие покупки. В полной мере оценить качественные характеристики того или иного аппарата в рамках определенной ценовой категории может только всестороннее исследование с применением лабораторных измерений и субъективных просмотров. Поэтому следите за нашими сравнительными тестами видеопроекционной техники..

Словарь

Пояснения терминов и международных аббревиатур, принятых в видеопроекционной технике
   ANSI (American National Standards Institute) — американский государственный институт стандартизации
   BNC (Bayonet Neil-Concelman) — штыковой разъем Нила-Концельмана
   CRT (Cathode Ray Tube) — электронно-лучевая трубка
   D-ILA (Digital Direct Drive Image Light Amplifier) — разновидность технологии формирования изображения посредством отражательных ЖК-матриц
   DIST (Digital Image Scaling Technology) — технология чересстрочно-прогрессивного преобразования, масштабирования и подавления артефактов
   DLP (Digital Light Processing) — технология обработки света в микрозеркальных проекторах
   DMD (Digital Micromirror Device) — цифровое микрозеркальное устройство (базовый элемент формирования изображения в микрозеркальных видеопроекторах)
   DVD (Digital Versatile Disc) — цифровой универсальный диск
   DVI HDCP (Digital Video Interface with High band Digital Content Protection) — цифровой видеоинтерфейс, поддерживающий высокочастотную систему защиты от несанкционированного копирования
   HDMI (High Definition Multimedia Interface) — мультимедийный интерфейс высокого разрешения
   HDTV (High Definition TeleVision) — телевидение высокой четкости
   LCD (Liquid Crystal Display) — жидкокристаллический модуль (здесь: для формирования изображения в видеопроекторах)
   LCOS (Liquid Crystal On Silicon) — отражательные жидкокристаллические панели
   OEM (Original Equipment Manufacturer) — производитель оригинального оборудования
   RCA (Radio Corporation of America) — тип разъема для композитного видеосигнала (конструкция, разработанная в компании RCA)
   RCP (Real Colour Processing) — система обеспечения натуральных цветов
   RGB (Red-Green-Blue) — красный-зеленый-синий (система передачи основных цветов в системах цветного телевидения; здесь также: обозначение входа видеосигнала, подаваемого напрямую с тюнера)
   SCART (Le Syndicat des Constructeurs Appareits Recepteurs et Televiseurs) — универсальный 21-контактный разъем для соединения AV-компонентов. Именно через него передается сигнал RGB
   SMPTE (Society of Motion Picture and Television Engineers) — общество инженеров по кино и телевидению
   SVGA (Super Video Graphic Adapter) — графический видеоадаптер с улучшенными характеристиками (разновидность видеосигнала в персональных компьютерах, разрешение 800х600)
   S-Video (Separate Video) — видеоинтерфейс с раздельной передачей сигналов яркости (Y) и цветности (С)
   SXRD (Silicon X-tal Reflective Display) — быстродействующая отражающая жидкокристаллическая матрица
   TI (Texas Instruments) — официальная аббревиатура фирмы
   UHB (Ultra High Brightness) — сверхвысокая яркость (обозначение типа лампы с повышенной яркостью в видеопроекторах)
   UHE (Ultra High Efficiency) — сверхвысокая эффективность (обозначение типа лампы с повышенным сроком службы в экономичном режиме)
   УНЧ — усилитель низкой частоты