Прощай, пленка
Массовое распространение цветного телевидения и бытовых видеомагнитофонов в прошлом веке пагубно отразилось на посещении кинотеатров. Получилось так, что искусство кинодраматургии в сочетании с высочайшим качеством цветного изображения на большом экране оказалось не в состоянии отвлечь большинство населения от повседневных забот и победить человеческую лень. Но кинематограф, сохранение которого как самостоятельного вида искусства напрямую зависит от посещаемости кинотеатров, упорно и все более успешно сопротивляется давно предсказанной ему судьбе элитного искусства для избранных, а для масс — только в виде телевизионных сериалов. Благодаря техническому прогрессу шедевры мирового кино становятся все более доступными широким слоям населения не только по телевидению. Появление высококачественных DVD-проигрывателей и видеопроекторов, совершенствование концепции домашнего кинотеатра и динамика снижения цен на хорошую аппаратуру для его реализации — вот что теперь скорее помогает, чем вредит искусству кино. Уже появились недорогие системы «Видео по запросу», зависящие не от произвола ТВ-студий, транслирующих выгодные им программы и бесцеремонную рекламу, а работающие по заказам зрителей через кабельные сети и средства космической связи. В идеале зритель должен, а значит, рано или поздно будет иметь возможность смотреть (разумеется, не бесплатно) то что хочет, в удобное для себя время и без какой-либо рекламы.
Первая в Европе демонстрация цифрового кино с распределением фильмокопий в кинотеатры по каналам спутниковой трансляции состоялась в рамках европейского проекта CyberCinema осенью 1998 года на фестивале детских фильмов. Передача велась по четырем мультиплексным потокам MPEG-2 и принималась станциями Deutsche Telekom. С тех пор прошло почти 6 лет, и цифровая революция в кинематографе, которую считают величайшей со времени появления звука в кино, уже произошла. Вместе с тем в глобальных масштабах цифровые фильмы и кинотеатры на фоне обычных почти незаметны. Нам в процессе подготовки данного обзора так и не удалось обнаружить в Москве ни одного цифрового кинотеатра или зала в мультиплексе, задействованного в расписании сеансов.
Первая в России демонстрация прототипа цифрового кинотеатра состоялась на выставке TRBE'2000 в процессе проведения семинара «Цифровое кино и телевидение высокой четкости», организованного фирмой «Эра» и национальной ассоциацией телевещателей (НАТ). В дальнейшем последовали мероприятия с презентациями реальной аппаратуры, из которых наиболее заметными были следующие.
Международная конференция «Электронный кинематограф. Производство и распространение»,
организованная НИКФИ (научно-исследователький кинофотоинститут), компанией «Эра» и журналом ТКТ («Техника кино и телевидения») осенью 2002 года с демонстрацией работы аппаратуры на пятнадцатиметровом экране концертного зала московской гостиницы «Космос». Использовались проектор JVC DLA-QX1, отличающийся высокой разрешающей способностью 2048x1536, дисковый HD-рекордер, цифровые видеомагнитофоны D-VHS и HDCAM. Участники конференции были ознакомлены с положениями стандарта 1080/24р для систем телевидения высокой четкости (ТВЧ) и результатами сравнительного анализа качественных показателей цифрового и пленочного кинематографа.
Основные выводы, сделанные в ходе конференции: 1) по всем параметрам, за исключением различимости самых мелких деталей изображения, современный цифровой кинематограф не уступает пленочному и является более выгодным на стадиях производства и распространения кинофильмов; 2) самым перспективным форматом видеозаписей ТВЧ для небольших и средних залов является D-VHS фирмы JVC Professional Products. На одну кассету этого формата можно записать четырехчасовую программу ТВЧ с компрессией MPEG-2 и высоким качеством. Весомым аргументом в пользу этого формата является низкая стоимость носителя ($15–20 для чистой кассеты).
CSTB-2003
12 февраля 2003 года в рамках выставки кабельного и спутникового телевидения, широкополосных телекоммуникаций состоялась демонстрация цифровых кинофильмов в залах московского мультиплекса «Формула кино». Здесь компанией «Эра» был показан вариант компактного оснащения залов с 8-метровым экраном (проектор DLA-M2000, 1365х1024, 2000 лм, 15,6 кг, видеомагнитофон D-VHS), а фирмой «НеваФильм» (г. Санкт-Петербург) — проект системной интеграции цифрового кинотеатра по технологии DLP Cinema. Этот проект при поддержке компаний BARCO Digital Cinema (Бельгия), Kinoton GMBH (Германия) и EVS Digital Cinema (Бельгия) разработан подразделением «НеваФильм Digital», созданным для практической реализации систем цифрового кинематографа в России. Его презентация состоялась в зале на 272 места с экраном 10,4х4,4 м и проекционным расстоянием 19,4 м. Использовался напольный DLP-проектор BARCO D-Cine Premiere DP 50 и цифровой сервер EVC CineStore в качестве источника информации. Световой поток этого проектора, в зависимости от мощности используемой в нем ксеноновой лампы (2, 3, 5 или 7 кВт), достаточен для экранов шириной до 20 метров, разрешающая способность 1280x1024.
Аналогичный комплект с настольным проектором DP 30 (85 кг, лампа 2 кВт, экран до 10 м) был инсталлирован в московском кинотеатре «Киносфера». Здесь 25 декабря 2003 года впервые в России, одновременно с общероссийским кинотеатральным прокатом, началась цифровая демонстрация диснеевского кинофильма «В поисках Немо», но продолжалась недолго. Мультиплекс «Киносфера» входит в состав популярного развлекательного кинокомплекса ТЦ «Рамстор-Сити» вместе с первым в России кинотеатром «Nescafe-IMAX», открытым компанией «BFC Cinemas». Как выяснилось, профилирование даже одного зала в мультиплексе для показа цифровых видеозаписей кинофильмов пока себя не оправдывает, так как слишком мало (около 150) фильмов высокой четкости выпущено для демонстрации в цифровых кинотеатрах. Для широкого внедрения цифрового кино необходима государственная поддержка и отработка бизнес-моделей, обеспечивающих выгоду для каждого звена системы фильмопроизводства, распределения и кинопроката. Есть и другие проблемы.
Видеопиратство
Внедрение цифровых технологий требует новых решений в области защиты авторских прав. По оценке американской ассоциации кинопродюсеров МРАА ежегодные потери киноиндустрии от пиратства превышают 2 миллиарда долларов. Поэтому сегодня на очередной виток актуальности вышла извечная проблема «замка и отмычки». Общепризнанных решений по защите цифровых фильмов от несанкционированного доступа пока нет, и это не устраивает кинокомпании Голливуда. Напомним, что 7 лет назад решение этой проблемы, как выяснилось, неэффективное, и его согласование с Голливудом как минимум на полгода задержало наступление эры DVD. Сегодня значимость нахождения эффективной защиты от пиратства гораздо выше, так как речь идет о защите цифровых записей, несущих качество изображения, почти неотличимое от пленочного оригинала, т.е. гораздо лучшее, чем у DVD. Поскольку попытки пиратского проникновения могут быть предприняты на любой стадии изготовления цифровой версии кинофильма, создаются системы шифрования цифрового контента, декодируемые только в проекторах после засылки в них дистрибутивного пароля по каналам спутникового ТВ непосредственно перед киносеансом. Совершенствуются методы нанесения на цифровые фильмокопии специальных символов («водяные знаки»), не различимых зрителями, но делающих невозможной удовлетворительную пересъемку кинофильма видеокамерой непосредственно с экрана в кинотеатре.
D-Cinema и E-Cinema
Завершается глобальная стандартизация цифрового кинематографа. Работу ведущих структур ITU, SMPTE DC28 и MPEG в этом направлении курирует организация Digital Cinema Initiatives (DCI), созданная семью ведущими киностудиями Голливуда для координации в области цифрового кинематографа и защиты интересов создателей американских кинофильмов. Под D-Cinema понимают изображение с разложением как минимум на 1080 строк по 1920 элементов в каждой из них (1080х1920), которое в долгосрочной перспективе заменит кинопленку цифровой продукцией. D-Cinema подразумевает наилучшую презентацию (электронную проекцию) этой продукции и ее защиту от видеопиратства на всех технологических этапах. Пока всеми киностудиями Голливуда поддерживается D-Cinema только с микрозеркальными проекторами категории DLP Cinema американской корпорации Texas Instruments. По лицензионным соглашениям проекторы DLP Cinema выпускаются также фирмами BARCO, Christie и NEC Viewtechnology. Одним из серьезных игроков в области D-Cinema является авиакомпания Boeing, которая успешно укрепляет свои позиции провайдера для цифровых кинотеатров. Ей уже обеспечено более 10000 сеансов передачи кинофильмов в кинотеатры США и Англии по каналам спутниковой связи. Европейский форум цифрового кино (European Digital Cinema Forum — EDCF) поддерживает платформу D-Cinema по интеграционным и культурным соображениям (укрепление европейского кинематографа и его оживление в малых городах).
E-Cinema (электронное кино) является разновидностью D-Cinema с разрешением ТВЧ (1920х1080) и менее. Эта платформа учитывает интересы широких слоев населения в хорошем качестве не только электронного кино, но и живых трансляций альтернативного содержания, например, театральных постановок, мюзиклов, спортивных соревнований и образовательных программ. Допускается применение не только проекторов DLP Cinema, но и других технологий. Европейские и американские сети кинотеатров активно используют E-Cinema для показа рекламы и бизнес-приложений как дополнительные к существующей проекции с кинопленок, хотя E-Cinema не гарантирует защиты от пиратства и не отвечает требованиям создателей кинофильмов. Основные требования, предъявляемые к видеопроекторам для приложений E-Cinema и D-Cinema, приведены в табл. 2.
Из этой таблицы следует, что в области создания серверов для D-Cinema до сих пор конкурируют несколько технологий. Это означает, что цифровые фильмы пока создаются в не совместимых между собой форматах, что убыточно для киностудий и кинотеатров, т.е. не может сохраняться в дальнейшем. Уже сейчас наблюдается выталкивание с рынка частных форматов в пользу стандартных SMPTE (MPEG, Motion JPEG), но DCI намерено стандартизировать собственную систему. Не исключено, что ей окажется предложение компании Sony, форпостом которой в Голливуде является киностудия Sony Pictures (Columbia/TriStar). Словом, стандартизация замедлилась, и новых фильмов D-Cinema, показанных в 2003 г., стало меньше по сравнению с 2002 г. В Европе обоснованно полагают, что D-Cinema невозможно без Голливуда, выпускающего больше кинофильмов, чем все киностудии других стран вместе взятые, и рассматривают E-Cinema как возможность демонстрации альтернативного содержания, т.е. не голливудских фильмов.
Шкала качества электронной проекции начинается с обеспечиваемого скоростью передачи данных 25 Мбит/с (стандарты DV, DVB) и простирается до уровня Digital-Cinema-Master с разложением изображения на 2500 строк по 5000 элементов в каждой из них. Как показано на рисунке, приложения E-Cinema занимают нижнюю часть этой шкалы до уровня HD-DVD и HDTV, т.е. между стандартной и ТВЧ-шириной полосы частот, а D-Cinema — ее верхнюю часть. Очевидно, концепция E-Cinema отвечает современным представлениям о домашнем кинотеатре.
Носители и аппаратные источники информации
Мастер-файл сканированного с высоким разрешением кинофильма занимает объем более 10 терабайт. В кинотеатры файлы поступают только в компрессированном виде после цифровой коррекции яркости, цветовой палитры изображения и введения цифровых фонограмм. Степень компрессии может быть различной в зависимости от применяемого алгоритма, например, от 1:20 до 1:30 MPEG+, что позволяет без различаемых зрением дефектов изображения сжать файл с 2-часовым кинофильмом до 40–50 ГБ.
Применяются несколько способов доставки цифровых фильмов и иного контента в кинотеатр. Наиболее распространенными из них являются пакеты из 8–12 стандартных DVD, загружаемых в сервер кинотеатра, видеокассеты D-VHS и S-VHS, доставка по каналам телевидения, кабельным и волоконно-оптическим линиям связи.
HD DVD
Так как доставка и использование пакетов DVD для домашнего кинотеатра представляется проблематичными, большие надежды возлагаются на высокоразрешающие DVD, записываемые «сине-фиолетовым» лазером. Международная организация в области информационных технологий, DVD-форум, в текущем году планирует принять единый стандарт для HD-DVD. Конкурируют на этом поприще в основном две разработки: BDF (Blue-ray Disc Founders), продвигаемый компаниями Panasonic, Sony, Philips при поддержке Hitachi, JVC, LG, Mitsubishi, Samsung, Pioneer и Thomson, и стандарт AOD (Advanced Optical Disc), предлагаемый NEC и Toshiba при поддержке четырех тиражирующих компаний, включая голливудскую кинокомпанию Warner Brothers. Стандарт BDF был разработан раньше, и уже выпускаются диски и проигрыватели Blu-ray. Стандарт AOD, официально представленный на утверждение DVD-форумом прошлым летом, в отличие от BDF реализуем при максимальном сходстве технологических процессов изготовления новых и уже существующих дисков, т.е. почти без затрат на подготовку производства. Весьма существенно, что диск AOD в отличие от Blu-ray имеет обратную совместимость с существующими DVD и не требует защитного картриджа. Но AOD, как единый стандарт для HD-DVD, DVD-форумом не утвержден, так как большинство членов руководства DVD-форума являются сторонниками BDF. Многие обозреватели считают принятое DVD-форумом решение политизированным, связанным с тем, что власть на нем захватила группировка Sony/Columbia TriStar. Если это так, то дальше может быть все что угодно, от утверждения стандарта BDF «по умолчанию» сторонников AOD до роспуска DVD-форума летом текущего года в связи с истечением 10-летнего уставного срока его существования.
Тем временем во Франции, Германии и Великобритании начат выпуск HD DVD с разрешением 1440х816 и сжатием данных по алгоритму Microsoft Windows Media 9 (WM9). Впервые этот алгоритм был продемонстрирован Microsoft на IBC-2002, специализированной международной выставке. WM9 Video Pro обеспечивает хранение полнометражного кинофильма с шестиканальной фонограммой 5.1 на одном стандартном DVD при разрешении до 1080р, что примерно в 6 раз выше разрешения типовых DVD.
Что же касается сервера SD/HD с проигрывателем дисковых носителей для домашнего кинотеатра, то наиболее подходящим для него был бы DVD/HDD-рекордер типа Panasonic DMR-E100, если бы он поддерживал воспроизведение HD DVD. Поэтому с выбором такого сервера лучше обождать, пока запутанная ситуация с HD DVD не прояснится.
Доставка цифрового контента по каналам спутникового ТВ
Цифровая платформа WM9 используется также в наземном и спутниковом ТВЧ-вещании, так как обеспечивает лучшее по сравнению с MPEG-2 и MPEG-4 качество изображения и звука при более высокой степени сжатия. Сервис «Видео по запросу» начал работать в 2002 году при поддержке Голливуда, и в настоящее время для жителей США через этот сервис доступно более 200 кинофильмов. Крупнейший в Европе оператор спутникового вещания, компания SES ASTRA, вот-вот начнет регулярное вещание на платформе WM9 в рамках проекта Euro1080 по ТВЧ-каналу через спутник Astra 4. В Германии разворачивается сеть распределения E-Cinema через спутник на HD-уровне с центром в Лейпциге со сменой фильмов в еженедельном ритме. Национальный оператор спутниковой связи ФГУП «Космическая связь» обладает самой крупной в России группировкой из 10 геостационарных спутников серий «Горизонт», «Экран-М» и «Экспресс-А». В текущем году планируется запуск пяти спутников серии «Экспресс-АМ». Одним из перспективных направлений работы предприятия является создание мультисервисных сетей на основе VSAT-технологий для доставки зрителям ТВ и иных программ с цифровыми потоками от 2 до 45 Мбит/с. Приемный абонентский терминал состоит из внешнего блока с антенной диаметром 1,2 м (диапазон Ku) и ресивера.
Использование цифрового спутникового ТВ для доставки программ E-Cinema удобно и выгодно благодаря:
прямой (без посредников) связи с поставщиками программ;
возможностям записи программ на HDD, входящий в состав современных ресиверов спутникового ТВ, и их последующего просмотра в удобное время;
лучшему, чем у DVD и HD DVD, качеству изображения, если одновременно передаваемых цифровым транспондером (полоса частот 27 МГц) программ не более 5 и 3 соответственно;
возможности «апгрейда» ресивера загрузкой в него обновляемых версий программного обеспечения.
Видеомагнитофоны D-VHS
Если надоело дожидаться стандартизации HD DVD и появления проигрывателей для них, лень оснащаться «тарелкой», ресивером спутникового ТВ и осваивать премудрости работы с ним, а требуется при минимальных затратах реализовать домашний кинотеатр с возможностью демонстрации видео высокой четкости прямо сейчас, следует обратить внимание на высококачественные видеомагнитофоны формата D-VHS.
Цифровые видеомагнитофоны D-VHS представляют интерес для применений, не требующих быстрого доступа к нужному месту записи. Лучшие из них, например JVC HM-D30000, имеют категорию HS, т.е. способны работать с цифровыми потоками до 28,2 Мбит/с в стандарте 1080/24р с многоканальной фонограммой и реализуют до 3,5 часа записи на одной кассете с качеством цветного изображения близким к кинематографическому. Поэтому они обеспечивают заведомо лучшее качество, чем проигрыватели DVD, так как из-за недостатка информационной емкости DVD кинофильмы на них записываются с существенным сжатием и стандартным разрешением (720х576 для PAL). Кассеты для цифровой видеозаписи имеют соответствующий логотип и обозначение, например, DF-420, где цифра указывает на продолжительность проигрывания в минутах. Информационная емкость такой кассеты составляет порядка 44 ГБ (против 8,5 ГБ у двухслойного DVD). Они содержат высококачественную магнитную ленту, на которую допускается цифровая и аналоговая запись. Видеокассеты D-VHS с цифровой видеозаписью могут использоваться в качестве хранителей фильмотеки в домашнем кинотеатре. Считается, правда, что срок надежного хранения видеозаписей на магнитной ленте из-за естественных процессов ее износа и старения не превышает 10 лет в отличие от DVD, где он на порядок больше. Но на одну кассету DF-420 в режиме HS можно записать 3,5 часа видео с высочайшим качеством цветного изображения, недоступным пока для DVD, или 14 часов в режиме LS2 с качеством типовых DVD. Как следует из таблицы 1, в режиме LS3 цифровая запись D-VHS дает такое же качество изображения, как видеомагнитофоны VHS (240 ТВЛ), а еще меньшие скорости в режимах LS5 и LS7 годятся для перезаписи только сильно сжатых видеоклипов.
Возможности записи видеомагнитофонами D-VHS информации на платформе D-Theater фирмы JVC, обеспечивающей защиту от пиратского копирования, явились решающими факторами для выпуска цифровых записей фильмов киностудиями Голливуда (пока лишь порядка сотни релизов). Некоторые из них выпускают копии своих фильмов на DVD и D-VHS.
В следующей части обзора мы расскажем об особенностях проектирования электронных кинотеатров, основных параметрах получаемого в них изображения и аппаратуре для показа цифрового кино.
Даты из истории развития кинематографа
1891–1893 гг. Американский изобретатель Томас Эдисон применил светочувствительную пленку шириной 35 мм на прозрачной эластичной основе с двухсторонней перфорацией и кадр шагом 19 мм, равным четырем перфорациям. Аналогичная кинопленка используется в наиболее распространенных кинематографических системах. Применительно к ней Эдисон сконструировал аппарат «кинотограф» для фотографирования с частотой до 60 кадров в секунду и просмотровый аппарат «кинетоскоп», экспонировавшийся в 1893 г. на выставке в Чикаго. В этих аппаратах пленка двигалась непрерывно, и видеть изображение мог только один человек, так как оно не проецировалось, а рассматривалось в кадровом окне через окуляр.
1895 г. 28 декабря в Париже, в помещении «Гранд кафе» на бульваре Капуцинов, состоялся первый платный показ кинофильмов, снятых братьями Луи Жаном и Огюстом Люмьер на разработанной ими аппаратуре для съемки, печати и публичного показа фильмов с прерывистым движением 35-мм пленки. Эту дату принято считать днем рождения кинематографа.
1896 г. Первые кинофильмы после Парижа были показаны в январе в Лионе, в феврале — в Лондоне, Бордо и Брюсселе, в апреле — в Берлине, в мае — в Петербурге и Вене, в июне — в московском саду «Эрмитаж». В июле фильмы демонстрировались в Киеве, Харькове и Ростове-на-Дону, на Нижегородской ярмарке, а также в Испании и Северной Америке.
1908 г. Возникновение Голливуда, центра кинематографии США, в пригороде Hollywood г. Лос-Анджелеса.
15 октября состоялась премьера первого российского игрового кинофильма «Понизовая вольница» (режиссер В. Гончаров). Фильм шел 7,5 минуты и демонстрировался в сопровождении хора и оркестра.
1926–1927 гг. Американская фирма «Вестерн-Электрик» разрабатывает систему записи звука; студия «Уорнер Бразерс» озвучивает немой фильм «Дон Жуан» и в звуковом варианте показывает его в Нью-Йорке 6 августа 1926 г. Эта же студия выпустила первый художественный звуковой фильм «Певец джаза» с оптической фонограммой, содержащей, кроме музыки и шумов, запись речи. Фильм был показан 6 октября в Нью-Йорке.
1930 г. Первые съемки в павильонах киностудии «Мосфильм».
1931 г. На экраны вышел первый отечественный звуковой кинофильм «Путевка в жизнь» (режиссер Н. Экк).
1932 г. Международная стандартизация размеров кадра на 35-мм кинопленке и частоты съемки 24 кадра в секунду для звукового кинематографа с оптической фонограммой.
1935–1945 гг. Работы по созданию стереоскопического (1935–1940 гг.) и цветного (1935–1945 гг.) кинематографа. Начало телевещания в СССР по стандарту 343/50 (1938 г.).
1941 г. Начало телевещания в США по стандарту 525/60.
1946 г. В Москве демонстрируется стереоскопический фильм «Робинзон Крузо» (режиссер А. Андриевский) и цветной кинофильм «Каменный цветок» (режиссер А. Птушко).
1948 г. 7 ноября — начало регулярного телевещания в Москве по стандарту 625/50.
1950–1953 гг. Создание и ввод в эксплуатацию в США системы NTSC цветного телевидения.
1952–1954 гг. Появление широкоэкранных кинофильмов, снятых на 35-мм пленке по системе WideScreen с кашетированием кадра. Около 80% фильмов в США снято по системе WideScreen (1:1,85) благодаря ее дешевизне.
В сентябре 1953 г. в Нью-Йорке состоялась премьера первого широкоэкранного художественного фильма «Тога» (режиссер Г. Костер), снятого по системе CinemaScope с анаморфируемым кадром и стереофоническим звуком (кинокомпания «20 век-Фокс»). Формат изображения 1:2,55 по системе CinemaScope в дальнейшем был изменен на 1:2,35.
1955 г. В июне в Москве в кинотеатрах «Художественный» и «Форум» были показаны первые советские цветные широкоэкранные фильмы, снятые с анаморфированием изображения и стереофоническим звуком.
1958 г. В феврале в Москве в кинотеатре «Мир» состоялась премьера фильма «Широка страна моя родная...» (режиссер Р. Кармен), снятого по системе «Кинопанорама», с девятиканальной фонограммой, записанной отдельно на 35-мм магнитной ленте.
1965 г. Рей Долби организует исследовательскую лабораторию Dolby Laboratories и через полгода демонстрирует в студии грамзаписи Olympic систему шумопонижения Dolby A, широко применяемую и в современной аппаратуре.
1966–1967 гг. Ввод в эксплуатацию европейских систем цветного телевидения PAL и SECAM.
1970 г. На всемирной выставке «ЭКСПО-70» в Осаке (Япония) впервые демонстрировалась кинематографическая система IMAX, разработанная канадской фирмой Multiscreen. В основу системы положено применение 70-мм кинопленки с шестиканальной магнитной фонограммой, горизонтально расположенными кадрами (формат изображения — 1,34:1, размеры кадра 70,4х52,6 мм, шаг — 15 перфораций). Съемка и проекция фильмов производится с частотой 24 кадра/с; система весьма дорогостоящая из-за огромного расхода кинопленки (более 100 м в минуту) и применения специальных кинокамер и проекторов.
1970–1976 гг. При подготовке фонограмм стала применяться система шумопонижения Dolby A и запись 4-канальной фонограммы Dolby Stereo на две фотодорожки кинопленки.
1977–1979 гг. На экраны вышла фантастическая трилогия американского режиссера Дж. Лукаса (George Lucas) «Звездные войны» с 4-канальной фонограммой Dolby Stereo.
1982–1983 гг. Образование в голливудской компании Lucasfilm специального отделения THX для разработки требований к перспективным систем озвучания в кинематографе.
1988 г. Техническим комитетом по информационным технологиям (JTCI), объединяющим исследования международной организации по стандартизации (ISO), и международной электротехнической комиссией (IEC) создана экспертная группа MPEG (Motion Picture Expert Group) для разработки методов сжатия и восстановления цифрового видео.
1989 г. Японской фирмой Sharp выпущен первый в мире презентационный проектор на ЖК-панелях.
1992 г. На премьере кинофильма Batman Returns продемонстрирована цифровая система шестиканальной звукозаписи Dolby Digital 5.1 (АС-3).
1993 г. Появление формата DTS (Digital Theater Systems). Концерном Lucasfilm (THX Group) выпущен художественный фильм «Парк Юрского периода» (фонограмма DTS) — первый из насыщенных монтажными компонентами компьютерной графики и анимации.
1994 г. На американской выставке радио- и телевизионной аппаратуры впервые демонстрировалась бытовая версия системы Dolby Digital 5.1 под названием Dolby Surround Digital.
1996 г. Начало активного цифрового вещания по спутниковым каналам в формате MPEG-2.
Выпуск первых промышленных моделей проекторов технологий DMD и ILA с отражающими модуляторами света.
1997 г. В продаже появились первые DVD-плейеры (Digital Versatile Disc) и записи кинофильмов на этом носителе.
1998 г. В октябре, в рамках европейского проекта CyberCinema, состоялась первая демонстрация электронного кино посредством распределения фильмокопий по каналам спутниковой связи.
1999 г. Издана рекомендация ITU-R BT.709-3 для телевидения высокой четкости (HDTV, 1080/24р).
2001 г. На экраны вышел фильм Дж. Лукаса «Звездные войны: эпизод II», полностью снятый HDTV-видеокамерами стандарта 1080/24р.
2002 г. Появились цифровые видеозаписи кинофильмов с многоканальной фонограммой на кассетах D-VHS и системой защиты от копирования D-Theater.
2003 г. В Москве открылся первый в России кинотеатр системы IMAX с размерами экрана 24х18 метров.
2004 г. В Хабаровске состоялся показ кинофильма «А поутру они проснулись» (режиссер С. Никоненко), впервые в России переданного в кинотеатр по каналу спутниковой связи.
На киностудии «Мосфильм» компания Panasonic продемонстрировала видовой фильм «Русские арабески», снятый профессиональной цифровой камерой AJ-HDC27FE Varicam. Изображение, получаемое в формате DVC-PRO-HD, при просмотре на большом экране по качеству практически ничем не отличается от снятого на 35-мм пленку. В камере используются три видеоматрицы размером 2/3 дюйма (ПЗС). Разрешение 1 млн. пикс. Съемка ведется в широком диапазоне скоростей — от 4 до 60 кадров в секунду. Возможно использование сменной оптики Canon, Carl Zeiss, Fujinon. Основное преимущество камеры заключается в том, что она позволяет уменьшить затраты на производство по сравнению с пленочной технологией. Например, стоимость сюжета, который умещается на одной бобине кинопленки (включая обработку), обходится в $7000, в то время как записанный на видеокассете он стоит всего $20. В то же время этот фильм, смонтированный на цифровом оборудовании Cineway, был переведен на пленку, так как в России пока мало кинотеатров, оснащенных видеопроекторами. Фильм короткий, всего 13 минут, но до предела насыщен образами России. Представители компании Panasonic сообщили, что он включен в программу Венецианского кинофестиваля. Ориентировочная стоимость: $100 тыс. (в полной комплектации).