Проектор в перспективе
Появление формата DVD и последующее массовое распространение идей домашнего кинотеатра заставило энтузиастов кинопросмотра по-новому взглянуть на средства отображения видеоинформации. Многоканальный звук и изображение высочайшего качества стали для многих путеводной звездой на долгие годы. Однако даже доведенная до совершенства звуковая картина окружающего пространства порой меркнет в сравнении с яркостью зрительных образов. Современные проекционные технологии позволили перешагнуть через все возрастающие диагонали ЖК-телевизоров и плазменных панелей, которые при всех своих достоинствах не могут обеспечить ощущения настоящей театральности и привнести в концепцию Home Theater то, чем мы так долго восхищались на выставках и в кинозалах, — эффект присутствия. Сейчас можно с уверенностью утверждать, что видеопроектор — это не только и не столько бриллиант в оправе элитных и эксклюзивных компонентов домашнего кинотеатра, но и та самая «изюминка», вполне доступная истинным театралам
Спрос на домашние проекторы продолжает расти год от года. Количество по-настоящему театральных моделей уже исчисляется десятками. Одним из факторов развития промышленности и роста объемов продаж является то, что домашние проекторы — это отличное средство для просмотра телевизионных программ и фильмов на экране не менее 80 дюймов. Кроме того, широкое использование источников изображения отличного качества — DVD-плейеров, и развитие цифрового наземного вещания также подталкивают потребителей к покупке именно проектора, а не, скажем, плазменной панели. Еще одной очень важной причиной является тот факт, что современная технология производства практически не позволяет найти различия в качестве изображения проекторов низшей и средней ценовой категории. В итоге — зачем платить больше…
В недалеком прошлом подавляющее большинство видеопроекторов составляли представители ЖК-технологии, разработанные для профессионального использования (презентаций). В этом секторе рынка, объемом примерно в два миллиона единиц продукции в год, существовала жестокая конкуренция. Рынок продолжал расти примерно на десять и более процентов ежегодно, однако цены начали постепенно снижаться, и производители посчитали перспективы сектора ненадежными. В свете этих событий маркетологи начали исследование новых путей развития, которых, собственно, было два: либо производить высокотехнологичные проекторы, чтобы развивать продукцию для презентаций, либо разрабатывать проекторы низшей и средней ценовой категории для потребительского сектора рынка.
Рынок профессионального AV-оборудования, который включает в себя и аппаратуру для производства AV-контента, требует проекторов с весьма продвинутыми характеристиками. Однако данный сектор относительно мал и к тому же заполнен достаточным количеством конкурентоспособной продукции. К этой категории можно отнести DLP-проекторы. И многие эксперты полагают, что конкурировать ЖК-технологии здесь особенно трудно.
Рынок бытовых проекторов, напротив, практически нетронут. Производители только недавно осознали потенциал вложений в растущий сектор проекторов низшей ценовой категории для домашнего кинотеатра, позволяющих массовому пользователю смотреть видео на большом экране. Разработка этого класса аппаратуры началась около трех лет назад. Основными достоинствами новых проекторов должны были стать относительно низкая стоимость и простота использования. Однако с их широким распространением возникли проблемы. Как показывают исследования, одной из самых главных трудностей стал факт нехватки места в магазинах дилеров для проведения демонстраций, чтобы показать потребителям, какие выгоды приносит использование проекторов. Возможно, именно поэтому ЖК-проекторы так и не стали повсеместно распространены в Японии. В то же время дилеры CEDIA (Custom Electronic Design and Installation Assotiation) и производители аппаратуры класса High End решили, что норма прибыли при продаже недорогих ЖК-проекторов слишком низка для них. Таким образом, продажи этих моделей в США не пошли.
Производители решили перенацелить свои интересы на европейский рынок, система сбыта которого была похожа на японскую. Для домашнего применения они разработали модель средней ценовой категории, которая бы устраивала дилеров по цене. А на американский рынок производители вышли с High End-проекторами. Поэтому они использовали двойную стратегию маркетинга. Продажи проекторов для домашнего кинотеатра в 2003 году составили около 200 тысяч единиц от общего числа проданных 2 млн. единиц. К тому же некоторые потребители используют мультимедийные проекторы в качестве театральных. С учетом этого факта число домашних проекторов увеличивается примерно до полумиллиона. Аналитики полагают, что в ближайшие несколько лет этот рынок будет только расти, ежегодно удваиваясь (!).
Справедливости ради отметим, что существует (и достаточно давно) еще одна прослойка в рыночном пироге — CRT-проекторы для домашних кинотеатров элитного уровня. Цены на них начинаются примерно от $10000, а продажи таких аппаратов практически единичны.
Способы улучшения качества изображения
Ценность домашнего кинотеатра состоит в возможности воспроизведения кинематографического качества изображения и мощного окружающего звучания в домашних условиях. Для этого потребуется, помимо качественного исходного контента и видеоисточника, проектор, демонстрирующий картинку на экране не менее 70 дюймов. Недостатка в отличном киноматериале не наблюдается, в настоящее время уже доступны записи с качеством 720p и даже выше. В роли носителей и источников высококачественного сигнала выступают DVD и цифровое телевизионное вещание. Кроме того, все большее развитие получают дисковые технологии записи HDTV-сигналов с использованием сине-фиолетового лазера (Blu-ray Disc и HD-DVD).
Достижение глубины черного
Полноценный домашний кинотеатр, имеющий в своем составе проектор для просмотра фильмов, обычно размещается в затемненных помещениях. Поэтому производители при разработке театральных проекторов делают ставку не на величину светового потока, а на высокое разрешение и контрастность изображения. В этом состоит их основное отличие от мультимедийных собратьев.
Во многих фильмах визуальный эффект достигается за счет изобилия достаточно темных сцен. Таким образом, одной из наиболее важных характеристик домашнего проектора является способность прорисовки изображения с максимальным количеством градаций именно темных участков. Для этого он должен обладать высокой контрастностью, низким уровнем засветки черного (часто черный отображается как темно-серый) и большим количеством градаций темных серых тонов. Для обеспечения этих требований разработчики должны тщательно подобрать лампу и обеспечить беспрецедентно качественную обработку видеосигнала.
Современные видеопроекторы можно условно разделить на две категории: трехкинескопные CRT-проекторы и проекторы с фиксированной матричной структурой. Ко вторым относятся ЖК-проекторы и DLP-проекторы (технология DMD — Digital Micromirror Devices). В свою очередь, ЖК-технология использует просветные или отражающие дисплеи. Последние строятся либо по LCOS- (liquid-crystals-on-silicon), либо по D-ILA- (direct-drive image light amplifier) технологии. На сегодняшний день большинство выпускаемых коммерческих продуктов относятся ко второй категории.
Проектор с фиксированной матричной структурой состоит из трех частей: оптической системы, дисплейной панели и цифровой сигнальной микросхемы для обработки видеоинформации. Оптическая часть, в свою очередь, делится на источник света (лампу), световую оптическую систему и набор проекционных линз и призм, предназначенный для направления света на экран. Световая оптическая система состоит из линз, зеркал и проекционных призм, которые перенаправляют свет от источника к дисплейной панели (ЖК или DLP). Кроме того, одночиповые DLP-проекторы также содержат цветовое колесо.
ЖК- и DLP-матрицы
Последнее время производится все большее количество ЖК-панелей с разрешением 1280х720 и 1920х1080 для полной совместимости с сигналами HDTV. Пока в домашних проекторах в основном применяются матрицы 720p. Существует тенденция к уменьшению габаритных размеров ЖК-панелей и увеличению их разрешения и апертуры. Самые первые образцы проекторов, к примеру, использовали трехдюймовые анаморфные ЖК-матрицы. Современные модели построены на основе TFT-технологии, которая использует высокотемпературные поликремниевые тонкопленочные транзисторы, при этом размер матрицы составляет от 0,7 до 1,3 дюйма. В то же время с развитием технологий тонкой обработки разрешение таких панелей достигает стандарта XGA и выше. В 2002 году компания Seiko Epson, основной производитель ЖК-матриц, разработала панели серии Dream III размером 0,7 и 0,9 дюйма с разрешением 480p и 720p соответственно, удовлетворяющие стандарту HDTV. В 2003 году фирма представила панели с разрешением 720p размером 0,7", а также размером 1,6" (1080p), в полной мере соответствующие формату HDTV. Выпуск матриц с меньшими размерами способствует снижению цен и подтолкнул к разработке более легких и компактных проекторов.
Первый HDTV-совместимый DLP-чип назывался HD2 Mustang. Микрозеркала в этом устройстве могли отклоняться на 12 градусов в каждую сторону. Для сравнения, в более ранних моделях отклонение достигало 10 градусов. Благодаря увеличению угла отклонения оптическая система HD2 могла более эффективно направлять свет на светопоглощающую пластину, тем самым способствуя повышению контрастности за счет снижения уровня черного. Новые DMD-чипы используют трехслойное черное покрытие для подавления паразитных переотражений. Кроме того, разработчики используют технологию уменьшения рассеивания света внутри оптической системы, которое также отрицательно сказывается на контрастности изображения. Используя эти и другие технологии, производители смогли повысить показатель контрастности до значения порядка 1000:1. Осенью 2003 года компания Texas Instruments представила чип HD2+, в котором увеличила полезную площадь микрозеркал, подняв тем самым значение контрастности на новые высоты, — около 3000:1. В уходящем году сразу несколько фирм объявили о выпуске видеопроекторов на основе HD2+ — SIM2 HT300 LINK и HT300XTRA, а также HT500 LINK с тремя DLP-матрицами, Marantz VP-12S3 и трехчиповый VP-10S1, Sharp XV-Z11000, Yamaha DPX-1100, Toshiba TDP-MT800 и Mitsubishi LVP-D2010. Наконец, на январской выставке CES’2004 в Лас-Вегасе было анонсировано новое поколение DLP-чипов с контрастностью до 5000:1, а также представлена первая микрозеркальная матрица, способная без пересчета воспроизводить сигнал высокой четкости 1080p. Достижение обеими технологиями с фиксированной матричной структурой разрешения Full HDTV (1080p) — факт, без сомнения, отрадный, а вот заявленная величина контрастности в 5000:1 заставляет задуматься. Эта ситуация во многом напоминает нам недавнюю гонку за величиной цифрового зума в видеокамерах.
Другие составляющие оптического тракта
Понятно, что при разработке видеопроекторов наибольшее внимание уделяется качественным характеристикам устройства формирования изображения (ЖК- или DLP-матрицы) и качеству микросхем обработки изображения, поскольку считается, что именно они определяют главные параметры: разрешение, яркость и контрастность. Однако не стоит забывать, что другие элементы конструкции также играют важную роль в формировании этих параметров. Например, для домашнего проектора, демонстрирующего изображение на большой экран, критичным становится качество оптической системы. Большинство производителей осознали это и предприняли меры по доведению качества оптики. Например, в проекторе DPX-1000 фирмы Yamaha применена оптика Fujinon компании Fuji Photo Film — известного производителя фотооборудования, потому что их малая дисперсия позволяет успешно бороться с хроматическими аберрациями. В проекторах Marantz используется объектив, разработанный другим известным производителем фотокамер — компанией Minolta. Для проекционной системы использовались 14 линз, разбитых на три группы, а также линзы с малой дисперсией. Minolta также принимала участие в разработке оптической системы для DLP-проекторов компании Texas Instruments. Еще одним важным элементом видеопроектора является проекционная лампа. Особенностям проектирования источников света компании Philips (основного поставщика этих комплектующих) мы посвятили отдельный материал в прошлом выпуске журнала. Здесь лишь отметим, что при покупке проектора будет совсем нелишним обратить внимание на заявленный производителем срок службы проекционной лампы (колеблется от двух до восьми тысяч часов), поскольку она является «расходуемым» элементом проектора и стоит отнюдь не дешево, типичная цена — $500.
Технологии обработки видеосигнала
Обработка видеосигнала для домашнего проектора в основном сводится к следующим операциям: стяжка 2–3 (для NTSC), преобразование сигнала из чересстрочного в прогрессивный и обратно, режим коррекции черного, коррекция оттенков, гамма-коррекция, коррекция телесного цвета, установка цветовой температуры, управление цветом и коррекция экранных искажений.
Чтобы, например, избавиться от ступенчатости контуров на изображении, проектор должен обязательно иметь функции «стяжки 2–3» и конвертирования сигнала из чересстрочного в прогрессивный. Первая технология необходима только в системе NTSC и автоматически переводит входной сигнал с 24 кадрами в секунду в сигнал с 30 кадрами в секунду. Вторая же конвертирует чересстрочную развертку текущего телевизионного формата в прогрессивную, тем самым увеличивая четкость изображения. Как правило, все современные модели уже укомплектованы микросхемами цифровой обработки видеосигнала, которые выполняют эти операции.
Наиболее продвинутые аппараты также поддерживают технологию DCDi компании Faroudja (Directional Correlation De-Interlacing), пользующуюся заслуженным уважением у настоящих знатоков. В проекторах фирмы Panasonic, например, в моделях PT-AE300E и PT-AE500E, применена технология Smooth Screen, позволяющая сделать изображение более плавным и естественным. Она практически устраняет заметность межпиксельных границ в ЖК-технологии.
При эксплуатации домашних проекторов выявляются и другие проблемы: это шум от системы охлаждения или вращающегося цветового колеса и рассеяние света, приводящее к возникновению так называемого «эффекта радуги» в одночиповых DLP-проекторах. Он проявляется в основном на высококонтрастных статичных сюжетах в виде расцвечивания белых элементов изображения. Для снижения заметности эффекта радуги в большинстве проекторов для домашнего применения устанавливают шестисегментное колесо вместо трехсегментного и вдвое увеличивают скорость его вращения. Кроме того, для уменьшения рассеяния света применяется трехслойное покрытие фильтров цветового колеса. В борьбе с акустическим шумом, возникающим от вибрации цветового колеса, эффективно применение цельнолитого алюминиевого шасси проектора, позволяющего в значительной степени погасить вибрации.
Для достижения максимального качества изображения важно, чтобы видеопроектор предусматривал возможность регулировки таких его параметров (помимо стандартных яркости, контрастности и др.), как гамма, цветовая температура и четкость.
Интерфейсы для подключения видеоисточников
Для большей универсальности в применении домашние проекторы должны обладать как можно более обширным набором различных видеоразъемов. Среди них обязательно должен присутствовать компонентный видеовход для воспроизведения высококачественного сигнала с DVD или ресивера цифрового телевизионного вещания. Наиболее важным из цифровых разъемов является DVI. Он может принимать HDTV-сигналы с качеством 480i, 480p, 720p, 1080i и 1080p. При использовании этого интерфейса передача данных осуществляется без преобразования в аналог и обратно, что позволяет избежать ухудшения качества сигнала. Проекторы, оснащенные DVI, должны иметь защиту от цифрового копирования (HDCP). Эта защита разрешает отображение видео только в том случае, если к источнику придет подтверждение, что AV-оборудование, транслирующее сигнал через DVI, защищено от нелегального копирования. Кроме того, на рынке уже появились «первые ласточки», оснащенные наиболее продвинутым на сегодняшний день интерфейсом HDMI, построенным на основе DVI, — видеопроектор Sony VPL-HS20 и DVD-плейеры Meridian 800 и Pioneer DV-868AVi. HDMI может передавать одновременно видео- и аудиосигнал. С помощью соответствующих переходников можно подключить HDMI-терминал к DVI-интерфейсу. Мы подробно освещали особенности организации DVI- и HDMI-интерфейсов на страницах журнала в июньском выпуске за 2003 год.
Проекторы для HDTV
Эра домашнего кинотеатра с изображением высокого разрешения грядет неумолимо. В настоящее время в качестве источников видеопрограмм HDTV можно рассматривать несколько принципиально различных типов устройств: D-VHS-видеомагнитофоны, цифровые спутниковые ресиверы и Blu-ray-рекордеры. Пока это либо продаваемые в очень ограниченных количествах аппараты, либо вообще прототипы. Впрочем, ни у кого нет сомнений, что со временем на рынке появится большое количество разнообразных моделей источников сигнала высокой четкости. Когда это произойдет, HDTV станет явлением повсеместным и будет основным типом контента, предназначенного для просмотра с использованием видеопроекторов.
Как было указано выше, разработка полноформатных панелей для HDTV уже закончена, производители в настоящее время налаживают серийное производство. Seiko Epson уже представила новые высокотемпературные поликремниевые TFT-ЖК-панели под названием Dream IV. ЖК-панель размером 1,6 дюйма может воспроизводить полноценный HDTV-сигнал с высочайшим качеством. В то же время Sony представила в феврале 0,7-дюймовую отражающую полноформатную ЖК-панель для HDTV под названием Silicone X-tal Reflective Display (SXRD). SXRD производится по технологии LCOS на монокристалле кремния с массивом алюминиевых микрозеркал. Sony выбрала эту технологию, потому что возникли трудности с повышением качества просветных матриц. Можно одновременно улучшить либо апертуру, либо разрешение матрицы, а вот варьировать оба параметра сразу нельзя. Новый тип матрицы высокого разрешения компания применила в видеопроекторе элитного класса QUALIA 004 ($23 тыс.), представленном в сентябре 2003 года на выставке Sony Dream World в Париже.
Однако у традиционной LCOS-технологии есть один недостаток — это относительно низкая контрастность. Для улучшения этого параметра инженеры применили особые жидкие кристаллы, ориентированные вертикально к основанию ячейки. Они также уменьшили толщину пленки жидких кристаллов и число ячеек между стеклом и подложкой, что привело к улучшению показателя контрастности до 3000:1. Кроме того, в LCOS-системе разработчики создали управляющую схему под зеркальными электродами таким образом, что подводящие провода не заслоняют световой поток. В результате получаются пиксели меньшего размера и соответственно большее разрешение без всякого ущерба апертуре. Самые продвинутые LCOS-матрицы удовлетворяют стандарту QXGA (2048x1536) и применяются в проекторах и проекционных телевизорах. Несмотря на относительную простоту разработки устройств с высоким разрешением, лишь немногие производители, включая Hitachi, JVC и Sony, выпускают LCOS-системы. JVC к тому же единственный японский производитель, использующий отражательную технологию D-ILA. По мнению аналитиков, по мере распространения HDTV-контента внимание производителей развлекательного оборудования все больше будет обращаться на LCOS-технологию.
В настоящее время широкодоступны модели проекторов с матрицей 720p (1280x720 точек). А проекторы с полноразмерными матрицами 1920x1080 только-только появляются — примером может служить отмеченный знаком «Перспективная модель» Sanyo PLV-HD10 стоимостью почти $70 тысяч. Эксперты объясняют этот факт трудностями с наладкой массового производства. Хотя существует мнение, что матрицы 720p достаточно для качественного отображения сигналов HDTV на небольших и средних экранах. Отметим, что важное преимущество полноформатных матриц — в том, что при их использовании отпадает необходимость в пересчете изображения, который неизбежно приводит к потере качества.
Фирменные решения
Panasonic
Компания вышла на рынок бюджетных проекторов для домашнего применения три года назад и представила вначале модель PT-AE100E, а затем PT-AE200E и PT-AE300E (победитель теста видеопроекторов в ноябрьском выпуске журнала за 2003 год). В середине декабря фирма анонсировала новый ЖК-проектор высокого разрешения PT-AE500E Casual Theater. Производители рассматривают эту модель как шаг вперед по сравнению с существующими аппаратами. Проектор ориентирован специально на европейский и японский рынок. В нем используются три LCD-панели высокого разрешения 1280x720 точек и микросхема видеообработки Cinema Engine, работающая с новой оптической системой. Эта технология обеспечивает контрастность 1300:1. Число отображаемых оттенков возросло до 1,07 миллиарда, а градаций каждого из первичных цветов — до 1024. Кроме того, в модели применена оптическая технология Smooth Screen, позволяющая сделать сетку пикселей менее видимой. Процессор Cinema Engine производит полноценную 10-битную обработку и цифровую гамма-коррекцию, а также использует технологию Projector AI, контролирующую яркость лампы в реальном времени в зависимости от параметров сцены. DSP-схема корректирует детали, а также исправляет ступенчатость контуров. А схема Digital Cinema Reality переводит сигнал из чересстрочного в прогрессивный и выполняет стяжку 2–3. Кроме того, в проекторе есть шесть предустановок изображения для различных источников сигнала, а также присутствуют регулировки яркости, контрастности, гамма-коррекции, цветовой температуры, размеров изображения и устранение трапецеидальных искажений. Заявленный уровень акустического шума находится на уровне 27 дБ.
Sanyo
В арсенале компании Sanyo есть как профессиональные, так и домашние проекторы (всего несколько десятков моделей). Однако в последнее время интересы фирмы все больше переходят в бытовой сектор рынка. Среди театральных моделей среднего класса стоит отметить отлично зарекомендовавший себя проектор PLV-70. В нем используется матрица 16:9 с разрешением 1366x768 точек, удовлетворяющая стандарту XGA. 200-ваттная UHP-лампа проектора обеспечивает яркость 2200 ANSI-люмен при контрастности 900:1. Другая модель, PLV-Z1, представлена в октябре 2002 года и позиционируется как бюджетная ($1450, победитель теста, февраль 2003) в развлекательный сектор. Она также имеет матрицу с соотношением сторон 16:9 и разрешением 960x540. Это примерно половина полного HDTV. Контрастность изображения составляет 800:1. В октябре 2003 года была представлена новая модель PLV-Z2, использующая 0,7-дюймовую поликремниевую TFT-ЖК-матрицу высокого разрешения. Также имеется контроль яркости в зависимости от входного сигнала. Проектор обеспечивает контрастность 1300:1 и уровень шума 24 дБ. Линейку моделей венчает PLV-HD10. В нем применены три поликремниевые TFT-ЖК-матрицы с микролинзами размером 1,65 дюйма. Они обеспечивают разрешение 1920x1080 и позволяют отображать 1080p-сигнал HDTV.
Sony
В 2001 году был представлен компактный проектор VPL-HS1 семейства Cineza. Он отличается оригинальным полукруглым дизайном и функцией «side-shot», позволяющей проецировать картинку под углом к экрану в горизонтальной плоскости. Через два года появилась модель VPL-HS2. В конце 2003 года Sony представила VPL-HS3. Главной «изюминкой» проектора стала функция Cinema Black Pro, которая дает возможность регулировать цвета и яркость лампы на свой вкус. А новая короткофокусная оптика позволяет получать 80-дюймовое изображение на расстоянии менее 2 метров. В арсенале компании есть и более продвинутые модели в ценовой категории $3000–4000 — это VPL-HS10 и уже упомянутая VPL-HS20 с интерфейсом HDMI, а также высококлассные театральные проекторы стоимостью под $10000, например, VPL-VW12HT.
В 2003 году компания начала разработку устройств по технологии LCOS. В результате появились фирменные ЖК-матрицы SXRD, которые Sony использовала в новом проекторе QUALIA 004.
Toshiba
Toshiba в настоящее время предлагает модели во всех ценовых категориях. Стратегия компании в 2004 году в большей степени будет направлена на завоевание американского рынка проекторов. Топовая DLP-модель TDP-MT8, поддерживающая сигнал 720p, была представлена в 2002 году. Контрастность изображения в ней достигает 1400:1. В середине 2003 года появился TDP-MT502 — проектор средней ценовой категории с панелью 576p и контрастностью 2500:1. А в октябре Toshiba представила TLP-ET1 ($1500) весьма оригинального дизайна с тремя ЖК-матрицами, который совместим с сигналом 480p и обеспечивает контрастность 800:1.
Sharp
Новинка — основанный на DLP-технологии проектор XV-Z200, использует 210-ваттную лампу и новую оптическую систему, благодаря чему обеспечивается хорошая яркость, контрастность и цветопередача. DMD-матрица имеет разрешение 1024x576 точек (т.е. адаптирована для системы PAL), а цветовое колесо вращается уже с пятикратной скоростью, что снижает заметность эффекта радуги. Проектор оснащен стандартными регулировками изображения и цветовой температуры. Кроме того, для настройки картинки используются функции lens-shift и регулировка фокуса. Также присутствуют 4 предустановки гамма-коррекции. Проектор оснащен терминалом DVI-I с системой защиты от нелегального копирования. А пылезащитная конструкция позволяет избавиться от фильтров.
Hitachi
Компания вышла на рынок домашних проекторов начального уровня только в прошлом году. Дебютная модель PJ-TX10 использует три 0,55-дюймовые TFT-ЖК-панели с разрешением 845x480. При этом яркость картинки составляет 700 ANSI-люмен при контрастности 800:1. Уровень шума 23 дБ, а асферические линзы обеспечивают функцию двукратного зума без искажений.
С переходом таких изначально профессиональных устройств, как проекторы, в категорию «для домашнего использования» открываются весьма заманчивые перспективы. Во-первых, по соотношению размер изображения/цена этим аппаратам уже сейчас нет равных среди устройств визуализации в домашнем кинотеатре. Проекторы занимают гораздо меньше места, чем традиционные телевизоры, особенно при использовании специальных кронштейнов для крепления к потолку. Применение «обкатанных» профессиональных технологий вкупе с новейшими достижениями исследовательских лабораторий фирм-производителей самым положительным образом сказывается на качестве картинки. По мнению многих энтузиастов ДК, только видеопроекторы могут существенно усилить впечатление от кинофильма и привнести в дом ощущение настоящей театральности. Мы — за.