Акустика: весна–лето 2004
Прогрессивное звуковоспроизведение
Громкоговоритель в чем-то сродни велосипеду — конструкция и того, и другого за весь истекший век претерпела равно малосущественные изменения. Ни полупроводниковый переворот, ни цифровая революция, потрясшие основы современного миропорядка, практически никак не отразились на патриархальном устройстве электродинамического преобразователя в акустическом оформлении в виде небольшого ящичка. Даже немалые достижения в материаловедении, которыми по праву гордился XX век и начинает гордиться XXI, оказали гораздо меньшее влияние на бытовую акустику, чем этого можно было бы ожидать. Более того, некоторые эксперты уверяют, что достигнутый за последние десятилетия прирост качества звуковоспроизведения обусловлен чем угодно, но только не повышением качества электроакустического преобразования. Но с этим утверждением мы все же соглашаться не будем. В любом случае отношение качество/цена для среднего громкоговорителя выросло заметно, и это вполне однозначно фиксируется результатами объективных измерений. Но даже и акустика топового уровня, где уже не принято говорить об этом соотношении, стала за последнее время играть «широкополоснее» и динамичнее.
Отказавшись от поиска новых подходящих для музыкальных целей способов преобразования электричества в звук, разработчики современных АС оттачивают детали конструкции классического, так называемого диффузорного, динамика и уповают на модернизацию ленточных и электростатических преобразователей. Видимо, наиболее существенные за последнее время успехи были достигнуты в высокочастотной области, что, впрочем, вполне объяснимо — чем выше частота сигнала, тем меньше должна смещаться мембрана излучателя для создания одного и того же уровня звукового давления, что значительно упрощает задачу конструкторам «пищалок». К настоящему моменту в арсенале всех крупных акустических компаний имеются высокочастотники, уверенно и с большим запасом преодолевающие ультразвуковой барьер. Причем многие из них способны излучать не только ультразвук, но и весь традиционный ВЧ-сектор. Рабочий диапазон твитера — 2–40 кГц, еще совсем недавно казавшийся фантастическим, теперь — объективная реальность, данная нам в ощущениях. При этом размах динамического диапазона на высоких частотах даже у моделей умеренных ценовых категорий во многих случаях удовлетворяет требованиям самых сложных музыкальных форм, включая симфонические. Что касается конкретных конструктивных реализаций, то в некотором смысле можно констатировать факт обострения конкуренции между высокочастотниками с ткаными и металлическими (алюминий, титан, бериллий) купольными мембранами. Лучшие представители последних одерживают верх в широкополосности, нередко охватывая своим диапазоном пространство четырех и более октав. Вместе с тем серьезной проблемой купольных металлических мембран является резкое повышение неравномерности АЧХ и усиление нелинейности в области изгибных резонансов. Правда, частоты этих резонансов обычно лежат достаточно высоко, но их негативное влияние на качество звуковоспроизведения может быть обусловлено нижними интермодуляционными компонентами, порождаемыми различного рода ультразвуковыми артефактами, которые сами по себе слухом могут и не восприниматься. Решение этой проблемы особенно актуально, если мы всерьез полагаем работать с информационно значимым ультразвуком. Снижать добротность «нехороших» резонансных процессов помогают демпфирующие пленки, но они увеличивают массу мембраны… Можно постараться довести частоты изгибных резонансов до запредельно высоких значений, как это получилось, например, у Focal-JMlab в их «утопическом» высокочастотнике с вогнутой мембраной из чистого бериллия… У шелковых купольных диафрагм нарушение поршневого режима излучения происходит мягче, без резких флуктуаций чувствительности, но верхняя граница, как правило, — скромные 20–22 кГц. Очень серьезную конкуренцию классическим купольным твитерам составила сравнительно недавно разработанная Scan Speak ВЧ-головка с тканой двойной кольцевой мембраной, способная эффективно излучать как на ортодоксально высоких, так и на ультразвуковых частотах и при этом свободная от главного недостатка динамиков с металлическими куполами. Сложнее, правда, у такой головки пространственная структура поля, но влияние этого фактора на качество звукового имиджа, строго говоря, неоднозначно. Все больше производителей акустики используют кольцевые ВЧ-динамики в деле, причем — на моделях самых разных ценовых категорий. Твердо удерживают свои позиции ленточные головки, умеющие отлично работать на любых частотах, за исключением низких. Вряд ли имеет смысл говорить о превосходстве одного из упомянутых здесь (наиболее распространенных) типов высокочастотных головок над остальными. Фиксируемые слухом отличия, разумеется, есть, но их обсуждение правильнее вести в русле дискуссий о вкусовых пристрастиях. Объективно купольные мембраны (как жесткие, так и мягкие) обеспечивают наиболее высокую меру пространственной однородности поля (если направленность нарочито не обостряется рупорным оформлением). Узкая вертикальная линеечка ленточного преобразователя отличается повышенной направленностью в вертикальной плоскости и дает очень однородное поле в горизонтальной. Разумеется, особенности звукового стиля подачи высокочастотного содержания определяются и способом согласования ВЧ- и СЧ-излучения. Высокочастотники, устанавливаемые на недорогих моделях, как правило, работают на чисто ферритовых магнитах, в моделях подороже часто используются магниты с включением редкоземельных металлов — так называемые неодимовые (NdFeB) и самарий-кобальтовые (SmCo). Практикуется также использование магнитной комбинации альнико (AlNiCoFe), которая обходится производителю подешевле двух предыдущих. Большинство конструктивных решений, характерных для дорогих высокочастотных головок (которые, собственно, и повышают их стоимость), безусловно, способствует улучшению ее, так сказать, выходных параметров — расширяются частотный и динамический диапазоны, повышается запас мощности. Но еще раз обратим внимание на то, что в настоящее время появилось немало удачных и сравнительно недорогих моделей, чьи твитеры способны на исключительно корректное отображение высокочастотного содержания музыкальных произведений, если не эксплуатировать акустику в чрезмерно жестких громкостных режимах, которые реально могут понадобиться лишь для озвучивания пространств, совершенно не типичных для обычной городской квартиры. Кроме того, вопрос о целесообразности ультразвукового прорыва по-прежнему остается открытым.
Нельзя упрекнуть современную акустику в отсутствии достижений в репродукции средней части слухового диапазона. Но здесь ситуация сложнее. На средних частотах актуальность проблемы изгиба их воспроизводящего диффузора гораздо выше, чем у ВЧ-головок, хотя методы ее решения приблизительно те же: вывести частоту первого «ломающего» мембрану резонанса подальше за пределы частоты раздела (жесткие мембраны из алюминия и ряда полимерных и композитных материалов) либо подавить его эффективность (многослойные диффузоры, кевларовая плетенка, иные волоконные структуры). Лучше всего, конечно, если мембрана среднечастотника объединяет в себе и то, и другое свойство. Конкретных решений много, и среди них имеются достойные подражания, но далеко не всегда поддающиеся копированию. Тот же кевлар или алюминий в руках разных производителей порой дают совершенно разные результаты. Но проблему правильного выбора потребителю упрощает то обстоятельство, что на информационно- и энергоемких средних частотах артефакты быстро различаются на слух на самом разном музыкальном материале. На средних хорошо слышны динамические ограничения, легко замечается «мембранное» окрашивание, чувствуется плохое разрешение. Причем совсем необязательно отдавать себе (или кому-либо другому) отчет в причинах слухового дискомфорта, но если он возник, особенно — в связи с трактовкой музыкальной информации, содержащейся в сердцевине диапазона, акустику брать не следует. Дома не помогут никакие эквалайзеры, никакие перемены дислокации, практически никакие поглотители.
Но едва ли не первое, на что мы обращаем внимание при прослушивании, — это бас. Многие аудиолюбители готовы мириться с неприятностями на высоких частотах, «зажатостью» средних (или просто не замечают их), но не простят колонкам вялых невыразительных низов, причем у каждого сложились свои представления о «классном» басе. Корректная репродукция низких частот вообще и глубокого баса в особенности — самая сложная проблема звуковоспроизведения и, так сказать, в полном объеме, по-видимому, неразрешимая. Если верхняя граница хорошего современного громкоговорителя с запасом перекрывает пределы возможностей сенсорных систем человеческого организма, и мы можем рассчитывать на достаточно точное воспроизведение крайне высокочастотных деталей, то, даже если мы фиксируем (ушами ли, печенкой) произведенные колонкой по-настоящему глубокие (20–30 Гц) компоненты звукового спектра, всегда (!) это — лишь очень приблизительный набросок первоисточника. Проблемы собственно низкочастотного излучателя усугубляются неизбежными ограничениями, которые накладывают габариты комнаты прослушивания. И недаром скептики полагают, что именно в низкочастотной области продвижение по колее эволюции домашнего аудио оказалось минимальным. Речь, разумеется, идет о собственно точности воспроизведения НЧ-контента. Однако все же и здесь можно говорить об определенных успехах, большая часть которых обязана развитию такого вида звуковой техники, как активные сабвуферы, в которых благодаря совместной деятельности созданных друг для друга электроники в лице усилителя мощности и преобразователя в лице электродинамической головки, за счет ряда обходных маневров удается несколько прихорошить низкочастотное содержание. Но это предмет отдельного разговора. Одна из главных задач, с которыми сталкиваются разработчики басовых динамиков, — обеспечить линейный режим перемещений диффузора, которые на низких частотах достигают максимальных значений. С одной стороны, непросто создать такую магнитную систему, где звуковая катушечка всегда оставалась бы в линейной области электродинамического взаимодействия, а с другой — такую конструкцию подвеса диффузора, которая и при больших смещениях безукоризненно слушалась бы линейного закона Гука. Любое решение оказывается компромиссным. Реализациям простейшего варианта, к которому нередко и прибегали в древности — увеличению площади диффузора, — в наше время сильно мешают, так сказать, «лайфстайловские» умонастроения в современном обществе. «Хитрый» способ одарить потребителя приличным басом и одновременно подыграть этим его умонастроениям — «спрятать» большой низкочастотник на боковую панель. Но и этот вариант далеко не всегда устраивает капризного покупателя, пришедшего в аудиосалон с супругой, — большая глубина колонок все же делает их очень рельефным элементом интерьера. Хорошо зарекомендовал себя способ — доверить излучение низких частот двум и более динамикам: суммарная излучающая поверхность оказывается достаточно большой, а размах движений диффузоров относительно невелик, что очень способствует снижению уровня нелинейности. Важно, что к диффузорам мелких басовичков предъявляются очень льготные требования, и по соотношению качество/цена бумага здесь — недосягаемый лидер.
Конструкции корпусов колонок меняются в последнее время в основном в угоду той же идеологии Lifestyle при стремлении все же уберечь их акустические достоинства. А сделать это далеко не просто, поскольку одним из главных требований дизайнеров интерьеров является компактность и ультракомпактность, а лучше — вообще полная невидимость громкоговорителей. Но если даже мы уговорим себя найти место для более или менее крупного сабвуфера (замаскировав его, скажем, под пуфик), то все равно стереопара обязана воспроизводить некоторое количество баса и делать это на должном Hi-Fi-уровне. В этой ситуации выигрывают акустические фирмы, где максимально высока культура производства динамических головок, — правильно спроектированную и хорошо исполненную голову можно заставить прилично басить в малых формах. Правда, совершенно точно — дешево такая акустика стоить не будет... Вместе с тем далеко не всегда требование гармоничного облика АС входит в противоречие с требованием Hi-Fi-благообразия звукового имиджа. Красивые скругления граней, сферические и полусферические формы способствуют повышению пространственной однородности поля. И хотя единого мнения относительно его (поля) оптимальной пространственной организации не существует, можно определенно сказать, что, если тональная структура музыкального сигнала сильно меняется при уходе с акустической оси колонки, звуковой образ получается рыхлым и безжизненным. Неплохие предпосылки для примирения стиля и звука создают, например, литые, с внутренними ребрами жесткости стелы алюминиевых корпусов.
Потребитель всегда прав
Структура рынка акустических систем как национального, так и зарубежного, меняется на глазах. Ясно, что первопричиной перемен стала театральная лихорадка. Если совсем недавно центральной фигурой рынка была напольная пара колонок за $400–600, то теперь интерес потребителя к этой категории акустики заметно снизился. Зато неуклонно растет популярность недорогих наборов, составленных из пяти маленьких симпатичных сателлитов и аккуратного сабвуфера. В этой связи иногда можно услышать разговоры о снижении в обществе Hi-Fi-культуры, причины которого выводятся из декларируемого общего снижения музыкальной культуры масс. Позволим себе не согласиться со столь упадническими настроениями. Просто увеличение свободы выбора (как в первом, так и во втором случае) позволяет более адекватно удовлетворять реальные потребности человека конкретного. Культура какой была, такой и осталась, во всяком случае, темпы ее эволюции (положительной ли, отрицательной) в масштабе одного поколения не должны бы превышать темпы технического прогресса. Уходит именно мода на традиционный Hi-Fi, требовавшая от каждого «культурного» и, заметьте, достаточно состоятельного человека, чтобы в его доме имелась добротная стереосистема. Идеи домашнего кинотеатра не могли не завладеть массами хотя бы потому, что кино было и остается самым популярным видом искусства, а качественный скачок в уровне эмоционального восприятия фильма, демонстрируемого в многоканальном звуковом окружении, очевиден — каждый, кто хоть раз был искушен, легко согласится с этим утверждением. Но усилению популярности домашних кинотеатров сильно препятствует немалая стоимость набора необходимой для его полноценного воплощения техники — хороший экран, DVD-плейер, многоканальный ресивер, акустика. Многим даже этого перечисления достаточно, чтобы опустились зачесавшиеся было руки. И производители хорошо понимают настроения широких слоев потенциальных потребителей... Для домашнего кинотеатра нужно как минимум пять колонок и один сабвуфер, но в силу целого ряда причин требования к акустике в многоканальной системе, предназначенной для звукового сопровождения фильма, более щадящие (прежде всего карман потребителя), чем к акустике, которая должна корректно воспроизводить различные музыкальные формы для слушателя, не отвлекающегося на зрительные раздражители. И вот на рынок хлынул поток недорогих, очень недорогих и просто дешевых 5.1-комплектов АС. Причем среди них встречаются не только наборы «карманных» колонок — не хотите комплектик за $300, куда входит фронтальная напольная пара, мощный центр, полноценные полочные тыловики и активный сабвуфер? И многие «клюют» на эти предложения — и правильно делают. Вы скажете: музыки из такого фронта не видать как своих ушей. Но вопрос на самом деле в том: как, когда и что слушает конкретный субъект современной культуры? Всякий ли обладатель хорошей Hi-Fi-системы реально исчерпывает ее потенциал? Многим и на музыкальных программах вполне достаточного того качества, на которые способны недорогие колоночки. И, надо сказать, не такое уж низкое это качество — технический прогресс не дремлет. Так что вышеупомянутое смещение интереса потребителей свидетельствует скорее о повышении культуры потребления, а не о падении Hi-Fi-нравов. Теперь Hi-Fi пользуют только те, кому это по жизни совершенно необходимо. А, по оптимистическим прогнозам, относительное число последних даже может возрасти — и именно благодаря популяризации театральной идеи, приобщающей к культуре звука кинолюбителей, ранее довольствовавшихся телевизионным динамиком, приоткрывавшем только узенькую щелку в богатейший мир звуковых образов. Кстати говоря, акустический High End-сектор рынка довольно стабилен в смысле флуктуаций интереса к нему покупателей, но и он расслаивается под влиянием идеологии Lifestyle.
Казалось бы, на улицу производителей АС пришел праздник, ведь потребность населения в акустических аксессуарах резко возросла. Но многие из них, в том числе и асы громкоговорителестроения, испытывают определенные затруднения именно в связи с театральным бумом, обусловившим вышеупомянутую эволюцию структуры спроса. Что на первый взгляд представляется довольно странным — разве трудно с учетом изменившейся рыночной ситуации слегка скорректировать политику, чуть-чуть переоборудовать цеха и «выпекать» в больших количествах недорогие симпатичные «театральные» сателлиты, неуклонно, пропорционально росту спроса повышая собственные доходы? Но все не так просто в акустическом королевстве. Для борьбы за новый сектор рынка компаниям, производящим исключительно АС, требуется привлечение немалых резервов и при этом — никакой гарантии успеха. Конечно, таким фирмам не составляет ни малейшего труда разработать добротные дешевые колоночки, но организовывать конвейер придется, разумеется, на дальнем Юго-Востоке — ни в Европе, ни в Америке это производство рентабельным не будет. Однако и это тоже в наше время — дело нехитрое. Самое сложное — доказать потенциальному покупателю, что данный продукт звучит лучше других в своем классе. Ведь здесь речь идет не совсем о том аудиолюбителе, с которым давным-давно привыкли и умеют работать чисто акустические фирмы. Кроме того, для широкого круга наиболее вероятных потребителей «малой» акустики имена этих фирм звучат далеко не так гордо, как для матерых поклонников High Fidelity — рекламировать колонки по центральному телевидению пока не принято нигде в мире (слишком дорогое для «акустиков» удовольствие). Совершенно законно опасаются авторитетные производители АС и разрушения кропотливо создававшегося годами, а то и десятилетиями имиджа, уменьшения числа своих поклонников в аудиофильских кругах, которым, возможно, будет не очень приятно узнать, что их кумир «подрабатывает» ширпотребом. Но далеко не все «специалисты» робеют перед столь неопределенной перспективой. Интересен, кстати, компромисс датской JAMO, планирующей выпускать совсем дешевую акустику под иным лейблом — PJ. Таким образом, все карты — в руки мощным молодым компаниям, чье шествие по мировому рынку стартовало под лозунгом: сделаем AV-аппаратуру доступной всем и каждому. И главное — не терять темпа. Нет ни малейших причин удивляться успеху таких новых «народных марок» как, например, BBK и Sven. Разумеется, на свою долю акустического пирога всегда могут рассчитывать мировые супербрэнды, чьи имена гораздо лучше знакомы далеким от аудиофильства потребителям, чем названия крупнейших производителей громкоговорителей.
Вполне адекватно оценивая ситуацию, многие акустические фирмы предпочитают играть на своем поле, где их шансы на успех заметно выше и где они имеют возможность эффективно противостоять попыткам экспансии в верхние ценовые слои сильных, но еще не заматеревших команд. Их главный козырь — Звук, но разыгрывать его приходится немного по иным, чем прежде, правилам. Эти правила корректируются проблемами многоканальности и все более жесткими требованиями к внешнему виду. Что касается первых, то многими фирмами за точку опоры принят отказ от противопоставления на любых уровнях театральных задач задачам музыкальным. Такой подход, бесспорно, усиливает позиции этих компаний ввиду уже совершенно реальных перспектив широкого распространения высококачественных многоканальных музыкальных записей в «суперных» цифровых форматах. И здесь, между прочим, есть еще куда развиваться акустикам. Похоже, сейчас уже не найти ни одной серии АС без сильного центра и надежного тыла — под стать фронтальной стереопаре. Собственно, почти любую современную акустическую линейку вполне допустимо рассматривать как один (или более) набор АС для многоканальных AV-систем. Укрепление «музыкальных» позиций активного сабвуфера способствует повышению статуса полочных АС, нередко незаслуженно рассматривавшихся рядом с напольником как нечто второсортное. Получив свободу усиливать звучание басами, аудиофил с легким сердцем отдает должное достоинствам грамотно построенного полочного звука, которые нередко перекрывают преимущества низкочастотной содержательности звука напольника. И надо сказать, что сейчас на всех уровнях имеется хороший выбор компактных «двухполосочек» с отличными (в приведении, разумеется, к ценовому знаменателю) музыкальными дарованиями.
В условиях жесткой конкурентной борьбы уже никто из производителей АС не может себе позволить игнорировать идеологию Lifestyle. Вообще, усилилась тенденция приобретать акустику «на глаз»: покупатель, придя в аудиосалон, оглядывается по сторонам и без предварительных консультаций выбирает наиболее красивые, с его точки зрения, колонки, достаточно справедливо считая, что за те $500–600, которые он положил на них потратить, любая пара должна обеспечить нормальное Hi-Fi-звучание. Мало того, за последний год заметно упала популярность некоторых совсем еще не старых и обладающих незаурядными звуковыми достоинствами моделей — только потому, что рядом появились более благообразные с серебристыми боками колоночки. Причем эффект увеличения спроса порой достигается исключительно благодаря введению производителем дополнительного варианта расцветки. Но одно дело — достичь привлекательности 500-долларового напольника за счет несложных косметических средств, особо не жертвуя объемами акустического оформления, и совсем другое — твердо ступить на тропу Lifestyle, которую многие производители АС долго обходили стороной. Но кому как не акустическим «зубрам» попытаться согласовать в одной упряжке «коня и трепетную лань»? И за последнее время родилась целая плеяда очаровательных созданий с нетипично для «эстетствующей» категории высокими достоинствами звукового имиджа. Правда, цена наиболее удачных в этом смысле систем почти всегда переваливает за планку $1000, но внутреннего протеста это не вызывает. Понятно, что вся стильная акустика предполагает возможность организации стильных же многоканальных композиций, чему способствует право поштучного приобретения колонок. Многим фирмам удались очень интересные компромиссные решения в виде сравнительно недорогих миниатюрных сателлитов, сгруппированных, как правило, в «коробочные» комплекты, о которых позже мы поговорим отдельно.
Пытаясь отслеживать флуктуации потребительского спроса, рынок акустики год от года становится динамичнее. Продукт — интереснее и разнообразнее. Отрадно, что процесс «театрализации» не только не мешает повышению качества звуковоспроизведения, понимаемого в аудиофильском смысле, но и в значительной мере стимулирует его.
Акустический актив
Ежегодное обновление рынка АС составляет, навскидку, процентов 10. По этим переменам нетрудно оценить направление вектора развития акустической отрасли. Предлагаем вашему вниманию беглый обзор новинок, которые либо уже поступили в продажу, либо появятся на прилавках в ближайшем будущем. Западная Европа, оставаясь главным законодателем акустических мод, обеспечивает львиную долю богатейшего ассортимента российского рынка Hi-Fi-акустики, ассортимента невиданного для отдельно взятого государства. Европейские модели закономерно являются и наиболее популярными в нашей стране.
Acoustic Energy подогрела интерес к своим мини-мониторам ближнего поля (Near Field Monitor) класса High End, выпустив компактную модель серии Reference — AE1 MkIII ($2700 за пару). Корпус — из стали и MDF; НЧ/СЧ-динамик изготовлен на ScanSpeak, твитер — головка с двойной кольцевой мембраной (VIFA). Ближе к концу прошлого года начато производство нового трехполосного напольника AE3 MkIII с парой 165-мм басовиков на боковых панелях; предполагаемая цена — $8000–10000. В бюджетной области Acoustic Energy популяризует идею театральных комплектов (5.1, 6.1, 7.1) на базе известных классических серий Aesprit и Aegis, перекрывающих большой ценовой диапазон. В ближайшей перспективе компании — выпуск полномасштабной линии Aelite. Колонки серии будут оснащены НЧ- и НЧ/СЧ-головками с фирменными диффузорами из алюминиевого сплава. Новая линейка призвана занять пока вакантную ценовую нишу над серией Aesprit: диапазон цен — от $600 за полочную Aelite Two до $1200 за трехполосный напольник Three. Вероятно, главным событием ушедшего года для крупнейшего европейского производителя АС — компании Bowers&Wilkins и ее многочисленных поклонников — явилось рождение 700-й серии, пришедшей на смену известной аудиолюбителям CDM NT. У семисотых много общего с представителями ушедшего семейства, но немало и различий. Применены новые НЧ/CЧ-драйверы с кевларовыми диффузорами и прецизионными электромагнитными системами (одна из последних разработок B&W). Изменена конструкция корпуса: лицевая и верхняя панели у всех колонок серии выполнены как единое целое из листа толстой фанеры, изогнутого по специальной технологии, — для решения дифракционных проблем в более широкой (по сравнению с CDM NT) полосе частот. Основная цель модернизации — расширение динамического диапазона акустики. Всего в серии семь позиций: два трехполосных напольника, 703 (флагман) и 704; полочная модель 705; тыловая акустика DS7, способная работать как в дипольном, так и в биполярном режимах; АС центрального канала HTM7. Для ориентировки, цена полочника 705 — приблизительно $1400. Для НЧ-поддержки серии 700 приданы два сабвуфера — ASW 700 и ASW750, вооруженные цифровыми усилителями мощности (500 и 1000 Вт). Шестью моделями универсальных сателлитов (VM1, 2, 4, 6) пополнилась серия Leisure Monitor; на выполненных в манере Lifestyle мониторчиках установлены головки с фиберглассовыми диффузорами. Очень интересная новинка — линия FPM (Flat Panel Monitor), предназначенная для устройства многоканальных AV-систем высокого класса в сочетании с плоскими PDP и LSD-панелями различных размеров (42–60 дюймов). Линию FPM в настоящий момент образуют три 2,5-полосные модели — FPM 4, 5, 6, отличающиеся, главным образом, габаритами. Свой модельный ряд Castle Acoustics модернизирует не спеша, демонстрируя приверженность классическим формам и не делая особых различий в подходах к созданию акустики для многоканального аудио и музыкального стерео. В некотором смысле в качестве уступки современным веяниям можно рассматривать появление в прошлом году специализированного комплекта Compact 5.1, состоящего из четырех одинаковых сателлитов, центра и сабвуфера. Колонки оснащены НЧ/СЧ-головками собственного производства с диффузорами из стекловолокна; в твитерах — неодимовые магниты. Комплект отличают компактность и, как всегда у Castle, исключительно высокое качество внешней отделки натуральным шпоном (9 вариантов). Ориентировочная цена — $1200. Для 6.1 и 7.1-форматов можно добавить фирменные дипольные тыловики. Ассортимент Epos сегодня представлен двумя новыми линейками — M и ELS; в последней сейчас есть АС центрального канала ELS Center и полочная пара ELS 3 ($300). Monitor Audio провела полную модернизацию основных модельных рядов — Bronze, Silver, Gold Reference. Коррекции подверглось все — конструкция динамиков, фильтры, акустическое оформление. Monitor Audio широко применяет композитные материалы для излучающих мембран и относительно простую схемотехнику разделительных фильтров. В новой версии Bronze насчитывается шесть моделей, в Silver — восемь, в Gold Reference — пять; везде имеются театральные атрибуты. Мембраны НЧ/СЧ-драйверов акустики Gold Reference изготовлены из обладающего высокой теплопроводностью алюминиево-магниевого сплава MMP, купола твитеров — из металлокерамики C-CAM (верхняя граница частотного доходит до 30 кГц). Все модели серий Silver S и Cold Reference облицованы натуральным шпоном (4 варианта); Bronze — полимерный ламинат. Для театра в ассортименте — сборные комплекты B2, B4 на основе серии Bronze. В 2003 появилась театральная линия Radius, состоящая из трех моделей: малые сателлиты R90, универсальная АС R180 и стоваттный (MOSFET, класс А-В), излучающий во все стороны сабвуфер R360. В сателлитах Radius используются специальные модификации фирменных головок (MMP и C-CAM). Находящаяся на подъеме KEF в прошедшем году активно развивала театральное направление, отчитавшись целой плеядой 5.1-комплектов, образовавших серию KHT: KHT1005, ставший призером EISA 2003-2004; модернизированный KHT2005.2, KHT5005 и эксклюзивный набор High End-уровня KHT9000 ACE. В последнем впервые была применена оригинальная технология демпфирования внутреннего объема колонок — ACE (Acoustic Compliance Enhancement), позволяющая расширить низкочастотные возможности сателлитов. Появились два новых сабвуфера — PSW 2500 и PSW 5000. Целых 18 моделей (классика, биполяры, диполи) числится в серии компактной встраиваемой акустики Ci. KEF продолжает активно и успешно развивать фирменную технологию изготовления коаксиальных драйверов Uni-Q. Патриарх британского звука компания Tannoy, чей авторитет очень многим обязан радикальной High End-акустике серии Prestige, предприняла очередное расширение уникальной линейки. Cемейство пополнилось моделями Sandringham, Kensington и Yorkminster. Классическая «танноевская» архитектура корпусов (отделка, разумеется — натуральное дерево), динамики — уникальные коаксиалы Dual Concentric. Sandringham (48 л, 21 кг) оснащена 200-мм головкой (90 дБ, 30–150 Вт); у Kensington (105 л, 37 кг) — 250-мм динамик; самая крупная Yorkminster излучает 375-мм НЧ/СЧ/ ВЧ-драйвером (коаксиальный твитер — 52-мм). В более умеренном ценовом слое (до $1000) Tannoy отработала музыкально-театральной линией Sensys, состоящей из семи моделей — полочной Sensys 1, напольной Sensys 2, АС центрального канала Sensys C, тыловичков Sensys R плюс DC-версии первых трех. Символ DC (Dual Concentric) в названии означает наличие у модели коаксиальной СЧ/ВЧ-головки и установленного на верхней панели супертвитера (верхняя граница частотного диапазона — 54 кГц). В ушедшем году Tannoy не показала сугубо «театральных» новинок. Mordaunt-Short в течение года развивала «ударную» серию Declaration; лейтмотив — полная универсальность АС относительно музыкально-театральных приложений. Выпущены тыловая биполярная акустика MS903, небольшой двухполосник MS914 и новый сабвуфер MS907W. Достопримечательностью Declaration являются оригинальные драйверы с вогнутыми алюминиевыми полусферическими мембранами CPC (Continuous Profile Cone); их модификации разработаны даже для фирменных сабвуферов. Многофункциональная линейка Avant 900 состоит из пяти моделей; в напольном флагмане 908 — активная НЧ-секция. Усовершенствован театральный 5.1-комплект Declaration Premiere. Локомотив сезона 2003–2004 британской Heybrook — обширная линия классической акустики Silver: HB 0.5, HB 1, HB 2, HB 3 и HB 4, последний в списке — трехполосный напольный флагман. Всюду используются НЧ/СЧ-драйверы с коническими мембранами из кевларовой «плетенки» и ВЧ-головки с алюминиевыми дюймовыми куполами. Модели серии отличаются высоким качеством акустического оформления (MDF, ребра жесткости, мощные лицевые панели); к линеечке прилагаются АС центрального канала HBC1 и сабвуфер HBS200. Mission в начале 2003 представила новый трехполосный суперфлагман Pilastro. Впечатляет его низкочастотная секция: на каждой боковой панели установлено по два басовика и по три пассивных радиатора (итого — 10). «Антирезонансный» корпус изготовлен из специального композитного материала. Чувствительность — 95 дБ, масса — 154 кг, цена — $35000… Введена в строй состоящая из пяти моделей серия Volare (два напольника, два мини-монитора и центр). Вся акустика вооружена 150-мм НЧ/СЧ-головками с диффузорами из фирменного композита Paramid и твитерами с 25-мм купольными диафрагмами из стекловолокна. Параметры флагмана V63: чувствительность — 89 дБ, мощность — 150 Вт.
Высокой популярностью в России пользуется датская акустика, с которой многие аудиолюбители знакомы по богатейшему ассортименту одного из крупнейших в мире производителей АС — компании JAMO. В 2003 году не только «коренные» направления деятельности фирмы получили свое развитие, но был заложен и целый ряд новых... Топ-категорию Dedication пополнило семейство D4, состоящее из напольного 2,5-полосного фронта D 450, полочной D 430, D 4CEN (центральный канал), D 400 (универсальный сателлит) и сабвуфера D 4 SUB (400 Вт в классе D). На вооружении D4 — новые НЧ/СЧ-динамики c диффузорами из древесно-целлюлозного композита и кольцевые DCD-твитеры (Dual Concentric Diaphragm), поднявшие ВЧ-границу до 40 кГц. Отлично сочетаются с плоскими TV-панелями стильные колоночки новой серии А3. Образованы два новых брэнда — PJ и JM. Под именем PJ будет выпускаться продукт, доступный широким слоям населения, под маркой JM — эксклюзив. Театральный комплект PJ HCS 3000 DVD содержит DVD-ресивер DVD-TA 3000 (6х40 Вт), пять одинаковых 50-ваттных сателлитов FC 3000 и пассивный 50-ваттный сабвуфер SW 3000. Новинки Eltax в театральной сфере — серия 5.1-бюджетных комплектов Logic, сабвуферы которых оснащены шестиканальными усилителями мощности (без декодеров Dolby Digital и DTS). Серия включает три набора Logic 5, Logic 6 и Logic 8, отличающиеся конструкциями сабвуферов и мощностью встроенных усилителей (от 10 до 80 Вт RMS). Полоса частот — 50–20000 Гц, чувствительность — 87 дБ. Свой двадцатилетний юбилей DALI отметила выпуском двух подарочных моделей — Helicon 400 и 5005 JUBI. Первую можно рассматривать в качестве родоначальницы новой High End-генерации, идущей на смену серии Grand, вторая, возможно — почин свежей версии бюджетной серии Blue. Этим событиям предшествовал выход в свет линии New Suite, состоящей из двух напольных моделей — 1.7 и 2.8, двух центров — С0.7 и С0.8, двух тыловиков — R0.7 и R0.8, и сабвуфера — S1.2. В акустике из «новой сюиты» применен ряд технических решений, разработанных для топовых моделей семейства Euphonia, в частности, использована аналогичная технология изготовления корпусов. Модельный ряд Audiovector расширился за счет акустики серии S6, которую образуют три напольника — Avangarde Arrete, Avangarde и Signature. Лидер Arrete высокие частоты воспроизводит прецизионным излучателем ленточного типа, работающего по принципу электродинамического преобразователя Хейла (ленточка — гармошкой). Корпуса изготовлены из фирменного материала NRFB (Non Resonant Fiberboard Board — аналог MDF). Серьезные изменения произошли на System Audio: продукцию украшает новый логотип, реконструирован модельный ряд. Однако, судя по представителям «седьмой» и «пятой» серий, фирменным элементом дизайна остаются узкая лицевая панель и маленькие, но «быстрые» НЧ/СЧ-динамики. Полочники SA720, SA710, SA520 и SA510 выпускаются в модификации АС центрального канала; в этом случае к индексу модели добавляется символ AV. Все колонки отделаны натуральным шпоном.
Лидером французской школы звука на данный момент следует признать компанию Focal-JMlab. Вслед за абсолютным флагманом модельного ряда Grande Utopia Be с уникальной ВЧ-головкой, излучающей вогнутой мембраной из чистого бериллия, фирма стала постепенно вводить в строй меньших членов «бериллиевой» элиты: Alto, Nova, Micro. А совсем недавно родилась трехполосная Diva Utopia Be (200 Вт, 90 дБ, 35 Гц–40 кГц). Полностью реконструирована серия Chorus. Теперь она называется Chorus S и состоит из девяти моделей: три полочника (705 S, 706 S, 707 S), три напольника (714S, 716S, 726S), две АС центрального канала (СС 70 S, CC 700 S) и сабвуфер (SW 700 S). На системах Chorus S установлены усовершенствованные НЧ/СЧ-драйверы (с диффузорами из Polyglass) и фирменная ВЧ-головка TNC, излучающая вогнутой купольной мембраной, технология изготовления которой многим обязана технологии производства бериллиевых куполов. В прошлом году заложены две линии встраиваемой акустики — Cashe 200 и Cashe 400. В новинках используются высокочастотник Tioxide 5 и СЧ/НЧ-динамики с диффузорами из полигласcа. За дополнительную плату поставляется комплект демпфирующих материалов. Развитие модельного ряда Cabasse происходило по двум направлениям — классическому и театральному. Две обширные серии MT420 (7 моделей) и MT360 (6 моделей) — результат эволюции первого рода. Потенциал акустики, возможно, проиллюстрируют паспортные энергетические характеристики трехполосного флагмана 420-й — Sumatra: при чувствительности 94,5 дБ он способен, не искажая звук, выдержать кратковременное воздействие мощностью до 1000 Вт (номинальная мощность — 150 Вт). Патриарх французского звука Cabasse пока не работает на бюджетном уровне — меньшая представительница серии MT420 — Samoa — стоит $690. Очень серьезное внимание уделяет компания театрально-дизайнерскому направлению. Сейчас в ее активе — четыре стильных 5.1-комплекта: iO, Xo, Ki, Xi. Davis Acoustics выпустила в свет новый вариант серии Kevlar King; к настоящему моменту в ней два трехполосных напольника, KVK-5 и KVK-7, полочная АС KVK-1 и акустика центрального канала KVK-C. Электродинамическое оснащение: твитер с 25-мм титановым куполом, 152-мм (для напольных моделей) и 127-мм (для полочника и центра) басовики и среднечастотники с кевларовыми диффузорами. У флагмана KVK-7, по сравнению с меньшим напольником семейства KVK-5, на одну НЧ-головку больше, глубже бас (нижняя граница — 35 Гц против 39 Гц); он, разумеется, мощнее (200 Вт в пике против 180 Вт). Чувствительность же у обоих — 93 дБ, верхняя граница — 21 кГц. Для домашнего кинотеатра Davis рекомендует новые 5.1-комплекты Forsage — F-510 и F-1000. Опыт, накопленный в процессе работы над супермоделью Magellan, компания Triangle активно использовала при создании акустики Stratos. В серии — одна полочная АС (Solis), четыре напольные (Naia, Luna, Australe и Volante), две колонки центрального канала (Leo Major и Minor) и тыловики Barea. Особенности серии: ВЧ-динамики со 100-мм магнитом и титановой купольной мембраной, излучающей в рупорном оформлении; звуковые катушки среднечастотников намотаны в два слоя — с внешней и внутренней стороны; НЧ-головки с S-образным подвесом диффузора. У флагмана Volante применена схема парных излучателей, размещенных на лицевой и тыльной панелях.
Немалым спросом в России пользуется акустическая продукция германских фирм, среди которых определенно доминирует Canton. Классический ассортимент Canton в настоящее время сгруппирован в четыре больших модельных ряда: Karat, Ergo, LE и СD. Внутри перечисленные ряды разделены на серии, например — Karat S, M, L, и Reference. Karat Reference в 2003 году увенчала трехполосная флагманская модель Reference 2 DC (350 Вт, 89 дБ, 18 Гц–30 кГц), чей узкий и глубокий корпус по бокам украшают 310-мм НЧ-головка и пассивный радиатор. В рядах Karat, Ergo, LE широко используются динамики с мембранами из сильно теплопроводных алюминиево-магниевых сплавов и целлюлозно-графитового композита, а также фильтры, защищающие динамики от чрезмерно глубоких басов (DC — Displacement Control). Самая молодая линия CD — три выполненных в slim-дизайне модели: сателлит CD 10, напольник СD 100 и АС центрального канала CD 50. Из них, в свою очередь, сформированы три разных театральных 5.1-комплекта Movie CD 1, CD 22, CD 4.25. Бюджетное театральное направление отрабатывается сериями «коробочных» комплектов Plus и Movie, а также отдельной серией сабвуферов. Выпуском новой версии серии 100 ELAC очень усилила и без того прочные свои позиции. Для новых «сотых» разработана специальная модификация двухслойных НЧ/СЧ-диффузоров. Эта технология ранее использовалась лишь при изготовлении головок для более дорогих серий. Цена за пару — от $340 (BS103.2) до $850 (FS109.2). Для многоканальных инсталляций интересен стильный 5.1-комплект Cinema Pipe XL, составленный из узких напольных фронтов Pipe, компактных тыловиков и центра. В сабвуферной серии Magnat Omega недавно появился самый большой и мощный низкочастотник Omega 530 (570x680x1000 мм, 1000 Вт, 15–200 Гц). Bravo и Focus — две новые широкопрофильные линейки акустики шведской Audio Pro; в каждой по пять моделей и по сабвуферу. Для России компания подготовила 5.1-комплект серии Cinema. В систему входят сателлиты C6 (Slim-дизайн, купольный 25-мм твитер, четыре СЧ-головки с 90-мм диффузорами), фронтальные напольники С10 и сабвуфер Cinema SUB с фирменной сервосистемой. Новый ACE BASS 1 — маленький, но «сильный» 250-ваттный сабвуфер. Особенность конструкции — 4 «длинноходных» 100-мм басовика и 210-мм пассивный радиатор. Довольно успешно на нашем рынке с европейскими производителями конкурируют американцы. Трудно найти аудиолюбителя, не знакомого с маркой JBL. Событием года для поклонников американской компании явилась модернизация серии Northridge. Отныне семейство включает по три модели полочных (E-10, 20, 30) и напольных (Е-60, 80, 90) АС, громкоговоритель центрального канала (Е-С25) и пару активных сабвуферов (Е-150Р, 250Р). На всех колонках — ВЧ-головки с 19-мм купольными мембранами (титановое покрытие) и СЧ/НЧ-динамики, диффузоры которых изготовлены из фирменного полимерного композита PolyPlas. Разработчики считают, что относительно недорогие «нортриджи» отлично подходят для комплектации полной системы домашнего кинотеатра 5.1- и 6.1-форматов. Новый театральный 6.1-комплект Simply Cinema SCS 146 содержит пять экранированных 2-полосных сателлитов и АС центрального канала. Мощность — 50 Вт/канал. В 100-ваттном сабвуфере используется новая 200-мм головка. Ориентировочная цена комплекта — $500. Компания Infinity дополнила линию Kappa перестраиваемыми тыловыми акустическими системами Kappa Surround (биполь/диполяр): диапазон частот — 55 Гц–27 кГц (–3 дБ), номинальная мощность — 100 Вт, чувствительность — 87/89 дБ. Театральный комплект TSS-750 состоит из четырех двухполосных сателлитов, центральной колонки и активного сабвуфера. Диффузоры всех динамиков — из анодированного с двух сторон алюминия (MMD). Корпуса сателлитов и центра тоже алюминиевые. Цена — $600. Нижняя граница диапазона частот нового сабвуфера PS 12, излучающего 300-мм головкой с металлическим диффузором, — 25 Гц; мощность усилителя — 300 Вт. В бюджетной линии Primus сложился 5.1-комплект Primus HCS ($550), уверенно одержавший победу в декабрьском тесте театральных наборов. Акустика серии 300 создана Аmerican Acoustic Development для применения как в Hi-Fi-стерео, так и в домашнем кинотеатре. В серии активный сабвуфер 300SW (110 Вт, 20–200 Гц), фронт 300T (19 кг, НЧ-динамик сбоку, 150 Вт, 90 дБ) и полочные сателлиты 300S (100 Вт, 87 дБ). Актив канадской Mirage — две театральные линейки: Omnisat и Omnisat Micro, в которых воплощена фирменная концепция «ненаправленного» звука. Та же концепция реализована в акустике бюджетной серии OMNI, включающей в себя 2 напольника (Omni 260, 250), два полочника (Omni 60, 50), АС центрального канала (Omni СС) и тыловые сателлиты Omni FX. Главная особенность Omnisat и OMNI — конструкция СЧ/ВЧ-блока: звуковое поле излучающего вверх среднечастотника аккуратно рассеивается закрепленной над ним линзой. В последнюю спрятана ВЧ-головка. Титановый 25-мм купол твитера также смотрит вверх, и его поле тоже рассеивается линзой — поменьше. Boston Acoustics укомплектовала серию VR тремя новыми напольниками (VR1, VR2 и VR3) и трехполосным центром VRC. Всюду используются фирменные DCD-головки c увеличенным ходом диффузора и магнитное экранирование MagnaGuard. Диапазон мощностей усилителя для всех АС — 15–250 Вт. Для любителей по-настоящему громкого звука Cerwin-Vega! приготовила линию CLSC. Серия состоит из четырех напольников. Трехполосный флагман CLSC-215 будет басить аж двумя 380-мм (!) головами; СЧ- и ВЧ-диапазоны отрабатывают излучатели в оформлении рупорного типа. Акустика нового модельного ряда Polk Audio RTi построена с применением фирменных технологий Acoustic Resonance Control (направленной на повышение качества воспроизведения средних частот), Dynamic Balance (лазерная интерферометрия движения мембран) и Power Port Plus (фазоинвертор с двумя портами на лицевой и тыльной панелях; наличие экрана, выглаживающего воздушный поток). Особенность напольников — трехполосная схема, в которой задействовано 6 динамиков (твитер с 25-мм шелковым куполом, пара 130-мм среднечастотников и три 180-мм басовика). Тыловики способны работать как в дипольном, так и в биполярном режимах.
Приведенный список новинок далеко не полон. Мы охватили лишь небольшой сектор современного рынка акустики. Но и этого, как нам кажется, вполне достаточно, чтобы составить правильное представление о тенденциях в мире акустических систем и подготовиться к самостоятельному выходу на его просторы.