Мастер на все звуки
Приставка AV-, то есть аудиовидео, появилась у ресиверов не тогда, когда они стали многоканальными, а когда они стали коммутировать и видеосигналы с еще двухканальным звуковым сопровождением, и в качестве источника мог быть использован только Hi-Fi-VHS-видеомагнитофон. Сегодня, когда за видеопроигрыватель для DVD просят уже около $100, можно ожидать и адекватного снижения цен на ресиверы для домашнего кино. Или, по крайней мере, появления у массовых моделей функций, присутствовавших ранее только у топовых моделей.
Многоканальный формат 5.1 для звукового сопровождения видео стал общепринятым. Поэтому и самые простые модели имеют не менее пяти мощных каналов и линейный выход для подключения сабвуфера. Этого вполне достаточно, чтобы удовлетворить требованиям стандартного DVD-саундтрека. Канал же сабвуфера (то есть тот, который .1) присутствует в ресиверах в виде линейного выхода и требует внешнего усилителя мощности или, что правильнее, активного сабвуфера со встроенным усилителем мощности и фильтром НЧ на входе с соответствующими регулировками. В более усложненных моделях число каналов пространственного звучания может составлять и шесть, и семь, и даже доходить до восьми. Но поскольку DVD с такими записями (в Dolby Digital EX, DTS ES 6.1-Matrix или DTS ES 6.1-Discrete) пока можно перечесть по пальцам, это скорее исключение, чем правило. Тем более что и сами разработчики позиционируют такие ресиверы для домашних кинотеатров в относительно больших помещениях.
Конструкция
AV-ресивер объединяет в себе многоканальный звуковой усилитель и тюнер. В усилительной части, в свою очередь, можно выделить несколько функционально законченных блоков, которые часто разделены и физически. Селектор аналоговых, цифровых и видеовходов в современных моделях электронный (коммутация сигналов осуществляется электронными ключами), а потому располагается в непосредственной близости от разъемов на задней панели. Центральное место занимает блок обработки сигналов, осуществляющий регулировки для аналоговых и декодирование нескольких цифровых форматов. Затем следуют пять или более усилителей мощности с коммутаторами выходного сигнала и клеммами для подключения акустики. Для нормального функционирования и управления все это дополнено блоком питания, системой управления на микропроцессоре, отвечающей и за индикацию на собственном дисплее, прием и обработку сигналов команд управления с передней панели или пульта ДУ.
Сначала несколько слов о встроенных тюнерах, которые и определяют название рассматриваемых аппаратов — ресиверы. Это только аналоговые тюнеры, поскольку для приема цифрового радиовещания DAB (там, где оно есть), как правило, используются отдельные тюнеры, а на ресивере предусмотрен соответствующий цифровой вход для сигнала с них. Итак, встроенные двух- (FM/СВ) или трехдиапазонные (FM/СВ/ДВ), они практически не изменились за последние лет десять. Некая оптимальная схемотехника как компромисс качества приема стереопередач в FM-диапазоне и простоты конструкции определилась для них еще в конце восьмидесятых и сегодня просто повторяется во всех новых моделях с некоторыми нюансами у каждой фирмы. На относительно небольшой печатной плате располагаются входной УКВ-блок в экране и универсальная микросхема усилителя промежуточной частоты для АМ- и FM-тракта. Все управление, переключение диапазонов, режим поиска и выбор фиксированной настройки и т.д. осуществляет универсальный процессор, управляющий и усилительной частью ресивера. Настройка на станции осуществляется с помощью синтезатора в ручном или автоматическом режиме, а запоминание у большинства моделей выполняется вручную. Встречаются модели и с автоматическим запоминанием настроек, чаще только для FM, и даже с сортировкой по приему RDS и уровню сигнала. Можно отметить некоторые фирменные особенности, связанные с управлением, но отнюдь не с кардинальным улучшением качества. Сегодня в тюнерах все автоматизировано, и слушатель только получает визуально подтверждение точной и правильной настройки. Обычно это две надписи на общем дисплее: TUNED — точная настройка, и STEREO — декодирование при приеме стереопрограммы. Широкое распространение в Европе передачи вспомогательных данных с помощью системы RDS значительно упростило управление тюнером при поиске нужной станции. В российских условиях эта функция практически бесполезна, поскольку система не используется по целому ряду причин: отсутствие инфраструктуры, связывающей радиостанции в единую сеть, невозможности использования кириллицы для передачи текста. Поэтому наибольший практический интерес представляет возможность ввода названий радиостанций. В этом случае при переборе фиксированных настроек не придется мучительно вспоминать, какое радио вещает на появившейся на дисплее частоте. Обычно можно ввести название от четырех до восьми букв или знаков. Название запоминается так же, как и другие параметры, связанные с принимаемым сигналом. Среди них обязательно присутствуют частота, режим приема стерео или моно, и факультативно, при наличии в ресивере соответствующих возможностей: выбранный антенный вход, ослабление входного сигнала (местный прием мощных радиостанций) и т.п.
Подключение на входе
Но вернемся к усилительной части. Исторически ресивер, когда у него еще не было приставки AV, давал возможность осуществлять выбор сигнала от пяти-шести источников. Сегодня чисто звуковых осталось три: CD-проигрыватель, MD- или CDR-рекордер и собственный встроенный тюнер. В дорогих моделях, претендующих на универсальность, добавляется еще и корректирующий вход для MM-головки звукоснимателя. Остальные входы — AV, то есть предполагается, что от источника поступает не только звуковой сигнал, но еще и видео. Эти входы предназначены для подключения DVD-проигрывателя, одного или двух видеомагнитофонов, спутникового ТВ-тюнера. Поскольку видеосигнал может быть разным (композитным, S-Video или компонентным), то для AV-входов предусмотрено дублирование разъемов для видео. Естественно, что для компонентного видео есть только два входа (DVD-проигрыватель и спутниковый ТВ-тюнер) и один выход на монитор. Подавляющее число моделей ресиверов могут коммутировать видео только в аналоговом виде, хотя уже появились первые образцы с комплектом DVI-разъемов для цифрового видео. Отметим здесь, что хотя в первых AV-ресиверах, ориентированных на европейский рынок, использовались универсальные разъемы SCART, сейчас таких моделей практически нет. Объясняется это просто — SCART разрабатывался как разъем для аналоговых видеосигналов (хотя и наиболее качественного RGB) и двухканального аналогового звука плюс сигналов управления. Так что несмотря на наличие наиболее качественного RGB-видеосигнала, это разъем из эпохи ленточных видеомагнитофонов. Представляется, что после решения всех проблем защиты от несанкционированного копирования (а к тому все дело и идет), стандартным станет соединение HDMI или аналогичный. По крайней мере, уже есть примеры практического применения для цифрового видеосигнала разъемов DVI.
Для потока звукового сигнала (от DVD/CD-проигрывателей, MD-деки или спутникового ТВ-тюнера) в ресиверах предусмотрены цифровые входы, которые могут быть коаксиальными (то есть электрическими) или оптическими. Исторически первыми появились коаксиальные разъемы: в конце 80-х годов Sony и Philips совместно разработали цифровой интерфейс S/PDIF для передачи информации в цифровом виде от CD-транспорта к преобразователю. Первые буквы обозначения как раз и указывают на разработчиков, поскольку оно образовано как аббревиатура от Sony/Philips Digital InterFace. Впоследствии фирма Toshiba предложила альтернативный вариант соединения с помощью оптоволоконной линии и тоже отметилась в названии соединителя — TosLink (то есть соединитель Toshiba). Сегодня на AV-ресиверах присутствуют и те, и другие, но преобладают все же оптические. Для полноты изложения отметим, что существует еще один соединитель, профессиональный AES/EBU — для передачи цифрового сигнала по двухпроводной линии и подключения разъемами XLR. Однако в бытовой технике он встречается только у аппаратов, претендующих на эксклюзивный High End.
В простых AV-ресиверах каждый цифровой вход жестко привязан к аналоговому входу соответствующего источника. В усложненных моделях возможно переназначение цифровых входов. Например, заводские установки предполагают для цифрового потока с выхода DVD-проигрывателя оптический разъем, а у вашего проигрывателя есть только коаксиальный. И разработчики предусмотрели возможность переназначения одного из коаксиальных входов ресивера для DVD-проигрывателя.
Появление мультимедийных переносных устройств потребовало почти полного комплекта AV-разъемов на передней панели. И если раньше это был только AV-комплект из трех RCA-гнезд (композитный видеосигнал и два канала стереозвука), то в современном AV-ресивере на передней панели или под откидывающейся крышкой обязательно присутствуют еще разъемы S-Video и вход цифрового звука (обычно оптический).
Обработка сигналов
Обработка аналоговых стереосигналов заключается только в регулировке уровня громкости, баланса каналов и коррекции тонального окраса с помощью регулировок тембра (только по НЧ и ВЧ или трех-пятиполосных). Иногда добавляется фиксированная или плавная регулировка тонкомпенсации. В ресиверах, имеющих вход на ММ-головки звукоснимателя (вход обозначается Phono MM), требуется еще и усилитель-корректор.
С появлением многоканальных звуковых источников от ресиверов потребовалась еще и способность декодировать многоканальные сигналы. Простейшие декодеры (на основе матрицирования) требуются для аналоговых записей в Dolby Pro Logic. Что касается цифровых форматов многоканальной записи, то сначала предполагалось, что саундтреки фильмов на DVD будут различными для Европы и Америки. Американский вариант предполагал использование кодирования Dolby Digital, а европейский — MPEG Multichannel. Однако сегодня практически все фильмы на DVD для любого региона используют кодировку Dolby Digital. Это еще один пример того, что в соревновании технологий на рынке бытовой техники не всегда победителем оказывается технически более совершенный продукт. Кроме того, в соревнование включилась и американская система DTS, первоначально предназначенная для многоканального озвучивания в профессиональных кинотеатрах: все больше фильмов содержат в дополнение саундтреку в Dolby Digital звуковое сопровождение еще и в DTS. Поэтому от современного ресивера требуется способность декодирования двух форматов: обязательно — Dolby Digital, и как дополнение — DTS. Заметим, что ориентированные на европейский рынок производители продолжают встраивать в свои ресиверы еще и декодер MPEG Multichannel.
Кроме классических кинорежимов в формате 5.1 (Dolby Digital, DTS), современные ресиверы позволяют обрабатывать многоканальные в соответствии с требованиями THX Surrround EX, Dolby Digital EX, DTS-ES Discrete/Matrix 6.1, DTS Neo:6. Все эти режимы предполагают конфигурацию уже не 5.1, а 6.1. Стандартное размещение громкоговорителей только по сторонам кинозала сильно искажает звуковую картину для сидящих на краю ряда. Благодаря наличию центрального тылового канала (Surrround Back) локализация для тыловых звуков остается правильной (в допустимых пределах) для значительно большей зоны кинозала. В домашних условиях достаточно добавить одну акустическую систему в центре тыла, чтобы звуковая картина оставалась правильной для нескольких зрителей, а не одного. Если ресивер имеет THX-сертификацию, то в соответствии с рекомендациями Lucasfilm THX для улучшения воспроизведения тылового канала нужно использовать не одну, а две АС для тылового центра, установленные на небольшом расстоянии друг от друга. Кроме того, все четыре тыловые АС в этом случае рекомендуется использовать дипольные. С другой стороны, для воспроизведения звуковых многоканальных программ (SACD и DVD-Audio) рекомендуются АС традиционной конструкции с однонаправленным излучением. Чтобы решить эту проблему, в топовых моделях AV-ресиверов встречаются переключатели на два комплекта АС. Число клемм для их подключения в этом случае увеличивается до одиннадцати пар.
THX-сертификация предполагает ряд требований, выполнение которых способствуют максимальному приближению звучания в домашнем кинотеатре к звучанию в большом кинозале. Первым среди них и самым простым по реализации является требование равной выходной мощности для усилителей всех полночастотных каналов (шести или семи в зависимости от конфигурации системы). Кроме того, требуется применение специальных цифровых обработок сигнала в соответствии с алгоритмами Cinema Re-EQ (коррекция ВЧ-предыскажений, вводимых при записи саундтрека для правильного воспроизведения в кинозале, но излишних в домашнем варианте), Timbre Matching (поддержание тонального баланса для всех каналов), Adaptive Decorrelation (выявление моноисточников и подстройка временных и фазовых характеристик всех каналов, чтобы его звуковой образ не размазывался), Bass Management (управление воспроизведением низких частот).
Кроме равной мощности, производители, не соблюдая все требования THX, часто вводят еще режим Cinema Re-EQ. Управление басом всегда присутствует в той или иной мере, но для простых ресиверов оно обычно сводится к выбору размеров АС при начальной установке. Обычно предоставляется возможность выбора больших (воспроизводящих весь диапазон частот) или маленьких (имеющих ограничения по низким) АС. В такой системе при работе без сабвуфера все сигналы канала низкочастотных эффектов (LFE, присутствующий в обозначении как .1) будут добавлены в другие каналы, для которых выбрана «большая» акустика.
При установке параметров многоканального воспроизведения выбора полосы частот указанным выше образом доступны регулировки уровня в каждом канале (очень хорошо если шаг не превышает 0,5 дБ) и времени задержки дополнительных каналов (центрального и тыловых). Отметим, что более удобно устанавливать задержку, руководствуясь не абстрактным временем в миллисекундах, а физическим расстоянием от слушателя до колонок. Отрадно отметить, что практически все производители перешли к индикации расстояния как основного режима, оставив и временную шкалу как опцию.
Наличием такого декодера можно было бы и ограничиться, но в качестве источника звука присутствуют не только DVD с саундтреком Dolby Digital или DTS. Производители хотят показать пользователю преимущества многоканального воспроизведения звуковых программ и для двухканальных компакт-дисков, и стереофонических радиопередач. Чтобы использовать весь потенциал конфигурации 5.1 или 6.1, требуется мощная цифровая обработка сигнала (DSP) для создания пространственных звуковых эффектов для двухканальных источников. В простейшем случае это три-четыре режима, создающие эффекты специфического звучания в концертном зале, на стадионе или в кинотеатре. Достигается это за счет изменения временных параметров звучания. Правомерен подход, и примеров таких множество, когда во главу угла ставятся частотные особенности жанров музыки. И тогда возможны режимы DSP: «классика», «джаз», «рок» и т.п. Подавляющее число моделей AV-ресиверов представляет варианты DSP с фиксированными параметрами. Но есть модели с регулировкой глубины эффекта и некоторых его параметров. Например, объема помещения (времени реверберации), качества стен (спектр послезвучания) и т.д. Конечно, возможны комбинации различных режимов, и общее число вариантов доходит до полусотни. Рекордсменами по количеству и гибкости режимов цифровой обработки звука являются ресиверы Yamaha.
А как все это реализуется аппаратно? Обычно это один процессор и несколько ЦАП’ов на его выходе (пять или более — по числу основных каналов). Учитывая огромное количество выпускаемых AV-ресиверов, производители специальных звуковых процессоров с целью снижения производственных затрат выпускают универсальные программируемые чипы, которые способны реализовать все возможные алгоритмы обработки. А производители аппаратуры выбирают при заказе прошивку тех опций, которые им нужны. Ведь все алгоритмы обработки защищены патентами, и за лицензию на применение его в своем AV-ресивере нужно платить. Например, в популярных процессорах Crystal серии CS4932X/CS49330 фирмы Cirrus Logic имеется возможность поддерживать до пятидесяти разных режимов обработки, которые определяются программированием кодов. А производитель сам решает использовать в своем ресивере, например, для режимов виртуального звучания один из возможных режимов Virtual Dolby, TruSurround, VMAx или какую-либо их комбинацию.
Управление и индикация
На фоне других компонентов домашнего кинотеатра, в частности DVD-проигрывателей, управление большинства ресиверов проще. Для изменения параметров установок уровней канального усиления и задержек часто используется только собственный дисплей, а экранное меню встречается только у моделей дороже $500.
Однако эти меню очень просты (и по графике, и по функциям) даже в том случае, когда они занимают нескольких станиц. Выбор режима декодирования (Dolby Digital, DTS и т.д.) осуществляется автоматически по цифровому сигналу, а настройки, как уже отмечалось выше, касаются только многоканального режима. Моделей AV-ресиверов с отображением на экранном меню настройки и работы других устройств очень мало. Хотя можно в качестве примера вспомнить старшие модели AV-ресиверов JVC, у которых есть страницы экранного меню с настройкой тюнера и эквалайзера. Сегодня стандартный собственный дисплей ресивера содержит несколько фиксированных надписей или символов, которые позволяют отобразить рабочее состояние ресивера, формат принимаемого цифрового сигнала, его декодирования, режим DSP-обработки и т.п. Кроме того, обычно в его центральной части присутствует матричный или знаково-символьный дисплей, который позволяет отображать частоту настройки тюнера, название станции и используется для вывода текста в режиме начальных установок.
Большинство функций доступно с передней панели ресивера, включая меню установок параметров многоканального воспроизведения. Это удобно при отсутствии экранного меню, но все же регулировку лучше производить из того места, где в дальнейшем будет находиться слушатель или зритель. Большинство фирм предлагает простое решение при установке уровня громкости каналов. При переходе в режим тестирования встроенный генератор дает тестовый шумовой сигнал последовательно во все каналы, обходя их по часовой стрелке, начиная с левого фронта. Слушатель, основываясь на своих ощущениях, должен отрегулировать усиление каналов так, чтобы громкость была одинакова. Для облегчения этой задачи фирмы предлагают решения с использованием неких измерителей или даже полностью автоматизированные системы настройки. Так фирмы Harman/Kardon, начиная с модельного ряда 2001 года, использует в AV-ресиверах систему EzSet‘. Простой вариант системы включает специальную схему в ресивере и пульт ДУ со встроенным микрофоном и светодиодным индикатором уровня звукового давления. Приняв сигнал от акустики одного канала, можно под него настроить остальные. В усложненной системе калибровка всех каналов системы домашнего кинотеатра происходит автоматически в течение трех минут. Подобная система используется и в ресиверах фирмы Pioneer.
Времена, когда пульт ДУ управлял только AV-ресивером, уже давно прошли. Для управления другими блоками домашнего театра собственного бренда производители часто используют фирменную шину для передачи команд с пульта ДУ через AV-ресивер, который в данном случае выступает в качестве мозгового центра системы. Такое решение просто технически, хотя и требует дополнительного кабеля шины управления. И конечно, оно подталкивает покупателя к приобретению фирменного комплекта не только по соображениям единого дизайна, но и удобства управления.
С другой стороны, сегодня практически любой пульт ДУ позволяет управлять не только ресивером, но и DVD-проигрывателем, телевизором, спутниковым тюнером и другими AV-блоками системы домашнего театра. Причем это не обязательно должны быть устройства одного производителя. В простых пультах это реализовано с помощью кодов, записанных в память пульта при его изготовлении. Потребителю нужно только определить его по инструкции и ввести при настройке пульта ДУ. Другое, более универсальное решение — обучающиеся пульты. Они способны запоминать кодовые посылки команд других пультов прямо, принимая их своим ИК-датчиком. В продвинутых пультах ДУ можно составлять последовательности команд, так называемые макросы, для управления несколькими устройствами одновременно, нажимая только одну кнопку. Например, при включении режима «кинотеатр» по одной команде включатся и ресивер, и DVD-проигрыватель, и видеопроектор. И установки режимов у всех будут соответствовать именно показу кинофильма.
Выходные усилители
Теперь перейдем к усилителям мощности, которые выполняются на биполярных или полевых (чаще с изолированным затвором, MOSFET) транзисторах. При этом встречаются практические примеры их реализации как на дискретных элементах, так на микросхемах. Принципиальных отличий у них нет, и использование тех или других обусловлено ценой элементов и схемотехническими традициями фирмы. Как правило, используются варианты выходных каскадов, работающих в классе В или АВ (при малых мощностях). Другие варианты встречаются редко, когда они требуются по принципиальным соображениям, и цена, как в случае с классом А, не имеет значения.
При работе аналогового усилителя мощности выделяется большое количество тепла, и для его отвода чаще всего используются просто радиаторы из алюминия или, реже, меди. В некоторых моделях встречается чисто компьютерное решение. Сам радиатор имеет небольшую площадь, но для эффективного охлаждения используется дополнительный вентилятор. При малой мощности он не работает, а с увеличением температуры включается, и скорость его вращения регулируется датчиком температуры.
Подавляющее количество моделей AV-ресиверов, присутствующих на рынке, — это аналоговые модели, в которых практически все преобразования сигнала после декодирования цифрового потока происходят традиционными методами. В них используются аналоговые усилители для регулировки уровня и тембра, усиления мощности и т.д. Любые цифровые обработки сигнала требуют дополнительного его преобразования в цифровую форму, что неизбежно влечет за собой потерю качества. Новое поколение AV-ресиверов с цифровыми усилителями мощности еще не стало массовым, но первые модели предлагают уже несколько известных производителей.
Представляется, и тому уже есть первые примеры, что наиболее интенсивно внедрение цифровых усилителей пойдет в комбинированные DVD-ресиверы. Этому есть, по крайней мере, две причины. Во-первых, высокая эффективность цифровых усилителей позволяет создать очень компактные модели небольших габаритов. Отсюда модный слим-дизайн, достающийся малой кровью разработчика. Во-вторых, исключается одно аналого-цифровое преобразование перед усилителем мощности, поскольку цифровой сигнал сразу обрабатывается, затем усиливается по мощности и через простейший фильтр НЧ, который исполняет роль ЦАП’а, подается на акустические системы. Кроме того, такое техническое решение особенно актуально для универсальных устройств, воспроизводящих SACD и DVD-Audio в многоканальном режиме. В этом случае цифровой сигнал не выходит наружу, что полностью удовлетворяет владельцев авторских прав на музыкальные записи.
И наконец, на выходе подключение основного комплекта акустических систем происходит с помощью винтовых клемм. Для второй пары фронтальных АС, которые могут быть использованы и как акустика второй зоны (при условии наличия такой аппаратной возможности у самого ресивера), они также чаще бывают винтовыми, хотя встречаются модели и с пружинными зажимами. Небольшая экономия в цене простительна, если максимальная мощность на этих выходах не превышает 50 Вт на канал.
Последние новинки
Отметим несколько особенностей, которые все шире используются в AV-ресиверах. Во-первых, практически все новые модели любой ценовой категории имеют встроенный декодер Dolby Pro Logic II для аналоговых многоканальных программ. Во-вторых, все больше моделей имеют многоканальные аналоговые входы 5.1 или 6.1 для работы с внешним многоканальным источником, например, проигрывателем SACD или DVD-Audio. Популярным у производителей стало и если не полное, то хотя бы частичное следование рекомендациям THX. В частности, практически исчезли модели с меньшей выходной мощностью для дополнительных каналов. Многие фирмы также используют в начальных моделях рекомендованный режим обработки Cinema Re-EQ. Развитие интернет-радиовещания вызвало к жизни появление AV-ресиверов со встроенными блоками для подключения к сети и возможностью декодирования музыкальных файлов, записанных в MP3, WMA, AAC. Последнее веяние моды ресиверостроения — встроенный преобразователь видеосигнала. В моделях предыдущих поколений видеосигнал только транслировался через коммутатор ресивера, и оговаривалось, что качество сигнала даже для HDTV при этом не страдает. Сегодня потребителю предлагается возможность преобразовать видеосигнал из композитного или S-Video в компонентный, от какого бы источника он ни поступал на вход AV-ресивера.
Весь диапазон цен, в котором представлены ресиверы, можно условно разбить на четыре группы, как это и сделано в нашем Quido. Самые простые модели с конфигурацией только 5.1 стоят до $350. И у них, как правило, нет коммутации видеосигналов. У моделей до $500 чуть больше выходная мощность, и уже часто присутствует центральный тыловой канал. Кроме того, есть коммутация видеосигналов, включая и поддержку S-Video. При переходе в следующую ценовую категорию до $800 показатели мощности не возрастают, но увеличивается число моделей, удовлетворяющих требованиям THX-сертификации. В этой категории также используются продвинутые пульты ДУ и появляются разъемы для компонентного видеосигнала. И, наконец, у моделей выше $800 не бывает выходной мощности менее 120–130 Вт на канал, обязательно декодирование форматов Dolby Digital EX и DTS ES и соответствие требованиям самых последних рекомендаций THX Ultra2.
Смену модельного ряда AV-ресиверов большинство изготовителей производят раз в год или чуть реже. Новые модели в последние годы отличаются от предшественников в основном дизайном и небольшими функциональными добавками. При этом электронная начинка часто остается без изменений, как, впрочем, и пульты ДУ. Естественно, что старые модели не могут исчезнуть с рынка, особенно такого, как российский, в одночасье. Так что одновременно могут присутствовать не только самые последние модели, но и аппараты двух-трехлетней давности. Практика показывает, что новые модели в начале продаж стоят на 30–40% больше, чем при появлении аппаратов следующего модельного ряда. И учитывая привлекательную цену двухлетних старичков, стоит внимательно посмотреть, так ли уж нужны все рекламируемые достоинства их потомков.
Технический комментарий
При тестировании AV-ресиверов в лаборатории «Стерео и видео» проводятся измерения нескольких десятков параметров. Часть численных результатов представляется в сводной таблице, часть для большей наглядности — в виде графиков. В качестве примеров мы взяли графики из теста AV-ресиверов, опубликованного в сентябрьском номере журнала.
Первый график — частотная характеристика, то есть зависимость амплитуды выходного сигнала от частоты в пределах звукового диапазона для различных положений регуляторов тембра. Исходная характеристика при отключенной регулировке тембров показана красной линией. Чем дальше она простирается в область высоких частот, тем лучше. При включении в цепь прохождения сигнала блока цифровой обработки, которая в данном случае и осуществляет регулировку тембра, полоса пропускания ограничивается на частоте 22 или 24 кГц в зависимости от источника: CD или DVD соответственно (розовая кривая). Максимальному подъему тембра соответствует синяя кривая, а завалу — зеленая. Очень важно, чтобы при регулировке тембра уровень средних частот не менялся. Для примера на рисунке нежелательное влияние в области 1 кГц все же есть.
На втором графике приведена зависимость коэффициента нелинейных искажений (THD) от частоты (Frequency) и мощности (Power). Эта зависимость характеризует качество усилителей мощности ресивера. В идеальном случае уровень искажений должен быть одинаково минимальным для всех частот от малой мощности до той ее величины, где начинается его резкое увеличение. То есть на переднем плане графика должно присутствовать плоское плато, которое затем для всех частот одновременно при одном значении мощности переходит в крутой склон на заднем плане графика. В примере на рисунке 2 видны паразитные составляющие фона (с частотой сети 50 Гц и ее гармоник — 100 и 150 Гц), плавное увеличение КНИ с ростом частоты и неодновременное возрастание КНИ при разных уровнях мощности для разных частот. Наличие фона и возрастание искажений сначала на низких частотах свидетельствует о недостаточной мощности блока питания.
Третий график показывает уровень разделения на выходе цифрового декодера при обработке сигналов Dolby Digital (голубая кривая) и DTS (черная кривая). Для этих графиков лучшим является наибольшее приближение кривой к кругу с расположением меток (розовые квадратики) в середине желтых секторов. В данном примере разделение Dolby Digital и DTS для тыловых каналов приблизительно одинаково, а для фронтальных лучшие показатели — у DTS. Возможны варианты отступлений от круговой формы, при которых не происходит катастрофической потери качества пространственной картины. Например, синхронное и симметричное уменьшение показателей для тыловых или фронтальных каналов. Самое страшное — это резкое относительное уменьшение разделения для какого-то одного канала. В этом случае кажущийся источник звука как бы прилипает к акустике этого канала. Разделение каналов с линейного 5.1-входа, которое показано на этом рисунке красной кривой, принципиально должно быть выше, поскольку в этом случае нет обработки, а только пассивные элементы и коммутация. Однако нередки случаи, когда именно этот график оказывается перекошен. Как правило, это следствие взаимного проникновения сигналов из-за неправильной топологии схемы.