Пора брать!
Проигрыватели DVD — сегодня наиболее успешное изделие бытовой электроники. Аналитики прогнозируют рост продаж на мировом рынке от 49 млн. проигрывателей в 2002 году до 64 млн. в 2004 году.
Отрадно отметить, что среди изготовителей DVD-проигрывателей, представленных на российском рынке, появились и отечественные производители. Правда, это модели в основном начального уровня, но именно благодаря их появлению минимальная цена упала более чем в два раза. Модели за $150–200 — это, как правило, уже продукты именитых производителей. DVD-проигрыватели за $250–300, в зависимости от принадлежности фирмы к тому или иному лагерю (DVD-Аudio или SACD), могут воспроизвести уже и один из этих звуковых форматов. Заметим, что и в нижней ценовой категории появились модели, способные воспроизводить DVD-audio, но только в двухканальном режиме. Если в нашем предыдущем обзоре отмечалось, что абсолютно универсальных моделей, понимающих форматы DVD-Аudio и SACD, нет, то сегодня такие модели предлагают уже несколько фирм. Правда, часто среди них встречаются клоны DVD-проигрывателей Pioneer, и располагаются они в ценовой категории выше $800. Так что многоформатность в отношении высококачественного многоканального звука пока остается прерогативой моделей, относящихся к категории High End.
Кроме сохранения такого деления собственно проигрывателей, необходимо указать на их продвижение в новых измерениях. Сегодня DVD-проигрыватель часто оказывается в компании (в одном корпусе) с другим видеоисточником. На нижнем краю ценового диапазона это комбинация с Hi-Fi-VHS-магнитофоном или плейером, а на верхнем — с HDD-видеомагнитофоном (т.е. со встроенным жестким диском). Дуэт DVD-VHS очень популярен благодаря демократичной цене (не более $300) и возможности смотреть и старые видеокассеты, и новые диски. По данным специалистов, доля таких видеогибридов на российском рынке составляет более 25%. В основном это модели пяти фирм (LG, Samsung, Daewoo, JVC, Sharp), но в ближайшее время могут появиться новые модели еще и от Aiwa, Philips, Sony, Hitachi и Panasonic, которые уже давно присутствуют на европейском рынке. Комбинации DVD с HDD есть также у нескольких производителей, но в России этот класс представляют Samsung и Thomson. И, наконец, появление целого отряда DVD-рекордеров, которые совмещают в себе качество изображения (благодаря формату носителя) и функциональную насыщенность традиционного видеомагнитофона.
Отличительная черта современных моделей — нацеленность на будущие возможности устройств отображения. Простейший видео-ЦАП (10 бит и 13,5 или 27 МГц) сегодня несут на борту только самые дешевые или доживающие свои дни модели. Усилиями производителей микросхем даже для изделий начальной ценовой категории стали доступны видео-ЦАП’ы 12 бит/54 МГц. Например, ставшая уже популярной у китайских, корейских и российских производителей универсальная ИС МТ1379 тайваньской фирмы Mediatek имеет шесть таких ЦАП’ов и обеспечивает прогрессивный выход для двух стандартов. Что касается моделей от $400, то здесь стандартным стало использование ЦАП 12 бит/108 МГц, и уже встречаются отдельные экземпляры с разрядностью 13 и даже 14 бит при частоте дискретизации 108 МГц.
Сегодня все больше моделей проигрывателей во всех ценовых категориях имеют режим прогрессивной развертки, причем не только для NTSC, но и для PAL. Это стало возможным благодаря разработке новых больших микросхем преобразователей цифровых форматов видеосигнала. Наибольшее распространение получил алгоритм масштабирования и обработки DCDi, разработанный фирмой Faroudja.
Конструкция
В силу идеологии, заложенной в DVD (основное — это его универсальность и многоцелевое использование), наблюдается всеобщая унификация DVD-приводов: одни и те же механизмы используются и в бытовых проигрывателях, и в персональных компьютерах. Упоминание о специальных усовершенствованиях встречаются только у самых дорогих моделей. Вместе с тем при описании последних моделей проигрывателей разговор идет уже о DVD-приводах шестого поколения. Возможности чтения тех или иных дисков определяются конструкцией лазерной головки. Для качественного считывания информации, например, с CD и с DVD нужны лазеры с разной длиной волны. С другой стороны, все большее распространение получают записываемые CD и DVD. И если CD-R/RW сегодня читают практически все проигрыватели, то положение с DVD не так однозначно. Причем в этом случае основной является проблема физической совместимости форматов, которых на сегодня пять: DVD-RAM, DVD-R/RW и DVD+R/RW. В первую очередь, это возможность считывания информации с дисков, которые имеют значительно меньшее отражение, чем DVD заводского изготовления. Вторая проблема — разная структура записи на поверхности диска и как следствие — разные алгоритмы слежения за дорожкой. На сегодня абсолютно универсальными в этом смысле являются только единичные модели компьютерных DVD-приводов. Среди изготовителей бытовых проигрывателей пока нет единого подхода, хотя и наблюдаются попытки объединения. Проигрыватели Panasonic, например, воспроизводят DVD-RAM и DVD-R/RW, а Philips и Sony — DVD-R/RW и DVD+R/RW.
Все больше внимания уделяют производители и повышению надежности считывания обычных дисков, имеющих механические дефекты. Чтобы обеспечить безусловное считывание коробленых дисков, головки получили свободу перемещений в третьем измерении. Если раньше отслеживание дорожки велось по радиусу (трекинг) и расстоянию до информационного слоя диска (фокусировка), то теперь головка может еще и наклоняться, отслеживая эксцентриситет и коробление. Практически реализованы разные конструктивные решения системы динамической коррекции считывания, (например, привод Precision Drive 2 у Sony или Rolling Pickup в проигрывателе JVC XVNP1), но все они направлены на повышение надежности получения информации с любых дисков.
Самодеятельная видеосъемка все больше становится цифровой. К традиционным носителям с механическим приводом — магнитной ленте и записываемым DVD — добавляются еще и электронные носители — флэш-карты с записью видео в MPEG4. Новые DVD-проигрыватели примиряют и эти форматы. Например, в проигрывателе JVC XV-NP1 имеется универсальный набор слотов, позволяющий считать с флэш-карты любого из распространенных ныне пяти типов (SD, MMC, Memory Stick, Smart Media, Compact Flash) видео в MPEG4. Также возможно воспроизведение неподвижных изображений и музыкальных программ, записанных на таких карточках. Еще один формат, который напрямую связан с MPEG4, — это созданный в 1999 году DivX. Его основой является алгоритм MPEG4, и он поддерживает разрешение видео до 640х480 и аудиопоток в форматах МР3 и WMA. Притом что запись DivX-видео оказывается очень компактной — одна минута видеозаписи занимает от 1 до 10 Мб, — по качеству изображения этот формат приближается к DVD (720х576), а по занимаемому объему — к VCD (352х240). Создатели оценивают этот формат как самый распространенный (по их данным, во всем мире кодек применяют более 50 млн. пользователей), но до последнего времени его дальнейшее продвижение сдерживало то, что сжатое им видео могло воспроизводиться только на персональном компьютере, с установленным специальным программным обеспечением. Теперь это могут делать и бытовые DVD-проигрыватели. И если первые образцы стоят около $250, то с появлением в конце 2003 года DVD-чипсетов фирмы Cirrus Logic розничная цена универсальных DVD-проигрывателей на их основе вполне может упасть до $150.
Важным при выборе проигрывателя является и подключение к возможным потребителям информации. В зависимости от внутреннего насыщения проигрывателя существенно меняется и набор разъемов, обеспечивающий возможности подключения к внешним устройствам. Минимальный комплект, чаще встречающийся у простых моделей, предусматривает подключение к телевизору по видеовходу (композитному или S-Video), аналоговый стереовыход звука и один цифровой выход звука (оптический или коаксиальный). Встроенный декодер многоканального звука для кино (Dolby Digital, DTS или MPEG) требует наличия еще аналогового выхода 5.1. Иногда выходы фронтальных каналов из этого комплекта совмещаются со стереовыходом (даунмикс для воспроизведения пространственного звучания с помощью внешнего декодера Dolby Pro Logic), но чаще имеются отдельные гнезда для этих каналов. Также выход 5.1 появляется автоматически в проигрывателях, способных воспроизводить в многоканальном режиме SACD или DVD-Audio. Дальнейшее расширение возможностей подключения связано с повышением качества видео: появляются RCA-разъемы для композитного (Y/CB/CR) или SCART для RGB, компьютерный аналоговый для VGA и, наконец, цифровой DVI. Подключение с использованием последнего обеспечивает максимальное качество видео, поскольку используется исходный цифровой сигнал, а все потери, присущие аналоговым видеосигналам после цифроаналогового преобразования, исключаются. То же можно сказать и о передаче в цифровом виде звуковой составляющей по шине i.Link (IEEE 1394).
Функции
Функции проигрывателей напрямую связаны с содержанием DVD и призваны обеспечивать полное его раскрытие при наиболее простой процедуре управления. Остальные традиционные форматы (CD, Video CD и т.д.) являются вспомогательными, и возможности при их воспроизведении ограничены. Можно отметить только повсеместное наличие PBC (управление воспроизведением) при проигрывании Video CD, дающие удобство поиска сцены, сравнимое с выбором эпизода из меню DVD. Принципиально новое в последних моделях DVD-проигрывателей — это воспроизведение все возрастающего числа форматов. В частности, еще недавно воспроизведение МР3 считалось необязательным. Ныне не только это, но и WMA, JPEG, Kodak Photo CD не воспроизводят лишь единицы. В последних моделях и для новых форматов возможности графического интерфейса (интерактивное экранное меню) существенно расширяются. Из нового на фронте видео отметим появление проигрывателей, воспроизводящих записи в MPEG4 в DivX. Однако в отношении этого формата есть ограничения на воспроизведение записей в кодеках ранних версий, что связано с программной прошивкой декодера. Как правило, изготовители оговаривают возможность воспроизведения для версий 4.0 и выше.
В моделях первых поколений производители при реализации функций закладывались не только на их максимальный возможный объем с точки зрения содержания DVD, но придумывали свои оригинальные. Тут уместно вспомнить такую, например, функцию проигрывателей Pioneer, как CONDITION MEMORY — запоминание установок и положений регулировок для нескольких DVD. Заметим, что некоторые функции постепенно исчезают, и не только из простых моделей. Например, воспроизведение по программе, столь обязательное во времена безраздельного царствования CD, сейчас часто отсутствует: фильм смотреть кусочками просто неинтересно. Но зато повторить заинтриговавший эпизод (повтор А–В) может практически каждый проигрыватель. Вместе с тем воспроизведение в случайном порядке звуковых МР3- или WMA-файлов также всегда присутствует. Конечно, в том случае, если программирование для чисто звукового диска осталось, то требуется включать телевизор, поскольку выбор режима воспроизведения и само программирование возможны только через экранное меню.
Используемая в электронных блоках проигрывателей элементная база для обработки изображения позволяет относительно просто реализовывать увеличение изображения (ZOOM) в реальном времени. Таким образом, можно избавиться от неиспользуемых (темных) частей на экране при несовпадении формата записи и экрана. Что касается стоп-кадра, то при его увеличении возможно подвигать изображение, чтобы внимательнее его рассмотреть. Однако чрезмерное увеличение пока не дает желаемого результата, поскольку сопровождается неизбежным снижением четкости и проявлением артефактов цифровой обработки. Ряд производителей предлагает в своих моделях также вывод последовательности кадров в виде мульти-PIP — режим стробоскопа.
Приближение эры телевидения высокой четкости ощущается по появлению во все большем числе моделей возможности прогрессивной развертки, причем не только для NTSC, но уже и для PAL. Впрочем, имея старый телевизор, не поддерживающий режим прогрессивной развертки, всех преимуществ такого изображения оценить невозможно.
В относительно простых моделях проигрывателей, которые не имеют встроенного декодера многоканального звука (для видеозаписей), часто предусматривается режим виртуального пространственного звучания, позволяющий получить приближенное представление о многоканальном звуковом сопровождении с помощью только двух фронтальных каналов. Иногда к этим двум каналам добавляется еще и отключаемый по желанию канал сабвуфера.
Меньше всего изменения коснулись функций активизации специфических возможностей, предусмотренных стандартом на DVD. Поэтому практически всегда оперативно доступны выбор языка звукового сопровождения, титров и ракурса изображения.
Обязательной является функция RESUME — возобновление воспроизведения с того места, на котором оно было приостановлено. Как правило, это доступно только для одного диска, но во все большем числе моделей автоматически запоминается место остановки для пяти, тридцати или даже сотни дисков.
Управление
Общие принципы управления DVD-проигрывателями связаны с возможностями дисков и их (дисков) большим разнообразием. Особенности — это подход фирмы и акцент на конкретный вариант исполнения и антуража вокруг предоставляемой функции. Однако сегодня установился некий стандарт для моделей разных ценовых категорий. Отличия в управлении видео связаны в основном с наличием или отсутствием прогрессивной развертки и связанной с этим возможностью выбора типа видеосигнала на выходе. Для продвинутых моделей для аналогового видеовыхода предусмотрены регулировки параметров (иногда более десятка) видеосигнала или фиксированные предустановки, предназначенные для конкретного типа устройства отображения (кинескоп, ЖК или плазменная панель, видеопроектор). Управление звуком — это выбор типа цифрового выхода и регулировка параметров аналоговых выходов в многоканальном режиме. Из последних достижений отметим появление в универсальных проигрывателях возможности управления при работе в многоканальном режиме воспроизведением низких частот (BASS MANEDGMENT) не только для SACD (что было реализовано уже в первых многоканальных SACD-проигрывателях), но и для DVD-Audio.
Для ориентированных на высококачественное воспроизведение звука DVD-проигрывателей уже стало обычным отключение неиспользуемых при этом цифровых цепей, работа которых может стать причиной нежелательных помех. Так при использовании многоканального аналогового выхода звука могут отключаться цифровые аудиовыходы, все видеовыходы и собственный дисплей.
Более дружественными стали и режимы просмотра или прослушивания различных компьютерных форматов, которые стали понятны большинству моделей современных DVD-проигрывателей. Так, при воспроизведении фотоизображений JPEG предлагается меню с предварительной ознакомительной выкладкой содержания альбомов. Но в отличие от режима DIGEST для DVD, когда в виде мульти-PIP выкладывается девять изображений, для изображений в JPEG общепринято шесть. Листая альбомы, можно выбрать или конкретное изображение, или перейти в режим слайд-шоу с дискретно регулируемой длительностью показа каждого изображения.
В моделях предыдущего поколения отображение (по вызову) при воспроизведении такой информации, как скорость потока данных (для DVD), можно было расценивать как признак технической оснащенности с не вполне понятной ценностью. Сегодня экранное окно с полной выкладкой информации о воспроизводимом файле (MP3, JPEG, MPEG4 и т.д.) часто просто необходимо для правильного его воспроизведения.
Производители тщательно отрабатывают алгоритм начальной установки, и пользователю часто предоставляется возможность выбора режима в зависимости от уровня его подготовки и вовлеченности. Простой вариант позволяет, не вникая в тонкости процесса, а пользуясь только подсказками интерактивного экранного меню, ответить на простые вопросы и быстро покончить с настройками. Те, кто не хочет ограничиться стандартными решениями, вправе осмысленно пройти весь путь самостоятельно, используя стандартное меню установок.
Для DVD-проигрывателя, который предназначен для видео и требует экрана, основным является управление не с передней панели, а с пульта ДУ. Поэтому очень небольшое количество современных моделей имеет возможность вызова меню начальных установок или навигации по диску собственно с проигрывателя: у большинства все это доступно только с пульта. Можно спорить об удобстве тех или иных реализаций пультов, но отличия проявляющиеся в их организации (расположение кнопок, название режимов и т.д.) явно видны только в сравнении. Как показывает практика тестирования, эти различия не столь существенны и нивелируются в процессе эксплуатации. Значительно более существенным для них является возможность управления другими компонентами и в первую очередь телевизорами разных производителей. Хотя можно предположить, что основным в домашнем кинотеатре будет все же универсальный (программируемый или обучаемый) пульт ДУ AV-ресивера. В этом свете основное, что требуется от пульта проигрывателя, — быстрая понятная и удобная навигация по меню установок.
Управление во время воспроизведения видеофильмов с DVD выполняется по двум схемам. Простейший вариант — это вызов одной или нескольких информационных строк состояний. Пользователь имеет полное представление о текущих установках, но чтобы изменить их, вынужден останавливать воспроизведение. При этом имеет возможность прямого оперативного доступа с пульта ДУ к основным параметрам (выбор языка, ракурса, системы выходного видеосигнала, виртуальному пространственному звучанию и т.п.). Более интересно, и представляется, что и более удобно, — управление с помощью интерактивного графического экранного меню (GUI), при навигации по которому каждая функция не только отображается, но и активизируется.
Еще одна специфическая особенность управления, которая непременно пригодится в домашнем кинотеатре, — это уменьшение или полное отключение собственного дисплея проигрывателя при воспроизведении DVD. Тут встречаются варианты принудительного выбора яркости свечения или автоматическое его выключение при переходе в режим воспроизведения видео.
Взгляд в завтра
Появление проигрывателей, способных воспроизводить всевозрастающее число форматов (сегодня практически обязательными стали неподвижные изображения в формате JPEG и звуковые файлы WMA), — физическое проявление универсальности. Отметим, что появление проигрывателей понимающих и такой компьютерный формат, как MPEG4, — явное свидетельство победы алгебры над гармонией, одновременно говорит о приближающемся конце DVD первого поколения. Производители уже компенсировали все свои издержки на доводку идеи до серийных изделий и могут позволить себе снижать цену. Одновременно основные силы разработчиков направлены на покорение новой вершины — HD-DVD (дисков высокой четкости). И тут для считывания и обработки существенно больших потоков информации потребуются коротковолновые (сине-фиолетовые) лазеры и новые мощные процессоры. Так что все свидетельствует — появление нового поколения DVD-проигрывателей (в мировом масштабе) неизбежно. И можно предположить, что следующий обзор через пару лет будет уже полностью посвящен именно таким моделям. Но, с другой стороны, учитывая медленное развитие телевещания в нашей стране (до сих пор нет даже простого стереосопровождения хотя бы на музыкальных каналах), ожидать массового прорыва в HD-область все же не приходится.