Мебель для аппаратуры
Сегодня поговорим о том, «на чем стоит и стоять будет» аппаратура домашнего AV-комплекса. Специальные стойки и мебель для аппаратуры (профессионалы называют их «рэками», Racks) появились не сегодня. Со времен всеобщего увлечения грампластинками, например, всегда остро стоял вопрос надежной виброизоляции проигрывателей виниловых дисков. Жесткие требования предъявлялись и к размещению раскаленных ламповых усилителей. Типичная проблема — аккуратное содержание домашней фонотеки (пластинки, кассеты, магнитофонные ленты)… С тех пор жизнь и аппаратура здорово изменились. Все реже мы задумываемся, как и где будет стоять новенький DVD-плейер, мало кому приходит в голову заменить старую телевизионную тумбу на нечто специальное или отвести под компакт-диски оригинальную стойку. Однако, на наш взгляд, грамотный подход к построению домашней AV-системы неизбежно приводит к необходимости приобретения специальной мебели и атрибутов, разработанных не только в соответствии с последними течениями в области дизайна домашних интерьеров, но — по законам и требованиям, которые продиктованы особенностями современной аппаратуры.
Классификация
Для простоты все это хозяйство можно условно поделить на пять достаточно самостоятельных групп: стойки для громкоговорителей (Speaker Stands), подставки для размещения блочной Hi-Fi-аппаратуры (Hi-Fi-Audio Racks), телевизионные тумбы-подставки (AV Racks, TV/Video Racks, TV-Stands), полки и стойки для дисков (CD/DVD Racks), разнообразные кронштейны и монтажная фурнитура. Назначение и роль перечисленных изделий в домашнем AV-комплексе существенно отличаются. Однако по типам применяемых материалов, технологии изготовления и дизайнерским особенностям вся эта спецпродукция имеет много общего, поэтому мы сочли возможным рассказать о них в одной статье.
Аппаратурные стойки и подставки принято делить на телевизионные, для домашнего театра и для Hi-Fi-аппаратуры. В чем заключаются их главные отличия, догадаться нетрудно: поскольку хай-файные не предназначены для установки телевизора, они делаются заметно уже (как правило, ширина полок в таких стойках составляет около 0,5 м). Подставки для систем домашнего кинотеатра отличаются от чисто телевизионных наличием дополнительных полок, где можно разместить громкоговоритель центрального канала, DVD-проигрыватель, AV-ресивер… Есть и комбинированные подставки (Audio/TV/Video Racks), которые можно использовать для расширенной конфигурации AV-комплекса. Стенды для громкоговорителей (Speaker Stands), как ясно из названия, пригодятся в том случае, если предполагается использовать акустические системы полочного типа (Bookshelf) в стереокомплексе или в домашнем кинотеатре.
Надо сказать, что каждая из обозначенных выше групп стоек и стендов может быть разбита на свои ценовые категории. Почти так же, как и в аппаратурном мире, фирмы-изготовители AV-фурнитуры подразделяются на тех, кто в основном выпускает вполне демократичную по цене продукцию, и — приверженцев дорогих решений. Для ориентировки приведем диапазоны цен, в которые укладывается большая часть представленного в России ассортимента (речь идет о средних значениях, поэтому возможны существенные отклонения как в плюс, так и в минус):
— стойки для громкоговорителей (Speaker Stands) — $50–250;
— подставки для блочной Hi-Fi-аппаратуры (Hi-Fi-Audio Racks) — $100–500;
— телевизионные тумбы-подставки (TV-Stands, AV Racks, TV/Video Racks,) — $200–1000;
— полки и стойки для дисков (CD/ DVD Racks) — $50–300;
— кронштейны и монтажная фурнитура — $20–100.
Какой высоты должны быть стойки?
Стойки для АС лучше подбирать под уже имеющиеся колонки, учитывая при этом несколько моментов (масса, размеры АС, расположение высокочастотного излучателя). Наиболее важный параметр — высота стенда. Она выбирается исходя из условия, при котором ось твитера находится на уровне ушей сидящего слушателя. Почему до оси твитера? Высокочастотное излучение характеризуется наибольшей направленностью, и отклонения от оси ВЧ-динамика наиболее ощутимы. Реальная высота может несколько отличаться от оптимальной, насколько — зависит от остроты диаграммы направленности колонки в вертикальной плоскости. Это требование касается полочных АС для стереосистемы или фронтальной акустики домашнего театра. Тыловые громкоговорители предпочтительнее располагать несколько выше (на 0,3–0,6 м) указанного уровня. Для точной подстройки высоты тыловой акустики выпускаются стойки с регулировкой высоты установки колонок. Это могут быть либо телескопические устройства, либо «лифтовые», где полка смещается по стойкам опор (как лифт). Наиболее доступны по цене стенды фиксированной высоты. Как правило, фирмы-изготовители предлагают на выбор модели с типоразмерами (в дюймах) 24, 30, 43, 60…
Желательно, чтобы телевизор, точнее — центр его экрана, располагался примерно на уровне глаз сидящего напротив зрителя. Ясно, что здесь из-за необходимости соблюдать санитарно-гигиенические рекомендации большого разброса в размерах разных моделей не бывает. К подставкам для аудиоаппаратуры каких-либо особых требований по высоте не выдвигается. Однако если учесть, что в состав компонентной стереофонической Hi-Fi-системы может входить минимум пара блоков высотой 100–150 мм (CD-проигрыватель и стереоусилитель), а серьезно оснащенный аудиокомплекс — это уже 5–7, а то и более блоков, общая высота стойки определяется количеством полок и может составлять от 400 до 1200 мм… Здесь стоит упомянуть, что для обеспечения щадящего теплового режима работающей аппаратуры желательно выбирать высоту полок побольше (так легче организовать естественное охлаждение конвекцией).
Используемые материалы
При выборе материалов, кроме обеспечения необходимой прочности, главное внимание, естественно, уделяется эстетике. Одним из наиболее эффектных материалов является особо прочное стекло. В большинстве случаев используется специальное стекло толщиной 10–20 мм. Например, при толщине стеклянной полки 20 мм допустимая нагрузка (суммарная масса аппаратуры, которую можно поставить на одну полку) может составлять 100 кг! Надо сказать, что этот конструкционный материал используется очень многими фирмами. Прозрачное стекло позволяет использовать оригинальные подсветки (все это выглядит действительно сказочно), но все же определенная осторожность не помешает... Надо заметить, что прозрачные пластмассы или оргстекло практически не находят применения, поскольку их поверхность быстро утрачивает внешнюю привлекательность (царапины, микротрещины и т.п.).
Наиболее распространенным материалом для стоек и стендов является металл. В основном это сталь (в отдельных случаях — нержавеющая). Достаточно широко используется алюминий или его сплавы. Очень распространены ДСП и MDF благодаря хорошим вибропоглощающим свойствам и невысокой стоимости. Есть и композитные конструкции, например, панели из прочной MDF, обшитой фанерой из древесины твердых пород (натуральный бук). Собственно цельное дерево применяется заметно реже (обычно — в виде шпонов для отделки). Находят применение даже экзотические материалы, например, мрамор, гранитные плиты и другая экзотика, но это — принадлежность эксклюзивных моделей.
Стойки против вибраций
Высокочастотные вибрации, ударные нагрузки и даже относительно плавные НЧ-колебания — враги любой аппаратуры. Для борьбы с ними при разработке стоек и стендов инженеры используют различные конструктивные решения, которые порой служат предметом патентования. За исключением типичных металлоконструкций (профили, трубы и т.п.), большинство вышеназванных материалов неплохо поглощают вибрации. Металлические элементы конструкций проводят звуковые колебания и могут иметь собственные резонансные частоты в слышимой области (всем известно, что стальной профиль звенит). Иной раз попадаются стойки для колонок, в которых металлические опоры между полками здорово «поют», поэтому разработчики тратят массу усилий, чтобы задемпфировать конструкцию. Как это делается? Наиболее просто и вместе с тем достаточно эффективно работает так называемое пассивное демпфирование (по науке — «внесение потерь с целью ускорения затухания свободных колебаний»). Наверное, многие обращали внимание, что кусок трубы, металлический лист или хрустальный бокал хорошо звенят, если их подвесить на веревочке или держать за самый краешек. Но стоит, например, охватить рукой весь бокал — время и сила звучания резко упадут. Рука демпфирует колебания, отбирая у них энергию. Как правило, качеству демпфирования больше уделяется внимания в акустических стендах и Hi-Fi-стойках. Роль демпфера обычно выполняет засыпка полостей песком или другим сыпучим материалом (например, дробью). Конечно, засыпка возможна, если стойка имеет к этому «предрасположенность», другими словами, если разработчики специально об этом позаботились. Задемпфировать плоские поверхности несколько сложнее; один из способов — это нанесение специальных вязких покрытий (резиноподобные массы, мастики и прочее). Последнее в домашних стойках применяется редко, так как эстетика не должна страдать. Альтернатива — «бутерброд» из металла и, допустим, МДФ. Склеенные вместе или скрепленные винтами (шурупами, заклепками и т.п.) конструкции переизлучают паразитный звук очень слабо.
В акустических стойках для засыпки часто используют трубчатые опоры (трубы обычно имеют диаметр 50 мм и более). В опорах небольших сечений засыпку почти не применяют, так как излучательная поверхность тонких профилей мала. Однако с точки зрения теории даже тонкие опоры — это элемент связи между двумя излучателями (верхней и нижней пластинами), и их, по идее, также надо демпфировать. Сделать это бывает не всегда просто, поскольку часто нет доступа внутрь профиля. Применение засыпки имеет еще одно немаловажное значение: увеличение массы и повышение устойчивости конструкции в целом. Кстати, в некоторых случаях, для повышения устойчивости можно применить гибридную засыпку. Чтобы сместить центр тяжести вниз, сначала надо засыпать дробь, а потом — песок.
Параллельно с подавлением вибраций в элементах стоек принимаются меры, чтобы паразитные колебания не проникли в подставку. Для этого применяются виброизоляция (силиконовые прокладки) или элементы виброразвязки (металлические шипы). Вместо виброизолирующих ножек в подставках для телевизоров, например, часто используются поворотные колесики (обратите внимание, чтобы они имели «тормоза»: обычно фиксацию делают для колес с лицевой стороны). С прокладками, обладающими высокой вязкостью, все ясно. А как работают стальные шипы? Если колебания распространяются от острия шипа к его основанию, то амплитуда вибраций уменьшается, причем снижение амплитуды зависит от отношения входной (острие шипа) и выходной площадей (основание шипа). Поэтому шипы делают очень острыми. Надо помнить, что острый шип, вдавливаясь в пол, увеличивает площадь контакта (площадь, воспринимающую вибрации пола), и виброизоляция падает. Чтобы не портить пол и сохранить эффективность шипа, его опирают на специальную металлическую лунку-опору. Благодаря простоте конструкции и высокой эффективности шипы находят очень широкое применение в стойках различного назначения и разных ценовых категорий. Еще один плюс — возможность использовать опорные шипы для горизонтирования поверхности стойки. С этой целью все шипы имеют резьбу и контргайки. Заметим, что изолируют не только целиком всю стойку, но и отдельные полки.
Встречаются и другие виды виброизолирующих конструкций. Например, фирма Finite Elemente предлагает оригинальную разработку под названием Ceraball. Новинка представляет собой опорные элементы, которые устанавливаются непосредственно под проигрыватель или усилитель. Внутри нее — специальный керамический шарик, принимающий на себя колебания, и прокладка из эластомера, гасящая эти колебания. Основание и верхняя часть Ceraball выполнены из алюминия (комплект из 4 опор — $150). Упомянутая фирма при содействии специалистов Дортмундского университета для нейтрализации резонансов в стойках Pagode применяет математически точно просчитанные элементы Resonator. Каждая деревянная рамка снабжена четырьмя резонаторами для гашения свободных колебаний. Resonator — миниатюрный компонент, значение собственной частоты которого может быть выбрано из ряда 107, 213… 1133 Гц. С его помощью гасятся вибрации, возникающие в системе под воздействием шумов различного происхождения. Основная доля кинетической энергии самовозбуждения (от 70% до 90%) преобразуется в тепло. Есть в продаже и экзотические виброизолирующие платформы на магнитной подушке, но стоимость этих чудес техники зашкаливает…
Скрытая проводка
Как поступить с паутиной коммутационных проводов и кабелей? Как развести сетевые и сигнальные линии? Вопрос не праздный, если учесть, что количество только совершенно необходимых проводов в типичной системе домашнего театра превышает десяток! К сожалению, даже специализированные фирмы, выпускающие стенды и стойки, не всегда обращают внимание на эту «мелочь». Что они предлагают? Распространенный вариант — пропустить кабели через полости трубчатых опор. Часто при организации внешней проводки на помощь приходят всевозможные прищепки, фиксаторы и держатели. Достаточно популярны дополнительные (декоративные) каналы в виде спирали из проволоки или жесткой пластмассы. Еще раз напомним, что в любом случае желательно разделить акустические, межблочные и особенно сетевые кабели по отдельным каналам.
Готовое решение или «конструктор»?
Стойки поставляются целиком или частично собранными либо как набор деталей, предназначенных для сборки в домашних условиях. Последние удобнее в перевозке, так как занимают меньше места, но со сборкой порой приходится повозиться. Обычно в комплект входят крепежные элементы и элементарный инструмент (специальные ключи), но часто бывает полезным иметь под рукой и отвертки, и плоскогубцы, и напильник (иногда приходится подправить резьбовой заход, снять заусеницы и т.п.).
Конструкции стендов и стоек традиционны: вертикальные опоры, между ними — полки. Однако встречаются совершенно оригинальные модели. Упомянем, например, Spider (паук) от Finite Elemente, где полка в привычном понимании отсутствует: вместо нее перекладины. В зависимости от комплектации и размеров цена модели колеблется от $460 до $2100.
Стойки и подставки по праву становятся частью современного интерьера, и производители всеми силами стремятся привлечь покупателя к собственной продукции. Например, фирма Schroers&Schroers разработала специальную систему подсветки, которая акцентирует внимание на архитектуре изделий. Система состоит из ламп-перекладин, расположенных у задних кромок стеклянных полок. Учитывая, что торцы идеально отполированы, эффект получается великолепный. Заметим, что стоимость комплекта для подсветки составляет $200–300.
Специальные технологические приемы и разные дизайнерские подходы к проектированию рождают товарное разнообразие: монументальные и ажурные, легкие и неподъемные, стильные и классические конструкции могут стоить и $150, и $1500… Несколько индустриально выглядит дизайн стоек Sound Organisation и Sound Style. Основной материал — металлические крашеные пластины и стекло. Напротив, очень по-домашнему уютны стойки Aavik (используется натуральный шпон). Элегантные решения предлагают Apollo, Atacama, Empire… Подобный подход к оформлению позволяет оттенить собственно вид высококлассной аппаратуры. Несколько разнообразит внешний вид стойки наклон опор; этот прием используют многие фирмы. Классический пример — подставка для телевизора Lambda немецкой фирмы Schroers&Schroers. Аналогичные приемы плюс деревянные конструкции дают очень интересный результат. Здесь надо упомянуть, что наиболее дорогие решения — из стекла и натуральных материалов (камень, шпон ценных пород дерева).
Хочется отметить, что и отечественная промышленность в этом секторе рынка в последние годы составляет серьезную конкуренцию импортной продукции. Отметим новаторские работы и авторский дизайн компании Art Mechanic Group (AMG). Многие специализированные салоны продают изделия довольно известной нижегородской фирмы «Металлдизайн» (MD). Стойки под маркой MD пользуются немалой популярностью благодаря относительно невысокой цене и качеству используемых материалов (хромированный или крашеный порошковыми красками металл в сочетании со стеклом). Неплохо зарекомендовала себя и продукция компании Yaroslav.
Некоторые фирмы предлагают для блочной аппаратуры элегантные стойки, которые по конструкции напоминают «спикерстенды»: одна полка на ноге-опоре (например, Solo Light от компании Spectral). При установке аппаратуры на такие подставки бывает полезно усилить внимание к устойчивости, и вопреки логике наиболее тяжелый (и горячий!) усилитель придется установить в самом низу. Ясно, что такие стойки лучше использовать с маломощной аппаратурой (она легче и, как правило, греется меньше). Хорошо здесь будут себя чувствовать, например, цифровые усилители.
Немаловажное значение имеет возможность регулировки высоты полок. Есть конструкции, в которых для этого надо откручивать винты и гайки, где-то достаточно переставить удерживающие кронштейны. Очень просто решила эту проблему немецкая Li Ko Design: в боковых опорах сделан ряд прорезей, которые ко всему удачно вписаны в общий дизайн как своеобразный элемент декора. Li Ko Design в своих творениях использует натуральный камень, кварцевое стекло, металл с прецизионной обработкой и даже подсветку с плавной регулировкой. Ясно, что даже самые дешевые стойки этой фирмы нельзя назвать доступными по цене (изделия с применением натурального камня стоят $2500). Но разве любимая аппаратура, которая обошлась не в одну тысячу долларов, не достойна адекватного отношения?