Выставки

ТЕЛЕВИДЕНИЕ, КОТОРОЕ БУДЕТ

На открытии выставки прошел круглыи? стол, где обсуждалось будущее цифрового телевидения в России. Из важного: в прошлом году окончательно было решено развивать стандарт DVB-T2, кроме того, уже построены сети в 12 и модернизированы в 27 субъектах РФ. Далее шел разговор об особенностях лицензирования и других юридических тонкостях для вещателеи?, связанных с нашим отечественным законодательством, но об этом я не буду рассказывать. Всех интересующихся отсылаю к официальному саи?ту выставки cstb.ru, где есть вся необходимая информация. Нашим же читателям предлагаю обзор двух выступлении? на конференции, которая проходила в рамках международнои? выставки.
   

Марк Джеи?кобс, продюсер академии BBC, рассказал об опыте британского вещателя в съемке и трансляции 3D-контента. Компания однои? из первых начала экспериментировать со стереоскопическим контентом, на ее счету уже немало съемок в этом формате. Марк отметил, что количество моделеи? видеокамер разного формата для профессиональнои? 3D-съемки значительно выросло, фактически телекомпании могут приступать к стереосъемкам хоть сегодня. Однако это требует дополнительных затрат. И не только на новое оборудование, придется ввести еще две должности: стереографер (Stereographer) и стереосовместитель (Convergence puller). Первыи? еще перед съемкои? прорисовывает карту глубины, где и как должны располагаться объекты. Второи? занимается сведением камер (рассчитывает расстояние между объективами) для правильного достижения этои? самои? карты глубины. Ведь какая есть особенность? Существует негативныи? параллакс, когда объект выдвигается из плоскости экрана, и позитивныи? — внутри экрана. Негативныи? режиссеры предпочитают не использовать, потому что картинка слишком сильно «раздваивается» и многие зрители испытывают дискомфорт. Но при этом для домашнего просмотра следует использовать большую глубину (и даже небольшои? негативныи? параллакс), так как экран не настолько велик и стереоэффект кажется меньше.
   

Еще один интересныи? проект, которым поделился Марк Джеи?кобс, относится к опыту прямого вещания телешоу в 3D. 17 декабря прошлого года компания BBC показала финал девятого сезона популярнои? программы «Strictly Come Dancing» (русскии? аналог — «Танцы со звездами») по HD-каналу BBC HD, на своем саи?те через iPlayer (оригинальная технология вещания в сети от BBC), а также сразу в 18 кинотеатрах Великобритании в стереоскопическом формате. Прямои? эфир (спутниковая трансляция) велся из Бального зала Блэкпульскои? башни, использовалось восемь различных стереокамер, специально рассчитанных для каждои? позиции. Для BBC это был самыи? крупныи? вещательныи? проект в стерео, общая аудитория составила более 70 тыс. зрителеи?. Естественно, в 2D-формате программу смотрело гораздо большее количество людеи?, но и 70 тыс. для нового формата цифра серьезная. Марк рассказал, что среди пришедших в кинотеатры проводились опросы. Результаты получены следующие: 73% зрителеи? «очень понравилось!», 24 % — «понравилось» и лишь 3 % остались недовольны увиденным. Стоит сказать, что людям пришлась по душе идея сходить в кинотеатр не на показ фильма, а на трансляцию телешоу в прямом эфире. В кинозале царит демократичная атмосфера, можно общаться и даже кричать, поддерживая кумира.
   

Следующее интересное выступление Яны Бельскои?, программного директора оператора спутникового телевидения «Орион Экспресс», было посвящено ситуации с HDи 3D-телевидением в России. Всего в мире насчитывается около 700 HD-телеканалов, в России вещают только 30, потому что, как известно, дело это недешевое. Примерные затраты таковы: 3 млн долл. в год — телепроизводство, 700 тыс. долл. — спутниковая емкость, и даже если вещать зарубежные программы, их локализация будет стоить от 300 тыс. долл. в год. Сюда же нужно добавить расходы на дистрибьюцию и маркетинг.
   Яна представила исследование, которое они проводили в июле 2011 года. Исходя из него, в Европе примерно на 117 млн домохозяи?ств с HDтелевизорами приходится 16 млн подписчиков HD-пакетов телепрограмм (13,8 %). В России, конечно, цифры получаются совсем приблизительными из-за закрытои? политики компании?. Статистика по нашеи? стране выглядит так: на 10 млн домов с HD-телевизорами приходится примерно 110 тыс. подписчиков HD-телеканалов. Это около 1,1 %. Как заметила Яна Бельская: «На уровне статистическои? погрешности». Сюда не входят подписчики, получающие HD-каналы в рамках бесплатного базового пакета («ТВ Дождь», «Коммерсантъ ТВ»), но они не являются показательными, так как особых выгод именно от HD-качества картинки зритель тут не увидит. «Когда мы считали эти 110 тыс. абонентов, там есть несколько операторов, у которых два абонента, пять абонентов», — поделилась Яна. Кстати, чтобы осознать всю пропасть, разделяющую наше телевидение и зарубежное: в США 75,5 млн подписчиков HDпакетов, практически 2/3 всех домохозяи?ств.
   Яна Бельская назвала несколько тормозов развития HD-телевидения в России. Первыи? — необразованныи? потребитель. Люди, покупающие HD-телевизоры (а сегодня другои? купить невозможно), просто не знают, что такое HD. Их вполне устраивает то качество картинки, которое есть, оно ничем не отличается от прежнего. Покупатели просто не знают, что телевизор сегодня способен на большее. Второи? — телеканалы не готовы оплачивать доставку (тот самыи? спутниковыи? трафик), она стоит в четыре раза дороже, чем доставка SD-канала. Третии? — сами HD-каналы показывают очень мало программ, которые стоило бы смотреть в HD. Часто бывает, что изначальная съемка в SD попросту масштабируется до HD-разрешения. Оператору сложно получить только HD-версию, студии предлагают их в пакете с SD. Но только за повышенное качество никто не готов платить в несколько раз дороже. В идеале в HD-пакете должны предлагаться оригинальные каналы, которые не вещают в стандартном пакете. И еще одного конкурента называет Яна Бельская: «Главное, ради чего смотрят телевидение высокои? четкости, это кино, спорт. И все это есть на торрентах, бесплатно, много и на выбор».
   Ситуация с 3D еще более плачевная. В России есть только два 3D-телеканала, об их успешности никто даже не шутит. «При всеи? раскрученности 3D как технологии, неудобства трехмерного телевидения зрители готовы терпеть ради спорта, кино и мультфильмов, а также эротики. Чисто видовые программы выглядят в 3D прекрасно, но не воспринимаются зрителем как повод для трудного телесмотрения, — отмечает Яна. — 3D не предполагает фонового режима просмотра, человек должен постоянно сидеть перед телевизором в очках». Кстати, в декабре прошлого года французскии? телеоператор Canal Plus прекратил вещание своего 3D-канала. После 18 месяцев работы он привлек всего 20 тыс. подписчиков. Однако руководство предполагает, что через несколько лет, когда технологии разовьются, а зритель будет готов за них платить, телеканал вернется в сетку вещателя. В конце выступления Яна Бельская сделала такои? прогноз: 3D-телевидение как минимум 3 года будет оставаться дорогои? игрушкои?, luxury-развлечением, и даже отказ от очков не приведет к взрывному росту подключении? к 3D-каналам. Но отметила, что «рывок будет обязательно и в HD-телевидении, и в 3D. Просто должна накопиться критическая масса, после чего все начнется».
   

3D-ОГРАНИЧЕНИЯ

Когда студии создают 3D-контент, им приходится задумываться и о зрителях, которые не могут смотреть 3D. Есть медицинские противопоказания для людеи?, страдающих стробизмом (косоглазием), анизометропиеи? (различнои? рефракциеи? обоих глаз), монозрением, стереослепотои?, нарушением зрения одного из глаз. Таких людеи? насчитывается около 4,5—8% по всему миру. Еще сложнее ситуация с теми, кто испытывает дискомфорт от просмотра 3D. А это декомпенсированная гетерофория (глазные яблоки отклонены от параллельных осеи?) и некорректируемые рефракционные нарушения зрения, которые можно диагностировать у многих людеи? пожилого возраста. По разным исследованиям, зрителеи? с подобными отклонениями от 11 до 30%. Другими словами, чуть ли не треть людеи? не может смотреть 3D по тем или иным причинам.